Строка 7: Строка 7:
  
  
Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором [[В.С.Саркисовым]],  принадлежало местному миллионеру [[Дом Меликова-"Союз горнорабочих Азербайджана"-"Дом пионеров"|Тиграну Меликову]].  
+
Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором В.С.Саркисовым,  принадлежало местному миллионеру [[Дом Меликова-"Союз горнорабочих Азербайджана"-"Дом пионеров"|Тиграну Меликову]].  
  
 
Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.  
 
Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.  
Строка 17: Строка 17:
 
В 1924 году он принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.  
 
В 1924 году он принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.  
  
Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец".<br>
+
Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец".<br>Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики".<br>Верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко.<br>Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика, одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.
Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики".<br>  
 
Верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко.<br>
 
Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика, одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.
 
  
 
Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок.<br>  
 
Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок.<br>  
Строка 26: Строка 23:
 
Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.  
 
Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.  
  
В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции.<br>
+
В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции.<br>
 
::"Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."  
 
::"Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."  
  

Версия 02:35, 3 июня 2012


Дом пионеров - Союз горнорабочих Азербайджана[править]

Souzgornyakov.JPG


Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором В.С.Саркисовым, принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову.

Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.


С 1922 г. принадлежало Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Тогда фасад был дополнен скульптурами выполнеными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов (1876-1959гг). [1]

В 1924 году он принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.

Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец".
Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики".
Верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко.
Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика, одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.

Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок.

Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.

В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции.

"Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."

Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.


--I am 00:32, 1 июня 2011 (CEST)

Фотоальбом[править]

Примечание:

  1. Эрьзя называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку в середине 1923 г. В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.

--I am 00:27, 1 июня 2011 (CEST)

comments powered by Disqus