1896
В 1890-ых годах Баку постепенно становится городом, в культурной жизни которого все большую роль играет музыка.
Хоровое пение в школах, создание Кирилло-Мефодиевского братства любителей духового пения, гастроли различных оперных трупп – всё это делало жизнь города оживленней и разнообразнее.
Учителя музыки и пения предлагали частные уроки и, судя по все время увеличивающемуся числу учителей, находилось достаточное количество учеников.
Словом, все приводило к мысли о необходимости создания музыкальной школы в городе. Или как это было высказано в газете «Каспий»:
И нашелся человек, решившийся претворить эту витавшую в воздухе идею в жизнь. Этим человеком стала Антонина Николаевна Ермолаева, преподавательница музыка в Заведении Св. Нины, закончившая Московскую консерваторию по классу профессора А. И. Зилоти[1]
А.Н. Ермолаева планировала открыть музыкальную школу к началу 1895/1896 учебного года. В школе должны были преподаваться игра на фортепиано, скрипке, виолончели и пение.
В апреле 1895г. устав школы был отослан на утверждение, однако утвержден он был лишь 26 сентября 1895г.
В декабре 1895г. в газете «Каспий» появились объявления о наборе в первую бакинскую музыкальную школу А.Н. Ермолаевой. Запись желающих проводилась в музыкальном магазине Шрейбера.
Открытие музыкальной школы состоялось лишь в январе 1896г.
В воскресенье 7 января 1896г. состоялось освящение музыкальной школы А.Н. Ермолаевой. Освящал школу протоиерей А.И. Юницкий, настоятель Николаевского собора. На молебне присутствовали первые ученики школы и городская интеллигенция.
Всего в музшколу записалось около 30 учеников.
Обучение стоило недешево. Плата за год: пение - 125 рублей, старшие преподаватели по классу фортепианор - 100 руб., младшие - 80 руб. Платили по полугодиям.
Располагалась музшкола первоначально в д. Мартиросова на Кладбищенской улице [2]
Уроки игры на фортепиано вела сама А.Н.Ермолаева.
Уроки пения вела талантливая певица С.К. Лысенко[3], ученица профессора Франческо Ламперти[4], певшая в Императорской Мариинской опере в Петербурге, в оперных театрах Москвы, Венеции, Рима, Милана и Флоренции.
Теорию музыки и сольфеджио преподавал Натан-бек Амирханьян, закончивший консерваторию Гельсингфорса (совр. – Хельсинки).
К началу следующего 1896/1897 учебного года А.Н. Ермолаева расширила деятельность ее музшколы.
Она пригласила на работу в школу свою младшую сестру Е. Ермолаеву, окончившую с серебряной медалью курс московской консерватории и проработавшую после окончания консерватории три года преподавательницей музыки в Московском училище ордена Святой Екатерины.
Преподавателем игры на скрипке и теории музыки был приглашен Павел Федорович Юон, виртуоз скрипичной игры и композитор.
Продолжение следует.
Примечания:
Родился 27 сентября (9 октября) 1863 г. в Харькове, по материнской линии двоюродный брат С. В. Рахманинова, а также его учитель. Закончил Московскую консерваторию, класс Николая Григорьевича Рубинштейна. После окончания консерватории учился у Ференца Листа. Выступая в концертах, Зилоти приобрёл громкую известность своей изящной, талантливой игрой. В 1880—1890 занимал должность профессора фортепьянной игры в Московской консерватории. С 1922 г. Зилоти жил в США, преподавал игру на фортепиано в Нью-Йорке, в Джульярдской школе. Скончался 8 декабря 1945 г. в Нью-Йорке. (Википедия)
Источники:
Газета "Каспий" за 1895-1896г.г.
--Jonka 15:34, 29 февраля 2012 (CET)