Строка 1: Строка 1:
 +
==Алиев Зейнал Абдин - первый азербайджанский профессиональный скульптор==
 +
 +
 +
'''''Заур Ализаде, профессор химии'''''
 +
 +
'''О первом  азербайджанском  профессиональном скульпторе – Зейнал Абдине Алиеве'''
 +
:::( с новыми фактами)
 +
 +
История азербайджанской культуры богата именами выдающихся деятелей литературы, искусства, архитектуры. Среди талантливых личностей прошлого широкой общественности, к сожалению, практически неизвестно имя первого азербайджанского скульптора Зейнал Абдин бека Гаджи Ага бек оглы  Алиева, активно участвовав-шего в создании первых государственных регалий Азербайджанской Демократической Республики – государственного герба, государственной печати, создавшего первые нагрудные медали и почтовые марки независимого государства, окончившего в 1923 году в Италии Академию di Bella Arti в Перуджа и  первого азербайджанца удостоенного премии высокого звания  «профессор  скульптуры».
 +
 +
В первой статье о Зейнал Абдине (газета «Зеркало» 4 и 11 июля 2009 г.), как близкий родственник, я  рассказал  как известное  в нашей семье, так и ставшее известным, благодаря кропотливому труду в архивах наших журналистов. Сказанное хочу дополнить новыми материалами, переданными мне  Рамизом Абуталыбовым  из парижского архива  Джейхун бея Гаджибейли.
 +
 
 +
Я отмечал, что Зейнал Абдин - мой двоюродный дядя, “эми оглу” моей матери был одним из представителей плеяды талантливой молодежи, отправленных правительством АДР в престижные ВУЗы Европы для получения высшего образования, который, как и некоторые другие, после советизации Азербайджана  не вернулся на Родину.
 +
 +
В силу особенностей советского периода азербайджанской истории, презрения к «предателям-невозвращенцам», имя скульптора Зейнал Абдина было неизвестно не только общественности  республики, но даже мы – его родные и близкие, ничего не знали о его дальнейшей судьбе, и  из-за страшных репрессий 30-х годов, боялись  произносить его имя, как не принявшего советскую власть невозвращенца, двоюродные братья и ближайшие друзья которого  были расстреляны, либо отправлены в ссылку. В его семье, и у родственников боялись  держать его документы, письма, фотоизображения , которые  аккуратно вырезали, как на фотоснимке  его семьи.
 +
 +
Минули десятилетия неизвестности, и впервые о Зейнал Абдине мы прочли в статьях Мовсума Алиева в журнале «Eлм вэ хаят» в 1969 году, в журнале «Гобустан» в 1983-90 годах, а также Нигяр Абуталыбовой в журнале «Гобустан» в 1988 г. Позже немало потрудились в госархиве и спецфондах  Тейуб Гурбан,  Мубариз Сулейманлы, Вусал Багиров и другие исследователи, обнаружившие статьи Зейнала, документы  эмигрантской жизни и другие .
 +
 +
Вместе с тем в материалах о Зейнал Абдине, встречаются неточности. В «Азербайджан Халг Джумхурияты Энциклопедиясы», том 1. 2004 г.  приведены два сообщения о нем, как о разных людях. Одно с его подлинной фотографией: «Алиев Зейнал Абдин бек Гаджи Ага бек оглу, р. 24.04.1894г. в Баку. Один из учащихся, отправленных за рубеж, согласно особому постановлению парламента АДР для получения высшего образования за государственный счет. Для продолжения образования  в области  скульптурного искусства был послан в Римскую Королевскую Академию»(стр.359). Эти анкетные данные подтверждаются как найденной Тейуб Гурбаном в госархиве метрикой Зейнал Абдина, выданной в 1919 году моллой Гасымбекской мечети, так и  сведениями из  чудом сохранившегося у нас подлинного паспорта его отца.
 +
         
