До 1991 года в Баку было 8 (восемь) зданий профессиональных драматических и музыкальных театров...
Самое первое театральное здание Баку.
"Страсти" по будущему театру (Газета "Каспий" № 68, 04.07.1882 г.)
На углу улиц Меркурьевской и Горчаковской на фундаменте зернового амбара бакинского миллионера Гаджи Зейналабдин Тагиева и на его же деньги в 1883 году возвели здание, названное «Театром Г. Тагиева».
"...под впечатлением этого (Ханского) дворца и пользуясь арабскими мотивами, архитектор Х. Васильев построил ...фасад здания театра Г.З.А. Тагиева." (К. Скуревич, "Баку")
Инженер-архитектор Ф.А. Лемкуль, упоминающийся в различных источниках, как руководивший строительством, отношения к постройке театра по-видимому не имел - Фердинанд Лемкуль, бывший одно время губернским архитектором, а затем, после освобождения от должности, городским техником при городской управе, к постройке имел отношение скорее всего лишь по должности.
Фасад театра выходил на Меркурьевскую, а задняя сторона здания - на Набережную Александра II ...
В конце XIX - начале ХХ века (1899-1900-1904 г.г.) здание театра перестроили.
"Перестройка идет по проекту и под наблюдением И.В. Гославского и арх.П. Когновицкого.
Перестройку прдполагается закончить только к 1 декабря." ("Каспий" № 212, 3 октября 1899 г.)
"Перестройка театра Г.З.А. Тагиева.
По инициативе Г.З.А. Тагиева на его личные средства произведена перстройка гражданским инженером Когновицким по его проекту, утвержденному строительным отделением губернаторского правления.
Театр превратился в настоящий изящный уютный театр.
Вся перестройка театра обошлась около 80 тысяч." ("Каспий", 4 января 1900 г.)
В 1909 году Театр был подожжен и сгорел дотла. В 1910 году его вновь отстроили, причем провели при этом полную реконструкцию: взамен двухэтажного театральное здание становится трехэтажным. Большие изменения произошли и внутри здания - был расширен зрительный зал, появились ложи и амфитеатр первого и второго яруса.
Торжественное освящение нового театра состоялось 30 сентября 1910 года.
После этого здание сгорало в пожаре еще несколько раз. И каждый раз его восстанавливали и перестраивали.
"1 февраля 1918 года тагиевский театр вновь сгорел... Сохранились лишь каменный и железобетонный каркасы здания. Театр восстанавливали после установления советской власти в Азербайджане. Проект нового театра составил главный архитектор города гражданский инженер Зивер-бек Ахмедбеков." [1]
С 17 января 1922-го года по август 1960-го в этом здании на ул. Меркурьевской (ул. Шаумяна, 8 с 1929 г.) размещался Тюркский Государственный Театр им. Буният-заде (сведения на 1922-1923 г.г.), Тюркский Художественный Театр им. Буният-заде (сведения на 1931 г.), Академический Национальный Драматический Театр.
По сведениям 1941-42 гг. - Азербайджанский Государственный Драматический Театр им. М. Азизбекова.
С 1960 года — это здание Театра Музыкальной Комедии.
Здание театра благополучно дожило до 1988 года, когда пришло в упадок и фактически стало саморазрушаться.
Аварийное состояние здания привело к его закрытию.
В конце 1980-х - начале 1990-х г.г. здание было разрушено и на его месте стали строить новое.
"Театp музкомедии стал "лебединой песней" Лембеpанского... Он стpоил его как свой собственный дом, с любовью." [2]
"Только он мог возродить театр Тагиева, построенный в конце XIX века и разрушившийся от ветхости. Он не руководил стройкой, он строил и создал современное здание театра." [3]
27 августа 1954 г. для Азербайджанского Государственного Драматического Театра им. М.Азизбекова, размещавшегося в старом здании на ул. Шаумяна, 8, был торжественно заложен фундамент и начато строительство нового здания по адресу ул. Басина, 1, которое было закончено в 1960 году (архитекторы Г.М. Ализаде и М.М. Мадатов).
