Автор - Яков Иовнович
Ранее было рассказано о том, как спутник московского МХАТа - театр "Летучая мышь" оказался на юге страны, и составил костяк созданного в конце 1920 года бакинского Сатир-агиттеатра, предшественника бакинского академического театра русской драмы имени поэта Самеда Вургуна, отмечающего в конце 2020 года своё столетие. В статье отмечалось, что Сатир-агиттеатр был театром малых форм, его деятельность в 1923 году требовала перехода к новым, более крупным формам, постановкам более широкого охвата тем и жанров. И тогда в 1923 году он был преобразован в БРТ (Бакинский Рабочий Театр). Любопытно то, что и на этом этапе своей деятельности коллектив испытал влияние московской театральной жизни. В 1926 году в БРТ влилась целая группа артистической молодежи из Москвы из московского театра им. Мейерхольда. Среди них С. Майоров, И. Шлепянов, М. Жаров, Ф. Раневская, С. Ефименко, В. Федоров, В. Кузнецов и др.
Каким же образом целая группа актеров, режиссеров, художников – учеников В. Мейерхольда оказалась в Бакинском Рабочем Театре?
Напомним, что при создании рабочего театра, его художественным руководителем был В. Швейцер, а административное руководство осуществлялось коллегиально группой, в которую, кроме В. Швейцера, входили еще трое. Главным режиссером стал Д. Гутман из московского Революционного театра. В самом начале было принято решение о том, что в труппу БРТ войдут ряд актеров Сатир- агиттеатра, среди них Г. Изюмский, Ю. Чарский, а также выпускники самодеятельного драматического кружка, некоторые из которых позже закрепились в основном составе труппы, к примеру, А. Сувирова. Было также принято решение привлечь в работе театра перспективную молодежь из числа артистов московских театров.
В 1926 году театр им. В. Мейерхольда получил статус государственного и, видимо, произошли изменения в штатном расписании театра, ограничившее списочный состав труппы. Часть учеников В. Мейерхольда откликнулись на призыв присоединиться к новому коллективу. Среди них упомянутые выше актеры, режиссеры, художники. Первая работа новоприбывших в сезоне 1926/27 года была пьеса "Рычи, Китай", которую поставили режиссер В. Федоров и художник И. Шлепянов (это был перенос спектакля театра им В. Мейерхольда). Но особенно выделялся из среды приехавших из Москвы актер Сергей Майоров, который в 1926 году стал очередным режиссером, а вслед за тем главным режиссером театра. За десять лет он поставил в Бакинском рабочем театре 17 спектаклей:
1927 — «Мать» М. Горького, 1928 — «Человек с портфелем» А. Файко, 1928 — «Голос недр» В. Билль-Белоцерковского, 1930 — «Темп» Н. Погодина, 1930 — «Ярость» Яновского, 1931 — «Страх» А. Афиногенова, 1932 — «На Западе бой» В. Вишневского, 1932 — «Мой друг» Н. Погодина, 1933 — «Невеста огня» Джабарлы, 1933 — «Любовь Яровая» К. Тренёва, 1933 — «Отелло» У. Шекспира, 1934 — «Гроза» А. Островского, 1934 — «Маскарад» М. Лермонтова, 1935 — «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, 1936 — «Аристократы» Н. Погодина, 1936 — «На дне» М. Горького, 1937 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука.
В 1937 году С. Майоров покидает Баку и переезжает в Киев, где руководит Киевским русским драматическим театром. Причина того, что он уезжает из города, по- видимому, кроется в усилении репрессий, начавшихся во второй половине 30-х годов. В 1937 году гонения на В. Мейерхольда достигли своего апогея и вскоре театр под руководством В. Мейерхольда закрыли (8.1.1938 г.).
В это же время ситуация в Баку осложнилась в связи с участившимися арестами по инициативе тогдашнего руководителя республики Мир Джафара Багирова, прозванного "бакинским Сталиным". Помнится, еще в начале 50-х годов прохожие боялись даже проходить мимо дома напротив Губернаторского сада, в котором жил М. Багиров. Понятно, что в создавшейся обстановке прошлое С. Майорова как ученика В. Мейерхольда могло стоить С. Майорову жизни и потому его отъезд из Баку был более чем оправдан. К тому же в начале 1937 года в бакинском рабочем театре произошли структурные изменения. После Киева, С. Майоров работал в Волгограде, Москве (в театрах Революции, Драматическом Театре, нынешнем на Малой Бронной, и Театре им. Ленинского Комсомола). Вместе с перечисленными выше учениками В. Мейерхольда в Баку приехал и художник Сергей Ефименко, ставший в последствие главным художником театра, народным художником Азербайджана.
С. Ефименко работал в бакинском театре с 1927 года до начала 70-х годов, им были оформлены десятки спектаклей. Он был отмечен Государственной премией, похоронен в Аллее Почетного Захоронения в Баку. Вместе с режиссерами и художниками театра им. Мейерхольда, в Баку прибыли и актеры, среди которых такие в будущем известные, как Михаил Жаров и Фаина Раневская. М. Жаров сыграл Солдата в пьесе К. Тренева "Любовь Яровая" и Ваську- Окорока в "Бронепоезде 14-69" В. Иванова.
Он проработал в БРТ (Бакинском Рабочем Театре) до сезона 31/32 года, после чего возвратился в Москву.
Фаина Раневская работала в бакинском театре с 1925 по 1927 годы и с 1929 по 1931 годы. Среди сыгранных ролей была роль Дуньки в "Любови Яровой".
Спектакли БРТ, поставленные до начала 30-х годов, были поставлены в духе конструктивного реализма, и здесь, безусловно, сказывалось влияние школы Мейерхольда. Кроме основного БРТ, в 1927 году на его базе были созданы Малый Рабочий Театр и Театр рабочей молодежи. Малый театр осуществил всего пять постановок[1]. В 1931 году БРТ стал постоянно действующим театром. В таком режиме БРТ проработал до января 1937 года, когда он был переименован в Азербайджанский государственный краснознаменный театр русской драмы республиканского подчинения, а с 1956 года Азербайджанскому государственному русскому драматическому театру было присвоено имя незадолго до этого скончавшегося поэта, драматурга и общественного деятеля Самеда Вургуна.
Использованная литература: 1. В. Резникова. "Русский драматический театр им. С. Вургуна в Баку: история и судьба". [[1]]; 2. Д. Гликштейн, Р. Раева "Азербайджанский Государственный Русский Драматический Театр им. С. Вургуна, Баку, 1961 г. ; 3. С. Майоров, С. Ефименко – страницы в Википедии.