1854-1924
Родился в семье русских молокан в молоканском селе Воронцовке недалеко от города Тифлиса (Закавказье). Позже семья переселилась в Тифлис, где отец трудился извозчиком. Василий, получив начальное образование, с отроческих лет в помощь отцу стал работать в магазине сначала мальчиком, а позже - продавцом. Диспуты в Тифлисской общине молокан по поводу водного крещения побуждали любознательного юношу тщательно исследовать Библию.
Рано также пробудилась у него любовь к иностранным языкам, и он начал изучение немецкого и древнееврейского, посещая для этого еврейскую школу для мальчиков - хедер.
Близкое знакомство с первым русским баптистом Ворониным Н.И. способствовало его духовному возрождению, и в апреле 1871 года он в шестнадцать лет принял святое крещение по вере от Воронина Н.И., войдя, таким образом, в число первых десяти членов первой русской общины баптистов. Его родители стали членами церкви позже, в 1876 году.
В 1875 году, по совету Кальвейта М.К., Тифлисская община направила его в Гамбург (Германия) для богословского образования. Выбор пал на Павлова В.Г., так как для церкви было очевидным его проповедническое призвание от Бога; кроме того, благодаря прилежному самообразованию, он имел хорошую общеобразовательную подготовку и отличался выдающимися способностями к изучению иностранных языков.
Вот как, спустя 35 лет, о результатах этой феноменальной способности Павлова В.Г. написал православный священник Брихничев И.П.: "Павлов, чтобы не быть немым среди тех народов, куда вело его Провидение, а с другой стороны, чтобы лучше усвоить Слово Божие, кроме древнееврейского, изучил сирийско-халдейский, ассиро-вавилонский, арабский, осетинский, грузинский, армянский, персидский, татарский, турецкий, шведский, французский, немецкий, английский, эсперанто, румынский, латинский, греческий, чешский, польский, болгарский, сербский, финский и самаритянский языки".
Приведем еще одно свидетельство: в 1923 году, на 25-м съезде Всероссийского союза баптистов в г. Москве два делегата из Украины, Тимченко С.Т. и Коваленко Е.Т., обратились к Павлову В.Г. с вопросом: "На скольких языках вы можете сказать о Христе?" Он ответил: "О Христе простыми словами могу сказать на двадцати четырех языках. Пишу на семи."
Обучение Павлова В.Г. в Гамбурге длилось всего один год; в 1876 году перед возвращением в Россию он был рукоположен руководителем немецких баптистов Онкеном И.Г. как миссионер-благовестник.
Возвратившись в родную церковь, в том же году он с другими братьями начал миссионерские поездки по Закавказью и преподал святое водное крещение сорока душам; эти группы крещенных по вере стали ячейками баптистских общин Закавказья. Безотлагательно занялся он в это время переводом на русский язык Гамбургского баптистского исповедания веры, из пятнадцати разделов, распространение которого способствовало духовному единству евангельско-баптистского движения на протяжении всей его истории [1]
В 1879 году Павлов В.Г. совершил поездку в г.Владикавказ, где открыто, при большом стечении народа, преподал святое крещение семи душам, положив основание первой общине русских баптистов на Северном Кавказе. За это он был арестован, но вскоре отпущен.
В этом же году он, путем тайного голосования, был избран пресвитером Тифлисской общины, а в следующем 1880 году он был рукоположен на это служение братом Либигом А. из г. Одессы и братом Каргелем И.В. из Петербурга.
Община возрастала числом, среди посетителей ее богослужебных собраний стали бывать представители интеллигенции и военнослужащие, которых было много в Тифлисе в связи с русско-турецкой войной. О внутренней жизни общины можно судить по сохранившимся протоколам членских собраний: в полной мере соблюдался принцип всеобщего священства верующих, строго соблюдалась христианская чистота частной жизни членов, практиковались увещания, взятие на замечание и отлучение согрешающих, не взирая на лица.
В 1880 году Павлов В.Г. совместно с выдающимся новоменонитским благовестником И.Вилером успешно проповедовали и вели библейские беседы в молоканских селах Нововасильевке, Астраханке и Новоспасском, Бердянского уезда, Таврической губернии (юг Украины), где вскоре образовались стойкие баптистские общины, из которых вышли такие мужественные и одаренные проповедники Евангелия как Балихин Ф.П., Стоялов А. А., Колодин В. Р. и др.
