Строка 14: Строка 14:
  
 
Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях Манаф Сулейманов:  
 
Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях Манаф Сулейманов:  
<blockquote>«Для развлечения «сливок» бакинского общества построили павильон из дерева. Его оштукатурили, выбелили и назвали «Белым клубом». Помещался он близ Ширванских крепостных ворот. Как-то ночью, когда дул сильный «хазри», знаменитый бакинский норд, случился пожар и павильон сгорел дотла. Подозревали, что «Белый клуб» подожгли нарочно. Здесь собирались заядлые картежники. Богатей, щеголи, гочу, шулера всех мастей собирались под крышей клуба и развлекались тут до утра. Конечно, не обходилось дело без потасовок. После того, как «Белый клуб» сгорел, местные толстосумы выпросили у городской управы часть Губернаторского сада для постройки летнего клуба. Проект поручили архитектору Тер-Микелову. Его даже откомандировали на Лазурный берег - в Монте-Карло, чтобы он присмотрелся к тамошней филармонии, ознакомился с ее проектом. И соорудил нечто подобное здесь, в Баку. Считалось, что филармония в Монте-Карло по своей красоте занимает одно из первых мест в Европе. От здания к морю вереницей спускаются девять площадок - террас. Тер-Микелов вернулся из Монте-Карло, переполненный впечатлениями и замыслами. Летний клуб построен на пересечении Николаевской и Садовой улиц. Фасадом он обращен на дом братьев Садыховых, в профиль смотрит на здание Мариинской русской женской гимназии, построенной Тагиевым, а также на дворец Дебура, управляющего делами бакинской конторы Ротшильда…. Рассказывают, миллионер Гукасов, упросил архитектора сделать так, чтобы из дворца, где он проживал с семьей, было не только слышно, но и видно все, что происходит в летнем клубе. К тому же, ему не хотелось, сидя на балконе, «любоваться» немой стеной. Просьбу миллионера уважили и поступили довольно оригинально. Обычно сцена в зрительном зале «смотрит» на главный вход. В филармонии, то есть в летнем клубе, вход в зрительный зал находится сбоку от сцены, а сам зал повернут задом к глухой стене на Садовой улице. Так что из окон и с балкона бывшего дворца Дебура, как на ладони, видна сцена летнего клуба.» </blockquote>  
+
<blockquote>«Для развлечения «сливок» бакинского общества построили павильон из дерева. Его оштукатурили, выбелили и назвали «Белым клубом». Помещался он близ Ширванских крепостных ворот (это одна из многочисленных ошибок и неточностей М.Сулейманова: Ширванские ворота - это Гоша Гала Гапысы, и возле них никогда не было ни летнего клуба, ни городского сада - ''прим. ред.'') . Как-то ночью, когда дул сильный «хазри», знаменитый бакинский норд, случился пожар и павильон сгорел дотла. Подозревали, что «Белый клуб» подожгли нарочно. Здесь собирались заядлые картежники. Богатей, щеголи, гочу, шулера всех мастей собирались под крышей клуба и развлекались тут до утра. Конечно, не обходилось дело без потасовок. После того, как «Белый клуб» сгорел, местные толстосумы выпросили у городской управы часть Губернаторского сада для постройки летнего клуба. Проект поручили архитектору Тер-Микелову. Его даже откомандировали на Лазурный берег - в Монте-Карло, чтобы он присмотрелся к тамошней филармонии, ознакомился с ее проектом. И соорудил нечто подобное здесь, в Баку. Считалось, что филармония в Монте-Карло по своей красоте занимает одно из первых мест в Европе. От здания к морю вереницей спускаются девять площадок - террас. Тер-Микелов вернулся из Монте-Карло, переполненный впечатлениями и замыслами. Летний клуб построен на пересечении Николаевской и Садовой улиц. Фасадом он обращен на дом братьев Садыховых, в профиль смотрит на здание Мариинской русской женской гимназии, построенной Тагиевым (очередная ошибка М. Сулейманова - здание Мариинской женской гимназии построил не Тагиев, а московский дворянин Витор Николаевич [[Здание Мариинской женской гимназии - история постройки (Баку)|'''Гирш''']] - ''прим. ред''.), а также на дворец Дебура, управляющего делами бакинской конторы Ротшильда… (это городская легенда-байка. Де-Бур никогда не был управляющим делами бакинской конторы Ротшильды, он вообще никогда не работал у Ротшильда. Де-Бур был одним из учредителей и директоров правления общества "Каспийское товарищество". И дворец Де-Бура это на самом деле дом "Каспийского товарищества". И Де-Бур не имеет к нему никакого отношения, поскольку он умер до начала его строительства и даже до составления проекта. Поскольку проект бы составлен лишь после того, как Гукасов, другой учредитель и директор правления "Каспийского товарищества" приобрел дополнительный участок, увеличивший первоначальный, уже после смерти Де-Бура, и только после этого на участке стало возможным возвести существующий ныне дом "Каспийского товарищества", неверно называемый дворцом Де-Бура - ''прим. ред.''). Рассказывают, миллионер Гукасов, упросил архитектора сделать так, чтобы из дворца, где он проживал с семьей (еще одна ошибка - в то время, когда строилось новое летнее помещение Бакинского Общественного собрания, в доме проживал только Аршак Осипович Гукасов, председатель Совета Съезда Бакинских нефтепромышленников, директор правления "Каспийского товарищества" и многих др. обществ,  у которого не было семьи. А его старший брат Павел Гукасов с семьей давно уже переехал в Москву - ''прим. ред.''), было не только слышно, но и видно все, что происходит в летнем клубе. К тому же, ему не хотелось, сидя на балконе, «любоваться» немой стеной. Просьбу миллионера уважили и поступили довольно оригинально. Обычно сцена в зрительном зале «смотрит» на главный вход. В филармонии, то есть в летнем клубе, вход в зрительный зал находится сбоку от сцены, а сам зал повернут задом к глухой стене на Садовой улице. Так что из окон и с балкона бывшего дворца Дебура, как на ладони, видна сцена летнего клуба (это также очередная городская байка - сцену просто по другому невозможно разместить из-за размеров зала на террасе летнего клуба - ''прим. ред.'').» </blockquote>  
 
