I am (обсуждение | вклад) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 81 промежуточная версия 4 участников) | |||
Строка 5: | Строка 5: | ||
Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа | Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа | ||
− | Можно сказать, что первым изобразил Баку врач | + | Можно сказать, что первым изобразил Баку врач Энгельберт Кемпфер, посетивший его в 1683 году в качестве секретаря шведского посольства, на пути в Персию. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море. |
− | [[ | + | [[Image:Kempfer baku graphura 1683.jpg|800px|Kempfer baku graphura 1683.jpg]] |
+ | <br> | ||
+ | Представитель Российской академии наук академик [[Гмелин Самуил Готлиб|Гмелин]] посетил Баку в 1770 году. В составе его экспедиции был живописец - рисовальщик Иван Борисов, который по-своему представил город в виде неправильного пятиугольника, окруженного двумя рядами крепостных стен. Справа от крепости изображен загородный дом бакинского хана, построенный "в восточноевропейском вкусе". | ||
− | + | [[Файл:1770 Baku-Gmelin-Baur.jpg|800px]] | |
− | + | <br> Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии. | |
+ | После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - Гримм (1851 г.), Верещагин (1872 г.), [[Боголюбов Алексей Петрович - моряк, русский художник, пейзажист, мастер русской батальной марины|Боголюбов]] (1861 г.), Гагарин (1853 г.), [[Гиппиус Карл Густавович - первый бакинский городской архитектор|Гиппиус]]. | ||
− | + | [[Файл:Panorama Gippius.jpg|800 px]] | |
− | + | <br> | |
− | + | Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения А.П.Боголюбов "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень". | |
+ | Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор. Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом. | ||
+ | <br> [[Image:Vereshagin baku 1872.jpg|800px]] | ||
− | + | <br> | |
− | |||
− | + | <br> | |
+ | <br> Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки. | ||
− | + | Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее. | |
+ | Мастера тематической картины С.В.Герасимов, Б.Н.Яковлев, [[Модоров Федор Александрович - художник|Ф.А.Модоров]] также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада | ||
+ | Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа [[Куприн Александр Васильевич - художник|Куприна]] "Вечер в старом городе". | ||
+ | Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|И.П.Щеблыкина]]. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму. | ||
+ | В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций. | ||
+ | <br> | ||
− | + | === Фотоальбом === | |
− | + | <gallery widths="300" heights="250"> | |
+ | Файл:Панорама 1796.jpg|[[Сергеев Гавриил Сергеевич - художник-топограф|Г.С. Сергеев]]. Вид Баку, снятый с приезда от Шемахи (1796) | ||
+ | Файл:Sergeev-Baku.jpg|Г.С. Сергеев. Баку. Крепость (1796) | ||
+ | Файл:Shelkovnik.jpg|Гравюра Н. Шелковникова по рисунку Г.С.Сергеева.<ref>Иллюстрация к книге "Жизнь Артемия Араратского"</ref>.(1796) | ||
+ | Файл:Baku 1800.jpg| Гиппиус. Баку со стороны моря. <ref>Рисунок. Опубликован в книге "Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря".1861</ref> | ||
+ | Файл:Litograph 1850.jpg|Литография "Бакинская крепость со стороны форштадта". Рисунок - Гиппиус. <ref>Опубликован в книге "Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря". Литограф - А. Мюнстер.</ref> | ||
