1865 - 1946
Родилась в 1865 г. в Петербурге (по иным источникам в Полтавской губернии). Двоюродная сестра композитора Н.В. Лысенко.
Пению обучалась в Петербурге вначале частным образом, в 1882—1883г.г. — в Петербургской консерватории (класс К.Эверарди) и в Италии у Ф. Ламперти, Галетти и Дж. Ронкони.
В 1887 году дебютировала на сцене петербургского Мариинского театра.
В 1887—1891г.г. пела в оперных театрах Венеции, Милана (здесь в 1901 выступила в театре "Ла Скала" в "Травиате"), в 1891—1893г.г. — в Харьковской опере, затем до 1912 года выступала в Петербурге, Москве и Киеве.
Обладала небольшим голосом (сопрано) красивого тембра, исполнительство отличалось музыкальностью и артистизмом.
Лучшие партии: Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Виолетта ("Травиата" Дж.Верди), Динора ("Динора" Дж. Мейербера).
Др. партии: Антонида ("Жизнь за царя" М. Глинки), Лючия ди Ламмермур ("Лючия ди Ламмермур" Г. Доницетти), Джильда ("Риголетто" Дж. Верди), Маргарита ("Фауст" Ш. Гуно).
Выступала в симфонических концертах, в т.ч. исполняла сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена.
Лысенко много гастролировала, несколько раз приезжая во время гастролей в Баку.
Лысенко певица с хорошими вокальными средствами и опытностью.Она пела сезон на Мариинской сцене и имела успех.
...г-жа Лысенко блеснула и талантом, и прелестью своего редкого по нежности голоса, которым ей никогда не следует форсировать, как бы она себя хорошо ни чувствовала.
("Каспий", апрель 1895г.)
Совместно с А.Н. Ермолаевой создавала первую бакинскую музыкальную школу, в которой затем преподавала уроки пения (1896 - ?).
Вела педагогическую деятельность в Петербурге (1912—25, муз. школа Даннемана).
Затем в Бакинском музыкальном училище, с 1938 года — в Бакинской консерватории.
В 1940г. получила звание заслуженного учителя АзССР.
Профессор.
Среди учеников — И.Агаларов, Т.Бадирова, И.Львович, В.Разукевич, М.Титаренко.
Педагогическую деятельность Софьи Лысенко высоко оценил Уз. Гаджибеков.
Умерла Софья Кононовна 10 ноября 1946г. в Баку.
Источник:
Большая биографическая энциклопедия. 2009.
газета "Каспий"
Гольская София Коновна[1], профессор кафедры вокального мастерства Бакинской консерватории. Почти все ее ученики после консерватории становились солистами бакинской оперы.
Софья Коновна, как и мои тети, попала в Баку случайно. Она не хотела, чтобы революция вмешивалась в ее жизнь, и уехала из Санкт-Петербурга в Баку, где ее богатые родственники владели нефтяными скважинами и домами. Юность она провела в Италии, где училась пению, и Милан был для нее и раем, и школьной скамьей. Потом вернулась в Россию, вышла замуж и много пела на провинциальных оперных сценах.
Когда она приехала в Баку, уехать уже в Тегеран было невозможно. Она осталась жить в той самой комнате, которую ей предоставили родственники на короткий срок перед отъездом за границу. После прихода в Баку Красной армии, естественно, все изменилось, Софья Коновна стала преподавать и жила одиноко, поддерживаемая моей мамой.
Мама приносила ей в комнату обеды, готовила для нее ужин, подолгу беседовала с ней. Меня Софья Коновна научила любить музыку, особенно вокальную.
В те годы я хорошо знал оперы, у меня до сих пор сохранились партитуры из ее библиотеки и романсы великих композиторов, напечатанные в дореволюционных типографиях. Со мною она проводила много времени. Рассказывала о Боттичелли, Джотто, к дню рождения - я был, кажется, в шестом классе - подарила книгу Муратова «Образы Италии». Она знала итальянский язык и кроме пения любила живопись.
Я на всю жизнь запомнил ее восторг перед Римом. «Любая стена, любая улица ничем не примечательного дома в Риме прекрасна» - говорила Софья Коновна. Осознал это я спустя полвека. Вернувшись из последней поездки в Рим, я открыл ящик, где храню фотографии, и внимательно вглядывался в лицо умной, интеллигентной женщины, родившейся в девятнадцатом веке и отдавшей всю культуру и умение молодым азербайджанским певцам, многие из которых ныне в Баку почитаются классиками.
Она не верила в возможность счастья в Советском Союзе, очень боялась властей и о прошлом старалась не вспоминать. Шепотком первая рассказывала мне о Троцком и Ленине; о том, что октябрьская революция есть никакая не революция, а обыкновенный переворот; что немцы умышленно решили ослабить Россию, чтобы победить в войне, и заслали в нее большевиков, устроивших революцию.
С папой она говорила по-немецки. В 1917-1918 годах она была подавлена, растеряна, с трудом добралась до Баку и, как я теперь понимаю, долго не могла освободиться от ощущения одиночества и необходимости искать выход из создавшегося положения. Она приехала тогда, когда ее родственники уже покинули Баку, и в городе оставалась только двоюродная сестра, отдавшая ей свою комнату и убедившая ее передохнуть, прежде чем двинуться в путь.
Я всегда помню Софью Коновну, помню, горько пережил ее внезапную смерть в 1946 году. Я был к ней очень привязан, и она сыграла немалую роль в моем становлении. Ее любимую оперу «Царская невеста» я знал наизусть, арии из опер Верди и Пуччини то и дело пелись за стеной, а вечерами она брала меня в оперный театр, когда пели ее любимцы: Идрис Агаларов, Мария Титаренко, Татьяна Бадирова (она теперь живет в Москве), делясь со мной, как со взрослым, своим недовольством, или гордясь, что партия спета первоклассно.
Примечание:
Jonka 19:49, 29 февраля 2012 (CET)