Театр оперы и балета - Театр бр. Маиловых (Баку)[править]

1910-1911

Предисловие[править]

В этой статье я опиралась только на те факты, которые могли быть подтверждены сведениями из прессы описываемого времени. Со всеми иными рассказами можно ознакомиться в Послесловии к статье, которые даны там в надежде, что и они смогут когда-нибудь, возможно, подтвердиться и занять свое достойное место в «жизнеописании» создания театра.

Маиловский театр.jpg

История театра[править]

На рубеже XIX и XX веков Баку представлял собой не только быстро и бурно растущий промышленный центр, но и становился, наряду с Тифлисом, культурным центром Кавказа.
Сюда приезжали гастролирующие драматические и оперные труппы, зрители могли насладиться исполнительским мастерством различных музыкантов – пианистов, скрипачей, виолончелистов.
В городе работали различные любительские театральные кружки. Было создано Артистическое общество. Спектакли и концерты шли в театре Г.З.А.Тагиева, в здании театра-цирка бр. Никитиных, в помещениях Общественного и Морских собраний, в театре на промыслах Бенкендорфа и т.п. местах.
Однако театра, специально приспособленного для нужд оперного искусства – с хорошей акустикой - в городе не было. И чем чаще приезжали в город хорошие певцы, чем чаще ставились здесь оперные спектакли, тем более ясно становилась необходимость в подобного рода театре.

В журнале «Рампа и жизнь» №3 (16) от 19 апреля 1909 г. была опубликована следующая заметка:

БАКУ. Выехал в Петербург представитель местных миллионеров, с целью заказать проект нового грандиозного оперного театра, по образцу миланского театра "Dal-Verme" »[1], причем в одном партере будет до 1500 мест.Весь же театр рассчитан на 3 тыс. зрителей. Постройка его обойдется, по слухам, свыше полумиллиона рублей.

Кто конкретно были эти «местные миллионеры» установить нам пока не удалось, как и не удалось пока найти точных данных о том, были или не были петербургские архитекторы все же задействованы в проектировке здания нового театра...

Автором проекта и строителем театра является арх. Н.Г. Баев.

2 мая 1910г. В газете «Каспий» №97 появилось сообщение о ходатайстве бр. Маиловых, представителей известного и богатого рода бакинских рыбопромышленников [2]:

Бр. Маиловы возбудили пред г. градоначальником [3] ходатайство о разрешении им построить каменный театр на собственном участке земли, находящемся в квартале № 399 по Торговой улице.
Театр предположено построить частью каменный, а частью железно бетонный в стиле «Ренессанс» [4].
Главный вход и выход будут устроены с Торговой улицы.
Театр будет состоять из двух ярусов:первый – партер, расчитанный на 740 мест и 38 лож на 156 мест, а во втором ярусе – балкон на 386 мест и галерея на 221 место.
Все здание театра предположено оборудовать центральным воздушным отоплением, электрическим освещением и механической нагнетательной вентиляцией, причем в жаркое время будет функционировать маленькая ледоделательная машина, через которую будет пропускаться воздух во внутренее помещение театра, от чего в последнем температура будет понижена.

Постройку театра, как мы слышали, предполагается закончить к зимнему сезону текущего года.

Таким образом, исходя из содержания этой заметки, становится ясно, что к концу апреля 1910г. проект театра уже существовал и можно было приступить к его практическому осуществлению.

Театр был построен по классической схеме, то есть в нем есть вестибюльная группа, зрительный зал и сцена. Здесь удобная и рациональная планировка здания.
В истории строительства театральных сооружений периода начала ХХ века маиловский театр занимает особое место, так как был готов в рекордные сроки, учитывая уровень строительной техники того времени.
Высокий темп работ, принятый в начале строительства театра, не ослабевал до завершения строительства этого крупного сооружения.
Здание было построено менее, чем за 10 месяцев.

Из найденных в интернете материалах, можно увидеть, что весь период работа продолжалась в три смены, с участием 200 рабочих в каждой. Ночью, во время работы, место работ освещалось прожекторами, чтобы не замедлять темпов строительства. Правильная организация строительных работ позволила Баеву успешно и в кратчайшие сроки завершить все задуманное.

