Jonka (обсуждение | вклад) |
Jonka (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
==Топчибашев Али-Мардан бек Аликпер оглы - - общественный деятель, председатель парламента АДР == | ==Топчибашев Али-Мардан бек Аликпер оглы - - общественный деятель, председатель парламента АДР == | ||
+ | [[Image:Топчибашев Али-Мардан бек.jpg|150px|left]] | ||
+ | |||
'''1862 - 1934''' | '''1862 - 1934''' | ||
− | + | Топчибашев Али-Мардан бек Алекпер оглы родился 4.5.1862 году (по другим данным — в 1865г.) в Тифлисе (ныне Тбилиси).<br> | |
+ | Он происходил из семьи знатного землевладельца — бека.<br> | ||
+ | По завершении образования в гимназии он переехал в столицу и окончил юридический факультет Петербургского университета (1888).<br> | ||
+ | Молодой талантливый присяжный поверенный (адвокат) быстро стал одним из лидеров мусульманской общины нарождающейся нефтяной столицы России — Баку. | ||
− | <br> [[Image:Top4ibashev Kresti.jpg| | + | |
+ | <br> [[Image:Top4ibashev Kresti.jpg|250px|right]] | ||
<br> Будучи публицистом, он стал редактором русскоязычных газет «Каспий», «Баку», а когда рамки цензуры немного смягчились, то и тюркоязычной «Хаят» («Жизнь»). Как политик он впервые проявил себя в качестве гласного бакинской городской Думы. | <br> Будучи публицистом, он стал редактором русскоязычных газет «Каспий», «Баку», а когда рамки цензуры немного смягчились, то и тюркоязычной «Хаят» («Жизнь»). Как политик он впервые проявил себя в качестве гласного бакинской городской Думы. | ||
− | Звездный час на общероссийской политической арене настал для АлиМардана Топчибашева в дни российской революции 1905–1907 годов. В январе 1905 года Топчибашев стал одним из адресатов писем основателя политического движения российской уммы Габдеррашида Ибрагима о созыве Всероссийского мусульманского съезда | + | Звездный час на общероссийской политической арене настал для АлиМардана Топчибашева в дни российской революции 1905–1907 годов.<br> |
+ | В январе 1905 года Топчибашев стал одним из адресатов писем основателя политического движения российской уммы Габдеррашида Ибрагима о созыве Всероссийского мусульманского съезда. | ||
− | + | 8 апреля на квартире Г.Р. Ибрагима в Петербурге собрались петербуржец Гаяз Максудов, Ибниамин Ахтямов из Уфы, Ахмед Агаев, АлиМардан Топчибашев, Али Хусаинзаде (все — из Баку).<br> | |
+ | Они приняли решение о создании единого Духовного управления для всех мусульман России. Этой проблемой должен был заняться единый политический центр, созданный на съезде. | ||
− | + | 15 августа 1905 года на Нижегородской ярмарке светская элита проводит I Всероссийский мусульманский съезд.<br> | |
+ | Он принимает решение об объединении мусульман и о создании периодических меджлисов (съездов) на территории всей России для руководства общественной жизнью. Эти отделения должны были заниматься в основном образовательной и просветительской, а не политической деятельностью, то есть опираться на школы и благотворительные общества. Это давало реальную возможность объединиться элите трех мусульманских народов: татар ВолгоУральского региона, крымских татар и азербайджанцев.<br> | ||
+ | Съезд подтвердил решимость мусульман добиваться их равноправия с христианским населением. Предполагалось создать общероссийское объединение элиты «Иттифак альМуслимин». | ||
− | Мы тюрки, одного происхождения, рода, одной религии. С Запада до Востока простирались владения наших предков. Но, несмотря на то, что предки наши были героическим народом, сегодня мы в горах Кавказа, садах Крыма, полях Казани, во владениях наших предков, на своей родине, на своей земле не можем свободно обсуждать наши нужды и потребности». | + | На I Всероссийском мусульманском съезде Топчибашев произнес ключевую речь: |
+ | <blockquote> | ||
+ | «О, правоверные, братья, я сегодня настолько рад и доволен, что никаким образом не смогу объяснить вам свою радость и признательность; я никогда не забуду этот день. Несомненно, он станет ежегодным праздничным днем для мусульман всей России.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Мы тюрки, одного происхождения, рода, одной религии. С Запада до Востока простирались владения наших предков. Но, несмотря на то, что предки наши были героическим народом, сегодня мы в горах Кавказа, садах Крыма, полях Казани, во владениях наших предков, на своей родине, на своей земле не можем свободно обсуждать наши нужды и потребности».</blockquote> | ||
− | <br> После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года в Петербурге проходит совещание с участием Г.Р. Ибрагима, А.М. Топчибашева и А. Агаева. По его результатам принято решение приступить к созданию программы мусульманской партии под тем же названием — «ИттифакальМуслимин». На II Всероссийском мусульманском съезде в январе 1906 года в Петербурге Топчибашев ознакомил делегатов с программой партии «Иттифакальмуслимин». Выборы в I Госдуму весной 1906 года обеспечили абсолютное большинство сторонникам «Иттифака», и его лидеры составили ядро мусульманских депутатов. | + | <br> После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года в Петербурге проходит совещание с участием Г.Р. Ибрагима, А.М. Топчибашева и А. Агаева. По его результатам принято решение приступить к созданию программы мусульманской партии под тем же названием — «ИттифакальМуслимин».<br> |
+ | На II Всероссийском мусульманском съезде в январе 1906 года в Петербурге Топчибашев ознакомил делегатов с программой партии «Иттифакальмуслимин». <br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Выборы в I Госдуму весной 1906 года обеспечили абсолютное большинство сторонникам «Иттифака», и его лидеры составили ядро мусульманских депутатов.<br> | ||
+ | Председателем фракции стал лидер партии Али-Мардан Топчибашев.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Однако 9 июля 1906 года император Николай II распускает I Думу. Вместе с кадетами думские лидеры «Иттифака» подписывают Выборгское воззвание и отстраняются властью от политической деятельности. Вместе с татарами С.Г. Алкиным, А. Ахтямовым и С.Г. Джантюриным воззвание подписывает и председатель партии А.М. Топчибашев. | ||
− | + | После роспуска I Думы Топчибашев на III Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде в августе 1906 года вновь прочел политический доклад и представил программу «ИттифакальМуслимин», был избран председателем его ЦК, затем безуспешно пытался зарегистрировать партию (до 1908 года). | |
− | + | Государственный переворот 3 июня 1907 года нарушил наметившееся развитие России по пути европейских правовых государств.<br> | |
+ | Прекращение возможности для достаточно свободной политической деятельности в стране привело к феномену эмиграции лидеров либеральной общетюркской элиты. Мусульманская тюркская элита России начинает распадаться по региональному признаку. | ||
− | + | Выдающийся историк Муса Биги так оценивал роль деятелей революции 1905–1907 годов: | |
+ | <blockquote> | ||
+ | «В общем общественном движении проявились силы в участии многих людей, среди них усилия пятидесяти человек были значительными и благословенными. Нация, без сомнения, выиграла.<br> | ||
+ | Утрата из-за эмиграции таких национальных лидеров, как Рашид Ибрагим, Али-Мардан Топчибашев, Мухаммед Шахтахтинский и Ахмед Агаев, невозместима. Как политик с ними может сравниться только Садри Максуди».</blockquote> | ||
− | + | Топчибашев после недолгого пребывания в революционном Иране и участия в реформе правосудия этой страны вернулся на родину.<br> | |
+ | Он принял участие в IV Всероссийском мусульманском съезде, проходившем 15–25 июня 1914 года в Санкт-Петербурге. Но съезд окончился безрезультатно. | ||
− | После Февральской революции 1917 года Топчибашев выступал за сохранение единого Российского государства и созыв Учредительного собрания, ни в какие партии не вступал. С марта он возглавлял Азербайджанский национальный комитет. Участвовал в работе Кавказского (апрель, Баку) и I Всероссийского мусульманского (май, Москва) съездов, на которых выступал за федеративное устройство России. | + | После Февральской революции 1917 года Топчибашев выступал за сохранение единого Российского государства и созыв Учредительного собрания, ни в какие партии не вступал.<br> |
+ | С марта он возглавлял Азербайджанский национальный комитет. Участвовал в работе Кавказского (апрель, Баку) и I Всероссийского мусульманского (май, Москва) съездов, на которых выступал за федеративное устройство России. | ||
На Государственном совещании в Москве (август) 15 августа в своей речи Топчибашев высказался за «почетный мир, без аннексий и контрибуций, на основе самоопределения народов», за «единение всех народностей и установление контактов между ними», за «осуществление национальнокультурной автономии» еще до Учредительного собрания, но чтобы оно решило вопрос о федеративном устройстве России; в вопросе об организации власти поддержал «коалиционный принцип как единственно правильный». | На Государственном совещании в Москве (август) 15 августа в своей речи Топчибашев высказался за «почетный мир, без аннексий и контрибуций, на основе самоопределения народов», за «единение всех народностей и установление контактов между ними», за «осуществление национальнокультурной автономии» еще до Учредительного собрания, но чтобы оно решило вопрос о федеративном устройстве России; в вопросе об организации власти поддержал «коалиционный принцип как единственно правильный». | ||
− | После победы большевиков в центральной России Топчибашев был избран членом Всероссийского Учредительного собрания, а после его роспуска — членом Закавказского сейма (10 февраля — 26 мая 1918 года). В дни независимости он входил во Временный Национальный совет Азербайджана. После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) Топчибашев стал ее чрезвычайным представителем в независимой Грузии, затем в Турции. | + | После победы большевиков в центральной России Топчибашев был избран членом Всероссийского Учредительного собрания, а после его роспуска — членом Закавказского сейма (10 февраля — 26 мая 1918 года).<br> |
− | + | В дни независимости он входил во Временный Национальный совет Азербайджана. После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) Топчибашев стал ее чрезвычайным представителем в независимой Грузии, затем в Турции. | |
− | Находясь в Стамбуле, он был назначен министром иностранных дел АДР. Там он заочно был избран председателем азербайджанского парламента 7 декабря 1918 года. Топчибашев возглавлял делегацию АДР на Парижской мирной конференции в 1919 году. После установления в Азербайджане советской власти (28 апреля 1920 года) Топчибашев находился в эмиграции<ref>Сын Али-Мардана Топчибашев [[Топчибашев Али Акбар Али-Мардан бек - востоковед|Али Акбар]] был востоковедом</ref>. На Генуэзской (1922) и Лозаннской (1923) конференциях он ставил вопрос о незаконной оккупации Азербайджана Красной Армией. | + | |
+ | Находясь в Стамбуле, он был назначен министром иностранных дел АДР. Там он заочно был избран председателем азербайджанского парламента 7 декабря 1918 года. | ||
+ | Топчибашев возглавлял делегацию АДР на Парижской мирной конференции в 1919 году. | ||
+ | |||
+ | После установления в Азербайджане советской власти (28 апреля 1920 года) Топчибашев находился в эмиграции<ref>Сын Али-Мардана Топчибашев [[Топчибашев Али Акбар Али-Мардан бек - востоковед|Али Акбар]] был востоковедом</ref>. | ||
+ | На Генуэзской (1922) и Лозаннской (1923) конференциях он ставил вопрос о незаконной оккупации Азербайджана Красной Армией. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Топчибашев1.jpg|150px|left]] | ||
+ | |||
+ | Топчибашев А.-М. скончался в Париже 8 ноября 1934 года.[[Image:Топчибашев Алимардан.jpg|thumb|right|250px|Мемориальная доска на доме в Париже по адресу ул. Декамп, № 37, где жил А. Топчибашев ]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
Проф.,д.и.н.'''''А. Ю. Хабутдинов''''' | Проф.,д.и.н.'''''А. Ю. Хабутдинов''''' | ||
− | |||
− | |||
1862 - 1934
Топчибашев Али-Мардан бек Алекпер оглы родился 4.5.1862 году (по другим данным — в 1865г.) в Тифлисе (ныне Тбилиси).
Он происходил из семьи знатного землевладельца — бека.
По завершении образования в гимназии он переехал в столицу и окончил юридический факультет Петербургского университета (1888).
Молодой талантливый присяжный поверенный (адвокат) быстро стал одним из лидеров мусульманской общины нарождающейся нефтяной столицы России — Баку.
Будучи публицистом, он стал редактором русскоязычных газет «Каспий», «Баку», а когда рамки цензуры немного смягчились, то и тюркоязычной «Хаят» («Жизнь»). Как политик он впервые проявил себя в качестве гласного бакинской городской Думы.
Звездный час на общероссийской политической арене настал для АлиМардана Топчибашева в дни российской революции 1905–1907 годов.
В январе 1905 года Топчибашев стал одним из адресатов писем основателя политического движения российской уммы Габдеррашида Ибрагима о созыве Всероссийского мусульманского съезда.
8 апреля на квартире Г.Р. Ибрагима в Петербурге собрались петербуржец Гаяз Максудов, Ибниамин Ахтямов из Уфы, Ахмед Агаев, АлиМардан Топчибашев, Али Хусаинзаде (все — из Баку).
Они приняли решение о создании единого Духовного управления для всех мусульман России. Этой проблемой должен был заняться единый политический центр, созданный на съезде.
15 августа 1905 года на Нижегородской ярмарке светская элита проводит I Всероссийский мусульманский съезд.
Он принимает решение об объединении мусульман и о создании периодических меджлисов (съездов) на территории всей России для руководства общественной жизнью. Эти отделения должны были заниматься в основном образовательной и просветительской, а не политической деятельностью, то есть опираться на школы и благотворительные общества. Это давало реальную возможность объединиться элите трех мусульманских народов: татар ВолгоУральского региона, крымских татар и азербайджанцев.
Съезд подтвердил решимость мусульман добиваться их равноправия с христианским населением. Предполагалось создать общероссийское объединение элиты «Иттифак альМуслимин».
На I Всероссийском мусульманском съезде Топчибашев произнес ключевую речь:
«О, правоверные, братья, я сегодня настолько рад и доволен, что никаким образом не смогу объяснить вам свою радость и признательность; я никогда не забуду этот день. Несомненно, он станет ежегодным праздничным днем для мусульман всей России.
Мы тюрки, одного происхождения, рода, одной религии. С Запада до Востока простирались владения наших предков. Но, несмотря на то, что предки наши были героическим народом, сегодня мы в горах Кавказа, садах Крыма, полях Казани, во владениях наших предков, на своей родине, на своей земле не можем свободно обсуждать наши нужды и потребности».
После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года в Петербурге проходит совещание с участием Г.Р. Ибрагима, А.М. Топчибашева и А. Агаева. По его результатам принято решение приступить к созданию программы мусульманской партии под тем же названием — «ИттифакальМуслимин».
На II Всероссийском мусульманском съезде в январе 1906 года в Петербурге Топчибашев ознакомил делегатов с программой партии «Иттифакальмуслимин».
Выборы в I Госдуму весной 1906 года обеспечили абсолютное большинство сторонникам «Иттифака», и его лидеры составили ядро мусульманских депутатов.
Председателем фракции стал лидер партии Али-Мардан Топчибашев.
Однако 9 июля 1906 года император Николай II распускает I Думу. Вместе с кадетами думские лидеры «Иттифака» подписывают Выборгское воззвание и отстраняются властью от политической деятельности. Вместе с татарами С.Г. Алкиным, А. Ахтямовым и С.Г. Джантюриным воззвание подписывает и председатель партии А.М. Топчибашев.
После роспуска I Думы Топчибашев на III Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде в августе 1906 года вновь прочел политический доклад и представил программу «ИттифакальМуслимин», был избран председателем его ЦК, затем безуспешно пытался зарегистрировать партию (до 1908 года).
Государственный переворот 3 июня 1907 года нарушил наметившееся развитие России по пути европейских правовых государств.
Прекращение возможности для достаточно свободной политической деятельности в стране привело к феномену эмиграции лидеров либеральной общетюркской элиты. Мусульманская тюркская элита России начинает распадаться по региональному признаку.
Выдающийся историк Муса Биги так оценивал роль деятелей революции 1905–1907 годов:
«В общем общественном движении проявились силы в участии многих людей, среди них усилия пятидесяти человек были значительными и благословенными. Нация, без сомнения, выиграла.
Утрата из-за эмиграции таких национальных лидеров, как Рашид Ибрагим, Али-Мардан Топчибашев, Мухаммед Шахтахтинский и Ахмед Агаев, невозместима. Как политик с ними может сравниться только Садри Максуди».
Топчибашев после недолгого пребывания в революционном Иране и участия в реформе правосудия этой страны вернулся на родину.
Он принял участие в IV Всероссийском мусульманском съезде, проходившем 15–25 июня 1914 года в Санкт-Петербурге. Но съезд окончился безрезультатно.
После Февральской революции 1917 года Топчибашев выступал за сохранение единого Российского государства и созыв Учредительного собрания, ни в какие партии не вступал.
С марта он возглавлял Азербайджанский национальный комитет. Участвовал в работе Кавказского (апрель, Баку) и I Всероссийского мусульманского (май, Москва) съездов, на которых выступал за федеративное устройство России.
На Государственном совещании в Москве (август) 15 августа в своей речи Топчибашев высказался за «почетный мир, без аннексий и контрибуций, на основе самоопределения народов», за «единение всех народностей и установление контактов между ними», за «осуществление национальнокультурной автономии» еще до Учредительного собрания, но чтобы оно решило вопрос о федеративном устройстве России; в вопросе об организации власти поддержал «коалиционный принцип как единственно правильный».
После победы большевиков в центральной России Топчибашев был избран членом Всероссийского Учредительного собрания, а после его роспуска — членом Закавказского сейма (10 февраля — 26 мая 1918 года).
В дни независимости он входил во Временный Национальный совет Азербайджана. После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) Топчибашев стал ее чрезвычайным представителем в независимой Грузии, затем в Турции.
Находясь в Стамбуле, он был назначен министром иностранных дел АДР. Там он заочно был избран председателем азербайджанского парламента 7 декабря 1918 года. Топчибашев возглавлял делегацию АДР на Парижской мирной конференции в 1919 году.
После установления в Азербайджане советской власти (28 апреля 1920 года) Топчибашев находился в эмиграции[1]. На Генуэзской (1922) и Лозаннской (1923) конференциях он ставил вопрос о незаконной оккупации Азербайджана Красной Армией.
Топчибашев А.-М. скончался в Париже 8 ноября 1934 года.
Проф.,д.и.н.А. Ю. Хабутдинов
Примечание: