Крученых Алексей Елисеевич - поэт, теоретик русского футуризма, литератор, основоположник концепции "заумного языка".[править]

1886-1968

Алексей (Александр) Елисеевич Крученых родился 21(9)февраля 1886 года в пос. Оливский Вавиловской волости Херсонского уезда Херсонской губернии в крестьянской семье Елисея Петровича и Епистимьи Никифоровны.

E9131f9a88ca.jpg

В 1892 году семья переехала в Херсон (в дом на ул. Пионерской, 100).
Окончив три класса Херсонского городского училища в 1902 году, уехал в Одессу, где поступил в художественное училище, считавшееся в то время одним из лучших средних художественных заведений. По окончании училища в 1906 году вернулся в Херсон, работал учителем рисования в гимназии, однако вскоре перебрался в Москву.

В Москве Крученых сотрудничал как художник с различными изданиями, в том числе с юмористическим журналом "Будильник". В это же время с подачи своего старого знакомого Давида Бурлюка он сблизился с будущими соратниками по литературному и художественному авангарду Василием Каменским, Еленой Гуро, Михаилом Матюшиным и Велимиром Хлебниковым, участвовал в художественных выставках. В 1909 году ненадолго уехав в Херсон, дебютировал как прозаик, поэт, литературный и театральный критик.

Вернувшись в Москву, примкнул к возглавляемой Давидом Бурлюком литературной группе "Гилея", ставшей колыбелью русского футуризма. Целиком посвятив себя литературной деятельности, Крученых принимал самое активное участие в движении русского футуризма: основал собственное издательство "ЕУЫ" (1912), в котором вышли его первые книги и статьи, был инициатором издания первых литографических книг футуристов, вместе с Маяковским, Бурлюком и Хлебниковым подписал знаменитый манифест "Пощечина общественному вкусу" (1913).
Одна за другой выходили его многочисленные книги: поэтические "Старинная любовь", "Пустынники", "Полуживой", "Помада", "Взорваль" и литературоведческие работы, написанные в футуристическом духе "Черт и речетворцы", "Стихи Маяковского".

Начиная с 1912 года, Крученых часто сотрудничал с Велимиром Хлебниковым - первым опытом их совместного творчества стала поэма "Игра в аду", в дальнейшем оба поэта выпускали совместные сборники стихов "Мирсконца" (1912), "Бух лесиный" (1913), "Тэ-Ли-Лэ" (1914), работали над теорией заумного языка, основные принципы которого были сформулированы в программной статье "Слово как таковое".
Создание зауми, заумной поэзии, состоявшей из фонетических, звукоподражательных сочетаний было для Крученых результатом поиска радикально новых, более выразительных приемов в литературе. В декабре 1913 года в Петербурге была поставлена его опера на музыку Матюшина "Победа над солнцем" (пролог Велимира Хлебникова), над декорациями к которой работал художник Казимир Малевич.

Во время Первой мировой войны, спасаясь от мобилизации, Крученых в 1916 году переезжает в Тифлис, где продолжал заниматься литературой - вошел в местную художественно-поэтическую группу "Синдикат футуристов", участвовал в сборнике "Учитесь худоги", выпустил книгу "Нособойка" (1917) и позднее вместе с И. Терентьевым организовал объединение футуристов "41 градус".

Kruch sm.jpg

Осенью 1919 года переезжает в Баку, выступает с лекциями в бакинском университете и в «Цехе поэтов»[1], работает в бакинском отделении РОСТа, выпускает поэтические и теоретические сборники:

  • Замауль. Вып. 1. (Баку: 41°, 1919).
  • Замауль. Вып. 2. (Баку: 41°, 1919).
  • Замауль. Вып. 3. (Баку: 41°, 1919).
  • Замауль. Вып. 4. (Баку: 41°, 1919).
  • Цветистые торцы. (Баку: 41°, 1919).
  • Мир и остальное. При участии В. Хлебникова и Т. Вечорки. (Баку, 1920).
  • Мятеж. Книга I. При участии В. Хлебникова. (Баку: 41°, 1920).
  • Мятеж. Книга II. Двенадцать баллад о яде Карморане и др. (Баку: 41°, 1920).
  • Мятеж. Книга III. Неприличь. (Баку: 41°, 1920).
  • Мятеж. Книга IV. Стихи. (Баку: 41°, 1920).
  • Мятеж. Книга V. Богоматерная. (Баку: 41°, 1920).
  • Мятеж. Книга VI. Лирика. (Баку: 41°, 1920).
  • Мятеж. Книга VII. Чудовища. (Баку: 41°, 1920).
  • Мятеж. Книга VIII. Стихи. (Баку: 41°, 1920).
  • Мятеж. Книга IX. Козел-американец. (Баку: 41°, 1920).
  • Мятеж. Книга X. Стихи. (Баку: 41°, 1920).
  • О женской красоте. Доклад. (Баку: Изд. лит.-изд. отд. политотдела Каспфлота, 1920).
  • Биель. Сотр. с Хлебниковым. (Баку, 1920).
  • Декларация заумного языка. Листовка. (Баку, 1921).

В 1921 году Крученых вернулся в Москву, при содействии Маяковского вернулся в круг московских поэтов, в 1923 г. стал одним из участников литературной группы "ЛЕФ" - "Левый фронт", в которую входили В.Маяковский, О.Брик, С.Третьяков, В.Шкловский и др., сотрудничал с издательством "МАФ" ("Московская ассоциация футуристов"), продолжал издавать свои книги, активно выступал против поэзии Сергея Есенина, посвятив критике его творчества 12 небольших книг, вышедших в 1925 году.

С распадом ЛЕФа, Крученых постепенно сошел с литературной сцены - его творчество оказалось не востребованным в Советской России, а футуризм, как и многие авангардные направления в искусстве стал восприниматься как идеологически чуждое, формалистическое искусство.
Последние книги Крученых "Приемы Ленинской речи" и сборник "15 лет русского футуризма. 1912-1927 гг." увидели свет в 1928 году и на протяжении всех последующих лет жизни поэта, его новые произведения появлялись лишь в машинописном виде.

Лишенный средств к существованию, жил в нищете, продавая собственные машинописные книги и написанные им портреты писателей в литературные архивы. Во время Великой Отечественной работал в Окнах ТАСС. Все это время Крученых продолжал писать стихи, однако его имя было вычеркнуто из русской литературы и предано забвению, лишь в 1966 году, во время так называемой "оттепели" в Центральном доме литератора состоялся юбилейный вечер, посвященный 80-летию поэта.

Скончался 17 июня 1968 года в Москве.



  1. Объединение существовало менее года, в 1920, и было основано переехавшим в Баку из Тбилиси Городецким.


Читайте ЗДЕСЬ

comments powered by Disqus