 +
В другом сообщении  верно сказано о деятельности Зейнал Абдина в период АДР, но здесь нет фотографии, его имя и фамилия представлены неверно, а отчество и время рождения вообще не известны: «Ализаде Зейнал (?) – деятель культуры, много сделавший для прогресса национальной культуры в период АДР.  Он активно участвовал в конкурсах объявленных правительством АДР по изготовлению проектов государственного герба,  военных орденов,  медалей и государственной печати. В нагрудных знаках и памятных медалях, выпущенных по его проектам нашли отражение здание парламента, знамя, восьмиконечная звезда и полумесяц, восход солнца, обрамленные ветвями цветов» (стр.360).
 +
 +
Но в книге «Aзербайджан Халг Джумхурияты». Бакы, Елм, 1998. уже представлена единая информация о скульпторе и создателе регалий АДР, как об одном человеке:«Первый профессиональный скульптор Зейнал Ализаде участвовал в изготовлении национального герба и памятных медалей.» (стр.165).
 +
 +
Конечно, речь идет об одной и той же личности, о Зейнал Абдин беке Гаджи Ага бек оглу Алиеве ( по паспорту).  Как близкий родственник, я  рассказывал о предках Зейнал Абдина  и о его  деятельности  до отъезда в Италию.
 +
 +
О прадеде Зейнал Абдина – Гаджи Мирза Абдул Рагиме Имам Али оглы (моем прапрадеде), который в 1832 году вместе с Аббас-Кули Ага Бакихановым основал первое Бакинское уездное училище, где преподавались русский и азербайджанский языки, история, география, арифметика и другие светские науки, и который был первым учителем азербайджанского языка и шариата, я подробно писал в статье «Первое светское учебное заведение в Баку» ( газета «Зеркало» 27.07.2002г.).  Одним из первых выпускников этого уездного училища был его  старший сын  (дед Зейнала и мой прадед) – Мирза Зейнал Абдин бек Алиев (1826-1891). Он был дворянин, имел чин титулярного советника.
 +
 +
Старший сын Мирза Зейнал Абдина – Кербалай Гаджи Ага бек Алиев (отец Зейнала) – был коммерсантом. В сохранившемся его  паспорте, выданным 25 января 1895 года, приведены  записи о нём, его детях и женах: « 1.Гаджи Ага бек Алиев, 2.Звание – сын титулярного советника, 3.Время рождения – 27 мая 1861г., 4.Вероисповедание – магометанское, 5.Место жительства - г. Баку Бакинской губернии, …10.Лица, внесенные в паспортную книжку: жена – Марьям Ниса ханум Искендербекова, 17 лет, сын – Зейнал Абдин бек Алиев, 10 месяцев, 2я жена – Биби ханум Фахретдинова, 28 лет». Позже было добавлено: при владельце находится сын – Джабраил бек, родившийся 24 февраля 1897г.
 +
 +
Сохранились у меня и его собственные письма на именных бланках его личного магазина, на  именных почтовых конвертах. На типографском бланке  отпечатано: Французский магазин модно-галантерейных товаров. Г.А.Алиев. Баку. Николаевская ул. (ныне – Истиглалиййат) угол ул.Воронцовской (ныне – Ислама Сафарли), под гостиницей «Метрополь» (ныне – музей Низами).
 +
 +
До революции первый этаж нынешнего музея Низами занимал французский магазин отца Зейнал Абдина. На почтовом конверте также эмблема и адрес: «Г.А.Алиев,Баку, Николаевская ул., угол Воронцовской». В паспорте отмечены  визы по его  многочисленным коммерческим  поездкам на нижегородскую ярмарку, в Москву, Томск, в Польшу, Иран и т.д.
 +
 +
Через три года после смерти отца у Гаджи Ага бека 24 апреля 1894 года родился первенец, которого он назвал в честь своего отца. Позже у него родились сын – Джабраил бек и дочь – Сара. Зейнал Абдин со дня рождения жил в отцовском доме по ул.Персидской 30 (ныне ул. М.Мухтарова), недалеко от дома дяди - моего деда по ул. Карантинной 29 (ныне ул. Ази Асланова). 
 +
 +
Зейнал Абдин с детства увлекался рисованием, лепкой, резьбой по дереву, выпиливал статуэтки. У нас дома висел нарисованный Зейналом маслом морской пейзаж, который мама хранила как память, а у меня до сих пор сохранилась вырезанная из дерева небольшая пудреница, которую Зейнал подарил своей 12 летней кузине -«эми гызы»  и выгравировал на обороте старорусским стилем с «ять» дарственную: «Салиме отъ Зейнала. 13.6.1913г.»
 +
 +
Зейнал Абдин после окончания реального училища в Баку по настоянию отца поехал в Москву и в 1915 году поступил в Московский коммерческий институт, где продолжал образование до осени 1918 года. Проучившись три года, он решил вернуться в Баку, где уже было  рождено первое азербайджанское независимое государствао– АДР. Он не хотел, как отец, заниматься коммерческой деятельностью, его больше увлекало искусство, чему он с детства любил посвящать сводное время, а независимость родного отечества окончательно способствовали его твердому решению возвратиться на родину.
 +
 +
В Баку Зейнал Абдин был назначен на должность главного специалиста по особым поручениям Министерства почт и телеграфа АДР, где он  мог свободно заниматься также любимым творчеством – живописью, скульптурой.
 +
 +
Правительство АДР уделяло большое внимание атрибутике независимого государства. 23 марта 1919 года было принято решение об объявлении конкурса на создание проектов государственного герба и государственной печати с  изображением герба.
 +
       
 +
После многолетних изысканий Мовсум Алиев установил, что автором эскизов и медалей, а также национального герба Азербайджана является Зейнал Алиев (Ализаде). И действительно, документально засвидетельствовано активное участие в изготовлении государственного герба, орденов и медалей будущего профессионального скульптора Азербайджана Зейнал Абдина Алиева.
 +
На лицевой стороне изготовленных Зейнал Абдином из бронзы и сохранившиеся нагрудных и памятных медалей в честь открытия Азербайджанского парламента – выпуклое изображение здания парламента, по углам выступающего карниза  центральной части развиваются знамёна Азербайджана, на фоне восходящего солнца, символизирующего рождение парламента независимого Азербайджана. И дата по старому календарю, соответствующая по новому стилю  7 декабря 1918 года. На медалях изображения восьмиконечной звезды и полумесяца в обрамлении тюльпанов.
 +
 +
Мовсум Алиев писал в 1989 году, что несмотря на прошедшие десятилетия, изготовленные Зейнал Алиевым медали современны, выполнены ёмко, лаконично, с высоким эстетическим вкусом и даже сегодня привлекают внимание любителей искусства.
 +
 +
Как установил Мовсум Алиев автором эскизов первых почтовых марок, выпущенных 20 октября 1919 года, также является Зейнал Алиев.
 +
         
