(/* Церковь 206-го пехотного Сальянского полка в честь Св. Архистратига Михаила(Церковь Михайло-Архангельская при Сальянских казармах в во)
Строка 2: Строка 2:
 
{|
 
{|
 
|'''1909 г. декабря 6 -'''  
 
|'''1909 г. декабря 6 -'''  
|width="23%"|
+
|width="29%"|
 
|Полковой праздник 7 июня
 
|Полковой праздник 7 июня
 
|-
 
|-
 
|'''по настоящее время'''
 
|'''по настоящее время'''
|width="23%"|
+
|width="29%"|
 
|Св. священномученика Феодота Анкирского
 
|Св. священномученика Феодота Анкирского
 
|}
 
|}
Строка 36: Строка 36:
 
[[Файл:Damian xruzik icona.jpg|thumb|200px|Икона, установленная в Казенной палате, с тем чтобы в случае ее упразднения быть переданной в дар в Бакинскую соборную церковь]][[Файл:Damian xruzik.jpg|thumb|200px]]
 
[[Файл:Damian xruzik icona.jpg|thumb|200px|Икона, установленная в Казенной палате, с тем чтобы в случае ее упразднения быть переданной в дар в Бакинскую соборную церковь]][[Файл:Damian xruzik.jpg|thumb|200px]]
  
 
''Расположение русских войск в больших массах преимущественно на окраинах империи, или совершенно пустынных, или же с иноверческим населением, с давних пор побуждало высшее военное начальство, для поднятия религиозно-нравственного воспитания в войсках, принимать меры к построению военных церквей в тех местах, где воинские части, по недостатку или по тесноте имеющихся епархиальных храмов, не имели возможности в воскресные и праздничные дни слушать церковные службы.
 
 
В 1900 году Военный Министр А. Н. Куропаткин составил утвержденный императором тип военной церкви.
 
В докладе по улучшению быта нижних чинов на Высочайшее имя он, между прочим, писал, что в настоящее время "представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях войск, в которых по штату положены священники, и для расширения существующих войсковых храмов, для чего необходимо разработать тип военной церкви , хотя бы барачной системы, но поместительной и недорогой, чтобы изысканием для постройки церквей средств не пришлось откладывать удовлетворение этой насущной нужды"...
 
 
На этом подлинном докладе собственною Его Императорского Величества рукою было написано: "Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что Я считаю делом в высокой степени важным. 23 января 1900 года".
 
 
По Высочайшему повелению от 23 января 1900 года при Главном Штабе была учреждена особая комиссия под председательством члена Военного Совета, генерала-от-инфантерии графа Татищева, при участии Протопресвитера военного и морского духовенства и представителей от Главного Штаба для обсуждения вопросов, касающихся удовлетворения религиозных нужд войск и для поднятия их религиозно-нравственного воспитания.
 
 
Комиссия закончила разработку этих вопросов, причем выработала особый тип военной церкви, образцовой не по роскоши и убранству, а по вместительности и экономичности сооружения. Названный тип храма был впервые осуществлен при постройке церкви 148-го пехотного Каспийского полка, стоимостью в 40,000 рублей; план ее был повергнут на рассмотрение Государя Императора и удостоился Высочайшего одобрения .
 
 
1-го декабря 1901 года состоялось Высочайшее повеление:
 
1) "установить на будущее время к исполнению правило, чтобы в казармах Военного Ведомства, как существующих, так и возводимых вновь распоряжением и на средства этого ведомства, православная церковь, в виде отдельного здания, была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты, и
 
2) руководствоваться при постройке войсковых церквей Высочайше одобренным проектом таковой церкви и табелью внутренних размеров войсковых церквей, выработанными Высочайше учрежденной упомянутой выше комиссией".''
 
 
'''1908 г. Декабря 30.''' 262-й пехотн. резервный Сальянский полк (сформ. в 1805 г.) и 7-я, 8-я, 9-я и 10-я роты 1-го Варшавского и 3-го Ковенских крепостных пехотных полков переформированы в один полк, названный 262-м пехотным Сальянским полком.
 
 
1910 г. Февраля 20. Назван 206-м пехотным Сальянским Е. И. В. Наследника Цесаревича.
 
 
Походная (при сформированном полку) церковь учреждена в 1891 году. Находится на окраине Баку, в районе Алексеевских казарм. Здание церкви - каменное, устроено на средства казны (42.000 руб.). Св. Престол во имя Св. Архистратига Михаила. Освящена 6 декабря 1909 года. Вмещает церковь до 800 человек. К церкви приписана небольшая старая церковь (Михайло-Архангельская (Флотская)), расположенная в центре Баку.
 
 
По штату при церкви положен: один священник. Подле старой церкви имеется казенная квартира для священника.
 
 
В 1905г. священником Сальянского пехотного резервного полка в г. Баку служил [[Иоанн Виссарионович Лиадзе.]]
 
