1904-1906
создана в августе 1904 года в Баку меньшевиками братьями Шендриковыми (Лев, Илья, Глеб), называлась «Организация балаханских и бибиэйбатских рабочих» (с 1905 г. – «Союз бакинских рабочих»). Проповедовала позиции «экономистов», борьбу за рабочую копейку, выступала против политических выступлений. После исключения Л. Шендрикова из РСДРП прекратила существование.
Хотя с самого начала организация являлась беспартийной, и руководители её выступили с открытой пропагандой меньшевизма. Меньшевистское руководство РСДРП в лице совета партии официально признало шендриковскую организацию партийной организацией. Совет партии и меньшевистская «Искра» пытались в 1904 г. противопоставить шендриковцев бакинской большевистской организации.
Активное участие в работе группы принимала и жена Ильи - Клавдия
Клавдия Васильевна Шендрикова родилась в 1882 году в Вятке. В начале 1900-х годов входила в состав действовавшей в Баку шендриковской группы рабочих, которой уделено значительное место в напечатанной в газете «Бакинский пролетарий» (№ 5 от 20 июля 1908г.) критической статье И. Сталина «Лакействующие „социалисты“». «Мы говорим о шендриковской группе „Правое дело“, родоначальнице бакинских меньшевиков… — пишет будущий „вождь народов“, — перед нами лежит „Правое дело“ № 2—3, перелистываем — и нам открывается старая картина старой теплой компании гг. Шендриковых. Вот Илья Шендриков, известный „рукопожатель“ г. Джунковского (Владимира Федоровича, одного из последних губернаторов Москвы в 1908—1913 гг. — З. К.), старый закулисных дел мастер… А вот знаменитая тараторщица „всечистая“ Клавдия Шендрикова, дама приятная во всех отношениях…»
А вот что пишет о ней Эммануил Штейн — коллекционер, исследователь поэзии русского зарубежья - в своем Журнале театральной жизни г.Шанхая "ТЕАТР МОЛОДЫХ СИЛ“. С 6-ГО АВГУСТА 1936 ГОДА ДО 1-ГО ДЕКАБРЯ 1937 ГОДА». Этот своего рода дневник, составленный из газетных вырезок, дополненных комментариями и записями неизвестного автора, — след шанхайской эмиграции, исторические факты жизни одной из наиболее обделенных воспоминаниями части русского зарубежья.
В Шанхае она преподавала русский язык во Французском Муниципальном колледже. Благотворительный вечер, о котором идет речь, устроенный К.В.Шендриковой в пользу «недостаточных учеников» Французского Муниципального колледжа, проведен в «Русском Соколе» 27 марта 1937г..
Принимала активное участие в работе общественных организаций, была членом правления Лиги Русских Женщин. К ее специальным интересам относилась литературная деятельность. Она автор романов, рассказов, пьес, участвовала в создании в 1929 году литературно-художественного сборника «Воскресение». В конце 1940-х гг. эмигрировала в Америку.
Память об этой группе сохранена и в настоящее время как в исторических справках о политических партиях Азербайджана, так и в революционной истории Туркестана. В очерках истории Алма-Аты В. Н. Проскурина, например, указывается, что вышедшие из сословия семиреченских казаков «братья Лев, Илья и Глеб Шендриковы, а также жена Ильи Клавдия, в начале века ставшие основателями одного из направлений в рабочем движении — шендриковщины», сыграли видную роль в общероссийском революционном процессе.
В Америке судьба не была благосклонна к Клавдии Васильевне. В Сан-Франциско она вынуждена была заниматься уборкой квартир и в 1955 году, через несколько дней после принятия присяги на верность США, скончалась в бесплатной больнице. Прибывший в 1904 году в Баку И.Сталин направляет борьбу бакинских большевиков, выступает на ряде собраний актива бакинской социал-демократической организации, на которых разоблачает меньшевиков и шендриковцев.
