Jonka (обсуждение | вклад) |
Ksp (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 5 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | == Усейнов Микаэль Алескерович - архитектор == | + | == Усейнов Микаэль Алескерович (Mikayıl Hüseynov) - архитектор == |
'''''1905-1992''''' | '''''1905-1992''''' | ||
Строка 5: | Строка 5: | ||
[[Image:Useynov-1 to BP.jpg|thumb|left|200px]] | [[Image:Useynov-1 to BP.jpg|thumb|left|200px]] | ||
− | Бурный ХХ век со всеми сопровождавшими его политическими катаклизмами получил непосредственное отражение и в архитектуре Азербайджана. Выдающийся азербайджанский зодчий М.А.Усейнов стоял у истоков советской архитектуры и прошел весь сложный путь ее развития. Высокий интеллект и сила таланта позволила ему решать труднейшие архитектурные задачи, зачастую меняя стилевую направленность, но всегда сохраняя высокое мастерство. Теперь, в начале ХХI века, мы с полным правом можем сказать, что силой его творческой мысли созданы лучшие произведения архитектуры Азербайджана ХХ века. Главным в творчестве этого великолепного мастера было привнесение в архитектуру национального колорита, которое он понимал как новаторское переосмысление национальных форм и деталей. | + | Бурный ХХ век со всеми сопровождавшими его политическими катаклизмами получил непосредственное отражение и в архитектуре Азербайджана. Выдающийся азербайджанский зодчий М.А.Усейнов стоял у истоков советской архитектуры и прошел весь сложный путь ее развития. Высокий интеллект и сила таланта позволила ему решать труднейшие архитектурные задачи, зачастую меняя стилевую направленность, но всегда сохраняя высокое мастерство. Теперь, в начале ХХI века, мы с полным правом можем сказать, что силой его творческой мысли созданы лучшие произведения архитектуры Азербайджана ХХ века. Главным в творчестве этого великолепного мастера было привнесение в архитектуру национального колорита, которое он понимал как новаторское переосмысление национальных форм и деталей.<br> |
− | + | <br> | |
− | М.А. Усейнов родился в апреле 1905 года в семье очень состоятельных родителей. Его отец, как потом шепотом говорили, был миллионер, имел свои пароходы на Каспии и огромный особняк на набережной. Его происхождение долгие годы, как дамоклов меч, висело над ним - в любое время он мог быть арестован. И только большие успехи в творчестве и Сталинская премия за павильон Азербайджана на ВСХВ спасли его от репрессий. | + | М.А. Усейнов родился в апреле 1905 года в [[Усейновы. История семьи|семье очень состоятельных родителей]]. Его отец, как потом шепотом говорили, был миллионер, имел свои пароходы на Каспии и огромный особняк на набережной. Его происхождение долгие годы, как дамоклов меч, висело над ним - в любое время он мог быть арестован. И только большие успехи в творчестве и Сталинская премия за павильон Азербайджана на ВСХВ спасли его от репрессий.<br> |
− | + | <br> | |
− | Большая дружба связывала М.А.Усейнова с '''С.А.Дадашевым'''. Она продолжалась всю жизнь, вплоть до кончины Дадашева в 1946 году. Почти все произведения довоенных лет они проектировали совместно. Уже студентами Усейнов и Дадашев получили первую премию за совместный проект памятника Низами Гянджеви - выдающемуся поэту и мыслителю ХII века. | + | Большая дружба связывала М.А.Усейнова с '''С.А.Дадашевым'''. Она продолжалась всю жизнь, вплоть до кончины Дадашева в 1946 году. Почти все произведения довоенных лет они проектировали совместно. Уже студентами Усейнов и Дадашев получили первую премию за совместный проект памятника Низами Гянджеви - выдающемуся поэту и мыслителю ХII века.<br> |
− | + | <br> | |
− | Баку 20-30-х годов был одним из важнейших стратегических центров Закавказья. Сюда были направлены лучшие градостроители и архитекторы России. В 1924-27 годах под руководством А.П.Иваницкого разрабатывался генеральный план города, строились поселки для рабочих, братья А. и Л. Веснины проектировали и строили дворцы культуры, фабрики-кухни. Профессор Ильин проектировал генплан города 1937 года. | + | Баку 20-30-х годов был одним из важнейших стратегических центров Закавказья. Сюда были направлены лучшие градостроители и архитекторы России. В 1924-27 годах под руководством А.П.Иваницкого разрабатывался генеральный план города, строились поселки для рабочих, братья А. и Л. Веснины проектировали и строили дворцы культуры, фабрики-кухни. Профессор Ильин проектировал генплан города 1937 года.<br> |
− | + | <br> | |
Первый этап творчества М.Усейнова совпал с периодом конструктивизма в советской архитектуре. Тогда еще совсем юный зодчий, вдохновленный общим порывом, пытался постичь новый язык архитектуры. Из наиболее значительных работ того периода можно назвать фабрику-кухню (ныне родильный дом) на Баилово. Трехэтажное здание, решенное на контрасте глухих объемов, с большими плоскостями остекленения - типичный образец конструктивизма. Плоская крыша-терраса с панорамным видом на море - дань традиции. Проектов тогда было сделано гораздо больше, чем построено. | Первый этап творчества М.Усейнова совпал с периодом конструктивизма в советской архитектуре. Тогда еще совсем юный зодчий, вдохновленный общим порывом, пытался постичь новый язык архитектуры. Из наиболее значительных работ того периода можно назвать фабрику-кухню (ныне родильный дом) на Баилово. Трехэтажное здание, решенное на контрасте глухих объемов, с большими плоскостями остекленения - типичный образец конструктивизма. Плоская крыша-терраса с панорамным видом на море - дань традиции. Проектов тогда было сделано гораздо больше, чем построено. | ||
− | [[Image:Useynov -2.jpg | + | [[Image:Useynov -2.jpg|center|300px]] |
− | |||
− | |||
+ | Поворот советской архитектуры в сторону классического, а затем и национального наследия нашел безусловную поддержку у молодого архитектора. Построенный в тот период ансамбль зданий кинотеатра «Низами» и жилого дома не потеряли своего художественного значения до наших дней. Симметрично расположенные, они образуют как бы пропилеи, акцентирующие начало улицы 28 Мая.<br> | ||
+ | <br> | ||
Настоящая зрелость приходит к архитектору вместе с пониманием места и роли национального наследия в создании современной архитектуры Азербайджана. Здания музыкального училища в Баку, павильона Азербайджана на ВСХВ в Москве и, наконец, музея им. Низами в Баку демонстрируют развитие идеи применения форм и мотивов Востока и национальной архитектуры. | Настоящая зрелость приходит к архитектору вместе с пониманием места и роли национального наследия в создании современной архитектуры Азербайджана. Здания музыкального училища в Баку, павильона Азербайджана на ВСХВ в Москве и, наконец, музея им. Низами в Баку демонстрируют развитие идеи применения форм и мотивов Востока и национальной архитектуры. | ||
'''Мастер национальной формы''' ''"Памяти Микаэля Усейнова" (1905-1992)'' | '''Мастер национальной формы''' ''"Памяти Микаэля Усейнова" (1905-1992)'' | ||
− | Микаэль Усейнов всегда утверждал: национальная архитектура - это национальная форма. Такая позиция порой воспринималась как формалистическая (вспомним модернистские мифы о «правдивости» архитектуры, нерасторжимой взаимосвязи всех ее «сторон»). Но в начале ХХI века профессиональное сознание, прошедшее через вспышку постмодернизма, спокойно приемлет ее как исторически оправданную, как одну из возможных альтернатив взаимодействия формы и содержания в архитектуре, которую, кстати говоря, чаще всего и исповедует практикующий архитектор. Поражала внутренняя несокрушимость этого внешне мягкого, в высшей степени интеллигентного человека. | + | Микаэль Усейнов всегда утверждал: национальная архитектура - это национальная форма. Такая позиция порой воспринималась как формалистическая (вспомним модернистские мифы о «правдивости» архитектуры, нерасторжимой взаимосвязи всех ее «сторон»). Но в начале ХХI века профессиональное сознание, прошедшее через вспышку постмодернизма, спокойно приемлет ее как исторически оправданную, как одну из возможных альтернатив взаимодействия формы и содержания в архитектуре, которую, кстати говоря, чаще всего и исповедует практикующий архитектор. Поражала внутренняя несокрушимость этого внешне мягкого, в высшей степени интеллигентного человека. <br> |
− | + | <br> | |
− | С Усейновым нужно было говорить, общаться, чтобы понять его духовный и интеллектуальный уровень. Знаток архитектурной классики и новейших тенденций мирового зодчества, он тем не менее был плотью от плоти своего народа и его художественной культуры. Отсюда неискоренимая тяга к яркой декоративности приемов, головокружительной пышности форм при достаточно скромной палитре средств. Хороши или плохи эти особенности национальной культуры - так ставить вопрос бессмысленно и некорректно. Вне этого азербайджанского искусства, архитектуры просто не существует. | + | С Усейновым нужно было говорить, общаться, чтобы понять его духовный и интеллектуальный уровень. Знаток архитектурной классики и новейших тенденций мирового зодчества, он тем не менее был плотью от плоти своего народа и его художественной культуры. Отсюда неискоренимая тяга к яркой декоративности приемов, головокружительной пышности форм при достаточно скромной палитре средств. Хороши или плохи эти особенности национальной культуры - так ставить вопрос бессмысленно и некорректно. Вне этого азербайджанского искусства, архитектуры просто не существует.<br> |
− | + | <br> | |
− | Как справедливо подчеркивает автор статьи о мастере И.Алиев<ref> (Мастер // Архитектура, 1985, № 9, с. 8)</ref>, даже в самые «переменчивые» времена Микаэль Усейнов оставался верен себе, никакие «общепринятые» решения не принимая безоговорочно, а пропуская их через собственное понимание архитектуры. И, как показывает история, во многом был прав - его сооружения, подвергшиеся в свое время «строгой критике», не только эту критику пережили, но стали хрестоматийными. | + | Как справедливо подчеркивает автор статьи о мастере И.Алиев<ref> (Мастер // Архитектура, 1985, № 9, с. 8)</ref>, даже в самые «переменчивые» времена Микаэль Усейнов оставался верен себе, никакие «общепринятые» решения не принимая безоговорочно, а пропуская их через собственное понимание архитектуры. И, как показывает история, во многом был прав - его сооружения, подвергшиеся в свое время «строгой критике», не только эту критику пережили, но стали хрестоматийными.<br> |
− | + | <br> | |
