Баптизм в Баку[править]

Статья в работе


Baptist school 1911.JPG
С.В. Белоусов[1]среди учеников баптистской школы в Баку (1911)


Baptist Andrey Mazaev family 1911.JPG
Семья баптиста Андрея Мазаева (1911)

Название «евангельские христиане-баптисты » сложилось исторически из двух наименований родственных течений: баптистов, первоначально носивших название христиан крещенных по вере и в основном живших на юге страны и евангельских христиан, появившихся несколько позже преимущественно на севере страны.

Активное заселение протестантами - колонистами Северного Кавказа начинается с 1778 г. Возникновение баптизма на Кавказе в молоканской среде началось в конце 40-х - начале 50-х гг. XIX в. в Шемахинском и Ленкоранском уездах Закавказья. Весьма показательно, что евангельское (или баптистское) движение в Закавказье среди молокан и на юге Украины среди немцев-колонистов началось одновременно, и совершенно независимо друг от друга.

Учением "водных" молокан был увлечен в 60-х гг. способный юноша молоканин из Тифлиса Никита Исаевич Воронин (1840-1905). Изучая Библию, Н.И. Воронин пришел к сознанию своей греховности и пережил "покаяние" и "возрождение". После этого он стал искать, как и через кого он мог бы креститься в воде через погружение. В это время в Тифлисе был проездом на родину (в Персию) Яков Деляков, с которым Н.И. Воронину довелось встретиться.

Я. Деляков знал о жившем с 1863 года в Тифлисе баптисте Мартине Карловиче Кальвейте (1833-1918), который родился в лютеранской семье и в 1858 г. пережил возрождение и принял крещение в баптистской общине Икшен Ковенской губернии (Литва). Деляков просит баптиста Кальвейта крестить Воронина. М.К. Кальвейт входил в небольшую баптистскую общину в Тифлисе, которая состояла из 15 немцев. Они жили обособленно и никак не соприкасались с русскими. Русские на Кавказе даже не знали такое понятие, как "баптист", потому что маленькая немецкая община никакую агитационно-миссионерскую работу не вела. 20 августа 1867 г. ночью на реке Куре Мартин Кальвейт совершает обряд водного крещения над русским молоканином Никитой Исаевичем Ворониным. Этот день считается днем рождения русского баптизма.

С этого момента началось распространение баптизма среди молокан Закавказья и Северного Кавказа. Причем, поначалу они называли себя христианами, крещенными по вере. И лишь позже по сходству своих верований и практики жизни с немецкими баптистами и сами стали называться баптистами.

Воронин начал проповедь среди молокан. Через год уже образовалась русская баптистская община из шести человек крещенных по вере.

9 апреля 1871 г. присоединились к общине через крещение еще четыре человека, в их числе - 17-летний Василий Гурьевич Павлов (1854-1924), ставший впоследствии одним из виднейших лидеров русского баптизма. Молодая тифлисская община после четырех лет существования насчитывала всего 12 душ. Примерно в это же время к русской тифлисской общине баптистов присоединился М.К. Кальвейт со своей немецкой группой. Из этой общины кроме В.Г. Павлова вышли известные лидеры русского баптизма - Василий Васильевич Иванов (Иванов-Клышников, 1846-1919) и Андрей Маркович Мазаев.

В 1875 г. по совету М.К. Кальвейта тифлисская община решила послать В.Г. Павлова в Гамбург в организуемую тогда И. Онкеном баптистскую богословскую семинарию для получения богословской подготовки и изучения церковной организации баптистских общин. Выбор пал именно на В.Г. Павлова потому, что он имел достаточное образование и обладал исключительным талантом в изучении иностранных языков. В раннем возрасте он самоучкой изучил немецкий язык, а затем в еврейской школе (хедере) - древнееврейский. Позже, для лучшего усвоения Священного Писания, он изучил сирийско-халдейский, ассиро-вавилонский, арабский, греческий' и латинский языки. Для проповеди Евангелия народам Кавказа он овладел осетинским, грузинским, армянским, персидским, турецким, татарским языками.

В 1876 г. И. Онкен рукоположил 22-летнего В.Г. Павлова миссионером. Возвратившись в Россию, В.Г. Павлов, прежде всего, перевел с немецкого языка на русский так называемое Гамбургское исповедание веры баптистов, состоящее из 15 разделов. Однако это вероисповедание с трудом приживалось в молоканской среде из-за своей кальвинисткой направленности. Не могло кальвинистское богословие безболезненно лечь на молоканские корни. Позже в это вероисповедание будут внесены изменения, исключающие крайний кальвинизм.

