Василий родился 27. 04(09.05). 1889 г. в селе Дуброво Осинского уезда Пермской губернии.
Детство провёл в Прикамье.
Образование получил в Пермском духовном училище - духовное трёхклассное училище при Пермской духовной семинарии.
Учащихся обучали богословию, греческому, латинскому, русскому и церковнославянскому языкам, географии, истории, природоведению, арифметике, черчению, чистописанию, игре на скрипке и церковному пению.
Пел в церковном хоре училища. С 14 лет руководил большим хором.
После окончания училища до 20 лет жил в Соликамске, где сначала пел в одной из церквей города, а позже выступал в любительских концертах.
"...Постоянным участником музыкальных вечеров у Сабашниковых был и Василий Михайлович Луканин, будущий светила оперной сцены.
В письме Галины Петровны Сабашниковой читаем: "Однажды один из приятелей отца был в церкви и услышал необыкновенно красивый и сильный голос (бас). Он сообщил об этом отцу, и в следующее воскресенье они оба посетили эту церковь и были удивлены необыкновенно красивым голосом певца".
Через некоторое время В.М. Луканин стал выступать в любительских концертах, исполняя популярные романсы.
Соликамцы, чувствовавшие в Луканине большой певческий талант, собрали для него деньги - балалаечный оркестр дал несколько платных оркестров - и отправили Василия Михайловича в 1909 г. на учебу в Петербург.
В дальнейшем В.М. Луканин стал знаменитым певцом, позднее - профессором Ленинградской консерватории.
Так балалаечный оркестр Соликамска подарил музыкальной общественности "бас, равный Шаляпинскому".
На всю жизнь сохранил В.М. Луканин любовь к Соликамску и его жителям. В течение многих лет шли в город письма благодарности сначала В.М. Луканина, затем - его жены Галины Петровны Исаковой Ольге Александровне.
"Дорогая Ольга Александровна! Мне тоже стало очень грустно, что сносят старый Соликамск.
Василий Михайлович так любил этот город своей юности. Вас всегда называл Олечкой Мичуриной. Лицо у него светлело взгляд был такой тёплый". [1]
В 1909-1913 годах обучался пению на частных курсах у И. С. Томарса в Санкт-Петербурге.
С 1909 года Василий Луканин пел в хоре Петербургского театра "Зимний Буфф". [2]
В 1912-1917 гг. выступал в Петербургских оперных театрах:
"Луна-парк", "Троицкий театр миниатюр" («Театр миниатюр на Троицкой»), Театр музыкальной драмы , Народный Дом («Заведение для народных развлечений императора Николая II» с Оперный залом).
Летом 1917 г. гастролировал в Н. Новгороде.
В 1918-1922 гг. работал в оперной антрепризе М. К. Максакова, с которой гастролировал в Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Омске, Иркутске. [3]
В 1922-1924 гг. концертировал в Харбине, Пекине, Шанхае и других городах Китая.
В 1924-1934 гг. пел на оперных сценах многих городов Страны Советов:
В 1934 году В.М. Луканин пришел на сцену Ленинградского театра оперы и балета.
К этому времени в репертуаре певца были почти все основные басовые партии зарубежного и русского классического репертуара.
С 1934 г. по 1958 г. был солистом Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (с 1935 года - Государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова).
Обладая глубоким голосом широкого диапазона, Луканин В.М. с одинаковым успехом пел не только басовые, но и баритоновые партии.
Его искусство отличалось высоким вокальным мастерством и сценическим обаянием.
Луканин В.М. - Первый исполнитель партий:
Лучшие партии:
Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Кончак ("Князь Игорь" А. Бородина), Владимир Галицкий ("Князь Игорь" А. Бородина), Досифей ("Хованщина" М. Мусоргского), Борис Годунов (одноим. опера М. Мусоргского), Пимен ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Гремин ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Граф Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского), Василий Леонтьевич Кочубей ("Мазепа" П. Чайковского), Царь Салтан ("Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова); Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Нилаканта ("Лакме" Л. Делиба).
Другие партии:
Варлаам ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Кардинал ("Орлеанская дева" П. Чайковского, 1945); Марсель ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль (все четыре партии; "Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха), Спарафучиле ("Риголетто" Дж. Верди); Стенька Разин (одноим. опера С. Бершадского), Свенгали ("Трильби" А. Юрасовского), Дед Семён ("Семья Тараса" Д. Кабалевского).
Партнёры:
Л. Андреева-Дельмас, М.В. Бочаров, К.Г. Держинская, П.М. Журавленко, О.А. Кашеварова, В.И. Кильчевский, Ф. Мухтарова, О.Ф. Мшанская, И. Нечаев, Г. Нэлепп, С.П. Преображенская, В.Г. Ульянов, Ф.И. Шаляпин, И.П. Яшугин.
Пел п/у М.М. Голинкина, С. Ельцина, А.М. Пазовского, В.И. Пирадова, Г.Г. Фительберга, Б.Э. Хайкина.
В 1938 году был арестован и осужден — ему припомнили Китайские гастроли в середине 20-х годов, и не только их.
В 1939 году был освобожден и вернулся на сцену Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова.
В 1940 г. певцу было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
В годы Великой Отечественной войны в составе фронтовых концертных бригад ленинградских артистов Василий Михайлович выезжал на фронт, где выступал перед бойцами.
В камерном репертуаре певца особым мастерством отличалось исполнение романсов М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, С. Танеева, Н. Метнера, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Э. Грига.
Многие годы был членом Художественного совета Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова и членом редколлегии многотиражной газеты "За советское искусство", являлся автором статей, посвященных творчеству театральной артистической молодежи, рецензий в периодической печати.
С 1948 года Луканин В.М. начал свою педагогическую деятельность - сначала только в театре.
В 1957-1968 гг. преподавал в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
В 1962 г. — член жюри II Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки.
С 1965 г. Луканин В.М. - профессор кафедры оперной подготовки вокального факультета Консерватории.
Среди его учеников — С.Л. Гаудасинский, В.П. Малышев, Г.Д. Исаханов, Е.Е. Нестеренко, Г.В. Селезнев.
Из воспоминаний Исаханова Генриха Давидовича: "АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ФОТОГРАФИЯМ И ДОКУМЕНТАМ" [7]
"...М.М. Матвеева стала заниматься с Нестеренко, и Евгению пришлось нести на своих плечах две тяжелые ноши: учебу в одном из самых трудных технических институтов и, уже в свободное время (которого практически не было), всерьез заниматься вокалом.
Через 3 года М. М. Матвеева, понимавшая, что ее ученика ждет большое будущее, рекомендовала его известному профессору консерватории Василию Михайловичу Луканину, считая его лучшим педагогом для баса. Когда Нестеренко спел несколько произведений, В. М. Луканин сказал: "Хорошо. Поступайте в консерваторию. Если вас примут, я возьму вас в свой класс".
Спустя 2 месяца (в 1960 г.) Е. Нестеренко легко поступил на 1-й курс Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, сдав на "отлично" и специальность, и музыкальные дисциплины. В. М. Луканин, как и обещал, взял его в свой класс.
Однако когда началась учеба, Евгению пришлось трудно. Во-первых, 1-й курс консерватории совпал с последним курсом института (в 1957 г. он демобилизовался и перевелся на строительный факультет), работой над дипломным проектом. Во-вторых, началась ломка привычных навыков и привитие других.
Хотя М. М. Матвеева и направила его голос, подготовила к консерватории, но школу пения ему дал в основном В.М. Луканин.
Эта школа имеет франко-итальянские корни и восходит к одному из первых профессоров Санкт-Петербургской консерватории К. Эверарди, ученику М. Гарсиа-сына и Ф. Ламперти.
Первое выступление Е. Нестеренко состоялось 16 ноября 1963 года в роли генерала Ермолова в опере С. Прокофьева "Война и мир".
При этом он продолжал заниматься у В. М. Луканина, проходя с ним каждую новую роль, каждую концертную программу.
Более того, в течение 2 лет после получения диплома Е. Нестеренко имел счастливую возможность время от времени посещать класс своего профессора, чтобы контролировать вокальную технику и пропевать для него новые партии." [8]
В.М. Луканин - автор многих методических, критических, публицистических работ.
Сочинения:
Записывался на грампластинки.
Архивные записи певца были выпущены Ленинградским отделением фирмы "Мелодия".
Литература о Луканине В.М.:
Примечания:
--Sibor 19:30, 19 августа 2013 (CEST)