|
|
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | == Союз горнорабочих Азербайджана - Дом пионеров - Союз композиторов ==
| + | см. [[Азер.ЦП Союза горнорабочих СССР - Дом пионеров - Союз композиторов]] |
− | | |
− | [[Файл:Souzgornyakov.JPG|800px|center]] | |
− | Трехэтажное здание по Молоканской улице, 37<ref>Впоследствии, после проведенной перенумерации домов в Баку в 1932 г., номер дома стал 27.</ref> (ныне ул. Хагани) построено в начале ХХ века и принадлежало местному миллионеру Рубену Лалаеву. Эклектика. Четырехколонный классический портик, украшенный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.
| |
− | | |
− | В 1920 году специальным декретом Азревкома, подписанным его председателем Нариманом Наримановым, это здание и два соседних, принадлежавшие Амбарцуму и Томасу Меликовым, были национализированы.<br><br>
| |
− | С 1924 г. в здании располагался Азербайджанский отдел Союза горнорабочих СССР (впоследствии Азер. ЦП Союза горнорабочих СССР), называемый в просторечии Союзом горняков. <br><br>
| |
− | Фасад здания был дополнен скульптурами, выполненными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов). Эрьзя - одно из самоназваний мордвы. Его называли "русским Роденом". Жил в эмиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку с середины 1923 г.
| |
− | | |
− | В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) он открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С. Есениным.
| |
− | | |
− | В 1924 г. принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.
| |
− | | |
− | Нижняя - олицетворение силы и разума: "Кузнец " и "Молотобоец". Средняя - процесс производства: "Тартальщик" и "Бурильщики". Верхняя - пролетарское единство народов: двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко. Смысловое содержание - совместная борьба за будущее.<br>
| |
− | Фигуры тартальщика, одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки, а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.<br>
| |
− | Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок. Это были первые скульптуры посвященные нефтяникам-труженикам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.
| |
− | | |
− | В период работы в Баку С.Д. Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции. "Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."<br>
| |
− | Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Э рьзя уезжает из Баку навсегда.<br>
| |
− | | |
− | Архитектор Вартан Степанович Саркисов - выпускник Института гражданских инженеров императора Николая I (С-Пб.), также оставил в Баку памятники архитектуры.<br>
| |
− | В одном из них разместился Союз писателей республики. Это здание, как и соседнее по улице Хагани (бывшей Молоканской), выстроены по его проекту.
| |
− | Ему принадлежат и проекты домов по улицах Красноводской и Николаевской.
| |
− | В 1909 году на конкурсе по благоустройству Бакинского бульвара проект гражд.инж. В.С. Саркисова по девизом «Эспланада» получил 2-я премию.
| |
− | | |
− | ----<br>
| |
− | <references/>
| |