Здание изначально строилось под театр и было возведено в классическом и модерн стиле.
"Театр интересен по архитектурно-пространственному и пластическому решению.
Композиция здания основана на интерпретации в национальном духе классического приема ордерной архитектуры.
Многоколонный портик с гранеными стройными колоннами решен в виде айвана (эйвана) (прием оформления летних помещений в народной архитектуре Азербайджана). Портик поднят на уровень второго этажа, что придает ему особую торжественность.
Первый этаж усилен выносными боковыми лестницами, придающими общей композиции уравновешенность.
Точно выверены пропорции портика, хорошо прорисованы изящные восьмигранные колонны с капителями и выразительный карниз. Глубокие тени и ажурное шебеке (витраж) лоджий придают портику легкость и воздушность. Скупо, но большим вкусом решены боковые фасады театра." [4]
Театр азербайджанской драмы — одно из самых примечательных сооружений города.
Украшением его служат глубокий портик айван, высокие колонны, лестницы, ведущие к айвану.
В простенках айвана расставлены бюсты писателей и поэтов.
На углу Молоканской (на нечетной стороне) и Прачечной улиц в конце XIX века было построено здание для складских нужд купца, бакинского миллионера Гаджи Гашим бека Керимова.
По словам старшего преподавателя кафедры дизайна Азербайджанского университета архитектуры и строительства (АУАС) Фариды Касумовой, "вдохнуть жизнь" в ничем не примечательное здание смог сын купца Алигейдар бек, который, вернувшись в Баку после поездок по Китаю и Японии, переоборудовал помещение в синематограф.
Это была не просто перестройка, это была роскошная стилизация: здание получилось в этаком японо- китайском стиле пагоды.
Хотя типично складской объем здания не изменился и пагодой стал только угол Молоканской и Гоголевской (с 1909 г.) улиц.
Большой художественный кино-театр "Микадо" был открыт 26 декабря 1916 г.
"В здании кинотеатра "Микадо" в 1918-1920 г.г. (при Азербайджанской Демократической Республике) находился клуб (частный театр) "Пель-Мель", а до лета 1924 года - "Государственный театр русской драмы" под руководством Полонского А.В.
Летом 1924 года решением Наркомпроса АзССР был ликвидирован театр, занимавший помещение кинотеатра "Микадо" по улице Молоканская, дом 7/9 с тем, чтобы Бакинский Рабочий Театр получил новое помещение.
По этому адресу театр «прописался» навсегда." [5]
До 1928 г. здание театра не трогали: оно по-прежнему радовало глаз своей нездешней пагодой. Но это был не наш - рабочий - стиль, поэтому Наркомпросом АзССР в 1928 г. было принято решение провести капитальный ремонт, перестроить старое здание, и дать БРТ новое помещение.
Но в стране советов перестраивали по принципу - "мы все разрушим до основанья, а затем...".
Разрушили..., но не до конца - за основу взяли старую постройку.
А вот "затем" здание получилось настолько уродливым, что старые бакинцы, воспитанные на хорошей архитектуре, содрогались от его нового вида.
Темного цвета здание - "шедевр" конструктивизма - больше походило либо на заводской корпус, либо на тюрьму.
Старые арочные окна высокого первого этажа, оставшиеся со времен склада Керимова, были сохранены, но оказались либо частично заложены и превратились в слепые арки, либо закрылись тяжелыми массивными дверьми. Двери и у "Микадо" были, но не в пример легче и изящнее.
Второй этаж оказался без нормальных окон, не считая трехгранного окна на месте угловой пагоды и какой-то узкой "прослойки" по фасаду из четырех застекленных прямоугольных отверстий.
Четырех красивых лепных украшений на втором этаже здание лишилось.