 +
По поручению Правительства Министерство почт и телеграфа в июне 1919 года начало подготовку к изготовлению первых почтовых марок. Изготовление проектов марок было поручено советнику по особым поручениям Министерства – художнику Зейналу Алиеву, и 20 октября 1919 г. первые национальные почтовые марки были выпущены.  Выполненные Зейналом  эскизы и изготовленные при его участии марки достоинством 10, 20, 40, 60 гяпик, 1, 2, 5, 10, 25 и 50 манатов отображают воина с трехцветным знаменем с 8 конечной звездой и полумесяцом, крестьянина с серпом, а также воспроизводят украшенные восточным орнаментом виды родного Баку – комплекс дворца ширваншахов, вид на Бакинскую крепость, храм огнепоклонников. И на всех марках на азербайджанском и французском языках надпись –«Aзербайджан Джумхурияты» (AXCE т.1 с.162).
 +
 +
Независимому государству были очень нужны высококвалифицированные специалисты. И парламент АДР в 1919 году принимает решение об отправке в ведущие ВУЗы Европы 100 молодых людей за государственный счет. Для отбора учеников была создана авторитетная конкурсная комиссия,                                                                                                                                                                                                       
 +
 +
Согласно сохранившемуся в госархиве собственноручному заявлению учащегося  5 семестра Московского коммерческого института Зейнал Абдина  Алиева министру народного образования от 16.08.1919,представляя необходимые документы, он просил создать возможность завершить образование и направить его в Политико-экономическую Академию наук во Франкфурте–на Майне, так как он уже сдавал экзамены по политико-экономическим предметам в Коммерческом институте и знает немецкий язык, либо просил направить его в Италию для получения архитектурно-скульптурного образования в Тоскано или в Риме, о чем Зейнал мечтал с детства. В результате тщательного  конкурсного отбора среди избранных для учебы студентов был и Зейнал Абдин бек Гаджи Ага бек оглу Алиев, которого  отправили в г. Перуджа, для «завершения образования за государственный счет», как отмечено в выданном ему в министерстве 13.01.1920 года удостоверении.
 +
 +
Кстати, г. Перуджа  за несколько веков до нашей эры был  одним из важнейших городов этрусков.  Он по праву является одним из очагов распространения итальянской культуры во всем мире. Город украшают великолепные дворцы, церкви, скульптурные ансамбли, а символом города  является  сооруженный  скульпторами Николой и Джованни Пизано в 1227 году Главный фонтан – истинный шедевр искусства XIII века, украшенный скульптурами 3-х божеств добродетели – Веры, Надежды и Милосердия,  скульптурами знаков Зодиака, символов 12 месяцев года и  24 статуями библейских персонажей. Здесь же в Национальной галереи Умбрии – самая значительная коллекция произведений художников и скульпторов умбрийской школы XIII-XVIII веков, где учился живописи у своего учителя Перуджино и работал великий Рафаэль.
 +
       
 +
Однако после апрельского захвата власти большевиками в Баку судьба студентов оказалась трагичной. Им месяцами не высылали деньги на учебу,
 +
отношение к ним  в корне изменилось. В результате среди учащихся, не сумевших оплатить обучение, были голодающие и вынужденные браться за любую работу в тяжелых условиях, были и попавшие в тюрьмы, и не найдя выхода, покончившие с собой. А те из них, кто с большими трудностями все же окончили обучение и стали высококлассными специалистами встали перед дилеммой – возвращаться или нет? Не принявшие большевистских порядков и невернувшиеся сполна испили горькую чашу эмигрантской судьбы и стали по советским законам «врагами народа», а подавляющее большинство вернувшихся позже либо были сосланы в Сибирь и на Колыму, либо  были расстреляны.
 +
 +
Зейнал Абдин не вернулся на родину, и, как я уже отмечал, о дальнейшей его судьбе  мало что было известно. 
 +
 +
Двоюродный брат Зейнал Абдина и моей матери – [[Джафар Кязимов]] (на групповом снимке студентов стоит рядом с Зейналом), 1897 года рождения, окончивший в 1925 году  Фрайбургскую горную Академию в Германии, вернулся, дослужился до вице-президента Аз ФАН СССР, в 1938 году был репрессирован и, отбывая наказание в лагерях Коми, стал первым открывателем на побережье Баренцева моря крупнейших урановых месторождений Со-ветского Союза. И только в 1956 году после реабилитации, парализованным вернулся в Баку и через некоторое время скончался. (АХСЕ, т.2, Баку 2005, с.78)
 +
 +
Другой его двоюродный брат (мой родной дядя ) – [[ Искендер Алиев ]] (1899 года рождения), окончивший экономическое отделение МГУ им. М.Ломоносова, и экономические курсы Института Красной профессуры, работал председателем АзЦСУ, председателем Госплана республики, был членом АзЦИК, и ВЦИК СССР, преподавал в МГУ и других ВУЗах, также был арестован и расстрелян в возрасте 38 лет  (см. газ. «Бак.рабочий» 13.08.1991).
 +
 +
Многие из обреченных на тяжелые условия эмиграции, как и Зейнал Абдин, поддерживали  связь и имели  моральную поддержку от видного лидера  азербайджанских эмигрантов Джейхун бека Гаджибейли –брата Узеир бека, жившего в Париже, и посвятившего всю свою жизнь непримиримой борьбе за восстановление независимости родного Азербайджана. В большом архиве Джейхун бека много писем от обучающихся в Европе студентов–посланцев  АДР, которые писали о своих тяготах, тяжелом материальном положении, и просили помощи.  Нашлись в архиве  и три письма адресованных  Джейхун беку  Зейнал Абдином.
 +
 +
                                                                             
