1886 - 1946
Елена Владимировна Агрелли-Оранская родилась в 1886 году в Херсоне, в небогатой еврейской семье (ее отец был маклером на Херсонской товарной бирже).
С 1901 по 1904 год Елена училась в Мариинской женской гимназии Херсона и одновременно - на зубоврачебных курсах доктора Марголина в Одессе. Гимназию девушка окончила с золотой медалью, а в 1904 году сдала государственные экзамены по специальности “стоматолог”.
Однако зубным врачом Елена быть не захотела, а поступила в театр. Дело в том, что еще учась в Одессе на курсах Марголина, она играла на сцене Народного дома под руководством бывшей актрисы Императорского театра Медведевой.
После смерти отца в 1905 году Е.Агрелли уехала в Москву на театральную биржу и с тех пор уже не покидала сцены. Мать и братья отказались от Елены и прокляли ее: в те времена многие правоверные евреи смотрели на театр как на позорное для женщины ремесло.
С 1905 по 1910 год Елена работала в Рязани у антрепренерши Василевской, в городах Бердичеве и Полтаве у Елизаветы Риз, в Херсоне у Строителева - вместе с известным в ту пору актером Казарским, во Владимире у Ростова, в Архангельске у Серова и Минаева - вместе с народным артистом Любимовым- Ланским и заслуженным артистом Полем.
В 1910-1911 годах, служа в Баку у антрепренеров Боярской и Тагиева, Елена Агрелли познакомилась с актером Оранским и вышла за него замуж. Для того, чтобы обвенчаться с ним в церкви, она крестилась по православному обряду и после венчания стала Агрелли-Оранской.
В 1911-1913 годах супруги-актеры, работая в Вильно у Беляева, успешно гастролировали с пьесой “Царь Эдип” по всему Царству Польскому. Затем работали в Белостоке, Гродно и Козлове (Мичуринске). В 1915-1916 годах Агрелли-Оранская играла в драматическом и музыкальном театрах Проскурова, Каменец-Подольского и Могилев-Подольского - с тем, чтобы быть ближе к мужу, которого в это время призвали в армию. В мае 1917 года после тяжелого ранения и длительного лечения в лазарете Оранский приехал к Елене в Винницу, где она играла в театре оперетты. Вскоре супруги уехали в Витебск и были приняты в театр музыкальной комедии тихановского. Почти все спектакли этого театра оформлял тогда известный ныне художник Марк Шагал.
После Октябрьского переворота 1917 года жизнь супружеской пары резко изменилась. По предложению председателя Витебского исполкома Оранский организовал передвижной театр для выступлений на фронтах. После заключения Брестского мира театр оказался в Орше.
Здесь случилось непредказуемое, что послужило началом длительных скитаний этой актерской семьи. Немцы, уходя из Орши, прицепили вагоны с передвижным театром к вагонам с немцами-беженцами и вся труппа оказалась в Германии, где была интернирована и пробыла до Германской революции. После революции труппу отправили из Германии в Киев, но Киев тогда был занят войсками Петлюры, а, поскольку большинство актеров были евреями, вся труппа подалась в Одессу.
В Одессе актеров сразу же мобилизовали в театр при штабе Павла Дыбенко, а позднее перевели во вновь организованный театр 47-й стрелковой Черноморской дивизии. Теперь их судьбы целиком и полностью зависели от власти большевиков. После того, как Одессу заняли белогвардейцы, супруги бежали в Севастополь, где устроились в театр <Ренессанс>, а после того, как Врангель был разбит, - в Крымский государственный театр им. А.В.Луначарского, там они работали до 1927 года.
В 1927 году, в Крыму, они так же, как главный герой книги “Двенадцать стульев” И.Ильфа и Е.Петрова, пережили землетрясение. Можно предположить, что именно в этом театре Остап Бендер и охотился за стульями. После землетрясения Оранский не захотел жить в Крыму и супруги, подписав договор с Загаровым, вернулись в Оршу. В Орше, а затем в Клинцах и Бежице, они играли до 1930 года. После начала коллективизации, когда в Белоруссии стало очень голодно, супруги уехали сначала в Башкирию, а затем в Татарию, где выступали на сценах театров Бугульмы и Набережных Челнов.
В Татарии семью ждало новое испытание. Муж и жена заболели сыпным тифом, который в то время был очень распространен. 29 декабря 1933 года в Набережных Челнах Оранский умер от сыпного тифа. А Елена Владимировна, едва оправившись после тяжелой болезни, по приглашению художественного руководителя уехала в драмтеатр Чистополя.
В 1936 году, по приглашению руководителей Кировского театра юного зрителя Шохова и Лисина, Елена Арелли-Оранская приехала в Киров, где и проработала десять лет - до конца Великой Отечественной войны.
Источник: Материалы прессы, воспоминания сослуживцев.