В 1883 году Павлов посетил Самарскую губернию, где 30-го сентября в с.Малый Узень преподал святое крещение четырнадцати душам, из которых образовалась первая община русских баптистов в Поволжье. В начале апреля 1884 года Павлов В.Г. и Кальвейт М.К. были делегатами от Тифлисской общины на объединенном съезде представителей евангельских течений, созванном Пашковым В.А. и Корфом М.М. в Петербурге и прерванном вмешательством полиции, а в начале мая на 1-ом съезде баптистов России в с. Нововасильевке, Бердянского уезда, Таврической губернии, где был основан Союз русских баптистов, Василий Гурьевич стал миссионером-благовестником на содержании этого Союза.
В 1885 году Павлов В.Г. снова побывал в Самарской губернии, посетил общины в Киевской, Могилевской и Херсонской губерниях, трудился на Гомелыцине, где преподал первые крещения по вере, чем было положено начало баптистским общинам в Белоруссии.
В этом же году экзарх православной церкви Грузии Павел в письме тифлисскому губернатору называл его "баптистским пропагандистом", предлагая применить к нему административные меры. И это не осталось без последствий: в апреле 1887 года Павлов В.Г. отправляется с семьей (жена и пятеро детей) в первую ссылку в Оренбург на четыре года. По возвращении из нее в 1891 году за отказ дать письменное обязательство не проповедовать был арестован в августе месяце и этапом через многие тюрьмы России снова препровожден в Оренбургскую губернию еще на четыре года ссылки. Его семья приехала к нему в следующем 1892 году, и этот год стал трагическим для Павлова В.Г.: сначала он потерял дочь от несчастного случая (утонула), а позже жена и трое детей умерли от холеры, остался один старший сын Павел. Но восемь лет, проведенных им на ссылке, не были бесплодны для Царства Христова.
Когда в июле 1895 года окончился срок ссылки и он с сыном и женой (на ссылке он вступил во второй брак) отъезжал в Тифлис, чтобы оттуда направиться в эмиграцию в г.Тульчу (Румыния) по приглашению русско-немецкой общины баптистов, то в г. Оренбурге и его окрестностях группы крещенных по вере насчитывали 140 душ. Пятилетнее пребывание В.Г.Павлова - с 1896 по 1901 г.- в общине города Тульчи, где он проповедовал на немецком и русском языках, тоже не было бесплодным: при нем эта община возросла на 60 душ.
Находясь в эмиграции в Румынии, он неутомимо публиковал сообщения о жестоких преследованиях за веру в России через журналы, издававшиеся в Лондоне (Англия), "Беседа" (братский) и "Свободная мысль", редактором которого был русский социал-демократ Бонч-Бруевич В.Д., назвавший позже Павлова В.Г. "высокочтимым вождем русского баптизма". О гонениях на евангелистов-баптистов он оповещал также христианскую общественность при своих посещениях Америки, Германии и других стран, которые посетил в период своей эмиграции. Через своих представителей, приезжавших в Россию и встречавшихся с гонимыми братьями, зарубежные христиане оказывали им моральную и материальную поддержку, а в своих странах организовывали кампании протестов и солидарности с гонимыми.
Правительственные круги России не могли не считаться с возрастающим массовым сочувствием к гонимым за рубежом, и в 1897 году один за другим вышли три указа Сената, по которым богослужебные собрания баптистов получили статус дозволенных законом, хотя до полной свободы совести было еще далеко.
Возвратившись в Россию в 1901 году, Павлов В.Г. нес служение пресвитера баптистских церквей: с 1901 по 1906 годы в г. Тифлисе, с 1907 по 1916 в г. Одессе, с 1916 по 1923 год в г. Москве. В эти годы он был постоянно избираем в правление, коллегию и совет Всероссийского союза баптистов: в 1907 году - председателем Баптистского миссионерского общества, в 1909 - председателем Союза баптистов, в 1910 году - редактором журнала "Баптист", был делегатом 1-го и 2-го Всемирных конгрессов баптистов (г. Лондон, Англия, 1905 г. и г. Филадельфия, США, 1911 г.).
