21.01.1887 года в семье владельца шляпной мастерской Моисея Пазовского (бывшего кантониста[1]) родился сын Арий.
Семья жила в гор. Пермь и увлекалась музыкой.
Арий вместе с братом Борисом брал уроки скрипичной игры у пермских музыкантов, прежде всего у Л. И. Винярского.
В возрасте 8 лет впервые выступил перед публикой.
С 1897 г. с помощью А.Я. Альтшуллера и пермской общественности, продолжил образование в г. Санкт-Петербурге.
В течение 7 лет учился в Петербургской консерватории (окончил в 1904 г.).
Обучался игре на скрипке : в 1897 году поступил в класс П. А. Краснокутского, в 1900—1904 годах учился в классе Леопольда Ауэра.
В г. Перми и г. Екатеринбурге выступал с «отчетными» концертами как скрипач-виртуоз и дебютировал как дирижер в хоровом концерте музыкального кружка.
Здесь же в 1905–1908 гг. начал театральную карьеру в качестве хормейстера, пианиста-концертмейстера , помощника дирижера и артиста оркестра.
Впервые в Перми и Екатеринбурге получил право становиться за дирижерский пульт оперных спектаклей в 1905 г., считал это началом деятельности оперного дирижера.
Брал уроки у А.К. Лядова, встречался и работал с С.И. Танеевым, Ф.И. Шаляпиным, М. Баттистини, слушал С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, А. Никиша.
Работал в городах Вильно, Казани, Минске, Москве – в частной опере С. И. Зимина (1908-1910 гг.) и в Большом театре (1923-1924, 1925-1928 гг.)[2] , Одессе, Петрограде (в оперной труппе Нар. дома в 1916-1918 гг. и в театре оперы и балета, 1918 г.), Саратове, Тифлисе.
В 1929-1936 гг. возглавлял ( художественный руководитель и главный дирижер ) оперные театры в городах Баку (1929-1931), Киеве, Свердловске, Харькове, Харбине (во главе театра при советской администрации КВЖД – Китайско-Восточной железной дороги).
Вершиной творческого пути народного артиста СССР Ария Моисеевича Пазовского стала работа в должности художественного руководителя и главного дирижера Мариинского театра – Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова в 1936-1943 гг., где принял участие в постановке опер:
"Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова (1937), "Броненосец "Потёмкин"" О.Чишко (1937), "Иван Сусанин" М.Глинки (1939; Государственная премия СССР, 1941), "Чародейка" П.Чайковского (1941; Государственная премия СССР, 1942), "Емельян Пугачев" М.Коваля (1942; Государственная премия СССР, 1943) и другие.
В 1941 г. вопреки первоначальным планам эвакуации принял вместе с руководителями области ответственное решение – разместить эвакуированный Мариинский (Кировский) театр в г. Перми. Возглавлял его плодотворную работу в Пермском крае до своего переезда в 1943 г. в Москву, чем способствовал значительному росту культурного потенциала малой родины.
С 1943 по 1948 г. возглавлял Большой театр (г. Москва, художественный руководитель и главный дирижер).
А. Пазовский, прослушав в опере «Риголетто» игру гобоиста М. Оруджева, сказал: «Такой музыкант – находка для театра». [3]
Для лучших работ Пазовского А.М. характерно глубокое и проникновенное раскрытие содержания произведения, точное следование авторскому тексту.
Интерпретации всегда отмечались тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, художественной строгостью, ритмической дисциплиной, филигранной отделкой деталей. Как художник и организатор, отличался требовательностью и бескомпромиссностью.
Работал с признанными корифеями отечественной оперной сцены – З. П. Гайдай, И. С. Козловским, С. Я. Лемешевым, М. П. Максаковой, М. Д. Михайловым, Н. К. Печковским, А. С. Пироговым, С. П. Преображенской, М. О. Рейзеном, Г. М. Нэлеппом, Н. С. Ханаевым.
Многие из них начинали с этим дирижером свой творческий путь.
В 1948 году оставил дирижёрскую деятельность из-за тяжелой болезни.
А.М. Пазовский всю жизнь трудился и творил с редкой целеустремленностью и самоотдачей.
Только тяжелая болезнь могла оторвать его от любимого дела. Но и тогда он не сдавался.
В последние годы жизни он работал над книгой, в которой глубоко и всесторонне раскрыл специфику труда оперного дирижера.
Книга «Записки дирижера» (1966 г.) признана значительной работой в области теории и практики оперного исполнительства.
Книга "Записки дирижёра" (М., 1966, 1968), принадлежащей к числу наиболее значительных работ в области теории и практики оперного исполнительства.
Глава из этого труда под названием "Дирижёр и певец" в 1959 вышла отдельным изданием.
Награды и признание:
Примечания:
--Sibor 17:56, 8 ноября 2011 (CET)