Еще на заре минувшего века Бакинская городская управа неоднократно обсуждала вопрос создания Приморского бульвара, но лишь в 1909 году были предприняты практические шаги. Инициатором и вдохновителем был талантливый инженер Мамедгасан Гаджинский. Городские власти решили ассигновать на закладку бульвара 600.000 рублей. Немалую сумму выделили бакинские миллионеры.  
 
Еще на заре минувшего века Бакинская городская управа неоднократно обсуждала вопрос создания Приморского бульвара, но лишь в 1909 году были предприняты практические шаги. Инициатором и вдохновителем был талантливый инженер Мамедгасан Гаджинский. Городские власти решили ассигновать на закладку бульвара 600.000 рублей. Немалую сумму выделили бакинские миллионеры.  
  

Текущая версия на 17:16, 30 января 2023

Тер-Микелов Гавриил Михайлович - архитектор[править]

1874 - 1949

Гавриил Михайлович Термикелов

Гавриил Михайлович Тер-Микелов родился 16 апреля 1874 г. в г. Ставрополе. Родители его были уроженцами Тифлиса. Отец служил в разных коммерческих и промышленных фирмах и по роду своей деятельности бывал и работал в разных городах. Но мальчик жил в Ставрополе только в дошкольном возрасте. Среднее образование он получил в Тифлисском реальном училище.

В 1899 - он закончил архитектурное отделение Петербургского института гражданских инженеров.

После института строительная и творческая деятельность Тер-Микелова протекала в основном в Баку и Тбилиси.

В Баку Гавриил Михайлович жил чуть более десяти лет, но оставил о себе добрую память созданными им творениями архитектуры. В период с 1904 по 1918 годы создаётся и работает творческое содружество Т. М. Тер-Микелов , А. Я. Дубов и М. Касумов, которое проектирует, получает подряды и осуществляет строительство.

Организованное содружество оказалось очень плодотворным. Оно оставило в городе несколько прекрасных зданий, из которых стоит выделить одно, наиболее известное, построенное в 1912 году, - здание летнего Общественного собрания, более известное, как Филармония.

Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях Манаф Сулейманов:

«Для развлечения «сливок» бакинского общества построили павильон из дерева. Его оштукатурили, выбелили и назвали «Белым клубом». Помещался он близ Ширванских крепостных ворот (это одна из многочисленных ошибок и неточностей М.Сулейманова: Ширванские ворота - это Гоша Гала Гапысы, и возле них никогда не было ни летнего клуба, ни городского сада - прим. ред.) . Как-то ночью, когда дул сильный «хазри», знаменитый бакинский норд, случился пожар и павильон сгорел дотла. Подозревали, что «Белый клуб» подожгли нарочно. Здесь собирались заядлые картежники. Богатей, щеголи, гочу, шулера всех мастей собирались под крышей клуба и развлекались тут до утра. Конечно, не обходилось дело без потасовок. После того, как «Белый клуб» сгорел, местные толстосумы выпросили у городской управы часть Губернаторского сада для постройки летнего клуба. Проект поручили архитектору Тер-Микелову. Его даже откомандировали на Лазурный берег - в Монте-Карло, чтобы он присмотрелся к тамошней филармонии, ознакомился с ее проектом. И соорудил нечто подобное здесь, в Баку. Считалось, что филармония в Монте-Карло по своей красоте занимает одно из первых мест в Европе. От здания к морю вереницей спускаются девять площадок - террас. Тер-Микелов вернулся из Монте-Карло, переполненный впечатлениями и замыслами. Летний клуб построен на пересечении Николаевской и Садовой улиц. Фасадом он обращен на дом братьев Садыховых, в профиль смотрит на здание Мариинской русской женской гимназии, построенной Тагиевым (очередная ошибка М. Сулейманова - здание Мариинской женской гимназии построил не Тагиев, а московский дворянин Витор Николаевич Гирш - прим. ред.), а также на дворец Дебура, управляющего делами бакинской конторы Ротшильда… (это городская легенда-байка. Де-Бур никогда не был управляющим делами бакинской конторы Ротшильды, он вообще никогда не работал у Ротшильда. Де-Бур был одним из учредителей и директоров правления общества "Каспийское товарищество". И дворец Де-Бура это на самом деле дом "Каспийского товарищества". И Де-Бур не имеет к нему никакого отношения, поскольку он умер до начала его строительства и даже до составления проекта. Поскольку проект бы составлен лишь после того, как Гукасов, другой учредитель и директор правления "Каспийского товарищества" приобрел дополнительный участок, увеличивший первоначальный, уже после смерти Де-Бура, и только после этого на участке стало возможным возвести существующий ныне дом "Каспийского товарищества", неверно называемый дворцом Де-Бура - прим. ред.). Рассказывают, миллионер Гукасов, упросил архитектора сделать так, чтобы из дворца, где он проживал с семьей (еще одна ошибка - в то время, когда строилось новое летнее помещение Бакинского Общественного собрания, в доме проживал только Аршак Осипович Гукасов, председатель Совета Съезда Бакинских нефтепромышленников, директор правления "Каспийского товарищества" и многих др. обществ, у которого не было семьи. А его старший брат Павел Гукасов с семьей давно уже переехал в Москву - прим. ред.), было не только слышно, но и видно все, что происходит в летнем клубе. К тому же, ему не хотелось, сидя на балконе, «любоваться» немой стеной. Просьбу миллионера уважили и поступили довольно оригинально. Обычно сцена в зрительном зале «смотрит» на главный вход. В филармонии, то есть в летнем клубе, вход в зрительный зал находится сбоку от сцены, а сам зал повернут задом к глухой стене на Садовой улице. Так что из окон и с балкона бывшего дворца Дебура, как на ладони, видна сцена летнего клуба (это также очередная городская байка - сцену просто по другому невозможно разместить из-за размеров зала на террасе летнего клуба - прим. ред.).»

Еще на заре минувшего века Бакинская городская управа неоднократно обсуждала вопрос создания Приморского бульвара, но лишь в 1909 году были предприняты практические шаги. Инициатором и вдохновителем был талантливый инженер Мамедгасан Гаджинский. Городские власти решили ассигновать на закладку бульвара 600.000 рублей. Немалую сумму выделили бакинские миллионеры.

Принимая во внимание, что бульвар - это морской фасад города, власти объявили конкурс на лучший проект. В конкурсе приняли участие видные архитекторы, инженеры-строители, всего более 30 человек. Победителем конкурса стал Г.М.Термикелов.

Кроме того Гавриил Михайлович спроектировал несколько значимых для города зданий:

  • Здание Тифлисского банка. (с арх. А.Н. Калгиным, 1901 год)
  • Жилой дом братьев Садыховых.
  • Здание Бальнеофизиотерапевтического института им. Кирова за создание удостоен Диплома Международной выставки в Париже 1937 г;
  • Здание Коммерческого училища (Азербайджанского педагогического института)
  • Здание Госбанка;
  • Жилой дом братьев Адамовых (Здание Главного аптекоуправления);
  • Жилой дом сотрудников Госбанка.

Но Гавриил Михайлович строит не только в Баку. По заказу Тер-Гукасова он строит прекрасную армянскую церковь (1905-1909 годы) по эскизам известного художника Вардгеса Суренянца в Ялте на крутом склоне холма Дарсан.

В Тбилиси его деятельность разворачивалась в советское время (до самой кончины 14 января 1949).

Но уже в 1912-1915 - в Тбилиси на Головинском проспекте Тер-Микеловом была построена (по заказу Арамянца) гостиница «Мажестик» („Magestic“ ныне «Тбилиси»). Вплоть до 1970-х годов эта была самая высококлассная гостиница столицы Грузии (впоследствии гостиница «Тбилиси»). Автор проекта, оптимально использовав неравномерность местности, превратил минусы в плюсы в виде встроенных по уклонам этажей с ресторанами, внутренним двориком, кинотеатром.

Он создает здание Госбанка. Одним из последних шедевров Г. М. Тер-Микелова является построенный в послевоенные годы Тбилисский вокзал.

Гавриил Тер-Микелов был профессор Тбилисской Академии искусств, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, член-корреспондент Академии архитектуры СССР .

--I am 03:55, 25 марта 2011 (CET)

comments powered by Disqus