− | Усейнов был поистине творчески неисчерпаем. Его наследие - более 200 проектов, и почти все они реализованы. Главное в творчестве мастера - уважение к традиции и ее использование в художественно и тектонически переосмысленных формах - всегда таких, которых ждало время. Поэтому и стал он выдающимся мастером советской архитектуры, в полном смысле слова народным архитектором, академиком, директором Института архитектуры и искусства, бессменным руководителем Союза азербайджанских архитекторов. | + | Усейнов был поистине творчески неисчерпаем. Его наследие - более 200 проектов, и почти все они реализованы. Главное в творчестве мастера - уважение к традиции и ее использование в художественно и тектонически переосмысленных формах - всегда таких, которых ждало время. Поэтому и стал он выдающимся мастером советской архитектуры, в полном смысле слова народным архитектором, академиком, директором Института архитектуры и искусства, бессменным руководителем Союза азербайджанских архитекторов.<br> |
− | + | <br> | |
Блестяще окончив в 1929 году Азербайджанский политехнический институт, молодой Усейнов активно включился в архитектурную жизнь. Уже тогда в его творческой судьбе сошлись две линии - новая архитектура и историческая, традиционная. Правда, тогда они еще не взаимодействовали между собой. | Блестяще окончив в 1929 году Азербайджанский политехнический институт, молодой Усейнов активно включился в архитектурную жизнь. Уже тогда в его творческой судьбе сошлись две линии - новая архитектура и историческая, традиционная. Правда, тогда они еще не взаимодействовали между собой. | ||
− | + | <br><br> | |
− | Будучи студентом Усейнов создает ряд проектов в обостренно-конструктивистском духе, часть из которых была реализована. В них акцентировался лаконизм геометрии, столкновение горизонталей и вертикалей, контраст объемных форм и плоскостей, глухих массивов и остекленных поверхностей. Непременными были эксплуатируемые крыши, легкие перголы, галереи, навесы, козырьки - столь же необходимые в теплом климате, как и внутренние дворики. | + | Будучи студентом Усейнов создает ряд проектов в обостренно-конструктивистском духе, часть из которых была реализована. В них акцентировался лаконизм геометрии, столкновение горизонталей и вертикалей, контраст объемных форм и плоскостей, глухих массивов и остекленных поверхностей. Непременными были эксплуатируемые крыши, легкие перголы, галереи, навесы, козырьки - столь же необходимые в теплом климате, как и внутренние дворики.<br> |
− | + | <br> | |
− | Композиция одного из вариантов Дворца культуры с библиотекой (1928) выделяется не только на фоне местной архитектуры, но и художественных исканий конструктивизма в целом. Но, конечно, наиболее примечательна архитектура фабрики-кухни на Баилове (1930). | + | Композиция одного из вариантов Дворца культуры с библиотекой (1928) выделяется не только на фоне местной архитектуры, но и художественных исканий конструктивизма в целом. Но, конечно, наиболее примечательна архитектура фабрики-кухни на Баилове (1930).<br> |
− | + | <br> | |
− | Разработка этой новаторской линии вовсе не подчинялась теоретическим догмам конструктивистского движения (строгое выделение формы из функции, конструкции и т.п.). Это был чисто художнический поиск в новой стилистике, с чем безуспешно пытались бороться идеологи конструктивизма. Однако автора занимали и аспекты социальные. Пожалуй, наиболее полно это проявилось в разработке домов-коммун и примыкающих к ним типов жилья (жилые дома «Портовик», «Ударник», «Новый быт», «Политкаторжанин», «Плановик» и др.). Характерен жилой комплекс в квартале 648 с четкой дифференциацией основных функций и развитым набором коммунально-бытовых учреждений (1929). | + | Разработка этой новаторской линии вовсе не подчинялась теоретическим догмам конструктивистского движения (строгое выделение формы из функции, конструкции и т.п.). Это был чисто художнический поиск в новой стилистике, с чем безуспешно пытались бороться идеологи конструктивизма. Однако автора занимали и аспекты социальные. Пожалуй, наиболее полно это проявилось в разработке домов-коммун и примыкающих к ним типов жилья (жилые дома «Портовик», «Ударник», «Новый быт», «Политкаторжанин», «Плановик» и др.). Характерен жилой комплекс в квартале 648 с четкой дифференциацией основных функций и развитым набором коммунально-бытовых учреждений (1929).<br> |
− | + | <br> | |
− | Одновременно с работами в новаторском ключе творческий поиск идет и в сугубо традиционной стилистике. Показательны конкурсные проекты памятника (1926) на могиле азербайджанского поэта и мыслителя ХII века Низами Гянджеви. Усейнов представил пять проектов, из которых два - награжденные премиями - в наибольшей степени воскрешали архитектуру Азербайджана XII-XIV веков. | + | Одновременно с работами в новаторском ключе творческий поиск идет и в сугубо традиционной стилистике. Показательны конкурсные проекты памятника (1926) на могиле азербайджанского поэта и мыслителя ХII века Низами Гянджеви. Усейнов представил пять проектов, из которых два - награжденные премиями - в наибольшей степени воскрешали архитектуру Азербайджана XII-XIV веков.<br><br> |