Посещая в эти годы баптистские общины по всей России, включая Сибирь и Дальний Восток, был четырежды судим и около четырех месяцев провел в разных тюрьмах России. Особенно в годы русско-германской войны (1914 - 1918 г.г.) над Павловым нависла угроза репрессии длительного срока, чего требовали ревнители самодержавно-православного режима в стране, стараясь придать его духовному служению прогерманскую политическую окраску, и только Февральская революция 1917 года разрушила их замыслы.
Вот как об этом вспоминал сын Павел при погребении отца 20-го апреля 1924 года: "В наших ушах еще не заглохли крики его врагов, служителей алтаря, требовавших применения к нему жестоких кар..." (Журнал "Баптист" №1 за 1925 год).
В марте месяце 1917-го года Павлов В.Г. уже мог свободно выступать в зале Московского Политехнического музея с лекцией, ознакомившей широкую московскую общественность с евангельскими принципами внутрицерковного устройства баптистских общин.
3 июня 1920 года в Москве на совместном заседании делегатов 23-го съезда баптистов и 8-го съезда евангельских христиан В.Г.Павлов произнес молитву, из которой было очевидным, как искренне желал он достижения единства двух течений, единых по догматике и историческому происхождению, но разобщенных недостатком доброй воли некоторых братьев-лидеров.
В конце 1923-го года Павлов В.Г. переехал из Москвы в Баку, чтобы проповедовать Евангелие среди мусульман, но после перенесенного стресса во время ограбления пассажиров и его самого вооруженной бандой, остановившей поезд, болезнь сердца приковала его на четыре месяца к постели, и 15 апреля 1924 года в Баку он отошел в вечность. Тело его было перевезено в Тифлис и 20-го апреля погребено при большом стечении верующих разных христианских конфессий.
В телеграммах по случаю смерти В.Г.Павлова были даны высокие оценки его личности и его труда на Ниве Божьей. Но достаточно привести обобщающую характеристику, данную ему уже названным выше православным священником Брихничевым И.П.: "Кто этот Павлов В.Г.? Апостол Евангелия на свободе и в узах, прошедший всю Россию из конца в конец с проповедью Евангелия... Он свидетель верный Слова Божьего. Без числа арестовываемый у нас, на Руси, за свою веру, прошедший этапом множество тюрем... Что заставило его предпринять, помимо огромного проповеднического подвига, такой колоссальный труд по изучению языков, который доступен лишь очень немногим ученым-лингвистам? Что, как не безграничная любовь ко Христу?.." ("История ЕХБ в СССР", 1989 г., стр. 124).
Добавим к этому, что В.Г.Павлов оставил также большое письменное наследство в виде оригинальных и переводных трудов - от кратких журнальных статей и многочисленных писем-ответов на духовные вопросы до больших трудов исторического, догматического и экзегетического характера.
Назовем некоторые из них: оригинальные - "Воспоминания ссыльного", "Правда о баптистах", "Пособие для учителей воскресных школ"; переводные - годовой сборник кратких проповедей на каждый день немецкого баптистского проповедника Фильбрандта К.К. "Листья дерева жизни", "Гамбургское баптистское исповедание веры" (с немецкого языка), "В чем вера баптистов" доктора богословия Маллинса Э.Ю. (с английского языка).
Если бы все, написанное его рукою, было собрано, оно составило бы несколько объемистых томов. В заключение назовем еще одну большую заслугу Павлова В.Г. перед русским баптистским братством: он дал ему своего сына Павла, который был с 1897 по 1933 годы - регентом хора, проповедником, духовным писателем-журналистом, пресвитером, избираемым в союзное руководство, а с 1933 года по 12 мая 1936 года - узником и мучеником за Христа в сибирских лагерях.
Бережно и с большой любовью хранится в истории нашего евангельско-баптистского братства память о В.Г.Павлове как пионере русского баптизма, герое веры, подвижнике труда и страданий ради возвещения Христа и Его спасающего Евангелия многоязычному населению Российской империи.
("Правда о баптистах", 1911 г.; Павлов В.Г., журнал "Баптист" №1 за 1925 год; "История ЕХБ в СССР", 1989 г.)
См. также В.А.Попов СТОПЫ БЛАГОВЕСТНИКА Жизнь и труды В.Г. Павлова