Фронтон здания с чудесной лепкой заменил прямоугольник с тремя отверстиями непонятного назначения.
Угол, где была пагода, тоже стал трехгранным, уродливым и тяжелым.
На его средней части появилась характерная эмблема театра - единственная на театральных зданиях Баку.
С 1929 года фасад здания БРТ выходил на ул. 9 января.
"Постановлением Совета народных комиссаров АзССР от 24 января 1937 г. в здании продолжил свою деятельность театр, переименованный в Азербайджанский государственный краснознаменный театр русской драмы.
В 1945 году здание театра срочно требовало ремонта.
В служебной записке от 1 мая 1945 г. директор театра Владимир Швейцер (?), в частности, писал:
"...Здание театра нуждается в капитальном ремонте. В том числе – крыша, сарай, все производственные и служебные помещения".
Ремонт был произведен, но без перестройки здания театра.
С 1946 года здание театра занимало угол улиц Хагани и Гоголя.
С 11 июня 1956 года Театр Русской Драмы стал именоваться Азербайджанским государственным русским драматическим театром имени Самеда Вургуна.
1962-1964-е годы ознаменовались генеральной реконструкцией здания театра." [6]
"Реконструкция здания проводилась в 60-е годы 1-й мастерской Азгоспроекта под руководством Ивана Арамовича Саркисова и Ханум Рахмановой. Закончена в 1964 году." (сведения, полученные от Н. Трипольской).
Следующая трансформация фасада здания произошла в 1980-х годах.
Несмотря на фасадную пластику, внутреннюю перепланировку, здание сохранило первоначальные фундаменты и наружные/капитальные стены до 1991 года.
В 1910 году братья Маиловы решили на собственном участке в Баку (на нечетной стороне Торговой ул., почти на углу перекрёстка с Будаговской улицей) построить большое, современно оснащенное здание нового театра.
Проект и строительство было осуществлено инженером, архитектором Н.Г. Баевым.
Здание в готическом стиле построили, учитывая уровень строительной техники того времени, за рекордно короткое время и назвали Театром братьев Маиловых.
Высокий темп работ, принятый в начале строительства театра (29.04.1910 г.), не ослабевал до завершения строительства (27.02.1911 г.) этого крупного сооружения.
Строительство такого грандиозного сооружения в короткие сроки было по тем временам делом неслыханным и потребовало особенных мер безопасности. Маиловы решили не дожидаться одобрения строительства городским советом, но им все же приказали прекратить строительство из-за нарушения строительных норм и правил. Вскоре Баев сумел убедить городской совет и получил его одобрение.
Газета "КАСПИЙ" от 19 февраля 1911 года:
"Бакинская жизнь
Бакинский градоначальник подполковник П.И. Мартынов в сопровождении инженера градоначальства г. Рыбчинского третьего дня произвел осмотр законченного постройкой театра Маилова по Торговой ул., рядом с цирком бр. Никитиных.
Объяснение при осмотре давал строитель театра инж. Баев.
В общем постройка признана правильной, совпадающей с утвержденным планом. Для детального же освидетельствования театра назначается градоначальником особая техническая комиссия совместно с театральной."
В связи с окончанием строительства здания театра репортер газеты «Бакинец» в 1911 году писал:
"Мы склоняем головы перед энергией, талантом и неистощимым трудолюбием архитектора Баева.
Действительно, не каждому мастеру удалось бы за семь-восемь месяцев возвысить на голом, пустынном месте столь роскошное, величественное здание.
Этот оперный театр для Баку - бесценный подарок. Ведь для такого большого города с разнообразным населением одного тагиевского театра было, конечно, недостаточно".
Фасад театра выходил на Торговую ул., а задняя сторона здания театра — на Телефонную ул. (с 1913 г. - Романовский проспект).
"К концу XIX—началу XX века стремление к рационализму явилось предпосылкой для появления нового стиля в архитектуре Баку, известного как модерн.
