1858 г. мая 4 - 1930 г. | Престольный праздник 6 декабря[2] |
До 1815 г. в Баку не было постоянной церкви, кроме передвижной военной. В означенном же году была обращена в православный храм одна из мечетей в так называемых "Темных рядах" в крепости. Мечеть эта находилась в полуразрушенном состоянии и до того времени несколько лет служила арестантской камерой, а затем военным "провиантским магазином" (складом). Именно это здание в 1815 г. перестроили в православную церковь святителя Николая Мир-Ликийских Чудотворца (первоначальную). Церковь эта была мала и неудобна, и вскоре возник вопрос о строительстве нового православного храма.
Блаженной памяти император Александр I изъявил благочестивое желание на устройство в Баку христианского храма, достойного православного и господствующего вероисповедания, из добровольных приношений, и пожертвовал на это лично 1 000 рублей серебром. Сбор на это Богоугодное дело продолжался в течение двух царствований (Александра I и Николая I), под наблюдением экзархов[3] Грузии[4]
29 июня 1821 г. был образован комитет для строительства в Баку нового храма, председателем которого был назначен бакинский комендант полковник Меликов.
Вначале комитет поднял вопрос о покупке у кого-либо из местных жителей обширного места под постройку церкви. Но те потребовали за место «неограниченно большие деньги», как говорилось в одном из журналов комитета. После этого комитет остановил свое внимание на Шахском дворце (Дворце Ширваншахов), находившемся в ведении Инженерного ведомства, и который в то время представлял собой одни развалины.
Однако воспользоваться местом, где и поныне стоит дворец, комитету не удалось. Высокопреосвященный Иона, архиепископ и экзарх Грузии, 25 февраля 1822 г. по этому поводу уведомил комитет, что «главнокомандующий в Грузии Алексей Петрович Ермолов сообщил ему: помянутый Шахский дворец нужен для казенных заведений, и в особенности просторное место, им занимаемое». В то же время по распоряжению главноначальствующего в Грузии Ермолова новому бакинскому коменданту полковнику Афанасьеву было приказано осмотреть две мечети около Шахского дворца, занятые до того времени артиллерийскими снарядами, – с целью одну из них обратить в православную церковь. Но эти мечети, по осмотру их военным инженером Трузсоном, оказались совершенно для того непригодными.
Между тем на сооружение нового храма было отпущено 8000 рублей из казенных средств. И так как свободного и подходящего места для постройки церкви в крепостной части г. Баку[5] не находили, то духовные и светские власти на Кавказе ограничились предписанием комитету «до времени заняться на имеющиеся средства поддержкой состоящей теперь в Баку церкви».
Только в январе 1831 г. православное население города снова подало прошение через коменданта Бакинской крепости подполковника Коломийцева на имя высокопреосвященного митрополита Ионы, экзарха Грузии, в котором просило «теперь же приступить к сооружению в городе Баку нового каменного храма во имя святого Николая Чудотворца».
План, фасад и смета на новый храм, составленные командиром инженерной команды Бакинской крепости инженер-подполковником Исаевым, были отправлены в Тифлис экзарху Грузии митрополиту Ионе на рассмотрение, и были проверены им лично. По поверке сметы на постройку церкви было определено 26 291 руб. 22 ½ коп. После чего проект и смета были представлены митрополитом на усмотрение исполняющего должность главноначальствующего на Кавказе генерал-лейтенанту Н. П. Панкратьеву, с предложением «выдать показанную сумму на построение храма из казны». По этому поводу генерал-лейтенант Панкратьев дал ответ: «При настоящих средствах считаю рановременным и неудобным приступить к построению в Баку новой церкви».
Получив такое печальное сообщение, высокопреосвященный Иона на этот раз закончил дело о постройке в Баку нового храма следующим образом – на имя бакинского священника Никифора Богомолова и церковного старосты Писаревского была выдана книга «для собрания и накопления нужного капитала на построение в г. Баку новой каменной церкви во имя Св. Николая Чудотворца». Сбор пожертвований на храм шел весьма успешно: в один год было собрано 1500 руб.
5 марта 1831 г. за усердную и полезную деятельность в этом отношении священнику Богомолову высокопреосвященным митрополитом Ионою была объявлена архипастырская благодарность.
