I am (обсуждение | вклад) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 33 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | [http://www.ourbaku.com/forum/viewtopic.php?f=6&t=31|'''ЗДЕСЬ''' ОБСУЖДАЕТСЯ СТАТЬЯ] | |
+ | == Фидлер Юрий Владимирович – поэт, сатирик, фельетонист, переводчик == | ||
+ | '''''1898-1981'''''<br> | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Фидлер.jpg|центр|300px|<center>Юрий Фидлер</center>]] | ||
<br> | <br> | ||
− | + | Юрий Фидлер родился 29(16) июня 1898 года в Саратове в семье юриста. Его детские годы прошли в Пятигорске, где он жил с родителями. Рано начал писать стихи.<br>Сведений о том, когда и при каких обстоятельствах семья Фидлер переехала в Баку, не сохранилось.<br>Известно, что Юрий Владимирович учился в бакинской гимназии, которую закончил в 1917году.<br>Она находилась на Гимназической улице в центре Баку. | |
+ | |||
− | + | [[Файл:Нина Алексеева.1917 год.jpg|слева|thumb|Нина Алексеева. (Баку.1917)]] | |
+ | <br> В гимназические годы Юрий Владимирович знакомится с Ниной Николаевной Алексеевой (1899-1954) - своей музой, любовью и будущей женой и посвящает ей лирические стихи - "Нине".<br> | ||
− | + | [[Файл:Автограф Юрия Фидлера.jpg|центр|thumb|400px|Автограф стихотворения Фидлера "Нине" (Баку.1917)]] | |
Трудовая деятельность Юрия Владимировича началась с должности счетовода в бакинском промбанке на рубеже 20-х годов. Не оставляя службы, он начинает печататься в бакинских газетах: учавствует в стихотворных конкурсах "Буриме" и выходит победителем: 1 премия и денежное вознаграждение.<br> | Трудовая деятельность Юрия Владимировича началась с должности счетовода в бакинском промбанке на рубеже 20-х годов. Не оставляя службы, он начинает печататься в бакинских газетах: учавствует в стихотворных конкурсах "Буриме" и выходит победителем: 1 премия и денежное вознаграждение.<br> | ||
− | Женится на Нине Николаевне и в январе 1923 года, а затем в декабре 1924 года становится отцом двоих девочек, Киры и Ники.<br> | + | Женится на Нине Николаевне и в январе 1923 года, а затем в декабре 1924 года становится отцом двоих девочек, Киры (17.01.1923 - 30.12.2020) и Ники (8.12.1924 - 6.07.2004)<br> |
− | ( | + | [[Файл:Нина Фидлер с дочками Кирой и Никой,1925 год.jpg|центр|thumb|300px|<center>Нина Фидлер с дочками Кирой и Никой (Баку.1925)</center>]] |
− | |||
− | + | ||
+ | До 1926 года Юрий Владимирович проживал на Коммунистической улице в доме №5, а в 1926 году | ||
+ | молодая семья Фидлер въезжает в новый, построенный для работников Промбанка, дом по улице Свободы, 26 рядом с площадью Свободы, в дальнейшем переименованной в площадь 26 бакинских комиссаров.<br> В этом доме Юрий Владимирович с семьей прожил с 1926 по 1981 год.<br> | ||
− | < | + | <gallery widths="300" heights="250"> |
+ | Файл:Банковский дом 1972.jpg|Дом работников Промбанка на ул. Свободы (Баку.1972) | ||
+ | Файл:Bank house Gauzer.jpg|Дом работников Промбанка (фото Э.Гаузера) | ||
+ | </gallery> | ||
− | + | Конец 20-х - середина 30-х – время первого большого успеха и популярности: Егор Ехидный и Артем Проныра… Под этими псевдонимами Ю.Ф.выступает на страницах бакинских газет и центральных сатирических журналов со стихотворными фельетонами на бытовые и производственные темы, обличая лодырей, прогульщиков, бюрократов и головотяпов, высмеивая пошлость и самомнение, эгоизм и стяжательство. | |
− | < | + | [[Файл:В гостях у Юрия Фидлера 1929 год.jpg|центр|thumb|400px|<center>В гостях у Юрия Фидлера</center>]] |
− | <br> | + | <br>Юрий Владимирович известен и как автор стихотворных реприз,написанных для бакинского молодежного "Театра Агитбригады", с которым он тесно сотрудничает в эти годы.<br> |
− | <br> | + | <br>В декабре 1934 года Ю.Ф.был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и провел в подвале ГПУ более полугода. Одновременно с ним была арестована большая группа бакинской интеллигенции по подозрению в причастности к убийству С.М.Кирова.<br> |
