Jonka (обсуждение | вклад) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Категория:Здания]] | [[Категория:Здания]] | ||
+ | |||
+ | == Дом пионеров - Союз горнорабочих Азербайджана== | ||
Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором В.С.Саркисовым, принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову. | Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором В.С.Саркисовым, принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову. | ||
Строка 17: | Строка 19: | ||
Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда. | Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Фотоальбом == | ||
+ | <gallery> | ||
+ | Файл:Souzgornyakov.JPG | ||
+ | Файл:Sad 26 Dom pionerov.JPG | ||
+ | Файл:Dom pionerov.jpg | ||
+ | </gallery> |
Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором В.С.Саркисовым, принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову.
Эклектика. Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.
С 1922 г. принадлежит Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Фасад был дополнен скульптурами выполнеными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов) 1876-1959гг. Эрьзя - одно из самоназваний мордовцев. Его называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку с середине 1923 г.
В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.
В 1924 г. принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.
Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец" . Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики" и верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко. Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика , одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок. Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.
В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции. "Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."
Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.