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 
[[Категория:Все бакинцы]]
 
[[Категория:Все бакинцы]]
 
[[Категория:Скульпторы]]
 
[[Категория:Скульпторы]]
[[Файл:Алиев З. - скульптор.jpg|thumb|200px|center]]
+
 
 +
Файл:Алиев З. - скульптор.jpg|thumb|200px|center]]
  
  

Версия 01:39, 24 сентября 2011

Алиев Зейнал Абдин - первый азербайджанский профессиональный скульптор[править]

Заур Ализаде, профессор химии

О первом азербайджанском профессиональном скульпторе – Зейнал Абдине Алиеве

( с новыми фактами)

История азербайджанской культуры богата именами выдающихся деятелей литературы, искусства, архитектуры. Среди талантливых личностей прошлого широкой общественности, к сожалению, практически неизвестно имя первого азербайджанского скульптора Зейнал Абдин бека Гаджи Ага бек оглы Алиева, активно участвовав-шего в создании первых государственных регалий Азербайджанской Демократической Республики – государственного герба, государственной печати, создавшего первые нагрудные медали и почтовые марки независимого государства, окончившего в 1923 году в Италии Академию di Bella Arti в Перуджа и первого азербайджанца удостоенного премии высокого звания «профессор скульптуры».

В первой статье о Зейнал Абдине (газета «Зеркало» 4 и 11 июля 2009 г.), как близкий родственник, я рассказал как известное в нашей семье, так и ставшее известным, благодаря кропотливому труду в архивах наших журналистов. Сказанное хочу дополнить новыми материалами, переданными мне Рамизом Абуталыбовым из парижского архива Джейхун бея Гаджибейли.

Я отмечал, что Зейнал Абдин - мой двоюродный дядя, “эми оглу” моей матери был одним из представителей плеяды талантливой молодежи, отправленных правительством АДР в престижные ВУЗы Европы для получения высшего образования, который, как и некоторые другие, после советизации Азербайджана не вернулся на Родину.

В силу особенностей советского периода азербайджанской истории, презрения к «предателям-невозвращенцам», имя скульптора Зейнал Абдина было неизвестно не только общественности республики, но даже мы – его родные и близкие, ничего не знали о его дальнейшей судьбе, и из-за страшных репрессий 30-х годов, боялись произносить его имя, как не принявшего советскую власть невозвращенца, двоюродные братья и ближайшие друзья которого были расстреляны, либо отправлены в ссылку. В его семье, и у родственников боялись держать его документы, письма, фотоизображения , которые аккуратно вырезали, как на фотоснимке его семьи.

Минули десятилетия неизвестности, и впервые о Зейнал Абдине мы прочли в статьях Мовсума Алиева в журнале «Eлм вэ хаят» в 1969 году, в журнале «Гобустан» в 1983-90 годах, а также Нигяр Абуталыбовой в журнале «Гобустан» в 1988 г. Позже немало потрудились в госархиве и спецфондах Тейуб Гурбан, Мубариз Сулейманлы, Вусал Багиров и другие исследователи, обнаружившие статьи Зейнала, документы эмигрантской жизни и другие .

Вместе с тем в материалах о Зейнал Абдине, встречаются неточности. В «Азербайджан Халг Джумхурияты Энциклопедиясы», том 1. 2004 г. приведены два сообщения о нем, как о разных людях. Одно с его подлинной фотографией: «Алиев Зейнал Абдин бек Гаджи Ага бек оглу, р. 24.04.1894г. в Баку. Один из учащихся, отправленных за рубеж, согласно особому постановлению парламента АДР для получения высшего образования за государственный счет. Для продолжения образования в области скульптурного искусства был послан в Римскую Королевскую Академию»(стр.359). Эти анкетные данные подтверждаются как найденной Тейуб Гурбаном в госархиве метрикой Зейнал Абдина, выданной в 1919 году моллой Гасымбекской мечети, так и сведениями из чудом сохранившегося у нас подлинного паспорта его отца.

В другом сообщении верно сказано о деятельности Зейнал Абдина в период АДР, но здесь нет фотографии, его имя и фамилия представлены неверно, а отчество и время рождения вообще не известны: «Ализаде Зейнал (?) – деятель культуры, много сделавший для прогресса национальной культуры в период АДР. Он активно участвовал в конкурсах объявленных правительством АДР по изготовлению проектов государственного герба, военных орденов, медалей и государственной печати. В нагрудных знаках и памятных медалях, выпущенных по его проектам нашли отражение здание парламента, знамя, восьмиконечная звезда и полумесяц, восход солнца, обрамленные ветвями цветов» (стр.360).