Газета «Каспий» № 41 за 22 февраля 1911г. сообщала:

Бакинский градоначальник подполковник П.И.Мартынов в сопровождении инженера градоначальства г. Рыбинского третьего дня (т.е. 19.02.1911г. – прим. моё) произвел осмотр законченного постройкой театра Маилова по Торговой ул., рядом с цирком бр. Никитиных.
Объяснения давал строитель театра инж. Баев. В общем постройка признана правильной, совпадающей с утвержденным планом. Для детального же освидетельствования театра назначается градоначальником особая техническая комиссия совместно с театральной.

В связи с окончанием строительства оперы газета «Бакинец» поместила в 1911 году восторженную статью:

«Мы склоняем головы перед энергией, талантом и неистощимым трудолюбием архитектора Баева. Действительно, не каждому мастеру удалось бы за семь-восемь месяцев возвысить на голом, пустынном месте столь роскошное, величественное здание.

Фасад театра оперы и балета (Баку,1977).jpg

Этот оперный театр для Баку - бесценный подарок. Ведь для такого большого города с разнообразным населением одного тагиевского театра было, конечно, недостаточно.
Потолок здания покрыт несколькими слоями бархата, поверх которого уложен войлок. Такая изоляция создает в зале и на сцене отличную акустику».

Новый театр под названием «Большой оперный театр бр. Маиловых» был открыт в понедельник, 28 февраля 1911г.

Опера-анонс-1911.jpg
"Каспий" №44 (26.02.1911)

Самой первой первой тетральной труппой, выступавшей в театре, явилась «Русская опера» антерпренера М.П.Хрюкова.

Опера-анонс-1911-2.jpg
"Каспий" №45 (27.02.1911)


Театр открылся постановкой оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
В заглавной роли - А.И.Мозжухин.
Григорий - Р.И.Чаров
Мария Мнишек - Ард
Князь Шуйский - Муравьев
Дирижер А.И.Асланов

Первая и практически единственная подробная заметка с описанием открытия нового театра появилась в газете «Каспий» №48 за 2 марта 1911г.
Автор заметки под псевдонимом "Театрал" описывает открытие как "Вавилонское столпотворение", такое количество народа прибыло в театр.

Дневник театрала

В новом театре
Цирк бр. Никитиных рядом, такой печальный, невзрачный и жалкий. От моря яркого света, в котором утопал выросший рядом с ним Маиловский театр, он съежился и, казалось, хотел отодвинуться назад, вглубь, подальше от людского взора. Иногда казалось, что он укоризненно смотрит своими темными окнами на проезжающую нарядную публику и шлет ей нерешительный упрек:
- Давно ли вы бросались в мои объятия, и так скоро окончательно забыли.
Но люди, привыкшие всегда бросать старых друзей, как только в них минует надобность, не слушали его упреков и сетований.
А дерзкий конкурент стоял рядом, яркий, принаряженный. Широко раскрывал двери и приветливо улыбался многочисленными электрическими глазами.
А публика прибывала и прибывала. Будущий историк Нового театра, описывая вечер его открытия, несомненно озаглавит свое описание так:
- Вавилонское столпотворение.
Это будет самым лучшим и удачным заглавием.

Трудно описать, что творилось в фойе во время съезда публики.
Строители прекрасного театра упустили из виду одну маленькую подробность: публика зимою приезжает в театр в пальто и шляпах и имеет привычку не входить в полном облачении и зрительную залу, а сдавать верхнее платье капельдинерам на хранение. Капельдинеры для этой надобности имеют в своем распоряжении нумерованные вешалки. Эту мелочь строители забыли и на пару тысяч зрителей заготовили несколько вешалок, с несколькими крючочками на каждой. Публика ходила от вешалки к вешалке, просила, заискивала у капельдинеров, но везде получала один ответ:
- Извольте, только мы не в ответе, если пропадет.
Такое обещание мало кого удовлетворяло, и блуждающая с верхним платьем на руках публика напоминала толкучий рынок.

Устроившись кое-как с платьем, публика устремилась осматривать театр. Впечатление получилось удовлетворительное. Красиво, просторно и светло. Хорошее впечатление производят открытый вид бель-этажа, балкона и галерки.
Спектакль начался ровно в 9 часов. Взвился занавес, и хор с оркестром исполнил народный гимн.
Оставляя разбор исполнения на долю коллеги рецензента, мы перейдем к антрактам.

В первом антракте, когда публика разбрелась по фойе, вдруг пронесся сенсационный слух. Сначала высказал его кто-то неуверенно, потом более смело, потом стали утверждать категорически:
- Дама в шароварах.
Началось невероятное движение по лестницам. Бегали сверху вниз и снизу вверх, толкали друг друга и на ходу расспрашивали:
- Видали даму в шароварах? Где она? Где?
Точного ответа, однако, не могли получить, так как спустившиеся вниз узнавали, что дама только что поднялась вверх, а поднявшиеся наверх узнавали, что она только что спустилась вниз. После долгих усилий ее, однако, удалось застигнуть в нижнем фойе.
Дама в шароварах выдержала натиск любопытной толпы героически. Так оглядывала своих врагов властным взором Жанна д’Арк, сознавая в душе, что она носит на своем знамени борьбу за великую идею. Дама в шароварах молчала, но глаза ее ясно говорили:
- Ну вот, я доказала миру, что женщина не застряла на одном месте, а двигается все вперед, ищет в жизни новых форм. Вот вам новые формы. Кто посмеет теперь упрекать женщину
? Чувствовалось, что она знает цену своему героическому поступку. Сознает, что своим самоотвержением она поставила Баку рядом с Парижем.
Публика была так взволнована шароварами, что прозевала все звонки и ринулась в залу, когда занавес уже был поднят.
В следующем антракте уже начали делиться впечатлениями об игре артистов. В общем, в театре царило оживление.

В том же номере газеты можно было познакомиться и с рецензией на этот спектакль. Нас же интересует только то, что сказано было в ней о самом театре: певцы боролись с «неблагоприятными акустическими условиями, объясняющимися тем, что воздух насыщен был тяжеловесной сыростью». Недостаток, разумеется, был временным, т.к.театр был открыт непосредственно по завершению его строительства.

Спектакли начинались ежевечерне в 8:30 – 9:00 часов вечера, причем постановки менялись кадый день.
В течение марта 1911г. бакинские любители оперы смогли посмотреть и послушать «Травиату» Д.Верди (1.03.), «Кармен» Ж.Бизе (2.03.), «Фауст» Гуго (3.03), «Евгения Онегина» Чайковского (4.03), «Лакмэ» Л.Делиба (5.03), «Риголетто» Д.Верди, «Севильского цирюльника» Д.Россини, «Аиду» Д.Верди, «Паяцев» Р. Леонкавалло и др. постановки.

6 марта 1911г. «Каспий» (№52) по-прежнему отмечал непорядки у вешалки: малое количество работников привело к тому, что трое городовых должны были помогать на раздаче. Да и самое малое количество вешалок очень мешало посетителям театра.

8 марта 1911г. (№53) газета уже смогла отметить улучшение в этой области:

Вешалку временно поставили в нишах фойе, где предполагалось устроить витрины.

Тетральная прислуга успешно обучается вежливому обращению с публикой, усердно посещающей театр.

10 марта администрация оперной труппы была по распоряжению граноначальника оштрафована на 50 рублей за позднее окончание спектакля 9 марта – спектакль окончился около 1 часа ночи («Каспий»).

В середине марта в работе театра был сделан перерыв, за время которого были произведены некоторые переделки в театре:
В партере с обеих сторон были убраны по две ложи, вместо них были устроены места для учащихся. На галерее прорубили входную дверь. Увеличили количество вешалок в театре.
Кроме того, было уменьшено число почетных билетов.

В одну из сред марта 1911г. руководство города произвело ложную тревогу в театрах бр. Маиловых и Г.З.А.Тагиева:

...во время представлений... градоначальник подполковник П.И.Мартынов в присутствии помощника своего Б.А.Ровнякова и полицмейстера ротмистра В.И.Назанского произвел ложную тревогу для определения срока, в который можно очистить зрительные залы при возникновении пожара или др. каких-либо случаев, требующих немедленного выхода публики. Присутствующая в театрах публика была предупреждениа о ложной тревоге.
Залы были очищены:
театра бр. Маиловых – в 1,5 минуты и

театр Г.З.А.Тагиева – приблизительно в тот же срок

Неудобства доставляло зрителям состояние Торговой ул., на которой был расположен театр. Её не успели замостить, и после дождя грязь здесь поднималась до колен. Многие, чтобы не запачкаться, нанимали за деньги амбалов. Утопая в непролазной грязи, те несли на закорках до фаэтонов и карет разнаряженных мужчин и женщин.

На следующий, 1912 год театр бр. Маиловых был сдан за 19.000 рублей антерпренеру Муссури.
Следующий зимний сезон должен был начаться в сентябре 1911г. болгарской опереттой, а с декабря должны были уже идти оперные спектакли.

В 1916 г. бакинцам удалось добиться открытия постоянно действующего музыкального театра. В октябре 1916 г. в помещении оперного театра начала свой постоянный сезон оперная группа антрепренера П.И.Амираго.

17 мая 1920 года был издан первый декрет «о национализации театров, кино, музеев», а 1-гo июня 1920 года специальным постановлением все театры Баку были переданы в ведение правительства, и оперный театр стал Азербайджанским государственным театром оперы и балета.

В 1925 году азербайджанская оперная труппа отделилась от драматической (до этого они еще не было дифференцированы) и объединилась с труппой русской оперы.

Этапными спектаклями театра были "Шахсенем" Глиера (1934 г.), "Наргиз" Магомаева (1935 г.), "Кёроглы" Гаджибекова (1937г.), "Семь красавец" (1952г.), "Тропою грома" (1960г.) Караева, "Легенда о любви" Меликова (1962г.).
В 1940 году был поставлен первый азербайджанский балет "Девичья башня" А. Бадалбейли,

В 1928г. оперному театру было присвоено имя великого драматурга М.А.Ахундова.

Свой современный облик театр получил после реконструкции в 1987г.

Послесловие, или Бакинские мифы и легенды[править]

Баку – город, многие дома которого и поныне связываются с различными событиями, правдивость которых можно отнести к области городских мифов. Не обошли они и историю постройки здания Театра оперы и балета.
Возможно, само по себе столь быстрое создание этого великолепного здания не могло обойтись без подобных легенд, возможно, что и было что-то, заставившее людей рассказывать эти истории...
Доказательств их истинности пока нет, но и не хочется просто отмахиваться от них. То, что неизвестно сейчас, может еще подтвердиться какими-то новыми, до сих пор нам неизвестными документами. Буду только рада перенести тогда все то, о чем сейчас напишу, в саму статью как доказанные сведения.

Миф 1-ый

В 1910-м году в Баку приехала с гастролями известная певица. Ее красота и бесподобный голос очаровали местную публику. А один из старших братьев миллионеров Маиловых влюбился в певицу без памяти. Оказывая ей всяческие «знаки внимания», осыпал золотом и драгоценностями.
Певица провела в Баку около месяца - давала концерты в здании Биржи, в «Зимнем клубе», а то и в деревянном цирке бр. Никитиных. После окончания гастролей в «Казино» устроили торжественные проводы певицы.
Во время обеда у примадонны спросили: «Когда вы еще обрадуете бакинцев своим приездом!» Певица пожала плечами: «Наверное, никогда. Я не привыкла выступать в казино, в цирке. Я просто поражаюсь, почему в вашем прекрасном, богатом городе, где живут такие щедрые рыцари, нет оперного театра, где бы певцы могли демонстрировать свое искусство».
Маилов спросил: «Ханум, куда вы намерены отправиться сейчас!» Певица ответила, что ей предстоят гастроли в Японию и что через год она вернется в Россию. Тогда Маилов сказал: «Приезжайте в наш город через год. Мы построим достойное вашего искусства здание, а вы его откроете».
На том и порешили.

Моё примечание:
В некоторых статьях, опубликованных в интернете, называется имя Антонины Васильевны Неждановой как певицы ради которой был выстроен театр. Однако она вообще никогда не бывала в Баку, равно как и в Японии..

Маилов поручает подготовку проекта архитектору Баеву и просит его выстроить здание, похожее на тифлисскую оперу[5], только более красивое и внушительное.
После постройки театра Маилов дает телеграмму певице, приглашая ее на открытие оперы. Она приезжает в Баку и принимает участие в торжествах.
На открытии театра была поставлена опера «Борис Годунов». В главной роли выступал Мозжухин. После исполнения первой арии певицу осыпали золотым дождем. Сцена была завалена цветами. Маилов и здесь отличился. Он преподнес своей пассии венок, составленный из ассигнаций разного достоинства - пятисотенных, сотенных, пятидесятирублевых и четвертных билетов. Об этом по городу еще долго ходили пересуды.

