|
|
(не показано 5 промежуточных версий 2 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | == Дом Меликова-"Союз горнорабочих Азербайджана"-"Дом пионеров" ==
| + | см. [[Азер.ЦП Союза горнорабочих СССР - Дом пионеров - Союз композиторов]] |
− | | |
− | Трехэтажное здание по Молоканской № 27 (Хагани) построено в начале ХХ века (арх.В.С.Саркисов Профессор Саркисов, архитектор,) и принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову. Эклектика. Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.
| |
− | | |
− | С 1922 г. принадлежит Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Фасад был дополнен скульптурами выполнеными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов) 1876-1959гг. Эрьзя - одно из самоназваний мордовцев. Его называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку с середине 1923 г.
| |
− | | |
− | В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.
| |
− | | |
− | В 1924 г. принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.
| |
− | | |
− | Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец" . Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики" и верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко. Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика , одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок. Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.
| |
− | | |
− | В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции. "Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."
| |
− | | |
− | Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.
| |
− | | |
− | Архитектор Вартан Степанович Саркисов, сокурсник Баева по Петербургу, выпускник того же престижного вуза Российской империи, также оставил в Баку памятники архитектуры. В одном из них разместился Союз писателей республики - цитадель национализма в период сумгаитских и бакинских погромов, в трудные годы карабахского конфликта. Это здание 21, как и соседнее под № 23 по улице Хагани (бывшей Молоканской), выстроены по его проекту.
| |
− | | |
− | Ему принадлежат и проекты домов по улицах Красноводской и Николаевской.
| |
− | | |
− | В 1909 году на конкурсе по благоустройству Бакинского бульвара проект гражд.инж. В.С. Саркисова по девизом «Эспланада» получил 2-я премию.
| |
− | | |
− | [[Category:В_работе_(1)]]
| |