− | <br> Через полгода обвинение с | + | <br>Впоследствии известный бакинский ученый - геолог М. Мовсум-заде, сидевший с Юрием Владимировичем, вспоминал, каким оптимизмом и выдержкой тот обладал, как поддерживал товарищей, читал стихи…<br><br> Через полгода обвинение с Юрия Фидлера было снято и его выпустили.<br> |
С середины 30-х к нему приходит новая волна популярности: он пишет пьесу для детей ,,Буйная ватага", которую ставит Бакинский ТЮЗ, а затем приступает к написанию сценария для одноименного фильма.<br> | С середины 30-х к нему приходит новая волна популярности: он пишет пьесу для детей ,,Буйная ватага", которую ставит Бакинский ТЮЗ, а затем приступает к написанию сценария для одноименного фильма.<br> | ||
− | В съемках "Буйной ватаги", которые проводились в Баку, были заняты не актеры, а обычные ребята, бакинские школьники. | + | В съемках "Буйной ватаги", которые проводились в Баку, были заняты не актеры, а обычные ребята, бакинские школьники. |
− | + | [[Файл:Фидлер фильм 1936 1.jpg|<center>Кадры из фильма по сценарию Ю.Фидлера "Буйная ватага"</center>]] | |
− | |||
− | |||
− | </ | ||
− | |||
− | |||
− | <br> | + | Если у старшего поколения бакинцев был кумир - "Егор Ехидный", и люди открывали газеты, чтобы прочесть его новый фельетон, то бакинские дети знали и любили "дядю Юру"… <br> |
− | + | В военные годы Юрий Владимирович работает в жанре политического фельетона.<br> | |
− | + | [[Файл:Fidler.jpg|400px|center|thumb|<center>"Бакинский рабочий", 1 января 1942г.</center>]] | |
− | + | <blockquote><br> «Его короткие,как автоматная очередь, политические фельетоны били по врагу и всегда попадали в цель",- писал о творчестве Юрия Владимировича поэт А.Плавник. </blockquote> | |
− | + | Объединенные в цикл "Берлин- Москва и обратно", они всегда были любимы читателями и сегодня не устарели. | |
− | + | <gallery widths="300" heights="250"> | |
+ | Файл:Ю.Фидлер.Берлин -Москва и обратно..jpg|Стихи Ю.Фидлера "Берлин-Москва и обратно" (1944) | ||
+ | Файл:Фрицы и Достоевский.jpg|Ю.Фидлер. Фрицы и Достоевский | ||
+ | </gallery> | ||
− | *"Накипь"(1962) | + | В 50-е -70-е годы Юрий Владимирович издает стихотворные сборники: |
− | + | *"Пещерные люди"(1952) | |
− | *"Избранное"(1970) | + | *"Школьные знаменитости"(1954) |
+ | *"Между нами говоря" (1958) | ||
+ | *"Четверка за поведение"(1960) | ||
+ | *"Накипь"(1962) | ||
+ | *"Избранное"(1970) | ||
оставаясь верным сатирической музе и теме "отцов и детей", школе и школьным будням.<br> | оставаясь верным сатирической музе и теме "отцов и детей", школе и школьным будням.<br> | ||
− | + | <br>Его полувековую творческую деятельность невозможно представить без переводов с азербайджанского. Юрий Владимирович переводил стихи и сказки Абдуллы Шаига, басни, сатирические стихи и прозу современных писателей: Хикмета Зия, Рефика Зека, Тофика Муталлибова, Шамседдина Аббасова и других.<br>Книга переводов "Братья–сатирики"(1966) – итог творческого сотрудничества с различными писателями.<br> | |
− | + | Большая дружба связывала Юрия Владимировича с [[Цирк Баку|Азгосцирком]]. Более 30 лет он был бессменным автором стихотворных сценариев для цирковых представлений. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | Большая дружба связывала Юрия Владимировича с Азгосцирком. | ||
− | |||
− | Более 30 лет он был бессменным автором стихотворных сценариев для цирковых представлений. | ||
<br>Помимо литературной деятельности он занимался и увлекался конным спортом: в течение 25 лет был главным судьей на скачках бакинского ипподрома.<br> | <br>Помимо литературной деятельности он занимался и увлекался конным спортом: в течение 25 лет был главным судьей на скачках бакинского ипподрома.<br> | ||
<br>Последняя книга стихов и переводов Юрия Владимировича "За полвека" вышла в свет за год до его кончины, в 1980году. <br> | <br>Последняя книга стихов и переводов Юрия Владимировича "За полвека" вышла в свет за год до его кончины, в 1980году. <br> | ||
− | <blockquote> | + | <blockquote>"…Один из счастливых творческих итогов литературной деятельности Юрия Фидлера состоит в том, что он не только прояснял и защищал лучшие приметы своего времени, осуждая искажающие его черты, но и сумел выразить в сатирических стихах черты своего личного характера, что всегда является признаком неподдельности дарования… Даже в политических его фельетонах больше насмешки, чем злости, больше иронии, чем сарказма. Таков уж характер Юрия Фидлера". (А.Плавник.Предисловие к книге). </blockquote> |
− | "…Один из счастливых творческих итогов литературной деятельности Юрия Фидлера состоит в том, что он не только прояснял и защищал лучшие приметы своего времени, осуждая искажающие его черты, но и сумел выразить в сатирических стихах черты своего личного характера, что всегда является признаком неподдельности дарования… Даже в политических его фельетонах больше насмешки, чем злости, больше иронии, чем сарказма. Таков уж характер Юрия Фидлера". (А.Плавник.Предисловие к книге). | + | |
− | </blockquote> | ||
Ю.Фидлера не стало 14 мая 1981года. <br> | Ю.Фидлера не стало 14 мая 1981года. <br> | ||
<br> | <br> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
<br>Еще одна грань личности Юрия Фидлера - его безграничная любовь к домочадцам, без рассказа о которой трудно считать его биографию завершенной… <br> | <br>Еще одна грань личности Юрия Фидлера - его безграничная любовь к домочадцам, без рассказа о которой трудно считать его биографию завершенной… <br> | ||
− | + | [[Файл:Fidler daughter.jpg|400px|center|thumb|<center>Кира и Ника Фидлер с подружкой</center>]] | |
− | + | Писатель, сатирик, публичный человек, - в семье Юрий Владимирович был "влюбленный Пьеро...." <br>Сама любовь, сама забота, само беспокойство – таковым было его отношение к внучкам: Ирине и Наташе Портновым и Лене Фидлер.<br> | |
− | + | [[Файл:С внучками Аришей, Наташей и Леной в Дубултах.(1963 г.) 1.jpg|слева|thumb|300px|<center>Юрий Фидлер с внучками Аришей, Наташей и Леной (Дубулты.1963)</center>]] | |
− | + | Когда родилась Ирина или Ариша, как называл ее сам дедушка, ему не было и пятидесяти…<br>Первую и нежно любимую внучку он фотографировал с пеленок, завел тетрадь под названием "Ариша", куда записывал все этапы ее роста и развития, ее первые слова и занятные выражения. | |
− | <br> | + | Он провожал и встречал ее из школы, помогал собирать с вечера портфель, гладил пионерский галстук и школьный передник. В детстве Ариша часто болела и привычка прикладывать руку к ее лбу или нащупывать пульс осталась у дедушки надолго. Выражение лица его при этом бывало страдальческим…<br>Он восхищался и восторгался повзрослевшей Аришей, ее красотой и обаянием.<br>Носил при себе ее фотографии, но показывал их только тем, к кому имел особое отношение уважения и доверия: Корнею Чуковскому, Илье Сельвинскому, семье Утесовых, [[Зорин Леонид Генрихович - драматург, прозаик, сценарист|Леониду Зорину]]… С ними он встречался летом в Домах творчества писателей в Переделкино или в Дубултах, в Юрмале, где работал, спасаясь от бакинской жары. |
− | + | [[Файл:Дубулты Фидлер с группой писателей.jpg|thumb|400px|центр|<center>Юрий Фидлер с группой писателей в Дубултах</center>]] | |
− | <br> | + | <br>Когда Ариша готовилась к выпускному вечеру в школе, дедушка прислал ей в подарок из Москвы фантастической красоты белые туфельки на шпильках, в поисках которых принимал участие весь Переделкинский дом во главе с Э.Л. Утесовой.<br>В день рождения Ариши, 8 мая, он исчезал из дому очень рано, а потом возвращался с цветами: чаще всего это были букеты сирени… |