+ | Файл:Баку. 1858г. Художник Жан-Пьер Муанэ.jpg|Жан-Пьер Муанэ.Баку (Рисунок.1858) | ||
+ | Файл:Port_de_bakou_et_cap_bail_bourni_azerbaijan_original_wood_engraving_drawn_by_taylor_engraved_by_barbant_1878_.jpg|Гравюра Брабанта по рисунку Тейлора. Порт Баку и мыс Баилов (начало 1870-ых гг.)<ref>Название оригинала - Port de Bakou et Cap Bail Bourni.</ref> | ||
+ | Файл:Port baku.jpg|Т. Тейлор. Рисунок - Порт Баку и мыс Баилов.<ref>Опубликован в знаменитом издании "Земля и люди. Всеобщая география" известного французского географа и историка Жана Жака Элизе Реклю, Париж, 1880-1881 г.-с фотографии Зейдлица, 1860-е годы.</ref> | ||
+ | Файл:William simpson 1886.jpg|В. Симпсон. Нефтяные скважины в Баку, на Каспии (1886) | ||
+ | Файл:Gravura Blaxani.jpg|Неизвестный автор. Гравюра на дереве (1889) | ||
+ | Файл:Juma mechet.jpg|Джума мечеть в Крепости. ~1890-е годы. Неизв. автор | ||
+ | Файл:Olaf Langer shixovo 1911.jpg|Вигго Петер Олаф Лангер. Мечеть в Шихове, Баку. (1911) | ||
+ | Файл:Olaf vigo 1911.jpg|Вигго Петер Олаф Лангер. Нефтепромыслы в Баку (1911) | ||
+ | Файл:Sadix zade.jpg|О. Садых-заде. Ширваншах Ахситан I в Баку после переноса столицы из Шемахи. | ||
+ | Image:Yakusheva 1931.jpg|А.И. Якушева. Баку (бумага, акварель. 31х36. 1931) | ||
+ | Файл:Sheblikin 1932.jpg|Н. Щеблыкин. Баку XII века. (Рисунок.1932) | ||
+ | Файл:Baku night Lubimov.jpg|А.М. Любимов. Ночной Баку. 1940г. | ||
+ | Файл:Iordansky.jpg|В.Б.Иорданский. В Баку | ||
+ | Файл:Telingater 1958.jpg|С.Б. Телингатeр. Крепость Баку. | ||
+ | Файл:Telingater old 1958.jpg|С.Б. Телингатeр. Старое и Новое. Баку. | ||
+ | </gallery> <br> | ||
− | + | <references/> | |
− | + | === Фотоальбом.Художник Гагарин === | |
− | + | <gallery widths="222" heights="150"> | |
+ | Файл:Gagarin Gerb 1.jpg|Огнепоклонник - гебр. Баку (1840 - 1847) | ||
+ | Файл:Gagarin 32.jpg|Ханский дворец.Баку (1843) | ||
+ | </gallery> <br> | ||
− | + | <br> | |
+ | |||
+ | === Фотоальбом. Художник А.П.Боголюбов === | ||
+ | <gallery widths="355" heights="280"> | ||
+ | Файл:Боголюбов. Баку (1861).jpg|Баку (1861) | ||
+ | Файл:Bogolubov baku 20naberezhnaya 1861.jpg|Баку (1861) | ||
+ | Файл:Боголюбов. Девичья башня.jpg|Баку (1861) | ||
+ | Файл:Боголюбов. Баку в 1861г.jpg|Баку (1861) | ||
+ | Файл:Bogolubov baku ulica 20v polden 1861.jpg|Баку. Улица в полдень (1861) | ||
+ | Файл:Bogoljubov-Karavan-saraj.jpg|Баку. Армянский караван-сарай (1861) | ||
+ | </gallery> | ||
− | < | + | <references/> |
− | == Фотоальбом. Художник | + | ===Фотоальбом. Художник Сергей Васильевич Герасимов=== |
− | <gallery> | + | <gallery widths="300" heights="250"> |
− | Файл: | + | Файл:Gerasimov Black city.jpg|Баку. Черный город |
− | + | Файл:Gerasimov 1930 towers.jpg|Баку. Нефтяные вышки | |
− | + | Файл:Gerasimov tower.jpg|Баку. Нефтяная вышка | |
− | Файл: | ||
− | |||
− | Файл: | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
− | == Фотоальбом. Художник А. | + | === Фотоальбом. [[Модоров Федор Александрович - художник|Художник Ф.А.Модоров]] === |
− | <gallery> | + | |
− | Файл: | + | (1890, Мстеры - 1967, Москва) |
− | + | ||
− | Файл: | + | ::<gallery widths="222" heights="150"> |
− | Файл: | + | Файл:Modorov Belii gorod.jpg|Ф.А.Модоров. Белый город. Керосиновый завод. Баку |
− | + | Файл:Modorov neft 1900.jpg|Ф.А.Модоров. Нефтяные промыслы. Баку.(1930) | |
− | Файл: | + | Файл:3124094545 - Copy.jpg|Ф.А.Модоров. Баку.Новый нефтеперегонный завод. |
− | Файл: | + | Файл:Modorov belveder.jpg|Ф.А.Модоров. Баку. Набережная (1930) |