Между тем время шло, и казалось, что вопрос о постройке в Баку нового храма окончательно забыт. Только в 1850 г. высокопреосвященный экзарх Грузии, архиепископ Исидор предписал настоятелю Бакинской «первоначальной» церкви о. Алексапольскому «доставить ему сведения о ходе дела касательно предполагаемой постройки новой церкви в г. Баку». Из этой переписки следовало, что вопрос о постройке новой церкви в Баку возник еще в 1820 г. Кроме того, из предписания от 19 июня 1822 г. за № 640 экзарха Грузии, митрополита Ионы на имя строительного комитета было видно, что управляющим в Грузии генерал-лейтенантом Вельяминовым 23 ноября 1820 г. было сообщено высокопреосвященному экзарху Грузии Феофилакту, что «на построение церкви в г. Баку государем императором Александром Павловичем пожертвовано 1000 руб.» Однако, несмотря на таковую волю государя, переписка о постройке в Баку церкви тянулась безрезультатно целые 30 лет. Дело, наконец, кончилось тем, что в 1845 году наместник Кавказский, князь Воронцов «не изъявил своего согласия на постройку в г. Баку новой церкви». Основанием для этого послужило соображение, что «в Баку не предстоит особенной надобности в новой церкви, так как теперь в Баку две церкви: одна военного ведомства[6], а другая флотская».
Тем не менее в 1850 г. высокопреосвященный Исидор снова возбудил вопрос о постройке в Баку новой городской церкви, т.к. церковной суммы на этот предмет оказывалось уже достаточно; и по согласованию с наместником Кавказским утвердил новый строительный комитет, в состав которого вошли уездный начальник коллежский советник Егор Трофимович Палашковский, исполняющий должность штатного смотрителя Бакинского училища (директор училища -прим. KSP), коллежский асессор Степан Иванович Городенский и священник Дмитрий Алексапольский.
Первым делом комитета было избрание места под постройку храма. Комитету советовали построить церковь за Шемахинскими крепостными воротами, близ форштадта, на эспланаде. Церковь должна была быть обнесена со всех сторон оградой. Власти охотно отводили здесь место для церкви (впоследствии этот участок был отведен Гаджи Баба Ашумову, и в выстроенном им на том месте доме почти четверть века размещались Бакинская городская дума и управа, а сейчас - сквер им. Сабира).
Но новый строительный комитет решил, что более удобным будет построить церковь внутри крепости, при Шемахинских воротах, около гауптвахты. Тогда на том месте находились баня и несколько маленьких домиков.
Проект храма в грузино-византийском стиле (в виде Тифлисского Сионского собора) составил тифлисский губернский архитектор Белый. Такого же стиля была и колокольня, с одним крестом. Она непосредственно примыкала к собору. Внутренняя площадь храма изначально была спроектирована Белым в 22 кв. сажени – на 220 человек, но по ходатайству комитета была увеличена до 40 кв. саж., чтобы можно было поместить до 400 молящихся.
Торжественная закладка храма состоялась 18 марта 1850 г.
В основном камне фундамента сделали углубление и туда положили серебряную позолоченную табличку с указанием года, месяца и числа заложения храма. Сюда же положили серебряные рубли и несколько других серебряных монет 1850 г.
Постройку храма исполнили по контракту подрядчики-греки из г. Трапезонта (Трабзона) - Семен Гитера и Харлампий Палистов.
При постройке церкви комитет, пользуясь отсутствием техника, произвольно сделал значительные отступления от проекта – внутренние пилоны (столбы) были сделаны меньшей толщины, проектированная в два яруса колокольня была выстроена в три. В результате, когда свели купол, храм дал значительные трещины. Ввиду этого предписанием от 13 сентября 1852 г. за № 2231 экзарха Грузии постройка Бакинского храма была приостановлена.
Достроить церковь было разрешено только в 1856 г. после освидетельствования ее специалистами. Неоконченная постройка была осмотрена комиссией: шемахинским губернским архитектором Камбиаджио, тифлисским губернским архитектором Белым и производителем работ Бакинской инженерной команды полевым инженером подпоручиком Неллингером. На основании постановления от 17 октября 1856 г. означенной комиссией было отменено покрытие купола каменными плитами. Вместо этого купол был обложен деревянными стропилами и покрыт железом.
Вся постройка церкви обошлась в 14 436 руб. 14 коп., кроме иконостаса – он был взят для вновь сооружаемого храма из старой церкви, дополнен живописью и резьбою. Иконостас этот, деревянный четырехъярусный, увенчанный изображением Голгофы, был приготовлен еще в 1853 г. по подряду урядником Астраханского казачьего войска Матвеем Григорьевым Ланиным за 750 руб. серебром.
Церковь была окончена постройкой 28 октября 1857 г. Но торжественное освящение храма было совершено лишь 4 мая 1858 г. высокопреосвященным Исидором, экзархом Грузии, специально для этого посетившим Баку – один из отдаленных пределов Закавказского экзархата, с которым он навсегда прощался[7].