− | Не желая "мириться с подобным безобразием," дедушка картинно вздрагивал и останавливался как вкопанный, ожидая, когда Бубенчик согласится застегнуться на все пуговицы и надеть берет. | + | <br>Нашу младшую сестренку Лену дедушка ежедневно встречал из школы и приводил к нам. Путь от школы до дома был "общеобразовательный" - чтение только что придуманных шуточных стихов, исправление ударений в речи Ленчика-Бубенчика, как он ее называл, а также борьба за "правильный" внешний вид,- тут Лена подыгрывала деду, выбегая со школьного двора в пальто нараспашку и без беретки, спрятанной глубоко в портфеле.<br>Не желая "мириться с подобным безобразием," дедушка картинно вздрагивал и останавливался как вкопанный, ожидая, когда Бубенчик согласится застегнуться на все пуговицы и надеть берет. |
Пока наступал "момент истины", прохожие обращали на них внимание и "спектакль" набирал силу. | Пока наступал "момент истины", прохожие обращали на них внимание и "спектакль" набирал силу. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:С внучкой Леной. Дубулты, 1963 г..jpg|центр|thumb|400px|<center>Юрий Фидлер с внучкой Леной (Дубулты.1963)</center>]] | ||
<br>Несомненно Лене передался артистизм Юрия Фидлера. Не случайно, что сразу после окончания школы, без всякого специального образования, она вышла на сцену бакинского ТЮЗа и стала артисткой.<br> | <br>Несомненно Лене передался артистизм Юрия Фидлера. Не случайно, что сразу после окончания школы, без всякого специального образования, она вышла на сцену бакинского ТЮЗа и стала артисткой.<br> | ||
− | О своем отношении ко мне, Натке или Натику , как он ласково меня называл, дедушка рассказал в стихах "Чудеснице Наташе", подаренных мне после окончания университета и работы по распределению | + | О своем отношении ко мне, Натке или Натику, как он ласково меня называл, дедушка рассказал в стихах "Чудеснице Наташе", подаренных мне после окончания университета и работы по распределению в 1979 году. |
− | |||
− | |||
− | + | <br>Я мелькаю и в его стихотворениях "Для приманки" и "Замкнутый круг" из сборника «Избранное" (1970). | |
− | + | Вообще "стихи и рифмы" очень связывали нас. Дедушка приобщил меня к поэзии рано: лет с восьми он разрешал мне брать свою заветную "Книгу шедевров", которая всегда лежала на его рабочем столе. | |
− | + | Книга эта представляла собой переплетенные тетради, куда дедушка с ранней юности выписывал полюбившиеся ему стихи. <br>"Сусальный ангел" А.Блока, "Сероглазый король" А.Ахматовой, "Концерт Сарасатэ" А.Вертинского, - до сих пор для меня неотделимы от прекрасного почерка деда. <br>Ему нравились моя самостоятельность, серьезность, "вдумчивость",- как он это называл. Возможно поэтому он поручал мне принимать телефонные звонки, пока отдыхал или уходил по делам. | |
− | <br>Захар Яковлевич был непревзойденным автором музыкальных "болванок", которые были необходимы поэту для нахождения правильного стихотворного размера. Смысл слов болванки мог быть абсурдным… <br> | + | Чаще других ему звонил З.Я.Стельник (1915 - 1991), музыкант широкого профиля, музыковед, педагог. С дедушкой их связывала дружба, сотрудничество. Они вместе работали над текстами музыкальных комедий, опер и зачастую это был перевод с азербайджанского. <br>Захар Яковлевич был непревзойденным автором музыкальных "болванок", которые были необходимы поэту для нахождения правильного стихотворного размера. Смысл слов болванки мог быть абсурдным… <br> Никогда не забуду, как позвонил Стельник и коротко, без особых приветствий попросил передать Юрию Владимировичу, что ария Зульфии идет под размером "Разбился горшок о кувшин", а приветственная песня хора -- "Настали дни тревоги на горе Нептун". |
− | |||
− | Никогда не забуду, как позвонил Стельник и коротко, без особых приветствий попросил передать Юрию Владимировичу, что ария Зульфии идет под размером "Разбился горшок о кувшин", а приветственная песня хора -- "Настали дни тревоги на горе Нептун". | ||