Но в книге «Aзербайджан Халг Джумхурияты». Бакы, Елм, 1998. уже представлена единая информация о скульпторе и создателе регалий АДР, как об одном человеке:«Первый профессиональный скульптор Зейнал Ализаде участвовал в изготовлении национального герба и памятных медалей.» (стр.165).

Конечно, речь идет об одной и той же личности, о Зейнал Абдин беке Гаджи Ага бек оглу Алиеве ( по паспорту). Как близкий родственник, я рассказывал о предках Зейнал Абдина и о его деятельности до отъезда в Италию.

О прадеде Зейнал Абдина – Гаджи Мирза Абдул Рагиме Имам Али оглы (моем прапрадеде), который в 1832 году вместе с Аббас-Кули Ага Бакихановым основал первое Бакинское уездное училище, где преподавались русский и азербайджанский языки, история, география, арифметика и другие светские науки, и который был первым учителем азербайджанского языка и шариата, я подробно писал в статье «Первое светское учебное заведение в Баку» ( газета «Зеркало» 27.07.2002г.). Одним из первых выпускников этого уездного училища был его старший сын (дед Зейнала и мой прадед) – Мирза Зейнал Абдин бек Алиев (1826-1891). Он был дворянин, имел чин титулярного советника.

Старший сын Мирза Зейнал Абдина – Кербалай Гаджи Ага бек Алиев (отец Зейнала) – был коммерсантом. В сохранившемся его паспорте, выданным 25 января 1895 года, приведены записи о нём, его детях и женах: « 1.Гаджи Ага бек Алиев, 2.Звание – сын титулярного советника, 3.Время рождения – 27 мая 1861г., 4.Вероисповедание – магометанское, 5.Место жительства - г. Баку Бакинской губернии, …10.Лица, внесенные в паспортную книжку: жена – Марьям Ниса ханум Искендербекова, 17 лет, сын – Зейнал Абдин бек Алиев, 10 месяцев, 2я жена – Биби ханум Фахретдинова, 28 лет». Позже было добавлено: при владельце находится сын – Джабраил бек, родившийся 24 февраля 1897г.

Сохранились у меня и его собственные письма на именных бланках его личного магазина, на именных почтовых конвертах. На типографском бланке отпечатано: Французский магазин модно-галантерейных товаров. Г.А.Алиев. Баку. Николаевская ул. (ныне – Истиглалиййат) угол ул.Воронцовской (ныне – Ислама Сафарли), под гостиницей «Метрополь» (ныне – музей Низами).

До революции первый этаж нынешнего музея Низами занимал французский магазин отца Зейнал Абдина. На почтовом конверте также эмблема и адрес: «Г.А.Алиев,Баку, Николаевская ул., угол Воронцовской». В паспорте отмечены визы по его многочисленным коммерческим поездкам на нижегородскую ярмарку, в Москву, Томск, в Польшу, Иран и т.д.

Через три года после смерти отца у Гаджи Ага бека 24 апреля 1894 года родился первенец, которого он назвал в честь своего отца. Позже у него родились сын – Джабраил бек и дочь – Сара. Зейнал Абдин со дня рождения жил в отцовском доме по ул.Персидской 30 (ныне ул. М.Мухтарова), недалеко от дома дяди - моего деда по ул. Карантинной 29 (ныне ул. Ази Асланова).

Зейнал Абдин с детства увлекался рисованием, лепкой, резьбой по дереву, выпиливал статуэтки. У нас дома висел нарисованный Зейналом маслом морской пейзаж, который мама хранила как память, а у меня до сих пор сохранилась вырезанная из дерева небольшая пудреница, которую Зейнал подарил своей 12 летней кузине -«эми гызы» и выгравировал на обороте старорусским стилем с «ять» дарственную: «Салиме отъ Зейнала. 13.6.1913г.»

Зейнал Абдин после окончания реального училища в Баку по настоянию отца поехал в Москву и в 1915 году поступил в Московский коммерческий институт, где продолжал образование до осени 1918 года. Проучившись три года, он решил вернуться в Баку, где уже было рождено первое азербайджанское независимое государствао– АДР. Он не хотел, как отец, заниматься коммерческой деятельностью, его больше увлекало искусство, чему он с детства любил посвящать сводное время, а независимость родного отечества окончательно способствовали его твердому решению возвратиться на родину.

В Баку Зейнал Абдин был назначен на должность главного специалиста по особым поручениям Министерства почт и телеграфа АДР, где он мог свободно заниматься также любимым творчеством – живописью, скульптурой.

Правительство АДР уделяло большое внимание атрибутике независимого государства. 23 марта 1919 года было принято решение об объявлении конкурса на создание проектов государственного герба и государственной печати с изображением герба.

После многолетних изысканий Мовсум Алиев установил, что автором эскизов и медалей, а также национального герба Азербайджана является Зейнал Алиев (Ализаде). И действительно, документально засвидетельствовано активное участие в изготовлении государственного герба, орденов и медалей будущего профессионального скульптора Азербайджана Зейнал Абдина Алиева. На лицевой стороне изготовленных Зейнал Абдином из бронзы и сохранившиеся нагрудных и памятных медалей в честь открытия Азербайджанского парламента – выпуклое изображение здания парламента, по углам выступающего карниза центральной части развиваются знамёна Азербайджана, на фоне восходящего солнца, символизирующего рождение парламента независимого Азербайджана. И дата по старому календарю, соответствующая по новому стилю 7 декабря 1918 года. На медалях изображения восьмиконечной звезды и полумесяца в обрамлении тюльпанов.

Мовсум Алиев писал в 1989 году, что несмотря на прошедшие десятилетия, изготовленные Зейнал Алиевым медали современны, выполнены ёмко, лаконично, с высоким эстетическим вкусом и даже сегодня привлекают внимание любителей искусства.

Как установил Мовсум Алиев автором эскизов первых почтовых марок, выпущенных 20 октября 1919 года, также является Зейнал Алиев.

По поручению Правительства Министерство почт и телеграфа в июне 1919 года начало подготовку к изготовлению первых почтовых марок. Изготовление проектов марок было поручено советнику по особым поручениям Министерства – художнику Зейналу Алиеву, и 20 октября 1919 г. первые национальные почтовые марки были выпущены. Выполненные Зейналом эскизы и изготовленные при его участии марки достоинством 10, 20, 40, 60 гяпик, 1, 2, 5, 10, 25 и 50 манатов отображают воина с трехцветным знаменем с 8 конечной звездой и полумесяцом, крестьянина с серпом, а также воспроизводят украшенные восточным орнаментом виды родного Баку – комплекс дворца ширваншахов, вид на Бакинскую крепость, храм огнепоклонников. И на всех марках на азербайджанском и французском языках надпись –«Aзербайджан Джумхурияты» (AXCE т.1 с.162).

Независимому государству были очень нужны высококвалифицированные специалисты. И парламент АДР в 1919 году принимает решение об отправке в ведущие ВУЗы Европы 100 молодых людей за государственный счет. Для отбора учеников была создана авторитетная конкурсная комиссия,

Согласно сохранившемуся в госархиве собственноручному заявлению учащегося 5 семестра Московского коммерческого института Зейнал Абдина Алиева министру народного образования от 16.08.1919,представляя необходимые документы, он просил создать возможность завершить образование и направить его в Политико-экономическую Академию наук во Франкфурте–на Майне, так как он уже сдавал экзамены по политико-экономическим предметам в Коммерческом институте и знает немецкий язык, либо просил направить его в Италию для получения архитектурно-скульптурного образования в Тоскано или в Риме, о чем Зейнал мечтал с детства. В результате тщательного конкурсного отбора среди избранных для учебы студентов был и Зейнал Абдин бек Гаджи Ага бек оглу Алиев, которого отправили в г. Перуджа, для «завершения образования за государственный счет», как отмечено в выданном ему в министерстве 13.01.1920 года удостоверении.

Кстати, г. Перуджа за несколько веков до нашей эры был одним из важнейших городов этрусков. Он по праву является одним из очагов распространения итальянской культуры во всем мире. Город украшают великолепные дворцы, церкви, скульптурные ансамбли, а символом города является сооруженный скульпторами Николой и Джованни Пизано в 1227 году Главный фонтан – истинный шедевр искусства XIII века, украшенный скульптурами 3-х божеств добродетели – Веры, Надежды и Милосердия, скульптурами знаков Зодиака, символов 12 месяцев года и 24 статуями библейских персонажей. Здесь же в Национальной галереи Умбрии – самая значительная коллекция произведений художников и скульпторов умбрийской школы XIII-XVIII веков, где учился живописи у своего учителя Перуджино и работал великий Рафаэль.

Однако после апрельского захвата власти большевиками в Баку судьба студентов оказалась трагичной. Им месяцами не высылали деньги на учебу, отношение к ним в корне изменилось. В результате среди учащихся, не сумевших оплатить обучение, были голодающие и вынужденные браться за любую работу в тяжелых условиях, были и попавшие в тюрьмы, и не найдя выхода, покончившие с собой. А те из них, кто с большими трудностями все же окончили обучение и стали высококлассными специалистами встали перед дилеммой – возвращаться или нет? Не принявшие большевистских порядков и невернувшиеся сполна испили горькую чашу эмигрантской судьбы и стали по советским законам «врагами народа», а подавляющее большинство вернувшихся позже либо были сосланы в Сибирь и на Колыму, либо были расстреляны.

Зейнал Абдин не вернулся на родину, и, как я уже отмечал, о дальнейшей его судьбе мало что было известно.

Двоюродный брат Зейнал Абдина и моей матери – Джафар Кязимов (на групповом снимке студентов стоит рядом с Зейналом), 1897 года рождения, окончивший в 1925 году Фрайбургскую горную Академию в Германии, вернулся, дослужился до вице-президента Аз ФАН СССР, в 1938 году был репрессирован и, отбывая наказание в лагерях Коми, стал первым открывателем на побережье Баренцева моря крупнейших урановых месторождений Со-ветского Союза. И только в 1956 году после реабилитации, парализованным вернулся в Баку и через некоторое время скончался. (АХСЕ, т.2, Баку 2005, с.78)

Другой его двоюродный брат (мой родной дядя ) – Искендер Алиев (1899 года рождения), окончивший экономическое отделение МГУ им. М.Ломоносова, и экономические курсы Института Красной профессуры, работал председателем АзЦСУ, председателем Госплана республики, был членом АзЦИК, и ВЦИК СССР, преподавал в МГУ и других ВУЗах, также был арестован и расстрелян в возрасте 38 лет (см. газ. «Бак.рабочий» 13.08.1991).