Рационализм в бакинском модерне соседствовал с декоративизмом.
Творчество архитекторов, работающих в стиле модерн в Баку сводилось в основном к
декоративной обработке фасадов.
В бакинской практике модерн был более сдержан в применении декора, чем другие стили того времени, и не покрывал всю поверхность фасада.
Архитектурные детали выполнялись глубоким рельефом резьбы по местному камню."[7]
"Архитектурный стиль здания театра Бр. Маиловых – модерн начала XX столетия. Баев использовал сочетание кирпичной кладки с железобетоном для возможности более яркого ощущения от сочетания гладких и рельефных элементов. Используя элементы декора, он создал орнаментальные вставки, витражи, применил сочетание кирпичной кладки с гладкими завершениями, украшенными глубокими рельефами и роскошными орнаментами..." [8]
"Архитектурное решение и общая композиция здания очень выразительны. Модерн и свойственная ему стилизация определяют декоративную обработку фасада и интерьеров.
Декор фасада построен на сочетании цементной штукатурки и кирпича, симметричная композиция фасада подчеркнута портиком—верандой и двумя фланкирующими глухими башенками.
Фасадная вертикаль доминирует благодаря позиции лопаток в плоскости стены, что и определяет архитектурную трактовку здания. Живописная композиция фасада насыщена декоративными элементами и усиливает стилевую направленность модерна. Внутренний интерьер здания богат, инкрустирован лепкой и позолотой.
Здание оперетты считается одним из лучших работ архитектора Н. Баева." (Ш.Фатуллаев-Фигаров. «Архитектурная энциклопедия Баку». Международная академия архитекутры стран.” Востока, Баку-Анкара. — И. «Козан Офсет», 1998 — стр. 242, 266—275, 305—374.)
Место, где построили оперу, было в крайне запущенном состоянии. На фоне ветхих лачуг, старых одноэтажных домов здание театра выглядело особенно величественным. [9]
28 февраля 1911 года состоялось открытие нового бакинского Театра оперы и балета.
"В 1911 году в Баку, который уже вовсю называли «кавказским Парижем», рыботорговцы братья Маиловы открыли Театр оперы и балета.
Корреспондент газеты «Каспий», некто Театрал, сходил на премьеру...
Цирк бр. Никитиных рядом, такой печальный, невзрачный и жалкий. От моря яркого света, в котором утопал выросший рядом с ним Маиловский театр, он съежился и, казалось, хотел отодвинуться назад, вглубь, подальше от людского взора.
А дерзкий конкурент стоял рядом, яркий, принаряженный. Широко раскрывал двери и приветливо улыбался многочисленными электрическими глазами."
Одним из первых декретов Советской власти в Азербайджане в области культуры был Декрет о национализации всех частных театров и открытии новых.
1 июня 1920 года специальным постановлением все театры Баку были переданы в ведение подотдела изобразительных искусств Наркомпроса АССР.
На 1922-23 г.г. в здании на Торговой ул, 31 размещался Театр Русской Оперы.
На 1930-1932 г.г. - Большой Государственный Оперный Театр имени Мирза Фатали Ахундова (Красно-Пресненская, 31).
На 1 января 1942 года — Театр Оперы и Балета им М.Ф. Ахундова.
С 1959-го по 1991 г. здание занимал Азербайджанский Государственный Академический Театр Оперы и Балета им. М.Ф. Ахундова.
Парадный вход-выход здания находился на ул. Низами, 95, а служебный — на ул. 28 апреля, 8.
Первая реконструкция здания театра была проведена в 1938 году.
Следующая реконструкция началась в 1982 г.
Полностью все работы по реконструкции и реставрации Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета завершились в 1987 году.
Фактически, из-за пожара в начале 1985 года все работы были проведены дважды - до пожара (реконструкция и реставрация) и после (восстановление и реставрация).