Через полчаса появился дедушка и принял мою "телефонограмму", а через час он уже диктовал Стельнику готовый текст арии Зульфии и приветственную песню хора, а "разбитый горшок" и "дни тревоги" превратились, благодаря творческому союзу музыканта и поэта, - "в простые слова объяснений, любви и невзгод"… | Через полчаса появился дедушка и принял мою "телефонограмму", а через час он уже диктовал Стельнику готовый текст арии Зульфии и приветственную песню хора, а "разбитый горшок" и "дни тревоги" превратились, благодаря творческому союзу музыканта и поэта, - "в простые слова объяснений, любви и невзгод"… | ||
Строка 123: | Строка 123: | ||
<br>С той поры все экстремальные обстоятельства нашей жизни обозначаются не иначе, как "Настали дни тревоги на горе Нептун", а менее экстремальные как - "Разбился горшок о кувшин"… | <br>С той поры все экстремальные обстоятельства нашей жизни обозначаются не иначе, как "Настали дни тревоги на горе Нептун", а менее экстремальные как - "Разбился горшок о кувшин"… | ||
− | Предложение внес дедушка, видя ,какое впечатление произвел на меня творческий процесс.<br> | + | Предложение внес дедушка, видя, какое впечатление произвел на меня творческий процесс.<br> |
В нашей жизни было счастливое время, когда мы втроем, Ариша, Лена и я отдыхали вместе с дедушкой в Дубултах, в Юрмале. Он брал на себя и повседневные и дорожные хлопоты, когда мы отправлялись в большое путешествие из Баку в Ригу через Харьков или через Москву и ехали в поезде. | В нашей жизни было счастливое время, когда мы втроем, Ариша, Лена и я отдыхали вместе с дедушкой в Дубултах, в Юрмале. Он брал на себя и повседневные и дорожные хлопоты, когда мы отправлялись в большое путешествие из Баку в Ригу через Харьков или через Москву и ехали в поезде. | ||
Строка 131: | Строка 131: | ||
<br> | <br> | ||
− | + | ===Библиографический перечень произведений Ю.В.Фидлера:=== | |
− | |||
<br><u>''Сатирические стихи''</u><br> | <br><u>''Сатирические стихи''</u><br> | ||
− | |||
*"Пещерные люди". - Азернешер.Баку. 1952<br> | *"Пещерные люди". - Азернешер.Баку. 1952<br> | ||
*"Школьные,, знаменитости". - Детюниздат.1954<br> | *"Школьные,, знаменитости". - Детюниздат.1954<br> | ||
Строка 145: | Строка 143: | ||
<br> <u>''Переводы с азербайджанского''</u><br> | <br> <u>''Переводы с азербайджанского''</u><br> | ||
− | |||
*Абдулла Шаиг.Стихи и сказки. - Детюниздат.Баку.1950<br> | *Абдулла Шаиг.Стихи и сказки. - Детюниздат.Баку.1950<br> | ||
*А.Сейфеддин.Сатирические рассказы. - Азернешер.1959<br> | *А.Сейфеддин.Сатирические рассказы. - Азернешер.1959<br> | ||
Строка 153: | Строка 150: | ||
<br> <br>В библиографический перечень не вошли книги, изданные до 1945 года, и публикации из газет и журналов. | <br> <br>В библиографический перечень не вошли книги, изданные до 1945 года, и публикации из газет и журналов. | ||
− | < | + | ===Фотоальбом семьи Фидлер=== |
+ | <gallery widths="300" heights="250"> | ||
+ | Файл:Ю.Фидлер Много шуму из ничего.jpg|Ю.Фидлер "Много шуму из ничего" | ||
+ | Файл:Юрий Фидлер. Лунное кружево.jpg|Юрий Фидлер. "Лунное кружево" | ||
+ | Файл:Фидлер Переделкино 1.jpg|Юрий Фидлер в Переделкино | ||
+ | Файл:Фидлер Переделкино 2.jpg|Юрий Фидлер в Переделкино | ||
+ | Файл:Фидлер Переделкино 3.jpg|Юрий Фидлер в Переделкино | ||
+ | Файл:15 Юрий Фидлер в Переделкино.jpg|Юрий Фидлер в Переделкино | ||
+ | Файл:8 Юрий Фидлер 1917 год.jpg|Юрий Фидлер(Баку.1917) | ||
+ | Файл:9 Юрий Фидлер 1923 год.jpg|Юрий Фидлер (Баку.1923) | ||
+ | Файл:Егор Ехидный 1929 год.jpg|Егор Ехидный. (Баку.1929) | ||
+ | Файл:11а Юрий Фидлер Портрет.jpg|Юрий Фидлер | ||
+ | Файл:11 Юрий Фидлер с женой Ниной.jpg|Юрий Фидлер с женой Ниной (Баку) | ||
+ | Файл:10 Юрий Фидлер на балконе своего дома по улице Свободы 26.jpg|Юрий Фидлер на балконе своего дома, напротив Клуб 26-ти (Баку) | ||
+ | Файл:12а Нина Фидлер с Кирой и Никой 1926 год, 18 октября.jpg|Нина Фидлер с дочками Кирой<ref>Кира Фидлер (17.1.1923 -30.12.2020)</ref> и Никой. 18 октября 1926 года (Баку) | ||
+ | Файл:12 Юрий Фидлер с Кирой и Никой 1929 год.jpg|Фидлер с дочками Кирой и Никой (Баку.1929) | ||
+ | Файл:13а Кира и Ника Фидлер1930 год.jpg|Кира и Ника Фидлер (Баку.1930) | ||
+ | Файл:13б Кира и Ника Фидлер в Иерусалиме.1994 год.jpg|Кира и Ника Фидлер в Иерусалиме (1994) | ||
+ | Файл:13 Юрий Фидлер с дочерью Кирой на отдыхе в Кратово.jpg|Юрий Фидлер с дочерью Кирой на отдыхе в Кратово | ||
+ | Файл:16 Юрий Фидлер в Переделкино 2.jpg|Юрий Фидлер в Переделкино | ||
+ | Файл:17 Юрий фидлер с женой, дочерьми и внучками Аришей и Наташей.1953 год.jpg|Юрий Фидлер с женой, дочками и внучками Аришей и Наташей (Баку.1953) | ||
+ | Файл:18 Юрий Фидлер с внучкой Аришей. 1950 год.jpg|Юрий Фидлер с внучкой Аришей | ||
+ | Файл:19 Ариша 1960 год.jpg|Ариша (Баку.1960) | ||
+ | Файл:19а Юрий Фидлер с Аришей и Наташей Дубулты.1966 год.jpg|Юрий Фидлер с Аришей и Наташей (Дубулты.1966) | ||
+ | Файл:20 Букет сирени 1967 год.jpg|Букет сирени Ариши (Баку.1967) | ||
+ | Файл:21 Наташа.Дубулты.1966 год.jpg|Наташа Портнова (Дубулты.1966) | ||
+ | Файл:Чудеснице Наташе .Посвящение.jpg|"Чудеснице Наташе". Посвящение (Баку.1975) | ||
+ | Файл:Ю.Фидлер.Для приманки.jpg|"Для приманки" | ||
+ | Файл:1 1 1 Привет Фидлеру от В.Портнова - записка.jpg|Привет Фидлеру от В.Портнова (Баку.1965) | ||
+ | Файл:1 1 Дедушкина записка.jpg|Записка Наташе (Баку.1965) | ||
+ | Файл:1 Дедушкины записки.jpg|Записка Наташе (Баку.1968) | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:Yampolsky Dubulti Fidler.jpg|thumb|center|500px]] | ||
+ | |||
+ | <references/> | ||
+ | |||
+ | © Наталия Портнова | ||
+ | |||
+ | '''© При использовании материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"''(www.ourbaku.com)'' ОБЯЗАТЕЛЬНА!''' | ||
+ | |||
+ | --[[Участник:I am|I am]] 04:14, 13 ноября 2009 (UTC) | ||
[[Category:Все_бакинцы]] [[Category:Репрессированные_бакинцы]] [[Category:Писатели_и_поэты]] | [[Category:Все_бакинцы]] [[Category:Репрессированные_бакинцы]] [[Category:Писатели_и_поэты]] |
ЗДЕСЬ ОБСУЖДАЕТСЯ СТАТЬЯ
1898-1981
Юрий Фидлер родился 29(16) июня 1898 года в Саратове в семье юриста. Его детские годы прошли в Пятигорске, где он жил с родителями. Рано начал писать стихи.
Сведений о том, когда и при каких обстоятельствах семья Фидлер переехала в Баку, не сохранилось.
Известно, что Юрий Владимирович учился в бакинской гимназии, которую закончил в 1917году.
Она находилась на Гимназической улице в центре Баку.
В гимназические годы Юрий Владимирович знакомится с Ниной Николаевной Алексеевой (1899-1954) - своей музой, любовью и будущей женой и посвящает ей лирические стихи - "Нине".
Трудовая деятельность Юрия Владимировича началась с должности счетовода в бакинском промбанке на рубеже 20-х годов. Не оставляя службы, он начинает печататься в бакинских газетах: учавствует в стихотворных конкурсах "Буриме" и выходит победителем: 1 премия и денежное вознаграждение.
Женится на Нине Николаевне и в январе 1923 года, а затем в декабре 1924 года становится отцом двоих девочек, Киры (17.01.1923 - 30.12.2020) и Ники (8.12.1924 - 6.07.2004)
До 1926 года Юрий Владимирович проживал на Коммунистической улице в доме №5, а в 1926 году
молодая семья Фидлер въезжает в новый, построенный для работников Промбанка, дом по улице Свободы, 26 рядом с площадью Свободы, в дальнейшем переименованной в площадь 26 бакинских комиссаров.
В этом доме Юрий Владимирович с семьей прожил с 1926 по 1981 год.
Конец 20-х - середина 30-х – время первого большого успеха и популярности: Егор Ехидный и Артем Проныра… Под этими псевдонимами Ю.Ф.выступает на страницах бакинских газет и центральных сатирических журналов со стихотворными фельетонами на бытовые и производственные темы, обличая лодырей, прогульщиков, бюрократов и головотяпов, высмеивая пошлость и самомнение, эгоизм и стяжательство.