Кавказский союзный и Бакинский комитеты РСДРП под его руководством объявили шендриковцам беспощадную борьбу. Бакинский комитетом ещё летом 1904 г. братья Шендриковы были исключены из партии. В заявлении Кавказского союзного комитета РСДРП, принятом в ноябре 1904 г., в ответ на попытку редакции «Искры» признать шендриковцев законной организацией говорилось:
«Редакция "Искры" слишком поспешила с похвалой по адресу "группы ", именующей себя "сознательные рабочие Балаханского района", а также "Балаханские и Биби-эйбатские рабочие", так как более близкое знакомство с её взглядами, печатными произведениями и вообще со всею её деятельностью, несомненно, заставило бы редакцию "Искры " согласиться с Бакинским Комитетом и Союзным Комитетом, справедливо признавшими названную "группу" непартийной, а деятельность её — дезорганизующей, вредной» (газета «Вперёд» № 3 за 1905 г.).
В период революции 1905-1907 гг. шендриковцы вступили в блок с капиталистами, являясь агентурой царских властей.
За антипартийную деятельность Л. Шендриков был предан партийному суду и летом 1906 исключен из РСДРП, а организация прекратила свое существование. Окончательно шендриковцы были разгромлены в 1907-1908 гг.,
из сб. "ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ БАКИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БОЛЬШЕВИКОВ" (Баку, 1924)
Шендриковское движение я знаю довольно хорошо.
Самих братьев Шендриковых я знал с 1901 г., когда познакомился с ними в Ташкенте.
В Ташкенте Шендриковы были в связи преимущественно, с эс-эрами. В то время там была труппа революционеров, человек в 18, которые постоянно между собой сносились, но никакой особой организации из себя не представляли. В этой группе были люди различных толков и направлений.
С приездом в Ташкент члена социал-демократической партии Валериана Бузанского была организована группа социал-демократов человек в шесть. Эта группа не порывала связи с эс-эрами. Так, мы пользовались шапирографом, который достали эс-эры, и печатали на нем свою литературу, но совместной работы у нас не было.
Среди этой общей группы и были братья Шендриковы. Я знал всех трех: Илью, Льва и Дмитрия. В конце 1905 г., когда я был командирован делегатом от областного Туркестанского Комитета на съезд социал-демократической партии в Баку, я встретил там братьев Шендриковых.
В то время Шендриковы пользовались среди рабочих в Баку огромным влиянием и имели тысячи последователей. В наших кругах передавали, что Шендриковы ведут крайне оппортунистическую политику, и для многих та роль, которую играла «династия» Шендриковых, была очень загадочна. Особенной популярностью Шендриковы пользовались среди высококвалифицированных рабочих.
В 1905 г. они руководили Советом рабочих депутатов и органом Совета «Известиями». Надо сказать, что братья Шендриковы были незаурядными личностями. Особенно выделялся Лев, который был талантливым оратором, неплохим журналистом и не стеснялся в средствах для завоевания симпатий рабочих, пользуясь всевозможными демагогическими приемами.
С Шендриковыми и шендриковщиной социал-демократические организации в Баку, как меньшевистские, так и большевистские вели серьезную борьбу, но справиться с ними было довольно трудно, благодаря их умению влиять на массы.
В декабре 1905 г. Шендриковы были разоблачены. Я помню, как на одном из собраний выступил один студент (фамилии которого я не знаю) (Герасим Герасимович Тер-Нерсесов - прим. редактора) и предъявил подлинное письмо Льва Шендрикова на имя служившего тогда в наместничестве генерала Джунковского. Смысл письма заключался в том, что если со стороны правительства будет поддержка, то рабочее движение можно направить в более желательное для правительства русло.
В приезд свой в Баку в 1907 г. я узнал, что относительно Шендрикова были найдены вполне разоблачившие его документы. Из этих документов явствовало, что Шендриковы получили от правительства 10.000 рублей и что они были, если не зубатовцами, то, во всяком случае, авантюристами.
После этих разоблачений звезда Шендриковых закатилась окончательно. Они стали терять свою популярность среди рабочих и с ними осталась лишь небольшая группа последователей, среди которых как наиболее вы дающихся можно назвать рабочих Емельянова и Дьякова.
Летом 1907 г. умер Лев Шендриков. На его похоронах присутствовало не более 300 человек, и это было все, что осталось от тысяч шендриковцев.
Илья вскоре уехал в Питер, а Дмитрий («Касьян») хотя и остался в Баку, но уже не пользовался никаким влиянием среди рабочих.
Таким образом была ликвидирована в Баку шендриковщина.