− | + | Успех на конкурсе - не случайность. К тому времени Усейнов уже глубокий знаток национальной архитектуры. С 1924 года он проводил обмеры комплекса сооружений дворца Ширваншахов, которые произвели сенсацию среди специалистов и по рекомендации А.Щусева были опубликованы. Еще на студенческой скамье его воображение захватила мировая классика: увражи Палладио, Скамоцци, Барбаро, Летаруи; труды Шуази, Гнедича, Грабаря. Он тщательно изучает наследие русского классицизма - Казакова, Воронихина, Старова, Захарова, Стасова. Таков был фундамент профессионального образования.<br> | |
− | Успех на конкурсе - не случайность. К тому времени Усейнов уже глубокий знаток национальной архитектуры. С 1924 года он проводил обмеры комплекса сооружений дворца Ширваншахов, которые произвели сенсацию среди специалистов и по рекомендации А.Щусева были опубликованы. Еще на студенческой скамье его воображение захватила мировая классика: увражи Палладио, Скамоцци, Барбаро, Летаруи; труды Шуази, Гнедича, Грабаря. Он тщательно изучает наследие русского классицизма - Казакова, Воронихина, Старова, Захарова, Стасова. Таков был фундамент профессионального образования. | + | <br> |
− | + | Новая архитектура и историческая, традиционная пересеклись в его творчестве в первой половине 30-х - конфликтно и механически «обогащалась» конструктивистская архитектура. Автор искал «переходных» решений, пытался «смягчить» жесткую архитектуру 20-х перефразированными деталями классики.<br> | |
− | Новая архитектура и историческая, традиционная пересеклись в его творчестве в первой половине 30-х - конфликтно и механически «обогащалась» конструктивистская архитектура. Автор искал «переходных» решений, пытался «смягчить» жесткую архитектуру 20-х перефразированными деталями классики. | + | <br> |
− | + | Но органичного слияния все же не произошло - в ту пору господствовал, как известно, «исключающий» подход -«или-или». Общежитие студентов Медицинского института (1934) с его пересказом мотивов Воспитательного дома Брунеллески знаменовало полный переход на позиции освоения наследия прошлого. Но почему не национальное наследие, а «ренессанс», характеризующий эту поворотную постройку? Конечно, здесь и контекст дореволюционного Баку с его ренессансными мотивами, и недавние еще студенческие увлечения памятниками итальянского Возрождения.<br> | |
− | Но органичного слияния все же не произошло - в ту пору господствовал, как известно, «исключающий» подход -«или-или». Общежитие студентов Медицинского института (1934) с его пересказом мотивов Воспитательного дома Брунеллески знаменовало полный переход на позиции освоения наследия прошлого. Но почему не национальное наследие, а «ренессанс», характеризующий эту поворотную постройку? Конечно, здесь и контекст дореволюционного Баку с его ренессансными мотивами, и недавние еще студенческие увлечения памятниками итальянского Возрождения. | + | <br> |
− | |||
Но была и чисто идеологическая причина. Вот свидетельство автора: «Даже после того, как вслед за Москвой у нас был взят курс на освоение классического наследия, возражения критики не вызывала только архитектура Ренессанса. Малейшее же обращение к формам национальной архитектуры, хотя бы к стрельчатой арке, встречало сильнейшее порицание не только в 1934 году, но и значительно позднее» <ref>(Дадашев С., Усейнов М. Наши искания // Строительная газета, 21 июля 1940 г.).</ref> Время, однако, брало свое, и национальная традиция заявляла о себе все громче. Уже в 1934 году конкурсный проект Дворца Советов Азербайджанской республики в Баку отчетливо демонстрирует сочетание композиционных приемов классицизма с архитектурными формами и средствами убранства местной исторической архитектуры. | Но была и чисто идеологическая причина. Вот свидетельство автора: «Даже после того, как вслед за Москвой у нас был взят курс на освоение классического наследия, возражения критики не вызывала только архитектура Ренессанса. Малейшее же обращение к формам национальной архитектуры, хотя бы к стрельчатой арке, встречало сильнейшее порицание не только в 1934 году, но и значительно позднее» <ref>(Дадашев С., Усейнов М. Наши искания // Строительная газета, 21 июля 1940 г.).</ref> Время, однако, брало свое, и национальная традиция заявляла о себе все громче. Уже в 1934 году конкурсный проект Дворца Советов Азербайджанской республики в Баку отчетливо демонстрирует сочетание композиционных приемов классицизма с архитектурными формами и средствами убранства местной исторической архитектуры. | ||
− | == Вехи жизни и творчества: | + | ====Вехи жизни и творчества:==== |
*1939 - профессор | *1939 - профессор | ||
Строка 67: | Строка 66: | ||
*1992 - президент международной академии архитектуры стран Востока | *1992 - президент международной академии архитектуры стран Востока | ||
− | == Награды: | + | ====Награды:==== |
− | |||
*1939, 1952 - орден Трудового Красного Знамени | *1939, 1952 - орден Трудового Красного Знамени | ||
*1941 - лауреат Сталинской премии | *1941 - лауреат Сталинской премии | ||
Строка 77: | Строка 75: | ||
Делегат международных конгрессов архитекторов: в Варшаве (1954), Лондоне ( 1961), Гаване (1963), Венеции ( 1964), Париже ( 1965), Исфаган (Иран, 1970), Болгария (1972), Шираз (Иран, 1974), Мадрид (1975), Мехико (1980) | Делегат международных конгрессов архитекторов: в Варшаве (1954), Лондоне ( 1961), Гаване (1963), Венеции ( 1964), Париже ( 1965), Исфаган (Иран, 1970), Болгария (1972), Шираз (Иран, 1974), Мадрид (1975), Мехико (1980) | ||
