1920
23 октября 1920 г. в газете "Азербайджанская беднота" появилось сообщение о том, что согласно Постановлению Наркомпросса, "Азернешр" и АзРОСТА открывается Свободный Сатир-Агит театр (Баку), а 20 декабря 1920 г. состоялось торжественное открытие.
Вновь созданный театр был сформирован из остатков распавшейся в Тифлисе труппы театра Н.Ф.Балиева "Летучая мышь" и части коллектива расформированного революционным правительством театра "Момус".
В руководящий состав Директории вошли В.Швейцер (Пессимист) - зав. литературной частью театра "Летучая мышь", уроженец Баку, известный московский журналист и литератор, взявший на себя функции главного режиссера, административную часть возглавил П.Орешков ("Летучая мышь"), литературную - Н.Городецкая ("Момус"), художественную - Б.Воронов ("Летучая мышь").
В последствии руководство театром перешло целиком в руки В.З.Швейцера (Пессимиста), который осуществлял почти всю режиссерскую работу. К этой работе на более или менее длительные сроки привлекались - В.Г.Сахновский (Московский Показательный театр), Сергей Воронов (артист МХТ), художники - А.Арапов и П.Узунов (I Студия МХТ), Е.Самородов, С.Самородова, П.Чичканов ("Момус").
Одним из первых спектаклей стала пьеса «Будка» (по произведениям Г. Успенского). Режиссером был главный режиссер театра В. Швейцер. Художник А. Арапов.
Спектакли Сатир-Агит театра представляли собой остроумные монтажи, состоявшие из одноактных пьес, частушек, обозрений, инсценированных стихов и песен, хореографических композиций на злобу дня, оживших в пластике картин революционных художников и т. д.
Театр малых форм для пролетарской бедноты, призванный осуществлять функции политической агитки просуществовал до 1923 года.
Решением Бакгорисполкома от 29 апреля 1923 года его переименовывают в Бакинский Рабочий театр, который уже 25 октября встречает своего зрителя премьерой спектакля "Город в кольце" по пьесе С.Минина (режиссер Д.Г.Гутман, художник Вяч.Иванов).
Первоначально в состав труппы вошли актеры приехавшие из Одессы, Москвы, Иркутска - Н. Снежина, Н.Лещинская, Л. Морозова, Л. Литвинова, О. Ланская, А. Горский, С. Танеев, К. Лаврецкий, С. Климов, Н. Коломенский, Н. Соколов, Н. Рогожин и др.
Репертуарная афиша театра была представлена революционной патетикой советской и зарубежной драматургии - "Медвежья свадьба" А.Луначарского, "Озеро Люль".Файко, "Овод" по Э.Войнич и др.
В 1924 г. при БРТ открывается Студия Практических занятий, где с 1926 года навыкам профессионального ремесла студийцев учат пополнившие труппу "мейерхольдовцы".
1926 год стал важным этапом в истории БРТ, когда вместе с вновь организованным Тифлисским Рабочим театром он составил Закавказское театральное объединение, которым руководил талантливый режиссер и театральный деятель Владимир Захарович Швейцер (псевдоним Пессимист).
БРТ определял направление своей работы как «реальный конструктивизм», который был близок «системе неореализма», разрабатываемой в Театре им. Мейерхольда (ТИМ) в Москве.
В 1926 г. между Мейерхольдом и молодым режиссером Василием Федоровым, прославившимся нашумевшей постановкой в ТИМ пьесы С.Третьякова «Рычи, Китай!», вспыхнул конфликт, в результате которого из театра ушло 16 человек.
Ушедшие вместе с Федоровым мейерхольдовцы уехали в Баку, где их прекрасно приняли и они «чувствовали себя воистину как в раю». (Е. Федорова. Повесть о счастливом человеке. М., 1967)
9 августа дирекция БРТ заключила трудовой договор на сезон 1926/1227 г.г. с В.Ф.Федоровым, режиссером-постановщиком.
Как сообщала бакинская газета «Труд» 23 сентября 1926 г., в режиссерский совет театра, кроме В.З. Пессимиста, вошли «режиссер В.Ф. Федоров из ТИМ, А.Г. Ридаль (ученик Фейгаргарда и Евреинова) и художник конструктор Илья Шлепянов из ТИМ».
Из ТИМа в состав бакинской труппы вошли администратор сцены и помощник режиссера П.И. Егоров, артисты М.И. Жаров, С.А. Майоров, Василий Кузнецов и актрисы Ольга Полянская и Маргарита Горбатова.
Несколько позже перешли в БРТ из ТИМа художник С.Ефименко, артисты Бельский и Шульгин.
Сезон 1926/ 1927 г.г. БРТ открылся в середине октября спектаклем «Рычи, Китай!» в постановке В.Ф. Федорова.
Спектакли молодых талантливых режиссеров и художников не затерялись на общем фоне театральной жизни нового государства, выгодно отличаясь разнообразием постановочной стилистики, соответствуя не только духу времени, но и творческой индивидуальности каждого из них.
А с появлением в репертуаре произведений азербайджанских драматургов, возрастает и общественный статус театра.
В 1937 году театр переименовывают в Азербайджанский государственный Краснознаменный театр русской драмы.
Постепенно, благодаря утвердившейся с 20-х годов практике гастрольных поездок сначала в сопредельные города Северного Кавказа и Закавказья, а позже, расширив географию гастрольных поездок по территории всего Советского Союза, театр становится одним из ведущих в структуре театрального дела.
Имена режиссеров и актеров становятся популярными. Многие из них приглашаются на съемки в фильмах ведущих киностудий страны.
Во второй половине 1920-х годов и в 1930-е годы театр возглавлял С.Майоров. Майоров поставил около сорока спектаклей, некоторые из них вошли в золотой фонд театра.
Образцом сценического искусства социалистического реализма стал спектакль по пьесе "Оптимистическая трагедия" В.Вишневского, в работе над которым принимал участие сам автор.
В БРТ работала сильная актерская труппа, в нее входили известные артисты Ф.Раневская, М.Жаров, Б. Бельский, Н. Волков, В. Шарлахов, В. Байков, П. Жариков, К. Мякишев и др. Труппу пополняют (1926 г.) художники - С. Ефименко и И. Шлетенов.
Огромную роль в творческом становлении театра сыграл режиссер А.Гриппич, деятельность которого как художественного руководителя приходится в основном на годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы.
В эти годы Гриппич ставит спектакли "Фронт" А.Корнейчука, "Русские люди" и "Жди меня" К.Симонова, "Аленушка" Л.Леонова и др. В театре работают в качестве очередных режиссеров В.Федоров, А.Иванов, Г.Георгиевский, А.Ридаль, Б.Великанов, К.Степанов-Колосов, Я.Ярославский.
Несколько десятилетий главным художником театра был С.Ефименко. Одним из первых в стране театр поставил пьесы Н.Погодина "Человек с ружьем" (1939) и "Кремлевские куранты" (1940). В 1950 г. спектакль "Заря над Каспием" И.Касумова получил Сталинскую премию.
Спектакль о героическом труде нефтяников был поставлен одним из основоположников азербайджанской советской режиссуры М. Ашумовым.
С именем выпускника ГИТИСа - М.К. Ашумова, пополнившего репертуар высокохудожественными постановками русской, зарубежной классики, современной советской пьесы, открывшего бакинскому зрителю множество актерских дарований связан период особого взлета театра.
Среди популярных актеров театра - В. Ширье, Р. Гинзбург, А. Фалькович, К. Адамов, М. Адушев, Л. Грубер, П. Жариков, А. Корнилов, М. Лезгишвили, А. Мешалкин, К. Мякишев, В. Отрадинский, Г. Сорин, П. Юдин, К. Бабичева, К. Ирмич, Ю. Колесниченко, А. Сувирова, Н. Сарнацкая и др.
В 1956 году театру было присвоено имя народного поэта Азербайджана Самеда Вургуна. В том же году театр поставил его стихотворную драму "Вагиф", обратился к наследию основоположника азербайджанской драматургии Мирзы Фатали Ахундова.
В репертуаре театра появляются пьесы национальных авторов Мирзы Ибрагимова, Сабита Рахмана, Энвера Мамедханлы, Ильяса Эфендиева, Имрана Касумова, Гасана Сейдбейли, Наби Хазри и др.
Период 60-80 г.г. связан с творчеством режиссеров Г.Ахмедовой-Мартыновой, Д.Селимовой, И.Хасина, Е.Сахарова, Э.Бейбутова, Э.Алиева, Р.Ибрагимбекова.
Труппа пополнилась именами новых талантливых актеров. Это - М. Ягизаров, Т. Галакичиева, Е. Невмержицкая, Л. Духовная, Д. Тумаркина, А. Шаровский, затем - С. Мирзагасанов, Л. Чеснакова, Р. Амирбекова, Н. Тагиева, М. Магеррамов, А. Никушина, Ю. Балиев, Н. Балиева и др.