В 1880 г. В.Г. Павлов был утвержден губернатором в звании духовного наставника (проповедника) тифлисской общины и, как пишет В.Г. Павлов, "таким образом, тифлисские баптисты получили право свободного исповедания своей веры, каковыми правами они пользовались до 1886 г.".

В тифлисской общине был разработан ряд правил: правила ведения заседаний, преломления хлеба, бракосочетания, вну¬треннего устройства общины (разработаны вопросы домостроительства поместной церкви). Следует заметить, что эти правила нашли признание во всех поместных евангельско-баптистских церквах России и в своей основе сохранились в практике жизни поместных церквей до сего времени.

Тифлисская община начала активную миссионерскую деятельность, благодаря которой появились баптистские общины в Закавказье, Северном Кавказе, Баку и Бакинской губернии.

Таким образом, на Кавказе возник особый русский баптизм, который позже нашел контакты с немецкими баптистами, однако при самом зарождении кавказский баптизм был чисто русским явлением, вобравшим в себя молоканские этические и культурные традиции, которые присутствуют в русском баптизме до настоящего времени, делая его уникальным и самобытным. Стремление к объединению ради эффективной миссии начало проявляться в евангельской среде с самого начало формирования общин. В 1879 г. в Тифлисе была проведена конференция представителей церквей закавказских баптистов.

Главным в работе этой конференции было создание миссионерского комитета. Комитет начал работать и в работу включились братские менониты. 20 мая 1882 г. по их инициативе в колонии Рюкенау была организована первая совместная братская конференция. Съехались 50 представителей всех групп новоменнонитских и баптистских общин. Главное, чему уделено было внимание на конференции - это миссионерская работа среди российского народа.

Говоря о возникновении евангельских христиан-баптистов на Кавказе, нельзя не отметить Дея Ивановича Мазаева. Он был крещен по вере в 1885 году.

Когда в 1886 году первый председатель Союза русских баптистов Иоганн Вилер уехал в Румынию, вместо него в этом же году председателем Союза был избран Дей Иванович Мазаев. Это служение с небольшим перерывом он нес почти до самой своей смерти в 1922 году.

Дей Иванович Мазаев был талантливым самородком, обладал выдающимся умом и разносторонними способностями. Он был сильным проповедником — красноречивым и глубоким; он был даровитым духовным писателем и прекрасным редактором; он был также замечательным организатором. Не было равного ему в роли председательствующего на всероссийских баптистских съездах, избиравших его неизменно председателем Союза русских баптистов.

Вместе с В. Г. Павловым и В. В. Ивановым Дей Иванович Мазаев был участником Первого Всемирного конгресса баптистов в Лондоне летом 1905 года. Умер он 20 мая 1922 года.


В 1907 году он начал редактировать журнал Баптист и был его редактором в течение нескольких лет. В 1912 году издание журнала опять переходит к Д. И. Мазаеву в Нахичивань-на-Дону. Редакция располагалась в доме Мазаева на 31-й линии.

В 1914-1918г.г. баптисты Баку и их церкви были официально признаны российским правительством.
В течение 1913 года из-за правительственного запрета журнал не издавался. После годичного перерыва, 10 февраля 1914 года, в результате многочисленных ходатайств правлением Союза баптистов было получено разрешение на возобновление издания журнала «Баптист».

Редакция журнала располагалась в городе Баку на 1-й Канитапинской улице в доме №213. Когда Дей Иванович Мазаев из-за особых переживаний, связанных со смертью жены, отказался нести служение редактора и издателя журнала, эти обязанности принял на себя всеми уважаемый старец Василий Васильевич Иванов, благословенный служитель Бакинской общины.

Первый свободный съезд баптистов, который проходил с 20 по 27 апреля 1917 года во Владикавказе, снова передал ежемесячное издание журнала «Баптист» Дею Ивановичу Мазаеву, который назначен съездом главным редактором, издателем журнала стал П. И. Скороходов. Дей Иванович переехал в Хасав-Юрт Терской области и редакция располагалась там. Однако в начале 1918 года журнал перестал выходить из-за ситуации в стране. Журнал «Баптист» просуществовал до середины 1929 года.


  1. Белоусов Сергей Васильевич (1882 – 1925)Он родился в семье христиан-баптистов. С 1913 года был регентом в Тифлисской церкви, затем с 1919 года был председателем Закавказского союза баптистов. В 1923 году С. В. Белоусов был участником третьего всемирного конгресса баптистов в Стокгольме. В этом же году он был избран пресвитером Тифлисской церкви. В 1925 году он скончался.


В работе использовались материалы Интернета.

comments powered by Disqus