 
----
 
----
 
<references/>
 
<references/>

Версия 03:59, 27 сентября 2011

Церковь 206-го пехотного Сальянского полка в честь Св. Архистратига Михаила
(Церковь Михайло-Архангельская при Сальянских казармах в военном городке)
ныне - Кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц г. Баку
[править]

1909 г. декабря 6 - Полковой праздник 7 июня
по настоящее время Св. священномученика Феодота Анкирского

Походная (при сформированном полку) церковь учреждена в 1891[1] году.[1] В 1909 году полковая церковь устроена отдельным зданием, по типу военных церквей.

Находилась на окраине Баку, при военном городке (в советское время – Красный Восток), в районе Алексеевских[2] (Сальянских) казарм. Военный городок для Сальянского полка был построен в начале 1900-х годов[3]. До того времени Сальянский полк был расквартирован в казармах в крепости (Ичери шехер), и в казармах неподалеку от Губернского правления, на углу Губернской и Верхней Тазапирской улиц (ныне ул. Низами и М. Субхи).

Здание церкви - каменное, устроено целиком на средства казны - Военного министерства (42 000 руб.). Святой Престол во имя Св. Архистратига Михаила. Заложена церковь 6 мая 1908 г., и торжественно освящена 6 декабря 1909 г. Вмещает церковь до 800 человек. К церкви была приписана небольшая старая Михайло-Архангельская (Флотская) церковь, расположенная в центре Баку [угол улиц Видади (бывшая Церковная) и Заргярпалан (бывшая Спасская)], ранее использовавшаяся, как полковая.

По штату при церкви положен один священник. Подле старой церкви имелась казенная квартира для священника.[1][2]

В период 1892-1914 гг. батальонным, а затем полковым священником был Иоанн Виссарионович Лиадзе; в 1919-20 гг. настоятелем церкви был Нечаев (к сожалению, за другой период сведений нет).[3][4][5]

Церковь построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено более 60-ти таких церквей.[2] Все храмы были очень похожи между собой, за исключением некоторых деталей, что делало каждый из них вполне оригинальным архитектурным произведением.[6]

Закрыта церковь одной из первых, в 1920 году[4].

«Баку, 17 апреля (1923 г.) Красноармейцы расквартированного в Баку полка Осетинской дивизии сняли кресты с пустующей церкви старых Сальянских казарм и обратились к своему шефу «Азнефти» с просьбой помочь им превратить дом угнетения в дом просвещения».[7]

В советское время церковь более не использовалась по назначению.

В 1970-е годы в ней находился склад топокарт, который потом был переведен в другое место. А в церкви устроили спортзал.

В 1988-1989-м церковь использовалась как казарма для десантников.

2-го марта 1990 г., ночью, в церкви случился пожар[5] – сгорела и обвалилась крыша, пол просел, стены потрескались.

Икона, установленная в Казенной палате, с тем чтобы в случае ее упразднения быть переданной в дар в Бакинскую соборную церковь
Damian xruzik.jpg

  1. В источнике указан 1891 год – возможно, ошибочно, т.к. полк был сформирован лишь в 1892 г
  2. Вероятно, казармы были так названы в честь цесаревича Алексея. Кроме того, сам полк 30 июля 1907 года был назван 262 пехотным Сальянским его императорского высочества наследника цесаревича Алексея полком. В советское время общеупотребительным было название – Сальянские казармы.
  3. По некоторым данным, в 1907 г., но сведения требуют проверки.
  4. Сведения требуют проверки.
  5. «Вечером подростки компанией решили устроить "посиделки" в церкви – подальше от взрослых глаз. Кто-то лихо закинул окурок... Там были и маты спортивные, и рваные матрасы, оставшиеся от солдат (в 1988-1989-м в церкви десантники казарму устроили) – в общем, сначала затлело, а потом разгорелось. Пацаны попробовали потушить, а потом попросту сбежали и никому ничего не сказали – по вполне понятным причинам. А разгореться там было чему, полы были деревянные и с торчащими в дырках от срикошетивших пуль щепках...» – по рассказу очевидца. - ОТСЮДА


Использованы материалы:

1. Цитович Г.А. Храмы Армии и Флота. Пятигорск, 1913, с. 443

2. РГИА, ф.806, оп. 9, д. 43, лл. 1-4, клировая ведомость церкви за 1911 г.
Баку. Кафедральный собор свв. Жен-Мироносиц.

3. Ежегодник г. Баку на 1893 г. Изд. А. М. Мишон. 1893.

4. Кавказский календарь. 1910-1915 гг.

5. Адрес-календарь Азербайджанской Республики на 1920 г. – Баку, 1920

6. Носков А.В. Знакомая и незнакомая Луга.

7. Известия ВЦИК, №85 (1822) от 19 апреля 1923 г.

8. Кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц г. Баку/ Бакинско-Азербайджанская епархия


--Ksp 19:32, 26 сентября 2011 (CEST)

comments powered by Disqus