I am (обсуждение | вклад) |
Jonka (обсуждение | вклад) |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1684 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море. | Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1684 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море. | ||
− | [[ | + | [[Image:Kempfer baku graphura 1683.jpg|thumb|center|400px|Kempfer baku graphura 1683.jpg]] |
− | |||
+ | <br> | ||
А представитель Российской академии наук академик [[Гмелин]] посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен. | А представитель Российской академии наук академик [[Гмелин]] посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен. | ||
− | [[ | + | [[Image:Gmelin Baku-1772.jpg|thumb|center|500px|Gmelin Baku-1772.jpg]] |
− | + | <br> Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии. | |
− | Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии. | ||
После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - [[Гримм]] (1851 г.), [[Верещагин]] (1872 г.), [[Боголюбов]] (1861 г.), [[Гагарин]] (1853 г.), [[Гиппус]]. | После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - [[Гримм]] (1851 г.), [[Верещагин]] (1872 г.), [[Боголюбов]] (1861 г.), [[Гагарин]] (1853 г.), [[Гиппус]]. | ||
− | [[ | + | [[Image:Hippius 1865.jpg|thumb|center|400px]] |
+ | <br> | ||
− | + | Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения [[А.П.Богомолова]] "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень". | |
− | Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения [[А.П.Богомолова]] "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. | ||
− | Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень". | ||
Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом. | Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом. | ||
+ | <br> [[Image:Vereshagin baku 1872.jpg|thumb|center|400px]] | ||
− | + | <br> | |
− | |||
+ | <br> | ||
− | + | <br> Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки. | |
− | |||
− | |||
− | Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки. | ||
Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее. | Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее. | ||
Строка 43: | Строка 39: | ||
Мастера тематической картины [[С.В.Герасимов,]] [[Б.Н.Яковлев]], [[Ф.А.Модоров]] также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада | Мастера тематической картины [[С.В.Герасимов,]] [[Б.Н.Яковлев]], [[Ф.А.Модоров]] также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада | ||
− | Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа [[Куприна]] "Вечер в старом городе". | + | Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа [[Куприна]] "Вечер в старом городе". |
Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|И.П.Щеблыкина]]. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму. | Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|И.П.Щеблыкина]]. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму. | ||
Строка 49: | Строка 45: | ||
В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций. | В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций. | ||
− | <br> | + | <br> |
+ | |||
+ | === Фотоальбом === | ||
− | |||
<gallery perrow="5"> | <gallery perrow="5"> | ||
Файл:Shelkovnik.jpg|Гравюра Н.Шелковникова по рисунку Г.С.Сергеева. Иллюстрация к книге "Жизнь и приключения Артемия Араратского.(1796) | Файл:Shelkovnik.jpg|Гравюра Н.Шелковникова по рисунку Г.С.Сергеева. Иллюстрация к книге "Жизнь и приключения Артемия Араратского.(1796) | ||
Строка 67: | Строка 64: | ||
Файл:Telingater 1958.jpg|С.Б.Телингатeр " Крепость" Баку.(1958) | Файл:Telingater 1958.jpg|С.Б.Телингатeр " Крепость" Баку.(1958) | ||
Файл:Telingater old 1958.jpg|С.Б.Телингатeр." Старое и Новое"Баку.(1958) | Файл:Telingater old 1958.jpg|С.Б.Телингатeр." Старое и Новое"Баку.(1958) | ||
− | </gallery> | + | </gallery> <br> |
− | <br> | + | |
+ | === Фотоальбом.Художник Гагарин === | ||
− | |||
<gallery> | <gallery> | ||
Файл:Gagarin Gerb 1.jpg|Огнепоклонник-герб.Баку. 1840-47 | Файл:Gagarin Gerb 1.jpg|Огнепоклонник-герб.Баку. 1840-47 | ||
Файл:Gagarin 32.jpg|Ханский дворец.Баку. 1843 | Файл:Gagarin 32.jpg|Ханский дворец.Баку. 1843 | ||
− | </gallery> | + | </gallery> <br> |
+ | |||
<br> | <br> | ||
+ | === Фотоальбом. Художник А.П.Боголюбов === | ||
− | |||
− | |||
<gallery perrow="5"> | <gallery perrow="5"> | ||
Файл:Боголюбов. Баку (1861).jpg|Баку.1861 | Файл:Боголюбов. Баку (1861).jpg|Баку.1861 | ||
Строка 86: | Строка 83: | ||
Файл:Bogolubov baku ulica 20v polden 1861.jpg|Баку.1861 | Файл:Bogolubov baku ulica 20v polden 1861.jpg|Баку.1861 | ||
Файл:Боголюбов. Баку в 1861г.jpg|Баку.1861 | Файл:Боголюбов. Баку в 1861г.jpg|Баку.1861 | ||
− | </gallery> | + | </gallery> <br> |
− | <br> | ||
+ | <br> | ||
+ | === Фотоальбом. [[Модоров Федор Александрович - художник|Художник Ф.А.Модоров]] === | ||
− | + | (1890, Мстеры - 1967, Москва) | |
− | (1890, Мстеры - 1967, Москва) | ||
::<gallery> | ::<gallery> | ||
Строка 100: | Строка 97: | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | ===Фотоальбом.Художник А.Остроумова-Лебедева=== | + | === Фотоальбом.Художник А.Остроумова-Лебедева === |
<gallery> | <gallery> | ||
Файл:Ostroumova 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева.Нефтяные платформы Баку.1916 | Файл:Ostroumova 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева.Нефтяные платформы Баку.1916 | ||
Файл:Ostroumova lebedeva baku bibi jpg 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева.Биби Эйбат.Баку. 1916 | Файл:Ostroumova lebedeva baku bibi jpg 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева.Биби Эйбат.Баку. 1916 | ||
− | </gallery> | + | </gallery> |
+ | |||
+ | === Фотоальбом. [[Куприн Александр Васильевич - художник|Художник А.Куприн]] === | ||
− | |||
<gallery> | <gallery> | ||
Файл:Kuprin vecher v starom gorode 1931.jpg|Вечер в Старом Городе.Баку. 1931г | Файл:Kuprin vecher v starom gorode 1931.jpg|Вечер в Старом Городе.Баку. 1931г | ||
Строка 117: | Строка 115: | ||
Файл:Kuprin neftyanye pronysly bibi e jbat 1931.jpg|Нефтяные промыслы.Биби Эйбат.Баку. 1931 | Файл:Kuprin neftyanye pronysly bibi e jbat 1931.jpg|Нефтяные промыслы.Биби Эйбат.Баку. 1931 | ||
Файл:Kuprin 1931 neftyanye promysly vid s morya.jpg|Нефтяные промыслы.Вид с моря.Баку. 1931 | Файл:Kuprin 1931 neftyanye promysly vid s morya.jpg|Нефтяные промыслы.Вид с моря.Баку. 1931 | ||
− | </gallery> | + | </gallery> <br> |
+ | |||
<br> | <br> | ||
+ | === Фотоальбом. [[Богаевский Константин Фёдорович - художник|Художник В.К.Богаевский]] === | ||
− | |||
− | |||
<gallery> | <gallery> | ||
Файл:Богаевский Баку. Нефтевышки. 1931.jpg|Баку. Нефтевышки. 1931 | Файл:Богаевский Баку. Нефтевышки. 1931.jpg|Баку. Нефтевышки. 1931 | ||
Файл:ПН)108115.jpg|Бакинские нефтяные промыслы. 1930 | Файл:ПН)108115.jpg|Бакинские нефтяные промыслы. 1930 | ||
Файл:Богаевский Биби-Эйбат. 1932.jpg|Биби-Эйбат. 1932 | Файл:Богаевский Биби-Эйбат. 1932.jpg|Биби-Эйбат. 1932 | ||
− | </gallery> | + | </gallery> |
+ | |||
+ | === Фотоальбом Художник Е.С Кругликова (1865-1941) === | ||
− | |||
<gallery> | <gallery> | ||
Файл:Кругликова Сураханы.jpg|"Баку. Сураханы" 1931г. Офорт. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина | Файл:Кругликова Сураханы.jpg|"Баку. Сураханы" 1931г. Офорт. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина | ||
Файл:Кругликова Старый город.jpg|"Баку.Старый город" 1934г.Офорт | Файл:Кругликова Старый город.jpg|"Баку.Старый город" 1934г.Офорт | ||
− | </gallery> | + | </gallery> |
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | === Альбом [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|Ивана Павловича Щеблыкина]] (1884- ) === | ||
− | |||
<gallery> | <gallery> | ||
Файл:Щеблыкин.jpg|Фасад дворца Ширваншахов. Рис. И.П.Щеблыкина | Файл:Щеблыкин.jpg|Фасад дворца Ширваншахов. Рис. И.П.Щеблыкина | ||
Строка 142: | Строка 143: | ||
Файл:Sheblikin 1932.jpg|Девичья башня. Рис. И.П.Щеблыкина (1932) | Файл:Sheblikin 1932.jpg|Девичья башня. Рис. И.П.Щеблыкина (1932) | ||
Файл:Щеблыкин 1937.jpg|Баку 12 века. Рис. И.П.Щеблыкина (1937) | Файл:Щеблыкин 1937.jpg|Баку 12 века. Рис. И.П.Щеблыкина (1937) | ||
− | </gallery> | + | </gallery> |
+ | <br> | ||
− | ===Альбом [[Храпак Георгий Васильевич - художник|Георгия Васильевича Храпака]]=== | + | === Альбом [[Храпак Георгий Васильевич - художник|Георгия Васильевича Храпака]] === |
<gallery> | <gallery> | ||
Строка 152: | Строка 154: | ||
Файл:Храпак 4.JPG | Файл:Храпак 4.JPG | ||
Файл:Храпак 5.JPG | Файл:Храпак 5.JPG | ||
− | </gallery> | + | </gallery> |
− | |||
− | [[Category:Живопись]][[Category:Баку_в_картинах_и_рисунках | + | [[Category:Живопись]] [[Category:Фотоальбомы "Баку_в_картинах_и_рисунках"]] |
Земля Азербайджана издавна привлекала внимание ученых, путешественников, политологов, можно сказать разного рода специалистов. Интересы были различные - наличие нефтяных месторождений, горящие священные огни на Абшероне, выгодное географическое положение, откуда проходил Великий шелковый путь.
Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа
Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1684 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.
А представитель Российской академии наук академик Гмелин посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен.
Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.
После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - Гримм (1851 г.), Верещагин (1872 г.), Боголюбов (1861 г.), Гагарин (1853 г.), Гиппус.
Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения А.П.Богомолова "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".
Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.
Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки.
Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее.
Мастера тематической картины С.В.Герасимов, Б.Н.Яковлев, Ф.А.Модоров также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада
Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа Куприна "Вечер в старом городе".
Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы И.П.Щеблыкина. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.
В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций.
(1890, Мстеры - 1967, Москва)