Моё примечание:
На самом деле, при открытии театра исполнялась опера «Борисом Годуновым», и главную роль в ней играл Мозжухин, однако никакой специально приглашенной на женскую роль певицы не было – роль Марины Мнишек исполняла госпожа Ард, входившая в состав гастролирующей весь сезон в Баку труппы «Русской оперы».
Женщины-певицы, входившие в труппу "Русской оперы:
Бронская, артистка Импер. театра.
Донская-Эйхенвальд
Тиманина
Алешко
Лелина
Калинина
Ард
Стрежнева
Феррари
и т.д. (2-ые партии, т.е. 2-ой состав)

Миф рассказывал, что приглашенная певица, ради которой строился театр, пела на премьере. Однако среди участников премьеры нет там никого "со стороны", кроме тех, кто был запланирован для участия в работе труппы на весь сезон. То есть никаких разовых гастролеров! И в течение всего месяца марта, т.е. первого месяца работы театра, никаких певиц "со стороны" не отмечено, хотя рецензент писал в каждом номере "Каспия" о прошедшем спектакле. Почему так часто? А потому, что каждый день на сцене ставилась новая опера. Были показаны "Аида", "Кармен", "Лекме", "Риголетто", "Евгений Онегин", "Паяцы" и др.

Единственным скандалом, т.е. событием, привлекшим огромнейшее внимание публики, явилась дама, пришедшая на спектакль в шароварах. Эта сенсация стала самой важной новостью театра в первом антракте, настолько важной, что об этом написала газета «Каспий», отличающаяся огромным интересом к самым мельчайшим событиям бакинской жизни.

Никаких букетов из денежных ассигнаций и бриллиантов никто никому, видимо, не дарил, т.к. об этом не сказано в газетной заметке об открытии театра ни слова, хотя в других заметках о различных бенефисах актеров, гастролирующих в Баку, всегда были упоминания о подарках и букетах, им преподнесенных. Здесь же об этом ни слова.

Произошло в феврале еще одно событие в жизни братьев Маиловых, сделавших, на мой взгляд бакинки, всяческие появления любовных бесчинств в адрес приезжей певицы на глазах всего города невозможным - 8 февраля 1911г., т.е. за 20 дней до открытия театра, у них умерла мать.

Миф 2-ой

Услышал о том, что бр. Маиловы запланировали на постройку театра один год, Гаджи Зейнал Абдин Тагиев и при встрече с Маиловым поинтересовался, как идут дела. Маилов ответил, что архитектор Баев уже ознакомился с чертежами оперного театра в Тифлисе и, вернувшись в Баку, засел за проект. Гаджи Зейналабдин сказал: «Не представляю, как можно построить такое здание за год! Я сам был каменщиком, подрядчиком, немало домов выстроил. В этом деле, можно сказать, собаку съел. И знаю, что это почти невозможно».
Маилов усмехнулся и говорит: «Гаджи, давай поспорим. Если здание не будет готово за год, я завершу строительство и отдам оперу тебе. Но если я уложусь в срок, то ты возместишь мне затраченные на строительство средства. А здание останется мне». Тагиев согласился. Маилов построил здание за восемь месяцев.

Моё примечание:
Мне остается и в этом случае сослаться на газету «Каспий», никогда не упоминавшую этот спор.


Театр оперы и балета (Баку, 2008).JPG

Фотоальбом "Театр оперы и балета (Баку)[править]

Программы спектаклей Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова (Баку)[править]

Примечание:

  1. Театр-милан.jpgТеатр "Dal Verme" (Милан, 1875)
  2. Младший брат Илья Лазаревич был врачом, старший, Даниил Лазаревич, - бизнесменом, членом учетно-ссудного торгово-промышленного комитета (по сведениям “Кавказского вестника” от 1917 года.)
    Братья Маиловы были также известными в России рыбопромышленниками, владеющими рыбными промыслами, а также цехами по производству черной икры
  3. подполковником П.И.Мартыновым
  4. Главная отличительная черта ренессанса в архитектуре, и в частности в интерьере, — это легкость, воздушность за счет правильного распределения веса отдельных частей и всей массы объекта. Даже сооружения крупного размера кажутся легче, уютнее, человечнее благодаря делению больших форм на более мелкие и уменьшению размеров отдельных, уже поделенных частей на большое количество деталей, пропорционально соотнесенных между собой. (Ренессанс)
  5. Опера-тифлис.jpg Тифлисский театр оперы и балета

Источники:
газета "Каспий"
М.Сулейманов "Дни минувшие"

При полном или частичном использовании материалов статьи ссылка на наш сайт обязательна.


--Jonka 08:53, 9 ноября 2009 (UTC) Новая редакция статьи: --Jonka 17:04, 29 августа 2011 (CEST)

comments powered by Disqus