Многие из обреченных на тяжелые условия эмиграции, как и Зейнал Абдин, поддерживали связь и имели моральную поддержку от видного лидера азербайджанских эмигрантов Джейхун бека Гаджибейли –брата Узеир бека, жившего в Париже, и посвятившего всю свою жизнь непримиримой борьбе за восстановление независимости родного Азербайджана. В большом архиве Джейхун бека много писем от обучающихся в Европе студентов–посланцев АДР, которые писали о своих тяготах, тяжелом материальном положении, и просили помощи. Нашлись в архиве и три письма адресованных Джейхун беку Зейнал Абдином.

Файл:Алиев З. - скульптор.jpg|thumb|200px|center]]


1894 -???

Прадед Зейнал Абдина - Гаджи Мирза Абдул Рагим Имам Али оглу - основал в 1832 году вместе с Аббас-Кули Ага Бакихановым первое в Баку уездное училище, где преподавались русский и азербайджанский языки, история, география, арифметика и другие светские науки, и был там первым учителем азербайджанского языка и шариата.


Его старший сын (дед Зейнала) - Мирза Зейнал Абдин бек Алиев (1826-1891), один из первых выпускников этого уездного училища, был дворянином, имел чин титулярного советника.

Старший сын Зейнал Абдина - Кербалай Гаджи Ага бек Алиев (отец Зейнала) - был коммерсантом.

В семейном архиве чудом сохранился его подлинный паспорт, выданный Бакинским Городским Полицейским Управлением 25 января 1895 года. В паспорте приведены документальные записи не только о владельце паспорта, но и о его детях:

«1. Гаджи Ага бек Алиев. 2. Звание - сын титулярного советника. 3. Время рождения - 27 мая 1861 г. 4. Вероисповедание - магометанское. 5. Место жительства - г. Баку Бакинской губернии ….. 10. Лица, внесенные в паспортную книжку: жена - Марьям Ниса ханум Искендербекова, 17 лет; сын - Зейнал Абдин бек Алиев - 10 месяцев; 2-я жена - Биби ханум Фахретдинова - 28 лет». Позднее было добавлено: при владельце находится сын - Джабраил бек, родившийся 24 февраля 1897 г. Еще позже добавлено: сыновьям Зейнал Абдин беку и Джабраил беку выданы паспорта 5 декабря 1914 года.

Помимо его паспорта в семейном архиве сохранились также именные бланки его личного магазина с его собственными письмами, а также именные почтовые конверты. На типографском бланке отпечатано: “Французский магазин модно-галантерейных товаров. Г.А.Алиев. Баку. Николаевская ул.(позднее ул. Коммунистическая -Истиглалиййат), угол ул.Воронцовской (ныне - М.Азизбекова), под гостиницей “Метрополь” (ныне - Музей Низами)”. И действительно, до революции первый этаж нынешнего Музея Низами занимал французский магазин отца Зейнал Абдина. На почтовом конверте также эмблема и адрес: “Г.А.Алиев, Баку, Николаевская ул., угол Воронцовской”. В его паспорте отмечены визы по его многочисленным коммерческим поездкам на Нижегородскую ярмарку, в Москву, Томск, в Польшу, в Иран и т.д.

Через три года после смерти отца у Гаджи Ага бека 24 апреля 1894 года родился первенец, которого он назвал в честь своего отца Зейнал Абдин бека. Позже у него родился второй сын - Джабраил бек и дочь - Сара.

Зейнал Абдин со дня рождения жил в отцовском доме по ул.Персидской, 30 (ул. Полухина - М.Мухтарова. Помимо представленной фотографии всей семьи, на которой, как и на многих других, из-за царившего страха Зейнала вырезали, в семье случайно сохранилась любительская фотография Зейнала с родителями, когда он еще юношей учился в реальном училище.

Зейнал Абдин с детства увлекался рисованием, лепкой, резьбой по дереву, выпиливал статуэтки.

Зейнал Абдин окончил реальное училище в Баку и получил среднее образование. По настоянию отца, известного коммерсанта, Зейнал поехал в Москву и в 1915 году поступил в Московский коммерческий институт, где продолжал образование до осени 1918 года.


Зейнал Абдин Алиев с родителями


Проучившись три года в коммерческом институте, он решил вернуться в Баку, где уже было провозглашено рождение первого азербайджанского независимого государства - АДР. Он не хотел, как отец, заниматься коммерческой деятельностью, его больше увлекало искусство, чему он с детства любил посвящать каждую свободную минуту, а гражданская война в России и независимость родного отечества окончательно способствовали его твердому решению возвратиться на родину.

В Баку Зейнал Абдин был назначен на должность главного специалиста по особым поручениям Министерства почт и телеграфа АДР, где он мог свободно заниматься также любимым творчеством - живописью, скульптурой.

