Idelson (Idelson‐Labusquière) Véra
1893 - 1977
1 декабря 1893 (Рига) – 25 августа 1977 (Париж). Художник театра, живописец.
Дочь инженера-нефтяника Якова Семеновича Идельсона, работавшего Управляющим на Механическом заводе в Баку (Сабунчи) на Предприятии подрядного бурения Товарищества "Молот".
Она изучала искусство, сценографию и дизайн в Санкт-Петербурге и Баку. Затем жила в Москве. Увлекалась творчеством Александра Таирова, Всеволода Мейерхольда, Александры Экстер (связь с последней продолжится в эмиграции). Большинство картин Идельсон были выполнены в кубо-футуристическом стиле, но также украшены тканями.
В 1922 эмигрировала в Берлин. Несколько лет была подругой поэта, художника и драматурга Ружеро Вазари (1898–1968) – представителя итальянского движения футуристов, директора галереи и журнала «Der Futurismus». Писала кубофутуристические картины, занималась керамикой, вышивкой и искусством интерьера. Благодаря Вазари участвовала в многочисленных инициативах итальянских футуристов.
В 1924 на Капри вместе с Вазари встретилась с группой футуристов, сформировавшейся вокруг Ф. Т. Маринетти. Исполнила декорации к спектаклю синтетического театра, представленного сначала в отеле «Куизизана», а затем в зале Маркони на виа Аквавива. В том же году в Берлине создала проекты оформления постановки пьесы Р. Вазари «L'angoscia delle macchine» («Тревога машин») для Берлинского драматического театра под руководством Фреда Антуана Ангермайера (эскизы были опубликованы в «Der Sturm» и выставлены в галерее Т. Вальдена, но постановка не состоялась).
Около 1926 года перебралась в Париж. В 1926 занималась на курсах А. А. Экстер, вместе с ней участвовала в Международной театральной выставке в Нью-Йорке. В 1927 исполнила конструктивистские марионетки, костюмы и декорации для новой версии «Тревога машин» Вазари, которая была поставлена в Париже в театральной студии «Арт эт Актион» («Art et Action») 27 апреля 1927. Вместе с художником Энрико Прамполини участвовала в оформлении «Футуристической пантомимы» («Pantomime futuriste») в Театре Елисейских полей.
В 1930-е входила в художественную группировку «Круг и квадрат» (Cercle et Carré). Опубликовала в одноименном журнале теоретический очерк «Проблемы современного театра» («Problemes du Théâtre moderne»), в котором подчеркивала механистический и абстрактный характер современной марионетки. В 1933 разработала декорации и костюмы к балету «Повод» («Pretexte») С. Лифаря (не осуществлено), в 1936 исполнила костюмы к музыкальной пьесе-опере Ромена Роллана «14 июля» («14 juillet»).
Участвовала в Осеннем салоне (1937, 1938, 1945, 1946) и в ряде групповых выставок, в том числе в выставке русских художников и скульпторов, организованной Союзом русских патриотов (1945). Многие работы 1920-х утрачены. Некоторое представление о них можно получить по журнальным репродукциями того времени («Der Sturm», Берлин; «Teatro», Милан; «Cercle et Carré», Париж; «Noi», Рим; «Les Chroniques du jour», Париж; «Commedia», Милан и др.).
Использовались также материалы с сайта Искусство и архитектура русского зарубежья
Работы Веры Идельсон-Лабускиер