Jonka (обсуждение | вклад) |
Jonka (обсуждение | вклад) |
||
Строка 6: | Строка 6: | ||
Вокзал в Баку существенно отличался от других подобных зданий Закавказской железной дороги не только архитектурной разработкой фасадов и интерьеров, но также характером и масштабом постройки. | Вокзал в Баку существенно отличался от других подобных зданий Закавказской железной дороги не только архитектурной разработкой фасадов и интерьеров, но также характером и масштабом постройки. | ||
+ | |||
+ | Тифлисский вокзал окончательно был спроектирован в 1882 году по проекту архитектора [[Х. К. Васильева]], но в начальной стадии проект в мавританском стиле был выполнен профессором Бруни, и художником Дриттенпрейсом и другими, явившись плодом коллективного труда архитекторов и художников | ||
+ | |||
+ | Работы по возведению производил архитектор Л.З. Росси детали были выполнены под руководством архитектора И.Л.Глебова.<ref> По другим данным Тифлисский вокзал окончательно был спроектирован 1882 по проекту архитектора Х.К. Васильева [[Файл:Вокзал Зодчий.jpg|thumb|center|300px]]</ref> | ||
+ | |||
Проект пассажирского здания первого класса в Баку был утвержден 10 ноября 1882 г. | Проект пассажирского здания первого класса в Баку был утвержден 10 ноября 1882 г. | ||
Строка 14: | Строка 19: | ||
10 января 1884 года состоялось открытие нового вокзала. | 10 января 1884 года состоялось открытие нового вокзала. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
Вокзал выглядел грандиозно, имел очень оригинальный вход во двухсветную переднюю с лестницами, которые вели в галерею с мозаичным полом и лепными украшениями по стенам и карнизам. | Вокзал выглядел грандиозно, имел очень оригинальный вход во двухсветную переднюю с лестницами, которые вели в галерею с мозаичным полом и лепными украшениями по стенам и карнизам. | ||
Строка 34: | Строка 36: | ||
На месте будущего вокзала и привокзальной площади находился частный сад, занимающий территорию в 4 га, который при постройке уничтожили. | На месте будущего вокзала и привокзальной площади находился частный сад, занимающий территорию в 4 га, который при постройке уничтожили. | ||
− | [[Image:Общий вид вокзала. Фото 1900-х г.г..jpg | + | [[Image:Общий вид вокзала. Фото 1900-х г.г..jpg|center|550px]] |
<br> Величественность композиции, эффектное восприятие с различных точек обеспечили бакинскому вокзалу ответственное место в городской застройке. | <br> Величественность композиции, эффектное восприятие с различных точек обеспечили бакинскому вокзалу ответственное место в городской застройке. | ||
Не менее эффектную картину представляли интерьеры вокзала, особенно вестибюльная часть с парадными открытыми лестницами, ведущими на галерею с арками. Стены, богато насыщенные орнаментом, напоминающим восточный ковер, завершались карнизом, переходившим на относительно сдержанно решенный плафон. | Не менее эффектную картину представляли интерьеры вокзала, особенно вестибюльная часть с парадными открытыми лестницами, ведущими на галерею с арками. Стены, богато насыщенные орнаментом, напоминающим восточный ковер, завершались карнизом, переходившим на относительно сдержанно решенный плафон. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Tifliss voksal-1885.jpg|center|500px]] | ||
Высоким качеством отделки, тонким чувством пропорций отличались залы ожидания первого класса и царские комнаты, расположенные в правом крыле здания, к которому вела открытая парадная лестница с роскошным павильоном изящного рисунка. Стильность архитектуры царских комнат, особенно артистически исполненной гостиной, говорит о безупречном вкусе авторов проекта. Несмотря на стилизаторство, они проявили мастерство и умение в обращении с восточным зодчеством. | Высоким качеством отделки, тонким чувством пропорций отличались залы ожидания первого класса и царские комнаты, расположенные в правом крыле здания, к которому вела открытая парадная лестница с роскошным павильоном изящного рисунка. Стильность архитектуры царских комнат, особенно артистически исполненной гостиной, говорит о безупречном вкусе авторов проекта. Несмотря на стилизаторство, они проявили мастерство и умение в обращении с восточным зодчеством. |
1884
Первая в Закавказье железная дорога, связавшая Тифлис с Поти, была открыта в 1872 году, ознаменовав собой новый этап в развитии экономики, промышленности и торговли. Однако для Баку эта эпоха наступила на 11 лет позже, с открытием бакинского участка Закавказской железной дороги, соединившей берега Черного и Каспийского морей. Новый участок быстро обрастал комплексами пристанционных построек, главными среди которых, несомненно, были вокзалы.