"Помню оперный после пожара. Фасадная каменная часть по Низами была неповрежденной и выглядела нормально. Крыша сгорела и обрушилась в зал." (Валентин Иванов [10])
"Особенно мне запомнилась реконструкция Бакинского оперного театра, которая также была поручена Лемберанскому. Он отдал этой реконструкции пять лет своей жизни." (Из воспоминаний Н.К. Байбакова [11])
28 сентября 1914 года в здании на Молоканской ул., дом № 8 был открыт Художественный электро-театр «Ампир».
В 1928 году решением Наркомпроса АССР "Театр Бакинского Ребенка" ("Бакинский Детский Театр" на сайте [12]) официально начал свою деятельность в здании бывшего кинотеатра «Ампир» по адресу Молоканская ул. (ул. 9 января с 1929 г.), дом № 8.
По сведениям официального сайта ТЮЗ'а [13] 18 июля 1936 г. на основании решения Наркомпроса АзССР театр был переименован в Аз.Гос.ТЮЗ им. М. Горького.
Театр оставался в своем здании на ул. 9 января (ул. Хагани с 1946 г.), дом № 8 до конца 1940-х г.г.
В 1947 году на ул. Низами, 72 было построено здание, которое первоначально проектировалось для театра музыкальной комедии (архитектор М.Гусман).
Это было небольшое, но архитектурно выразительное здание с барельефным фризом на фронтоне, выполненным скульптором Елизаветой Родионовной Трипольской на сюжеты музыкальной комедии Уз. Гаджибекова "Аршин мал алан".
В это здание и переехал Аз.Гос.ТЮЗ им. М. Горького ("1952-й год театр встретил в новом здании..." [14]).
В середине 70-х здание дало конструктивную трещину, его снесли в 1979-м году.
На этом же месте в начале 1980-х г.г. построили новое здание для Аз.Гос.ТЮЗ'а им. М. Горького.
На Новом Бульваре, в собстенном здании в июне 1910 года начал работу театр (синематограф) "Феномен".
Здание находилось на Александровской Набережной вблизи пристани компании «Кавказ и Меркурий».
Построено здание-элегантный двоpец в стиле Французского ренессанса, по словам его создателя Иосифа Плошко.
Снаружи здание представляло весьма красивую постройку с пеpильными огpаждениями кpыши и лепными укpашениями фасада.
Фасад украшали женские скульптуpы дpевнегpеческих богинь - две спеpеди и две по бокам.
Если смотреть на здание со стороны Набережной, то вход в здание был с правой стороны.
В качестве синематографа и казино здание "Феномен" прослужило до 1920 г., пережив период АДР и приход новой власти.
В 1920-м в этом здании располагался Народный дом (Театр) им. 26 бакинских комиссаров.
В 1921 году при участии архитектора Зивяр бека Ахмедбекова были проведены ремонтно-реставрационные работы.
Скульптуpные фигуры богинь убрали и придали зданию более строгий вид.
После этого в здании с 13-го ноября 1921 г. разместился «СВОБОДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЮРКСКИЙ САТИР-АГИТ ТЕАТР».
С 7-го октября 1925 г. это помещение занимал Тюркский Рабоче - Крестьянский Театр.
В сезоне 27-28 г.г. в этом здании находился Бакинский Тюркский Рабочий Театр (Бак.ТРТ).
"Бак. ТРТ все свои ДЕСЯТЬ ЛЕТ (с 1921 г. по 1931 г.) провел в нынешнем своем тесном и неуютном помещении, бывшем кино "ФЕНОМЕН".
Начав функционировать, как театр "малых форм", Бак. ТРТ в первые годы, особенно в период Сатир – Агита, и по масштабу своей работы, и по степени охвата зрителя, естественно, не испытывал острой нужды в расширении своего помещения." [15]
На 1931 г. адрес здания Бакинского Тюркского Рабоче - Крестьянского Театра – Бульвар.