Юрий Владимирович известен и как автор стихотворных реприз,написанных для бакинского молодежного "Театра Агитбригады", с которым он тесно сотрудничает в эти годы.
В декабре 1934 года Ю.Ф.был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и провел в подвале ГПУ более полугода. Одновременно с ним была арестована большая группа бакинской интеллигенции по подозрению в причастности к убийству С.М.Кирова.
Впоследствии известный бакинский ученый - геолог М. Мовсум-заде, сидевший с Юрием Владимировичем, вспоминал, каким оптимизмом и выдержкой тот обладал, как поддерживал товарищей, читал стихи…
Через полгода обвинение с Юрия Фидлера было снято и его выпустили.
С середины 30-х к нему приходит новая волна популярности: он пишет пьесу для детей ,,Буйная ватага", которую ставит Бакинский ТЮЗ, а затем приступает к написанию сценария для одноименного фильма.
В съемках "Буйной ватаги", которые проводились в Баку, были заняты не актеры, а обычные ребята, бакинские школьники.
Если у старшего поколения бакинцев был кумир - "Егор Ехидный", и люди открывали газеты, чтобы прочесть его новый фельетон, то бакинские дети знали и любили "дядю Юру"…
В военные годы Юрий Владимирович работает в жанре политического фельетона.
«Его короткие,как автоматная очередь, политические фельетоны били по врагу и всегда попадали в цель",- писал о творчестве Юрия Владимировича поэт А.Плавник.
Объединенные в цикл "Берлин- Москва и обратно", они всегда были любимы читателями и сегодня не устарели.
В 50-е -70-е годы Юрий Владимирович издает стихотворные сборники:
оставаясь верным сатирической музе и теме "отцов и детей", школе и школьным будням.
Его полувековую творческую деятельность невозможно представить без переводов с азербайджанского. Юрий Владимирович переводил стихи и сказки Абдуллы Шаига, басни, сатирические стихи и прозу современных писателей: Хикмета Зия, Рефика Зека, Тофика Муталлибова, Шамседдина Аббасова и других.
Книга переводов "Братья–сатирики"(1966) – итог творческого сотрудничества с различными писателями.
Большая дружба связывала Юрия Владимировича с Азгосцирком. Более 30 лет он был бессменным автором стихотворных сценариев для цирковых представлений.
Помимо литературной деятельности он занимался и увлекался конным спортом: в течение 25 лет был главным судьей на скачках бакинского ипподрома.
Последняя книга стихов и переводов Юрия Владимировича "За полвека" вышла в свет за год до его кончины, в 1980году.
"…Один из счастливых творческих итогов литературной деятельности Юрия Фидлера состоит в том, что он не только прояснял и защищал лучшие приметы своего времени, осуждая искажающие его черты, но и сумел выразить в сатирических стихах черты своего личного характера, что всегда является признаком неподдельности дарования… Даже в политических его фельетонах больше насмешки, чем злости, больше иронии, чем сарказма. Таков уж характер Юрия Фидлера". (А.Плавник.Предисловие к книге).
Ю.Фидлера не стало 14 мая 1981года.
Еще одна грань личности Юрия Фидлера - его безграничная любовь к домочадцам, без рассказа о которой трудно считать его биографию завершенной…
Писатель, сатирик, публичный человек, - в семье Юрий Владимирович был "влюбленный Пьеро...."
Сама любовь, сама забота, само беспокойство – таковым было его отношение к внучкам: Ирине и Наташе Портновым и Лене Фидлер.
Когда родилась Ирина или Ариша, как называл ее сам дедушка, ему не было и пятидесяти…
Первую и нежно любимую внучку он фотографировал с пеленок, завел тетрадь под названием "Ариша", куда записывал все этапы ее роста и развития, ее первые слова и занятные выражения.
Он провожал и встречал ее из школы, помогал собирать с вечера портфель, гладил пионерский галстук и школьный передник. В детстве Ариша часто болела и привычка прикладывать руку к ее лбу или нащупывать пульс осталась у дедушки надолго. Выражение лица его при этом бывало страдальческим…
Он восхищался и восторгался повзрослевшей Аришей, ее красотой и обаянием.
Носил при себе ее фотографии, но показывал их только тем, к кому имел особое отношение уважения и доверия: Корнею Чуковскому, Илье Сельвинскому, семье Утесовых, Леониду Зорину… С ними он встречался летом в Домах творчества писателей в Переделкино или в Дубултах, в Юрмале, где работал, спасаясь от бакинской жары.