В 1960-е годы 1-й мастерской Азгоспроекта под руководством Ивана Арамович Саркисова и Ханум Рахмановой проводилась реконструкция здания. Закончена она была в 1964 году.
В конце 1960-х годов главным режиссером стал народный артист РСФСР Э. Бейбутов, тогда же свой творческий путь начал молодой режиссер Г. Дроздов.
В репертуаре театра спектакли "Час пик" Е.Ставинского, "Остановиться, оглянуться… Л.Жуховицкого, "Шестое июля" М.Шатрова, "Уступи место завтрашнему дню" В.Дельмар, "Бал воров" Ж.Ануя, "Парусиновый портфель" М.Зощенко, "Кто придет в полночь" М. и Р.Ибрагимбековых.
Лидером театра стала Г.Гюльахмедова-Мартынова. Много лет в театре идут ее спектакли "Мария Стюарт" Ф.Шиллера, "Двое на качелях" У.Гибсона, "Загнанная лошадь" Ф.Саган, "С легким паром" Э.Брагинского и Э.Рязанова и др.
Главным художником театра много лет работал Ю.Торопов.
В 1977 г. состоялся дебют в качестве режиссера-постановщика киносценариста и драматурга Рустама Ибрагимбекова. Он поставил в театре спектакль по своей пьесе "Дом на песке", позже еще три свои пьесы – "Допрос", "Ультиматум", "Похороны в Калифорнии".
В конце 1970-х годов главный режиссером театра был назначен народный артист СССР Мехти Мамедов.
В этот период ведущими артистами театра были Л. Духовная, В. Щербаков, И. Кошелевич, Ю. Митрофанов, В. Ковтун, М. Ягизаров, И. Перлова, А. Шаровский, Е. Невмержицкая, З .Сибилева, А. Никушина и др.
Новое десятилетие отмечено приходом в театр на пост художественного руководителя известного артиста азербайджанской драмы Мелика Дадашева.
Активно заявил о себе молодой режиссер Ирана Таги-заде.
Репертуар в 1980-е годы представлен спектаклями по пьесам Трамвай «Желание» Т.Уильямса, "Пришел мужчина к женщине" С.Злотникова, "Семейный круг" Р.Ибрагимбекова, "Звезды на утреннем небе" А.Галина, "Человек, который платит" И.Жамиака и др.
На сцене театра шли "Мышеловка" А.Кристи и "Опасный поворот" Дж.Б.Пристли, "Последний срок" В.Распутина, "Вишневый сад" А.Чехова и др.
Русский драматический театр им. С.Вургуна продолжает оставаться популяризатором разножанровых зарубежных, русских и национальных драматургических произведений на русском языке.
У театра по-прежнему есть свой зритель, у зрителя - свои любимые актеры и режиссеры.
Связь эта на кое-то время ослабевает в постперестроечный период.
Однако, театр, скрупулезно изучив социальный состав зрительской аудитории новой формации, учитывая ее запросы и социально-экономическую обстановку общества, находит путь к своему зрителю, пополнив репертуарную афишу комедиями зарубежных, российских и азербайджанских драматургов, развлекательными представлениями - импровизациями на темы театра, спектаклями-пародиями на телесериалы мыльных опер.
В афише: С.Моэм "Круг, Ж.Пуаро "Семейный уик-энд", В.Неверов, А.Шаровский "Безумный день, или Сцены для ненормальных со зрителем", Э.Де Филиппо "Филумена Мартурано", Эльчин "Здравствуйте, я ваш дядя!" (Театр), Л. де Вега "Хитроумная влюбленная", Дж.Патрик "Ах, как бы нам пришить старушку…", В.Неверов "В гостях у дикой Розы и её друзей" и многие другие.
Постепенно зритель возвращается в театр, который чутко реагируя на состав аудитории и её интересы, находит формы дифференцированного подхода к созданию репертуара.
Учитывая возможности притока нового русскоязычного зрителя, режиссерская группа под руководством главного режиссера народного артиста Азербайджана А.Я.Шаровского выпускает 6-8 спектаклей в год, в том числе и сказки для детей.
На сегодняшний день состав труппы значительно изменился, пополнившись молодыми выпускниками Бакинского института искусств и Хореографического училища.
В количественном соотношении преобладают русскоязычные специалисты-актеры, актрисы, художники.
Исходя из этого, театр ищет новые варианты и возможности в работе по привлечению зрителя и популяризации драматургических произведений на русском языке.
Источник:
Официальный сайт Аз.Гос.Русского Драмтеатра им. С.Вургуна
Администрация Брянской области
Лев Э.А. «Бакинский Рабочий Театр» (статья).