− | Файл: | + | Файл:Модоров Ф 1933.jpg|Встреча бронепоезда "III Интернационал" в Баку в 1920.(1933). <ref>Центральный музей Вооруженных сил, Москва</ref> |
+ | Файл:Modorov Kirov Baku.jpg|С.М.Киров среди рабочих Баку | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
− | == Фотоальбом.Художник | + | <references/> |
− | <gallery> | + | |
− | Файл: | + | === [[Остроумова-Лебедева Анна Петровна. Автобиографические записки.|Баку Фотоальбом. Художник А.Остроумова-Лебедева]] === |
− | Файл: | + | |
+ | <gallery widths="222" heights="150"> | ||
+ | Файл:Ostroumova 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева.Нефтяные платформы Баку (1916) | ||
+ | Файл:Ostroumova lebedeva baku bibi jpg 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева. Биби-Эйбат, Баку (1916) | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
+ | ===Фотоальбом. Художник Н.Н.Купреянов=== | ||
+ | В 1930-31 художник создает серию «Пути́на». Он пишет прозрачной, текучей акварелью закутанных азербайджанок в струящиеся ткани с детьми на руках, лоснящихся розово-бирюзовых рыбин. Графический дневник Купреянова этой поездки полон впечатлений кавказской природы, быта. Он был издан в 1937 в виде книги уже посмертно. | ||
− | == | + | <gallery widths="222" heights="150"> |
− | + | Файл:Kupriyanov Turchanka 1930.jpg|Турчанка (1930) | |
− | Файл: | + | Файл:Kupreyanov 1930.jpg|Осел (1930) |
− | Файл: | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | == Фотоальбом.Художник | + | === Фотоальбом. [[Куприн Александр Васильевич - художник|Художник А.Куприн]] === |
− | <gallery> | + | |
− | Файл: | + | <gallery widths="222" heights="150"> |
− | Файл: | + | Файл:Kuprin vecher v starom gorode 1931.jpg|Вечер в Старом Городе. Баку (1931) |
+ | Файл:Kuprin baku stary gorod 1931.jpg|Старый город.Баку (1931) | ||
+ | Файл:Kuprin baku stary gorod minaret 1931.jpg|Старый город. Минарет. Баку (1931) | ||
+ | Файл:Kuprin baku stary gorod ulochka s kolodcem 1931.jpg|Старый город улочка с колодцем. Баку (1931) | ||
+ | Файл:Kuprin dobicha nefty 1931.jpg|Добыча нефти. Баку (1931) | ||
+ | Файл:Kuprin neftyanye pronysly bibi e jbat 1931.jpg|Нефтяные промыслы. Биби Эйбат.Баку (1931) | ||
+ | Файл:Kuprin 1931 neftyanye promysly vid s morya.jpg|Нефтяные промыслы. Вид с моря.Баку (1931) | ||
+ | </gallery> <br> | ||
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | === Фотоальбом. [[Богаевский Константин Фёдорович - художник|Художник В.К.Богаевский]] === | ||
+ | |||
+ | <gallery widths="222" heights="150"> | ||
+ | Файл:Богаевский Баку. Нефтевышки. 1931.jpg|Баку. Нефтевышки (1931) | ||
+ | Файл:ПН)108115.jpg|Бакинские нефтяные промыслы (1930) | ||
+ | Файл:Богаевский Биби-Эйбат. 1932.jpg|Биби-Эйбат (1932) | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | == Фотоальбом == | + | === Фотоальбом. Художник Е.С Кругликова (1865-1941) === |
− | <gallery> | + | |
− | Файл: | + | <gallery widths="222" heights="150"> |
− | + | Файл:Кругликова Сураханы.jpg|"Баку. Сураханы" (1931) <ref>Офорт. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина</ref> | |
− | + | Файл:Кругликова Старый город.jpg|"Баку.Старый город" (1934).<ref>Офорт</ref> | |
− | |||
− | </ | ||
− | Файл: | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | < | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
− | [[ | + | <references/> |
+ | |||
+ | |||