Когда Ариша готовилась к выпускному вечеру в школе, дедушка прислал ей в подарок из Москвы фантастической красоты белые туфельки на шпильках, в поисках которых принимал участие весь Переделкинский дом во главе с Э.Л. Утесовой.
В день рождения Ариши, 8 мая, он исчезал из дому очень рано, а потом возвращался с цветами: чаще всего это были букеты сирени…
Нашу младшую сестренку Лену дедушка ежедневно встречал из школы и приводил к нам. Путь от школы до дома был "общеобразовательный" - чтение только что придуманных шуточных стихов, исправление ударений в речи Ленчика-Бубенчика, как он ее называл, а также борьба за "правильный" внешний вид,- тут Лена подыгрывала деду, выбегая со школьного двора в пальто нараспашку и без беретки, спрятанной глубоко в портфеле.
Не желая "мириться с подобным безобразием," дедушка картинно вздрагивал и останавливался как вкопанный, ожидая, когда Бубенчик согласится застегнуться на все пуговицы и надеть берет.
Пока наступал "момент истины", прохожие обращали на них внимание и "спектакль" набирал силу.
Несомненно Лене передался артистизм Юрия Фидлера. Не случайно, что сразу после окончания школы, без всякого специального образования, она вышла на сцену бакинского ТЮЗа и стала артисткой.
О своем отношении ко мне, Натке или Натику, как он ласково меня называл, дедушка рассказал в стихах "Чудеснице Наташе", подаренных мне после окончания университета и работы по распределению в 1979 году.
Я мелькаю и в его стихотворениях "Для приманки" и "Замкнутый круг" из сборника «Избранное" (1970).
Вообще "стихи и рифмы" очень связывали нас. Дедушка приобщил меня к поэзии рано: лет с восьми он разрешал мне брать свою заветную "Книгу шедевров", которая всегда лежала на его рабочем столе.
Книга эта представляла собой переплетенные тетради, куда дедушка с ранней юности выписывал полюбившиеся ему стихи.
"Сусальный ангел" А.Блока, "Сероглазый король" А.Ахматовой, "Концерт Сарасатэ" А.Вертинского, - до сих пор для меня неотделимы от прекрасного почерка деда.
Ему нравились моя самостоятельность, серьезность, "вдумчивость",- как он это называл. Возможно поэтому он поручал мне принимать телефонные звонки, пока отдыхал или уходил по делам.
Чаще других ему звонил З.Я.Стельник (1915 - 1991), музыкант широкого профиля, музыковед, педагог. С дедушкой их связывала дружба, сотрудничество. Они вместе работали над текстами музыкальных комедий, опер и зачастую это был перевод с азербайджанского.
Захар Яковлевич был непревзойденным автором музыкальных "болванок", которые были необходимы поэту для нахождения правильного стихотворного размера. Смысл слов болванки мог быть абсурдным…
Никогда не забуду, как позвонил Стельник и коротко, без особых приветствий попросил передать Юрию Владимировичу, что ария Зульфии идет под размером "Разбился горшок о кувшин", а приветственная песня хора -- "Настали дни тревоги на горе Нептун".
Через полчаса появился дедушка и принял мою "телефонограмму", а через час он уже диктовал Стельнику готовый текст арии Зульфии и приветственную песню хора, а "разбитый горшок" и "дни тревоги" превратились, благодаря творческому союзу музыканта и поэта, - "в простые слова объяснений, любви и невзгод"…
С той поры все экстремальные обстоятельства нашей жизни обозначаются не иначе, как "Настали дни тревоги на горе Нептун", а менее экстремальные как - "Разбился горшок о кувшин"…
Предложение внес дедушка, видя, какое впечатление произвел на меня творческий процесс.
В нашей жизни было счастливое время, когда мы втроем, Ариша, Лена и я отдыхали вместе с дедушкой в Дубултах, в Юрмале. Он брал на себя и повседневные и дорожные хлопоты, когда мы отправлялись в большое путешествие из Баку в Ригу через Харьков или через Москву и ехали в поезде.
Никогда нам не было так хорошо и весело, как тогда вместе с ним.
Сегодня мы, его внучки, живем в разных городах и даже странах… Но светлый образ нашего любимого деда по-прежнему нас объединяет, переплетаясь в воспоминаниях с нашим Баку.
Сатирические стихи
Переводы с азербайджанского
В библиографический перечень не вошли книги, изданные до 1945 года, и публикации из газет и журналов.
Нина Фидлер с дочками Кирой[1] и Никой. 18 октября 1926 года (Баку)
© Наталия Портнова
© При использовании материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"(www.ourbaku.com) ОБЯЗАТЕЛЬНА!
--I am 04:14, 13 ноября 2009 (UTC)