Савченко Игорь Андреевич
- актер, режиссер бакинского ТРАМа
[править]

1906 - 1950

Савченко).jpg

Советский кинорежиссёр родился 28 сентября (11 октября) 1906 года в Виннице.

С 1919 года Игорь Савченко работал помощником костюмера, художником и актером в передвижных театрах. В 1926-1929 годах он учился в режиссерской мастерской Ленинградского института сценических искусств. В 1929-1932 — актер и режиссер Бакинского театра рабочей молодежи - ТРАМ.

Раневская вспоминала о нем:

Игоря Андреевича Савченко (1906—1950, советский кинорежиссёр, сценарист, педагог) я крепко и нежно любила... Спектакли в ТРАМе восхищали ослепительной его талантливостью и неистощимой выдумкой. Спектакли его были необычны, вне влияний прославленных новаторов. Молодой Савченко был самобытен и неповторим. В Баку мы видались с ним часто. Все, что он говорил о нашем деле, театре, было всегда ново, значительно и очень умно. Была в нем и та человеческая прелесть, которая влюбляет в себя с первого взгляда.

В 1932-1935 — главный режиссер Московского театра рабочей молодежи. С 1933 года Савченко становится режиссером киностудии «Межрабпомфильм», с 1938 — режиссером Бакинской киностудии.

В 1933 сыграл роль лидера эсеров в фильме «Двадцать шесть комиссаров».

В годы Великой Отечественной войны он — режиссер Ашхабадской киностудии, художественный руководитель киностудии «Союздетфильм», режиссер киностудии «Мосфильм». В 1945-1950 годах — педагог ВГИКа, руководитель режиссерской мастерской, из которой вышла плеяда замечательных мастеров: Хуциев, Параджанов, Алов и Наумов, Габай, Озеров, Коренев, Миронер.

В 1932 поставил агитфильм «Люди без рук», в 1934 году ‒ одну из первых музыкальных кинокомедий «Гармонь» по поэме А.А.Жарова (где сам играл кулацкого сына Тоскливого).

Историко-революционная тема представлена в творчестве режиссёра детским фильмом «Дума про казака Голоту» (1937) и картиной «Всадники» (1939) о Гражданской войне 1918‒20 на Украине.

Выдающимся вкладом в советское киноискусство явилась народно-героическая кинодрама «Богдан Хмельницкий» (1941); кинополотно раскрывало идею дружбы русского и украинского народов. Галерея ярких характеров несла на себе отпечаток фольклорной поэтики, образная ткань картины содержала легендарное начало.

События Великой Отечественной войны 1941‒45 отражены в картинах: «Партизаны в степях Украины» (1943), «Иван Никулин ‒ русский матрос» (1945), «Третий удар» («Южный узел», 1948). В 1947 поставил музыкальную комедию «Старинный водевиль».

В последнем фильме режиссёра ‒ «Тарас Шевченко» (1951), законченном его учениками, в образе героя ‒ великого поэта отразились главные мотивы творчества Савченко ‒ несгибаемое мужество украинского народа, его борьба за социальное освобождение. Преподавал во ВГИКе.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Государственная премия СССР (1942, 1949, 1952 ‒ посмертно). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Умер в Москве 14 декабря 1950 года.


Савченко 1.jpg

"Старинный водевиль"(1936).Режиссер: Игорь Андреевич Савченко

На комбинат детских игрушек, где работает ударница производства Ирина, приезжает новый инструктор физкультуры Гриша. Обнаружив у девушки выдающиеся спортивные данные, он начинает готовить ее ко всесоюзным соревнованиям в Москве. Их дружба переходит в любовь, они становятся мужем и женой. Сообщение Ирины о том, что у них будет ребенок, Гриша встречает бурей негодования: вся их совместная работа оказывается бессмысленной. Ирина уходит от мужа и решает воспитывать ребенка одна.Первая роль в кино Евгения Самойлова.


Савченко.jpg

"Случайная встреча"(1946).Режиссер: Игорь Андреевич Савченко

Водевиль. Богатая барыня Евпраксия Фырсикова завещает состояние своей племяннице Любе при условии, что последняя, достигнув восемнадцати лет, выйдет замуж за человека, имя и фамилия которого начинаются с букв «аз» и «ферт». По мотивам старинного водевиля «Аз и Ферт».



Использован материал Академического словаря и сайта Иное кино

--I am 03:13, 6 октября 2011 (CEST)



comments powered by Disqus