− | [http://www.archjournal.ru/rus/mnf.htm] | + | Использованная литература:<br> |
+ | [http://www.archjournal.ru/rus/mnf.htm]<br> | ||
+ | [http://www.archjournal.ru/rus/01%2038%202005/100.htm Читайте ЗДЕСЬ] | ||
+ | Примечания:<br> | ||
+ | <references /><references /> | ||
− | + | ===Истинный учёный, выдающийся архитектор и мудрый руководитель Союза архитекторов. Памяти Микаэля Алескеровича Усейнова.=== | |
+ | Арх., проф. Эльчин Алиев (из Facebook, май 2019 г.) | ||
+ | [[Файл:M.Usejnov-Leva Schwarz-1984.jpg|500px|center]] | ||
+ | <center>''М.А. Усейнов (1984). Фото - Л. Шварц''</center> | ||
+ | Что в нашей жизни главное?<br> | ||
+ | Кто-то скажет - деньги. Другой скажет - связи. Для кого-то - семья и любовь. Да, всё это главное, но для нашей личной, приватной жизни.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | А если дело касается руководителя общественной организации, которая объединяет сотни единомышленников-архитекторов? Тут начинает действовать совсем другой закон, который оставляет в сторону всё вышеназванное и выводит на первое место только одно - репутацию.<br> | ||
+ | Репутация зарабатывается всю жизнь.<br> | ||
+ | Это сложный комплекс из биографии, учёбы, работы, личной жизни, поступков человека и принятых решений. Но особый, последний штрих репутации, придает мораль - те эфемерные принципы, которые ты проповедуешь и за которыми предлагаешь следовать другим.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Микаэль Алескерович Усейнов - человек, который заработал себе безукоризненную репутацию не только на свою долгую жизнь, но и которая сохранилась после его смерти. Великий архитектор знал, как один-единственный поступок может навсегда зачеркнуть доброе имя человека, его честь. Может быть, поэтому его сердце не выдержало критику, после которой он так скоропостижно скончался. Потому что дорожил своей репутацией.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | У него не было детей, пристроенных за счёт возглавляемой им организации; не было фаворитов и фавориток, назначенных на должность рядом с собой; не было роскошного автомобиля стоимостью несколько годовых бюджетов возглавляемой организации; взносы, собираемые от членов Союза и помощь от государства он тратил строго на развитие организации, которую возглавлял; у него не было частной компании, на которую он перечислял деньги от руководимого Союза архитекторов; не делил архитекторов на «почётных» членов и не членов организации, не раздавал награды по материальному и чиновничьему положению людей – наоборот, старался выделить достойных, скромных, тех, кому было трудно.<br> | ||
+ | Вот в чём его величие и незапятнанность репутации. Поэтому она будет жить вечно!<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Знающие его люди рассказывали мне, что в условиях жёсткого тоталитарного режима, в тяжёлых ситуациях Микаэль Алескерович никогда не прятался за спиной архитекторов, которые в свою очередь искренне поддержали бы его, причём не из-за наград, грамот и редких вечеров – а в знак уважения достойному во всех смыслах этого слова порядочному руководителю. Но, как человеку честному, с незапятнанной репутацией, Микаэлю Алескеровичу не нужны были обманом собранные подписи, потому что он один мог принять на себя критику, объективно рассмотреть её и защищаться как мужчина.<br> | ||
+ | Не было необходимости постоянно подтасовывать результаты выборов, интриговать, искусственно внося склоку и разброд в ряды архитекторов – воспитание и врождённая порядочность не позволяла этого, да и высокий интеллект и сила таланта, истинное уважение и любовь коллег позволяли честно решать труднейшие задачи.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Он был великий истинный аристократ и интеллигент – возможно, таким не становятся, а рождаются.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Честен он был во всём, в том числе и в отношениях с руководством страны, с Гейдаром Алиевым, которого искренне уважал и любил. Никогда не позволял себе злословия в адрес руководителя страны за его спиной, в «узком кругу». Никогда и не льстил, не угодничал, не лакействовал – за это его и искренне уважали.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Несколько раз я имел честь быть приглашённым Микаэлем Алескеровичем в его мастерскую в «Доме для работников науки» на проспекте Нефтчиляр. Учёный рассказывал мне об архитектуре, искусстве, показывал свою библиотеку, скульптуры. Не помню сегодня поводы для встреч, но знаю точно одно: никогда Усейнов не опускался до принципа: "ты мне – а я тебе"<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Архитекторы, знающие Микаэля Алескеровича отмечали, что он, как сильная личность, как человек, честно избранный Председателем организации коллегами на съезде, а не заработавший свой «трон» лживыми обещаниями и протиранием не одной пары своих штанов, высиживая в приёмных больших начальников - никогда не ждал похвалы, лести, не собирал вокруг себя в большей части подхалимов и родственников. Любил поддерживать молодое поколение, причём тех, кто этого действительно заслуживал своим талантом, а не из-за каких-то других личных намерений или кровных уз.