1874 - 1949
Гавриил Михайлович Тер-Микелов родился 16 апреля 1874 г. в г. Ставрополе. Родители его были уроженцами Тифлиса. Отец служил в разных коммерческих и промышленных фирмах и по роду своей деятельности бывал и работал в разных городах. Но мальчик жил в Ставрополе только в дошкольном возрасте. Среднее образование он получил в Тифлисском реальном училище.
В 1899 - он закончил архитектурное отделение Петербургского института гражданских инженеров.
После института строительная и творческая деятельность Тер-Микелова протекала в основном в Баку и Тбилиси.
В Баку Гавриил Михайлович жил чуть более десяти лет, но оставил о себе добрую память созданными им творениями архитектуры. В период с 1904 по 1918 годы создаётся и работает творческое содружество Т. М. Тер-Микелов , А. Я. Дубов и М. Касумов, которое проектирует, получает подряды и осуществляет строительство.
Организованное содружество оказалось очень плодотворным. Оно оставило в городе несколько прекрасных зданий, из которых стоит выделить одно, наиболее известное, построенное в 1912 году, - здание летнего Общественного собрания, более известное, как Филармония.
Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях Манаф Сулейманов:
«Для развлечения «сливок» бакинского общества построили павильон из дерева. Его оштукатурили, выбелили и назвали «Белым клубом». Помещался он близ Ширванских крепостных ворот (это одна из многочисленных ошибок и неточностей М.Сулейманова: Ширванские ворота - это Гоша Гала Гапысы, и возле них никогда не было ни летнего клуба, ни городского сада - прим. ред.) . Как-то ночью, когда дул сильный «хазри», знаменитый бакинский норд, случился пожар и павильон сгорел дотла. Подозревали, что «Белый клуб» подожгли нарочно. Здесь собирались заядлые картежники. Богатей, щеголи, гочу, шулера всех мастей собирались под крышей клуба и развлекались тут до утра. Конечно, не обходилось дело без потасовок. После того, как «Белый клуб» сгорел, местные толстосумы выпросили у городской управы часть Губернаторского сада для постройки летнего клуба. Проект поручили архитектору Тер-Микелову. Его даже откомандировали на Лазурный берег - в Монте-Карло, чтобы он присмотрелся к тамошней филармонии, ознакомился с ее проектом. И соорудил нечто подобное здесь, в Баку. Считалось, что филармония в Монте-Карло по своей красоте занимает одно из первых мест в Европе. От здания к морю вереницей спускаются девять площадок - террас. Тер-Микелов вернулся из Монте-Карло, переполненный впечатлениями и замыслами. Летний клуб построен на пересечении Николаевской и Садовой улиц. Фасадом он обращен на дом братьев Садыховых, в профиль смотрит на здание Мариинской русской женской гимназии, построенной Тагиевым (очередная ошибка М. Сулейманова - здание Мариинской женской гимназии построил не Тагиев, а московский дворянин Витор Николаевич Гирш - прим. ред.), а также на дворец Дебура, управляющего делами бакинской конторы Ротшильда… (это городская легенда-байка. Де-Бур никогда не был управляющим делами бакинской конторы Ротшильды, он вообще никогда не работал у Ротшильда. Де-Бур был одним из учредителей и директоров правления общества "Каспийское товарищество". И дворец Де-Бура это на самом деле дом "Каспийского товарищества". И Де-Бур не имеет к нему никакого отношения, поскольку он умер до начала его строительства и даже до составления проекта. Поскольку проект бы составлен лишь после того, как Гукасов, другой учредитель и директор правления "Каспийского товарищества" приобрел дополнительный участок, увеличивший первоначальный, уже после смерти Де-Бура, и только после этого на участке стало возможным возвести существующий ныне дом "Каспийского товарищества", неверно называемый дворцом Де-Бура - прим. ред.). Рассказывают, миллионер Гукасов, упросил архитектора сделать так, чтобы из дворца, где он проживал с семьей (еще одна ошибка - в то время, когда строилось новое летнее помещение Бакинского Общественного собрания, в доме проживал только Аршак Осипович Гукасов, председатель Совета Съезда Бакинских нефтепромышленников, директор правления "Каспийского товарищества" и многих др. обществ, у которого не было семьи. А его старший брат Павел Гукасов с семьей давно уже переехал в Москву - прим. ред.), было не только слышно, но и видно все, что происходит в летнем клубе. К тому же, ему не хотелось, сидя на балконе, «любоваться» немой стеной. Просьбу миллионера уважили и поступили довольно оригинально. Обычно сцена в зрительном зале «смотрит» на главный вход. В филармонии, то есть в летнем клубе, вход в зрительный зал находится сбоку от сцены, а сам зал повернут задом к глухой стене на Садовой улице. Так что из окон и с балкона бывшего дворца Дебура, как на ладони, видна сцена летнего клуба (это также очередная городская байка - сцену просто по другому невозможно разместить из-за размеров зала на террасе летнего клуба - прим. ред.).»
Еще на заре минувшего века Бакинская городская управа неоднократно обсуждала вопрос создания Приморского бульвара, но лишь в 1909 году были предприняты практические шаги. Инициатором и вдохновителем был талантливый инженер Мамедгасан Гаджинский. Городские власти решили ассигновать на закладку бульвара 600.000 рублей. Немалую сумму выделили бакинские миллионеры.
Принимая во внимание, что бульвар - это морской фасад города, власти объявили конкурс на лучший проект. В конкурсе приняли участие видные архитекторы, инженеры-строители, всего более 30 человек. Победителем конкурса стал Г.М.Термикелов.
Кроме того Гавриил Михайлович спроектировал несколько значимых для города зданий:
Но Гавриил Михайлович строит не только в Баку. По заказу Тер-Гукасова он строит прекрасную армянскую церковь (1905-1909 годы) по эскизам известного художника Вардгеса Суренянца в Ялте на крутом склоне холма Дарсан.
В Тбилиси его деятельность разворачивалась в советское время (до самой кончины 14 января 1949).
Но уже в 1912-1915 - в Тбилиси на Головинском проспекте Тер-Микеловом была построена (по заказу Арамянца) гостиница «Мажестик» („Magestic“ ныне «Тбилиси»). Вплоть до 1970-х годов эта была самая высококлассная гостиница столицы Грузии (впоследствии гостиница «Тбилиси»). Автор проекта, оптимально использовав неравномерность местности, превратил минусы в плюсы в виде встроенных по уклонам этажей с ресторанами, внутренним двориком, кинотеатром.
Он создает здание Госбанка. Одним из последних шедевров Г. М. Тер-Микелова является построенный в послевоенные годы Тбилисский вокзал.
Гавриил Тер-Микелов был профессор Тбилисской Академии искусств, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, член-корреспондент Академии архитектуры СССР .
--I am 03:55, 25 марта 2011 (CET)