«Посещение владыки нашего края составляет историческую эпоху, потому что здесь никогда еще не видали не только митрополитов, но даже и епископов православных. Нет никакого сомнения, что проезд владыки через мусульманское народонаселение произвел сильное впечатление на коренных жителей…
К 1 мая церковь наша, выстроенная в строгом русско-восточном стиле, из тесанного камня, на лучшем месте в крепости, красовалась внутри гладкой белоснежной одеждой алебастровой штукатурки и побелки. Частью новый, частью обновленный золоченый иконостас, с серебряными ризами и золотыми венцами местных икон сиял на этом белом фоне: и сердца православных христиан утешились при созерцании благолепия храма Божия; самые мусульмане, наши сограждане, толпами приходили смотреть и рассуждать о великолепии русской мечети», – так описывал свои впечатления в ожидании приезда экзарха Грузии управляющий Бакинского карантинно-таможенного правления статский советник Козьма Федорович Спасский-Автономов, очевидец и участник того знаменательного события.
Владыка прибыл в г. Баку из Шемахи 3 мая около 11 часов утра. Его сопровождал шемахинский военный губернатор генерал-лейтенант князь Тархан-Моуравов. При въезде в город по Базарной улице (в советское время - Гуси Гаджиева, ныне - Азербайджана) у Флотской церкви высокопреосвященный митрополит Исидор был встречен парадом из войск линейного №9 батальона[8]. Здесь же представились владыке гражданские и военные городские власти. В самой церкви с крестом и святой водой встретили митрополита священник Флотской церкви отец Александр Преображенский и священник Бакинской церкви отец Дмитрий Алексапольский. Из Флотской церкви владыка отправился в крепость (Ичери Шехер) в отведенную ему квартиру в богатом доме купца Мирзоева. С его высокопреосвященством прибыл игумен Гавриил, протоиерей Имладзиев, шемахинский священник Димитрий Зотиков, два диакона и хор певчих.
В 6 часов вечера началась всенощная. Богослужение совершал священник Алексапольский. В воскресенье 4 мая, в 7 часов утра, было совершено водоосвящение. В 9 часов раздался звон к совершению освящения храма и отправлению божественной литургии.
По освящении храма митрополит Исидор сказал слово на текст: «Рече Господь к Давиду – отцу моему: понеже взыде на сердце твое, еже создати храм имени моему, добре сотворил еси, яко бысть на сердце твоем».
5 мая, в 7 часов утра, в присутствии экзарха священник Алексапольский совершил в соборе литургию. Около 10 часов утра высокопреосвященный митрополит Исидор выехал из Баку в Шемаху и далее в Тифлис.
Николаевский собор, построенный в форме креста, имел два престола. Главный престол был устроен во имя св. Николая Чудотворца, в приделе престол был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Последний был устроен в 1887 году, на частные пожертвования.
В 1870 г. по предложению губернатора генерал-лейтенанта Колюбакина собор был обнесен красивой железной оградой. Двор в соборе был покрыт киром.
Позднее в Николаевском соборе было погребено тело генерала Колюбакина - прах покойного Бакинского военного губернатора, скончавшегося в ночь с 18 на 19 января 1872 года, был перенесен с городского кладбища в собор по желанию вдовы покойного и там перезахоронен 5 апреля 1875 года.
Несмотря на то, что собор был высотой около 45 метров, он не производил грандиозного впечатления, потому что со всех сторон был обнесен крепостными стенами и большими, высокими домами обывателей.
Стоял собор алтарем на север. Имел 3 входные двери. Одна вела в храм из притвора; две другие были устроены с восточной и южной стороны. К двум последним в 1887 г. протоиереем А. Юницким были пристроены глухие крыльца и в том же году поставлены стеклянные двери при входе под колокольню.
На колокольне Бакинского собора было 5 колоколов.
Освящение в Бакинском соборе придельного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы было скромно отпраздновано 29 июня 1887 г. По благословению высокопреосвященного Павла, экзарха Грузии, оно было совершено благочинным священником Юницким в присутствии Бакинского губернатора генерал-майора барона Гюбш-фон-Гросталя и других почетных лиц.
Придельный двухъярусный иконостас был выточен из орехового дерева. Столярные работы были исполнены лучшей в Баку мастерской немца «Мейер». Иконы для этого иконостаса были пожертвованы надворным советником В.А. Башкировым.
После сделанной в 1888 г. пристройки приделов собор стал вмещать до 500 человек.
В 1903 г. деревянный иконостас в Николаевском соборе был заменен каменным. Сооружение его обошлось в 3 000 рублей. Проект иконостаса был составлен архитектором Марченко.
Николаевский собор был закрыт в 1930 году постановлением Президиума Баксовета "по требованию рабочих и домашних хозяек", его здание тем же постановлением было передано под культурное учреждение. Снесен собор был в начале 1930-х годов. На его месте было выстроено новое здание в стиле конструктивизма, в котором располагались диспетчерская и районное управление БаГЭС.
Хроники.
В сентябре 1886 г. в Николаевском соборе были начаты работы по обновлению иконостаса. Работу эту, почти безвозмездно, взял на себя учитель рисования Бакинского реального училища г. Руфин. Колонны иконостаса были позолочены, на что собором было ассигновано 600 рублей. Но затем решено было отремонтировать не только иконостас, а всю внутренность собора. На ремонт этот затрачено было свыше 3 000 рублей.
В феврале 1887 г. началось обустройство придельного алтаря. План и фасад иконостаса настоятелем собора о. Юницким представлены были на утверждение экзарха Грузии. Деятельное участие в этом деле принимал В.А. Башкиров, директор-распорядитель Бакинского Нефтяного общества.
29 июня 1887 г. при Бакинском Николаевском соборе было проведено освящение придельного престола. Богослужение началось в 8 часов утра.
В марте 1888 г. с разрешения экзарха Грузии, высокопреосвященного Палладия, в Николаевском соборе была начата пристройка, ввиду того, что храм не вмещал в себя всего числа молящихся и значительная часть их вынуждена была слушать литургию под открытым небом, подчас в слякоть и дождь. Вновь устраиваемые приделы были рассчитаны на размещение в своих стенах около 100 человек богомольцев.
При кладке фундамента под собором была обнаружена подземная галерея, как говорили, ведущая к Ханскому дворцу (Ширваншахов). Исследовать галерею никто не решился. Присутствовавший при обнаружении галереи какой-то старик азербайджанец уверял, что здесь некогда была баня, служившая местом омовения для прежних ханов.
В 1895 г. при здании бакинского Николаевского собора была открыта церковно-приходская школа грамотности (3-я церковно-приходская школа). Законоучителем был назначен священник собора о. Александрийский.
В ноябре 1895 г. в Николаевском соборе были закончены работы по обновлению икон на всем иконостасе, их выполнил бывший ученик московской школы живописи, зодчества и ваяния Михайлов.
В декабре 1895 г. высокопреосвященным Владимиром, экзархом Грузии, был утвержден в должности церковного старосты бакинского Николаевского собора купец 1-й гильдии И.С. Дойников, выбранный православными прихожанами в ноябре, на место выбывшего за выслугой срока В.Н. Гладыревского.
В мае 1906 г. настоятель Александро-Невского собора о. Юницкий[9] просил городскую управу разрешить местному православному духовному ведомству построить на свои средства каменный тротуар вокруг Николаевского собора в крепости, в целях предоставления удобства прихожанам.
Причт собора.
С 1885 г. настоятель собора – протоиерей Юницкий Александр Иванович.
1891 г. февраль. Вместо увольняемого на покой священника Благовестникова распоряжением экзарха Грузии назначен священник Веселовский, прибывший уже в Баку.[3]
1891 г., 7 ноября, скончался священник Николаевского собора о. Алексей Веселовский.[4]
1892 г., 26 февраля – на место умершего священника бакинского Николаевского собора назначен священник Александрийский, из Тамбова.[5]
1892 г., 1 марта – в Николаевский собор был назначен пятый священник, о. Земский, в обязанность которого было возложено преподавание закона Божия в народных школах.[6]
1896 г. январь – по ходатайству о. Юницкого экзархом Грузии Владимиром назначен к четырем священнослужителям Николаевского собора священник Иоанн Рязанский, переведенный в Баку из России.
Литература.
1. Юницкий А. И. История церквей и приходов Бакинской губернии. 1906 г.
2. А. И. Юницкий. Закладка Бакинского Александро-Невского собора. -Прибавления к Церковным ведомостям. №45, 1888 г.
3. Газета «Каспий», 1891 г., № 48.
4. Газета «Каспий», 1891 г., № 240.
5. Газета «Каспий», 1892 г., № 45.
6. Газета «Каспий», 1892 г., № 48.
7. Газета «Кавказ» за разные годы
8. «Кавказский календарь» за разные годы
Еще см. Православные храмы Баку
© При использовании материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"(www.ourbaku.com) ОБЯЗАТЕЛЬНА !
© С. Колтунов (Ksp), 04:52, 4 апреля 2010, 09:20; 2 августа 2018