Вокзал в Баку существенно отличался от других подобных зданий Закавказской железной дороги не только архитектурной разработкой фасадов и интерьеров, но также характером и масштабом постройки.
Тифлисский вокзал окончательно был спроектирован в 1882 году по проекту архитектора Х. К. Васильева, но в начальной стадии проект в мавританском стиле был выполнен профессором Бруни, и художником Дриттенпрейсом и другими, явившись плодом коллективного труда архитекторов и художников
Работы по возведению производил архитектор Л.З. Росси детали были выполнены под руководством архитектора И.Л.Глебова.[1]
Проект пассажирского здания первого класса в Баку был утвержден 10 ноября 1882 г.
Тифлисский вокзал в Баку был построен в 1883 году при строительстве Баку-Тифлисской железной дороги.
10 января 1884 года состоялось открытие нового вокзала.
Вокзал выглядел грандиозно, имел очень оригинальный вход во двухсветную переднюю с лестницами, которые вели в галерею с мозаичным полом и лепными украшениями по стенам и карнизам.
29 ноября была открыта новая улица - Вокзальная (Пушкинская), которая открыла путь к прекрасному железнодорожному вокзалу.
Здание вокзала было запроектировано в двух уровнях: двухэтажное со стороны города и одноэтажное — с перрона. На первом этаже вокруг вестибюля сгруппированы кассы, багажное отделение, служебные помещения; на втором — почта, телеграф, залы ожидания и пр.
Стены, богато насыщенные орнаментом, напоминающим восточный ковер, завершались карнизом, переходившим на относительно сдержанно решенный плафон.
Участок для пассажирского здания и станционных сооружений наметили на границе жилых восточных кварталов на скрещении дорог, которые вели в нефтепромысловые районы. Выбор территории под комплекс железнодорожных сооружений и путей в этом районе предопределялся не только сравнительно спокойным рельефом, но и узлом сходившихся апшеронских дорог, связанных с городом.
Строительство комплекса железнодорожных строений и путей, включая здание вокзала, в северо-восточной части города, на месте крупного зеленого массива повлекло за собой резкой развитие и заселение этого района.
Учитывалось и то, что рядом развивался перспективный промышленно-заводской район, сильно влияющий на экономику Баку (Черный город). Появление железнодорожного узла в геометрическом центре огромного города, в котором крайними границами на западе были городские кварталы, а на востоке - Черный город, ускорило соединение разнохарактерных зон в единую градостроительную систему.
На месте будущего вокзала и привокзальной площади находился частный сад, занимающий территорию в 4 га, который при постройке уничтожили.
Величественность композиции, эффектное восприятие с различных точек обеспечили бакинскому вокзалу ответственное место в городской застройке.
Не менее эффектную картину представляли интерьеры вокзала, особенно вестибюльная часть с парадными открытыми лестницами, ведущими на галерею с арками. Стены, богато насыщенные орнаментом, напоминающим восточный ковер, завершались карнизом, переходившим на относительно сдержанно решенный плафон.
Высоким качеством отделки, тонким чувством пропорций отличались залы ожидания первого класса и царские комнаты, расположенные в правом крыле здания, к которому вела открытая парадная лестница с роскошным павильоном изящного рисунка. Стильность архитектуры царских комнат, особенно артистически исполненной гостиной, говорит о безупречном вкусе авторов проекта. Несмотря на стилизаторство, они проявили мастерство и умение в обращении с восточным зодчеством.
На первом этаже вокруг вестибюля сгруппированы кассы, багажное отделение, служебные помещения; на втором - почта, телеграф, залы ожидания и пр.
К району вокзала потянулась неорганизованная застройка многочисленных "захватчиков" городских земель, возникли новые улицы, ставшие впоследствии магистралями общегородского значения, по которым осуществлялась связь с вокзалом, промышленной зоной и Апшероном.
«Еще задолго до Баку виднеется на востоке ярко-синяя полоса Каспийского моря. Затем горы закрывают море, и поезд останавливается близ Баку в какой-то яме, украшенной роскошным вокзалом» (Захарьин И.Н. Кавказ и его герои// Святыни, богатства и народы. - СПб., 1902).
Открытие вокзала резко повлияло на урегулирование новых кварталов и приобретение четких направлений улиц, возникших вокруг вокзала.
Три параллельные улицы меридионального направления - Красноводская, Большая Морская и Каспийская, формировавшиеся в начале 1870-х годов, - стали активно застраиваться после проведения Закавказской железной дороги.
Примечания: