Всякому племени и всякой отдельной личности нужна независимость. Сторонник и поборник независимости есть сторонник справедливости, справедливость же - основа всех нравственных качеств человека. Противник же независимости — деспот; качества и психология деспота - порабощать и угнетать людей. Одно изречение Пророка гласит: «Справедливость — строитель мира сего.
Общественное спокойствие и счастье народа приобретается культурой и прогрессом: эти же последние суть свободное и независимое существование каждого народа. Защита независимости и борьба за нее есть высшее благо в жизни, высшая степень счастья, так как человек, работающий в пользу и для счастья других, работает для самого себя. Воспрепятствовать свободному и независимому существованию личности и народа равносильно лишению свободы птицы путем закрытия ее в клетке - она бьется и хочет своего освобождения, жаждет воли.
Народ, по примеру той же птицы, сознавая свои человеческие права, постоянно и беспрестанно ищет свободы и независимости и, в конце концов, достигает их или умирает. Поэтому обрекать человека, в противоположность естественному течению жизни, безрезультатно и заранее на неудачу, есть высшая степень деспотизма и противодействия велениям Бога.
Народ, не пользующийся благами независимости, следует сравнить с птицей без крыльев, которая не может освободиться из рук даже детей, а птица, лишенная крыльев своих не может летать с помощью крыльев других птиц. Поэтому-то не обладающий человеческими правами народ будет напоминать птицу и будет пребывать во мраке и не сможет с помощью других найти путь к избавлению и освобождению.
Азербайджанский народ, завоевавший себе независимость, сможет избавиться от невежества и гнета и обеспечить культурные и религиозные свои потребности, достигнув этим смысла существования, согласно закону природы и творчества. Такое же существование послужит поводом к проявлению на арене мировой культуры и цивилизации сущности Ислама состоящей из ряда истин.
Основываясь на вышеизложенных тезисах и на обстоятельствах, выразившихся в стремлении народа избавиться от гнета, Азербайджан объявил свою независимость, защита и пользование которой возможно с распространением просвещения в духе времени, а также с воспитанием, согласно требованиям момента.
Газета «Азербайджан» от 28 мая 1919 г. № 110.