Некоторое непродолжительное время в здании размещался Театр музыкальной комедии.
Кроме этого, некоторое время (в военные годы) здание занимали кинопрокат и кинотеатр повторного фильма "Оборона". [16]
Вход в здание перенесли - сделали со стороны Набережной Ф. Губанова (Проспект Сталина с 1940 г.).
В 1950-х /начале 1960-х в здании был Музей сельского хозяйства.
В этот период перед зданием на отдельных постаментах поставили фигуры чобана и доярки.
И наконец, появился постоянный хозяин - в апреле 1964 года (по другим данным — с 3 февраля 1965 года) здание по адресу Проспект Нефтяников, 36 передали Азербайджанскому Государственному Кукольному Театру (с 1974 г. — им. А. Шаига).
В конце восьмидесятых годов в здании театpа (снаружи и внутри) пpоводился капитальный pемонт.
Был восстановлен истоpический облик фасадной части здания - возвращен пеpвоначальный вид пеpильных огpаждений кpыши здания и лепных укpашений фасада.
На фасадную часть здания вернули на свои места две скульптурные фигуры богов, но... других.
В крайних левом и правом проемах окон здания места Посейдона и Меpкуpия заняли фигуры Мельпомены и Теpпсихоpы.
Новые скульптурные фигуры были выполнены в реалистическом характере древнегреческих статуй, где главное - это красота обнаженного человеческого тела с безукоризненным совершенством всех его частей, с его пропорциями.
По мнению представителей философской школы, основанной Пифагором, именно это самое прекрасное, что люди могли предложить бессмертным богам, следуя правилу˸ прекраснейшее – богам.
Несмотря на то, что здание театра "Феномен" претерпело множество трансформаций, оно сохранило свою неповторимую, специфическую ауру до конца 1991 года.
В 1902 году на юго—восточной стороне перекрестка улиц Торговой и Каспийской было построено здание Большой хоральной синагоги. Здание было обнесено красивой чугунной оградой.
План здания бакинской синагоги внешне имеет черты обоих Храмов, а также изображения Второго Храма на монетах периода восстания Шимона Бар Кохбы.
Здание 2-х светное, т.е. внутреннее пространство имеет высоту 2-х этажей без перекрытия.
"Здание построено по типу классичских храмов, с использованием ионического ордера.
Такая архитектурная композиция в Баку более не встречается.
Оригинальная трактовка архитектурных масс, конфигурации оконных проемов боковых фасадов, интерьера молельного зала с балконами делают это здание неповторимым в своей индивидуальности в ряду значимых архитектурных сооружений города.
Обработка колонн, капителей и других архитектурных элементов в камне совершенна." (Ш.Фатуллаев-Фигаров. «Архитектурная энциклопедия Баку». Международная академия архитекутры стран Востока, Баку-Анкара. — И. «Козан Офсет», 1998).
Фронтон над колоннадой украшали две каменные скрижали завета (Скрижали завета-это две каменные плиты, на которых Сам Господь написал десять заповедей Закона Божьего. Первые четыре заповеди были написаны на первой доске, а остальные – на второй.) и звезда Давида над ними.
Здание служило своему прямому назначению до 1934 года, хотя с 1932 года и делила его с Еврейским театром.
В конце 1929 года в стране Советов началась руководимая сверху «по требованию трудящихся» кампания по массовому закрытию церквей и синагог. Но из-за большей осторожности, с которой советская власть проводила антирелигиозную политику в национальных республиках, Большая хоральная синагога в Баку была национализирована, закрыта, и передана Бакинскому еврейскому рабочему театру только в 1934 году.
Скрижали завета и звезда Давида с фронтона здания исчезли.
В 1936 году театр получил статус государственного. Азербайджанский Государственный Еврейский Театр (АзГОСЕТ) пользовался широкой известностью и просуществовал в здании синагоги до конца сезона 1940 года.