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | У настоящего Архитектора не было врагов, потому что он не был мелочным и мстительным, а тратил своё время только на творчество, реальное проектирование, был истинным человеком искусства, науки и архитектуры, настоящим проектирующим профессионалом, настоящим «заслуженным» профессором. У него могли быть только оппоненты, с которыми он мог и поспорить, которых мог и послушать для выявления истины. Никогда учёный не упрекал возражателей своими заслугами, не опускался до унижения их достоинства, пользуясь своими административными возможностями – Усейнов был сильной, уважающей себя личностью.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Говорят, что истина познаётся в сравнении. Сегодня не тот случай, потому что нет того, с кем бы даже близко можно сравнить в нашей профессии этого великого человека. Поэтому надежда на моих молодых коллег: будьте любознательны, совершенствуйтесь, дерзайте – и примером для вас должен служить Микаэль Алескерович Усейнов, силой творческой мысли которого созданы лучшие произведения архитектуры Азербайджана ХХ века, многие из которых мы не смогли сберечь... | ||
===Фотоальбом=== | ===Фотоальбом=== | ||
− | <gallery | + | <gallery widths="300" heights="250"> |
Файл:Useinov 5.jpg| | Файл:Useinov 5.jpg| | ||
Файл:Useinov 9.jpg| | Файл:Useinov 9.jpg| |
1905-1992
Бурный ХХ век со всеми сопровождавшими его политическими катаклизмами получил непосредственное отражение и в архитектуре Азербайджана. Выдающийся азербайджанский зодчий М.А.Усейнов стоял у истоков советской архитектуры и прошел весь сложный путь ее развития. Высокий интеллект и сила таланта позволила ему решать труднейшие архитектурные задачи, зачастую меняя стилевую направленность, но всегда сохраняя высокое мастерство. Теперь, в начале ХХI века, мы с полным правом можем сказать, что силой его творческой мысли созданы лучшие произведения архитектуры Азербайджана ХХ века. Главным в творчестве этого великолепного мастера было привнесение в архитектуру национального колорита, которое он понимал как новаторское переосмысление национальных форм и деталей.
М.А. Усейнов родился в апреле 1905 года в семье очень состоятельных родителей. Его отец, как потом шепотом говорили, был миллионер, имел свои пароходы на Каспии и огромный особняк на набережной. Его происхождение долгие годы, как дамоклов меч, висело над ним - в любое время он мог быть арестован. И только большие успехи в творчестве и Сталинская премия за павильон Азербайджана на ВСХВ спасли его от репрессий.
Большая дружба связывала М.А.Усейнова с С.А.Дадашевым. Она продолжалась всю жизнь, вплоть до кончины Дадашева в 1946 году. Почти все произведения довоенных лет они проектировали совместно. Уже студентами Усейнов и Дадашев получили первую премию за совместный проект памятника Низами Гянджеви - выдающемуся поэту и мыслителю ХII века.
Баку 20-30-х годов был одним из важнейших стратегических центров Закавказья. Сюда были направлены лучшие градостроители и архитекторы России. В 1924-27 годах под руководством А.П.Иваницкого разрабатывался генеральный план города, строились поселки для рабочих, братья А. и Л. Веснины проектировали и строили дворцы культуры, фабрики-кухни. Профессор Ильин проектировал генплан города 1937 года.
Первый этап творчества М.Усейнова совпал с периодом конструктивизма в советской архитектуре. Тогда еще совсем юный зодчий, вдохновленный общим порывом, пытался постичь новый язык архитектуры. Из наиболее значительных работ того периода можно назвать фабрику-кухню (ныне родильный дом) на Баилово. Трехэтажное здание, решенное на контрасте глухих объемов, с большими плоскостями остекленения - типичный образец конструктивизма. Плоская крыша-терраса с панорамным видом на море - дань традиции. Проектов тогда было сделано гораздо больше, чем построено.
Поворот советской архитектуры в сторону классического, а затем и национального наследия нашел безусловную поддержку у молодого архитектора. Построенный в тот период ансамбль зданий кинотеатра «Низами» и жилого дома не потеряли своего художественного значения до наших дней. Симметрично расположенные, они образуют как бы пропилеи, акцентирующие начало улицы 28 Мая.
Настоящая зрелость приходит к архитектору вместе с пониманием места и роли национального наследия в создании современной архитектуры Азербайджана. Здания музыкального училища в Баку, павильона Азербайджана на ВСХВ в Москве и, наконец, музея им. Низами в Баку демонстрируют развитие идеи применения форм и мотивов Востока и национальной архитектуры.
Мастер национальной формы "Памяти Микаэля Усейнова" (1905-1992)
Микаэль Усейнов всегда утверждал: национальная архитектура - это национальная форма. Такая позиция порой воспринималась как формалистическая (вспомним модернистские мифы о «правдивости» архитектуры, нерасторжимой взаимосвязи всех ее «сторон»). Но в начале ХХI века профессиональное сознание, прошедшее через вспышку постмодернизма, спокойно приемлет ее как исторически оправданную, как одну из возможных альтернатив взаимодействия формы и содержания в архитектуре, которую, кстати говоря, чаще всего и исповедует практикующий архитектор. Поражала внутренняя несокрушимость этого внешне мягкого, в высшей степени интеллигентного человека.
С Усейновым нужно было говорить, общаться, чтобы понять его духовный и интеллектуальный уровень. Знаток архитектурной классики и новейших тенденций мирового зодчества, он тем не менее был плотью от плоти своего народа и его художественной культуры. Отсюда неискоренимая тяга к яркой декоративности приемов, головокружительной пышности форм при достаточно скромной палитре средств. Хороши или плохи эти особенности национальной культуры - так ставить вопрос бессмысленно и некорректно. Вне этого азербайджанского искусства, архитектуры просто не существует.
Как справедливо подчеркивает автор статьи о мастере И.Алиев[1], даже в самые «переменчивые» времена Микаэль Усейнов оставался верен себе, никакие «общепринятые» решения не принимая безоговорочно, а пропуская их через собственное понимание архитектуры. И, как показывает история, во многом был прав - его сооружения, подвергшиеся в свое время «строгой критике», не только эту критику пережили, но стали хрестоматийными.
Усейнов был поистине творчески неисчерпаем. Его наследие - более 200 проектов, и почти все они реализованы. Главное в творчестве мастера - уважение к традиции и ее использование в художественно и тектонически переосмысленных формах - всегда таких, которых ждало время. Поэтому и стал он выдающимся мастером советской архитектуры, в полном смысле слова народным архитектором, академиком, директором Института архитектуры и искусства, бессменным руководителем Союза азербайджанских архитекторов.
Блестяще окончив в 1929 году Азербайджанский политехнический институт, молодой Усейнов активно включился в архитектурную жизнь. Уже тогда в его творческой судьбе сошлись две линии - новая архитектура и историческая, традиционная. Правда, тогда они еще не взаимодействовали между собой.
Будучи студентом Усейнов создает ряд проектов в обостренно-конструктивистском духе, часть из которых была реализована. В них акцентировался лаконизм геометрии, столкновение горизонталей и вертикалей, контраст объемных форм и плоскостей, глухих массивов и остекленных поверхностей. Непременными были эксплуатируемые крыши, легкие перголы, галереи, навесы, козырьки - столь же необходимые в теплом климате, как и внутренние дворики.
Композиция одного из вариантов Дворца культуры с библиотекой (1928) выделяется не только на фоне местной архитектуры, но и художественных исканий конструктивизма в целом. Но, конечно, наиболее примечательна архитектура фабрики-кухни на Баилове (1930).
Разработка этой новаторской линии вовсе не подчинялась теоретическим догмам конструктивистского движения (строгое выделение формы из функции, конструкции и т.п.). Это был чисто художнический поиск в новой стилистике, с чем безуспешно пытались бороться идеологи конструктивизма. Однако автора занимали и аспекты социальные. Пожалуй, наиболее полно это проявилось в разработке домов-коммун и примыкающих к ним типов жилья (жилые дома «Портовик», «Ударник», «Новый быт», «Политкаторжанин», «Плановик» и др.). Характерен жилой комплекс в квартале 648 с четкой дифференциацией основных функций и развитым набором коммунально-бытовых учреждений (1929).
Одновременно с работами в новаторском ключе творческий поиск идет и в сугубо традиционной стилистике. Показательны конкурсные проекты памятника (1926) на могиле азербайджанского поэта и мыслителя ХII века Низами Гянджеви. Усейнов представил пять проектов, из которых два - награжденные премиями - в наибольшей степени воскрешали архитектуру Азербайджана XII-XIV веков.
Успех на конкурсе - не случайность. К тому времени Усейнов уже глубокий знаток национальной архитектуры. С 1924 года он проводил обмеры комплекса сооружений дворца Ширваншахов, которые произвели сенсацию среди специалистов и по рекомендации А.Щусева были опубликованы. Еще на студенческой скамье его воображение захватила мировая классика: увражи Палладио, Скамоцци, Барбаро, Летаруи; труды Шуази, Гнедича, Грабаря. Он тщательно изучает наследие русского классицизма - Казакова, Воронихина, Старова, Захарова, Стасова. Таков был фундамент профессионального образования.
Новая архитектура и историческая, традиционная пересеклись в его творчестве в первой половине 30-х - конфликтно и механически «обогащалась» конструктивистская архитектура. Автор искал «переходных» решений, пытался «смягчить» жесткую архитектуру 20-х перефразированными деталями классики.
Но органичного слияния все же не произошло - в ту пору господствовал, как известно, «исключающий» подход -«или-или». Общежитие студентов Медицинского института (1934) с его пересказом мотивов Воспитательного дома Брунеллески знаменовало полный переход на позиции освоения наследия прошлого. Но почему не национальное наследие, а «ренессанс», характеризующий эту поворотную постройку? Конечно, здесь и контекст дореволюционного Баку с его ренессансными мотивами, и недавние еще студенческие увлечения памятниками итальянского Возрождения.
Но была и чисто идеологическая причина. Вот свидетельство автора: «Даже после того, как вслед за Москвой у нас был взят курс на освоение классического наследия, возражения критики не вызывала только архитектура Ренессанса. Малейшее же обращение к формам национальной архитектуры, хотя бы к стрельчатой арке, встречало сильнейшее порицание не только в 1934 году, но и значительно позднее» [2] Время, однако, брало свое, и национальная традиция заявляла о себе все громче. Уже в 1934 году конкурсный проект Дворца Советов Азербайджанской республики в Баку отчетливо демонстрирует сочетание композиционных приемов классицизма с архитектурными формами и средствами убранства местной исторической архитектуры.
Делегат международных конгрессов архитекторов: в Варшаве (1954), Лондоне ( 1961), Гаване (1963), Венеции ( 1964), Париже ( 1965), Исфаган (Иран, 1970), Болгария (1972), Шираз (Иран, 1974), Мадрид (1975), Мехико (1980)
Использованная литература:
[1]
Читайте ЗДЕСЬ
Примечания:
Арх., проф. Эльчин Алиев (из Facebook, май 2019 г.)
Что в нашей жизни главное?
Кто-то скажет - деньги. Другой скажет - связи. Для кого-то - семья и любовь. Да, всё это главное, но для нашей личной, приватной жизни.
А если дело касается руководителя общественной организации, которая объединяет сотни единомышленников-архитекторов? Тут начинает действовать совсем другой закон, который оставляет в сторону всё вышеназванное и выводит на первое место только одно - репутацию.
Репутация зарабатывается всю жизнь.
Это сложный комплекс из биографии, учёбы, работы, личной жизни, поступков человека и принятых решений. Но особый, последний штрих репутации, придает мораль - те эфемерные принципы, которые ты проповедуешь и за которыми предлагаешь следовать другим.
Микаэль Алескерович Усейнов - человек, который заработал себе безукоризненную репутацию не только на свою долгую жизнь, но и которая сохранилась после его смерти. Великий архитектор знал, как один-единственный поступок может навсегда зачеркнуть доброе имя человека, его честь. Может быть, поэтому его сердце не выдержало критику, после которой он так скоропостижно скончался. Потому что дорожил своей репутацией.
У него не было детей, пристроенных за счёт возглавляемой им организации; не было фаворитов и фавориток, назначенных на должность рядом с собой; не было роскошного автомобиля стоимостью несколько годовых бюджетов возглавляемой организации; взносы, собираемые от членов Союза и помощь от государства он тратил строго на развитие организации, которую возглавлял; у него не было частной компании, на которую он перечислял деньги от руководимого Союза архитекторов; не делил архитекторов на «почётных» членов и не членов организации, не раздавал награды по материальному и чиновничьему положению людей – наоборот, старался выделить достойных, скромных, тех, кому было трудно.
Вот в чём его величие и незапятнанность репутации. Поэтому она будет жить вечно!
Знающие его люди рассказывали мне, что в условиях жёсткого тоталитарного режима, в тяжёлых ситуациях Микаэль Алескерович никогда не прятался за спиной архитекторов, которые в свою очередь искренне поддержали бы его, причём не из-за наград, грамот и редких вечеров – а в знак уважения достойному во всех смыслах этого слова порядочному руководителю. Но, как человеку честному, с незапятнанной репутацией, Микаэлю Алескеровичу не нужны были обманом собранные подписи, потому что он один мог принять на себя критику, объективно рассмотреть её и защищаться как мужчина.
Не было необходимости постоянно подтасовывать результаты выборов, интриговать, искусственно внося склоку и разброд в ряды архитекторов – воспитание и врождённая порядочность не позволяла этого, да и высокий интеллект и сила таланта, истинное уважение и любовь коллег позволяли честно решать труднейшие задачи.
Он был великий истинный аристократ и интеллигент – возможно, таким не становятся, а рождаются.
Честен он был во всём, в том числе и в отношениях с руководством страны, с Гейдаром Алиевым, которого искренне уважал и любил. Никогда не позволял себе злословия в адрес руководителя страны за его спиной, в «узком кругу». Никогда и не льстил, не угодничал, не лакействовал – за это его и искренне уважали.
Несколько раз я имел честь быть приглашённым Микаэлем Алескеровичем в его мастерскую в «Доме для работников науки» на проспекте Нефтчиляр. Учёный рассказывал мне об архитектуре, искусстве, показывал свою библиотеку, скульптуры. Не помню сегодня поводы для встреч, но знаю точно одно: никогда Усейнов не опускался до принципа: "ты мне – а я тебе"
Архитекторы, знающие Микаэля Алескеровича отмечали, что он, как сильная личность, как человек, честно избранный Председателем организации коллегами на съезде, а не заработавший свой «трон» лживыми обещаниями и протиранием не одной пары своих штанов, высиживая в приёмных больших начальников - никогда не ждал похвалы, лести, не собирал вокруг себя в большей части подхалимов и родственников. Любил поддерживать молодое поколение, причём тех, кто этого действительно заслуживал своим талантом, а не из-за каких-то других личных намерений или кровных уз.
У настоящего Архитектора не было врагов, потому что он не был мелочным и мстительным, а тратил своё время только на творчество, реальное проектирование, был истинным человеком искусства, науки и архитектуры, настоящим проектирующим профессионалом, настоящим «заслуженным» профессором. У него могли быть только оппоненты, с которыми он мог и поспорить, которых мог и послушать для выявления истины. Никогда учёный не упрекал возражателей своими заслугами, не опускался до унижения их достоинства, пользуясь своими административными возможностями – Усейнов был сильной, уважающей себя личностью.
Говорят, что истина познаётся в сравнении. Сегодня не тот случай, потому что нет того, с кем бы даже близко можно сравнить в нашей профессии этого великого человека. Поэтому надежда на моих молодых коллег: будьте любознательны, совершенствуйтесь, дерзайте – и примером для вас должен служить Микаэль Алескерович Усейнов, силой творческой мысли которого созданы лучшие произведения архитектуры Азербайджана ХХ века, многие из которых мы не смогли сберечь...