+ | === Фотоальбом [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|Ивана Павловича Щеблыкина]] (1884- ) === | ||
+ | |||
+ | <gallery widths="222" heights="150"> | ||
+ | Файл:Щеблыкин.jpg|Фасад дворца Ширваншахов. | ||
+ | Файл:Щеблыкин 1932.jpg|Реконструкция средневекового Баку. (1932) | ||
+ | Файл:Sheblikin 1932.jpg|Девичья башня. (1932) | ||
+ | Файл:Щеблыкин 1937.jpg|Баку 12 века. (1937) | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === Фотоальбом [[Храпак Георгий Васильевич - художник|Георгия Васильевича Храпака]] === | ||
+ | |||
+ | <gallery widths="222" heights="150"> | ||
+ | Файл:Храпак 2.JPG | ||
+ | Файл:Храпак 3.JPG | ||
+ | Файл:Храпак 4.JPG | ||
+ | Файл:Храпак 5.JPG | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | [[Category:Живопись]][[Категория:Фотоальбомы "Баку в картинах и рисунках"]] |
Земля Азербайджана издавна привлекала внимание ученых, путешественников, политологов, можно сказать разного рода специалистов. Интересы были различные - наличие нефтяных месторождений, горящие священные огни на Абшероне, выгодное географическое положение, откуда проходил Великий шелковый путь.
Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа
Можно сказать, что первым изобразил Баку врач Энгельберт Кемпфер, посетивший его в 1683 году в качестве секретаря шведского посольства, на пути в Персию. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.
Представитель Российской академии наук академик Гмелин посетил Баку в 1770 году. В составе его экспедиции был живописец - рисовальщик Иван Борисов, который по-своему представил город в виде неправильного пятиугольника, окруженного двумя рядами крепостных стен. Справа от крепости изображен загородный дом бакинского хана, построенный "в восточноевропейском вкусе".
Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.
После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - Гримм (1851 г.), Верещагин (1872 г.), Боголюбов (1861 г.), Гагарин (1853 г.), Гиппиус.
Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения А.П.Боголюбов "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".
Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор. Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.
Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки.
Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее.
Мастера тематической картины С.В.Герасимов, Б.Н.Яковлев, Ф.А.Модоров также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада
Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа Куприна "Вечер в старом городе".
Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы И.П.Щеблыкина. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.
В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций.
Г.С. Сергеев. Вид Баку, снятый с приезда от Шемахи (1796)
Гравюра Н. Шелковникова по рисунку Г.С.Сергеева.[1].(1796)
Гиппиус. Баку со стороны моря. [2]
Литография "Бакинская крепость со стороны форштадта". Рисунок - Гиппиус. [3]
Гравюра Брабанта по рисунку Тейлора. Порт Баку и мыс Баилов (начало 1870-ых гг.)[4]
Т. Тейлор. Рисунок - Порт Баку и мыс Баилов.[5]
(1890, Мстеры - 1967, Москва)
Встреча бронепоезда "III Интернационал" в Баку в 1920.(1933). [1]
В 1930-31 художник создает серию «Пути́на». Он пишет прозрачной, текучей акварелью закутанных азербайджанок в струящиеся ткани с детьми на руках, лоснящихся розово-бирюзовых рыбин. Графический дневник Купреянова этой поездки полон впечатлений кавказской природы, быта. Он был издан в 1937 в виде книги уже посмертно.