До начала 50-х г.г. здание пустовало и использовалось под склад строительных материалов.
В начале 50-х г.г. здание привели в порядок и до 1979 года в нем находился АзНИИГИМ- Азербайджанский научно- исследовательский институт гидротехники и мелиорации.
В 80-х был разработан проект адаптации здания под ТЮЗ. Во время реставрации и строительства, здание привлекло внимание Р. Бейбутова. Пользуясь большим влиянием в Республике, он добился перепроектирования здания под Театр Песни.
Проект и сама реставрация были сделаны очень профессионально и бережно. Здание сохранило свой уникальный внешний вид.
Только на фронтоне появилась лира и две боковые двери заменены окнами.
Чугунная ограда сохранилась только с боковой стороны здания по улице Низами.
Театр песни (первый в СССР) был создан в 1965 году Рашидом Бейбутовым на основе его прежнего коллектива. В 1968 году Театр песни получил официальный статус.
С 1980-х г.г. Театр песни размещается в здании по адресу ул. Лейтенанта Шмидта, 12.
Это театр, выходящий за рамки привычного здания.
Это уникальный театр - практически второго подобного сооружения нет нигде.
Здесь следует отметить, что название "Зеленый театр" закрепилось за ним лишь в конце 1970 годов, построен же он был в начале 1960-х годов как "Зеленый КИНОТЕАТР". А Зеленый театр - другой! - в то время уже существовал, был открыт в начале 1950-х годов, и находился он в Белом городе, в парке Низами (бывш. парк "Роте Фане", а еще ранее - "Villa Petrolea" Т-ва бр. Нобель).
Здания в привычном смысле слова Зеленый театр не имеет, т.к. это летний театр под открытым небом и выходит прямиком в Чемберкендский парк.
Строительство театра (архитектор А.Суркин, конструкторы: Инна Дунаевская и Виталий Файнштейн) началось в начале 60-х годов по инициативе мэра города Алиша Лемберанского.
Место для строительства было выбрано очень удачно - театр весь утопал в зелени и в то же время задником сцены служила панорама бакинской бухты. Правда, в дальнейшем различные постройки закрыли вид на бухту. Строили почти два года, и в 1963 г. кинотеатр уже работал. Многое делалось просто вручную.
Театр расположен на живописном склоне, спускающемся от Нагорного парка к бульвару. Зеленые насаждения, чаша огромного зала, открывающая прекрасную панораму города и бакинской бухты — все это сделало театр неповторимым по красоте сооружением.
“Зрительный зал расположен амфитеатром на природном склоне: со всех мест открывается прекрасный вид на море и бухту. Сценическая часть решена в виде ажурного портала. Зрительным продолжением сцены является зеленая лужайка с бассейном. В восприятии театра большую роль играли живописный ландшафт и зеленые насаждения, которые органично входят в композицию сооружения. Легкие металлические конструкции главного входа в сочетании с деревом удачно гармонируют с окружающим ландшафтом.» (Р. Эфендизаде «Архитектура Советского Азербайджана», Москва, Стройиздат, 1986.) .
Зелёный театр был местом проведения важных культурно-массовых мероприятий.
Но в начале 1990-х годов в связи с происходящим в республике упадком театр перестал функционировать и длительное время пребывал в плачевном состоянии.
"Запомните навсегда: главным архитектором Зелёного театра был Александр Бузов. Он уехал в Воронеж и стал там главным архитектором города. И в Бакгипрогоре его тут же забыли. Абрам Суркин и Мартын Товмасян подхватили эту работу.
На фотографии я и Бузов вышли на место будущего театра. На фото видно, что уже возведены железобетонные конструкции, и даже уложены деревянные рейки под сидения, монтируется металл сцены, - и представляем, какая это будет красота. Конструктором этого проекта была Нина Васильева…"
(из воспоминаний Н.Н. Никонова)
--Sibor 19:46, 30 апреля 2016 (CEST)