1900 - 1985
Родился 23 марта 1900 г. в г. Обоянь Курской обл.
Настоящая фамилия — Агуров.
Его отец - Агуров Николай Николаевич.[1]
Мать - Новосельская Антонина Николаевна. Брат - Евгений Николаевич Агуров - артист и режиссёр театра драмы, педагог.
Окончил Бакинскую театральную студию. Работал в театрах Баку, Казани, Перми, Иванова.
С 1933 г. — артист Одесского русского драматического театра им. А. Иванова.
Во время войны Николай Волков оказался на Ташкентской киностудии. Там и начал сниматься. И первой заметной работой в кино стала роль Гуссейна-Гуслия в комедии Протазанова "Насреддин в Бухаре". После войны Волков вновь вернулся в Одессу и продолжил работу в театре.
Во второй раз Н.Н.Волкова "открыли" для киноматографии в 1956 году - когда на "Ленфильме" приступали к экранизации "Старика Хоттабыча".
После этой роли Хаттабыча приглашения посыпались с такой интенсивностью, что Николаю Волкову пришлось оставить театр. Его мягкая, без нажима, актёрская манера, сдержанность, с которой проявляют себя на экране его герои, их интеллигентность - всё это оказалось очень к месту в нашем кино.
В числе фильмов с его участием есть комедии, исторические и военные ленты, детективные и фантастические картины — романтическая фантазия Александра Птушко "Алые паруса", комедия Владимира Фетина "Полосатый рейс", историческая лента Юлия Карасика "Шестое июля", героическая комедия Виталия Мельникова "Начальник Чукотки", приключенческий фильм "Бриллианты для диктатуры пролетариата", фантастическая картина Михаила Швейцера "Бегство мистера Мак-Кинли".
Заслуженный артист Украинской ССР (1956).
Умер 25 октября 1985 г.
Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.
Последний фильм с участием Николая Волкова-старшего вышел на экраны уже после его смерти.
Традиции Николая Волкова в кино и на сцене продолжил его сын, Николай Волков-младший, много лет посвятивший Московскому театру на Малой Бронной.
Наш отец родился в городе Обоянь Курской области в 1902 году (в кинословаре указан 1900 год, но это не соответствует действительности).
И отца, и деда звали одинаково: Николай Николаевич (как и моего брата). Только у деда была другая фамилия: Агуров.
Бабушка Антонина Павловна – урожденная графиня Новосельская.
Дед тоже был дворянского рода и до революции занимал важные административные должности, в частности был помощником кавказского наместника по финансовой части, а во время Первой мировой войны заведовал народным ополчением города Тифлиса. Так что и Николая, и его старшего брата Евгения в будущем скорее всего ждала обычная дворянско-чиновничья карьера.
Но революция перевернула все.
Лиц дворянского происхождения не только не брали теперь на государственную службу, но даже в высшие учебные заведения путь им был заказан. И Николай с Евгением, а следом и сестра Валентина пошли в актеры. Но на сцене Николай выступал уже под другой фамилией.
Чтобы братьев не путали, они решили, что один из них возьмет псевдоним. Бросили жребий: выпало Николаю. Николай из Агурова стал Волковым.
Все трое окончили театральную студию в Баку и несколько лет работали в провинции. Затем их пути разошлись.
Валентина Агурова (моя тезка) вышла замуж за крупного советского военного Трохачева, но тот поставил ультиматум: либо семья – либо театр. Она выбрала театр и после развода стала женой режиссера Сергея Рожковского, в спектаклях которого переиграла чуть ли не весь классический репертуар.
Во времена сталинского террора Рожковский был арестован и расстрелян, а Валентину как «жену врага народа» сослали в Коми АССР. В период «оттепели» реабилитировали, но в театре Валя больше не служила.
До 70-х годов жила в Свердловске, где руководила художественной самодеятельностью.
Евгений Николаевич впоследствии играл в Московском театре им. Гоголя, вместе с отцом снимался в фильме «Ушаков».
В последние годы жизни (до 1989 года) преподавал в Свердловском театральном институте. Кстати, среди его учеников был и знаменитый кинорежиссер Владимир Мотыль.
А Николай Николаевич в 1928 году переехал в Одессу, где стал работать в Русском драматическом театре имени А.В. Иванова. И в очень короткий срок стал невероятно популярен. Стал, без преувеличений, первым артистом Одессы. Его узнавали на улице даже в 70-е годы. Что уж говорить про 20-е и 30-е!
В семье сохранилось такое предание. Во время войны в Ташкенте, куда Николая Николаевича с женой забросила эвакуация, они на рынке случайно столкнулись с одесситами, тоже эвакуированными. Те Волкова мгновенно узнали: «Вам нужно мыло? (А мыло было тогда на вес золота). – Конечно, нужно, но я не смогу заплатить… – И не надо! Когда вернемся в Одессу, сыграете в «Сентиментальном вальсе», и будем в расчете… «В спектакле «Сентиментальный вальс» Николай Николаевич имел наибольший успех у одесского зрителя.
Отец был красив до последнего дня своей жизни. Вообще был потрясающим человеком буквально во всем. Сказывалось дворянское воспитание…
Необыкновенно тактичен, деликатен. Истинный аристократ в лучшем смысле слова.
В Одессе отец познакомился со своей будущей женой Антониной Николаевной Гимбуржевской, молодой вокалисткой Одесского театра оперы и балета.
В 1934 году (спустя год после того, как поженились) у них родился сын Коля. Мама тоже стала довольно популярной в Одессе актрисой после того, как перешла в Театр музыкальной комедии, но, конечно же, с папиной популярностью это было несравнимо.
Я родилась уже во время войны (в 1943 году) в Ташкенте, куда моих родителей забросила эвакуация. В Ташкенте Николай Николаевич начал сниматься в кино. Его первым фильмом стал «Насреддин в Бухаре», где он сыграл обаятельного Гуссейн-Гуслия.
Из Ташкента родители переехали в Кемерово, где Николай Николаевич сумел собрать оказавшихся там эвакуированных актеров и создал театр оперетты, где мама стала примой.
После войны опять вернулись в Одессу.
Мама в театре уже не играла. Очень талантливая актриса, она пожертвовала своей театральной карьерой ради семьи.
Папа же продолжал играть в театре и активно снимался в кино. Самой знаменитой его киноролью стала роль старика Хоттабыча в одноименном фильме. Это было в 1957 году.
Мой брат Коля к тому времени окончил художественном училище...Коля собирался стать художником, но гены взяли свое. В 1958 году он поехал в Москву поступать в «Щуку» (знаменитое театральное училище им. Б. Щукина). Был принят. На курсе, которым руководил Иосиф Матвеевич Рапопорт, вместе с ним учились Андрей Миронов, Ольга Яковлева (будущая партнерша по многим спектаклям), Юрий Волынцев (впоследствии знаменитый «пан Спортсмен» из «Кабачка «13 стульев») и Виктория Лепко (партнерша Волынцева по «Кабачку»).
Когда Коля окончил училище и уже работал в Московском театре на Малой Бронной, родители сделали квартирный обмен и таким образом мы тоже переехали в Москву.
Это был 1962 год. Отец продолжал сниматься в кино до 1983 года.
Фильм «Они были актерами» стал последним в его творческой биографии. На съемках отец стал замечать за собой, что постоянно забывает текст, и понял, что сниматься больше не может. И последние годы (он скоропостижно скончался в 1985 году, мама пережила его на четыре года) целиком посвятил воспитанию внука, моего сына Евгения, за что я ему очень признательна...[2]
(фотографии взяты на сайте А. Волковой)
Примечание:
Источники:
Театр-кино
Актеры советского и российского кино
Энциклопедия отечественного кино.
--Jonka 16:42, 2 октября 2010 (UTC)