Правительство АДР уделяло большое внимание атрибутике независимого государства. 23 марта 1919 года было принято решение об объявлении конкурса на создание проектов Государственного герба и государственной печати с изображением герба. Первоначально представленные проекты не удовлетворили жюри, и правительство объявило новый конкурс проектов на создание Государственного герба, печати, государственных орденов, а также национального гимна.

После многолетних изысканий Мовсумом Алиевым было установлено, что автором эскизов и медалей, а также национального герба Азербайджана является Зейнал Алиев (Ализаде). И действительно, документально засвидетельствовано активное участие в изготовлении Государственного герба, орденов и медалей будущего профессионального скульптора Азербайджана Зейнал Абдина Алиева.

Изготовленные Зейнал Абдином из бронзы и сохранившиеся нагрудные и памятные медали в честь открытия Азербайджанского парламента представляют большой интерес с точки зрения скульптурной композиции.

На лицевой стороне медали - выпуклое изображение парламента, по углам выступающего карниза центральной части развеваются знамена Азербайджана, на фоне восходящего солнца, символизирующего рождение парламента независимого Азербайджана. И дата по старому календарю, соответствующая по новому стилю - 7 декабря 1918 года. На медалях изображения восьмиконечной звезды и полумесяца в обрамлении тюльпанов.


Автором эскизов первых азербайджанских почтовых марок, выпущенных 20 октября 1919 года, также является Зейнал Алиев.


Файл:Одна из первых марок АДР работы З. Алиева.jpg
Одна из первых марок АДР работы З. Алиева


Министерство почт и телеграфа, советником по особым поручениям которого работал Зейнал, поручило ему в июне 1919 года изготовление первых почтовых марок. Выполненные Зейналом эскизы и изготовленные при его участии марки достоинством 10, 20, 40, 60 копеек, 1, 2, 5, 10, 25 и 50 манат отображают воина с трехцветным знаменем с 8-конечной звездой и полумесяцом, крестьянина с серпом, а также воспроизводят украшенные восточным орнаментом виды родного Баку - комплекс Дворца Ширваншахов, вид на Бакинскую крепость, Храм огнепоклонников. И на всех марках на азербайджанском и французском языках надпись - “Азэрбайджан Джумхурияты” .

Независимому государству очень нужны были высококвалифицированные специалисты. И вот парламент АДР в 1919 году принимает решение об отправке в ведущие вузы Европы 100 молодых людей за государственный счет. Каждому направляемому в Европу студенту было решено выделять 400 франков в месяц и 1000 - на дорогу. Для отбора учеников была организована авторитетная конкурсная комиссия под председательством М.Э.Расулзаде. Как только Зейнал Абдин услышал о представлявшейся возможности, он решил продолжить образование за рубежом, но уже по любимым специальностям.

Согласно сохранившемуся в Госархиве собственноручному заявлению учащегося 5 семестра Московского коммерческого института Зейнал Абдин Алиева, проживающего в Баку, ул.Персидская 30, Министру народного образования от 16.08.1919, он, представляя необходимые документы, просил создать возможность завершить высшее образование за государственный счет и направить его в Политико-экономическую Академию наук во Франкфурте-на-Майне, так как он уже сдавал экзамены по политико-экономическим дисциплинам в Московском коммерческом институте и знает немецкий язык, либо просил направить его в Италию для получения архитектурно-скульптурного образования в Тоскане или в Риме, о чем Зейнал мечтал с детства.


Файл:З.Алиев "Бетховен".jpg
З. Алиев. Скульптура "Бетховен"


В результате тщательного конкурсного отбора 49 человек были отправлены в ведущие вузы Германии, 27 - во Францию, 4 - в Италию, 6 человек – в Турцию и 1 - в Англию. Остальные 13 человек должны были быть отправлены в Россию, но из-за бушевавшей там гражданской войны - в Россию никого не удалось отправить.

Среди избранных для учебы в Италии студентов был и Зейнал Абдин бек Гаджи Ага бек оглу Алиев, которого согласно его просьбе отправили в г. Перуджа для “завершения образования за государственный счет”, как отмечено в удостоверении, выданном ему в Министерстве образования 13.01.1920 года.

Отправляемых за границу учащихся 14 января 1920 года торжественно провожал весь город. Манаф Сулейманов пишет, что пришло много народу, деятели науки и культуры, поэты, литераторы, представители парламента и правительства, произносились торжественные речи, напутствия. Гурбан Примов играл на таре, Саша Оганозашвили - на кяманче, а пел Джаббар Карягды. Было всеобщее ликование, но у родных и близких чувствовалась озабоченность отправкой своих детей за тридевять земель.

Под звуки музыки поезд медленно двинулся, отъезжающие и остающиеся их близкие прослезились…

Однако после апрельского захвата власти большевиками в Баку сложилось тяжелое положение, студентам месяцами не высылали деньги на учебу. Несмотря на личную инициативу Н.Нариманова и принимаемые решения, неоднократные обращения студентов, финансовая помощь им не оказывалась, а после перевода Н.Нариманова в Москву в 1927 году, отношение к обучающимся за рубежом в корне изменилось. В результате среди учащихся, не сумевших оплатить обучение, были не только нуждающиеся в куске хлеба и вынужденные браться за любую работу в тяжелых условиях, но и попавшие в тюрьмы, и не найдя выхода, покончившие с собой. А те из них, кто с большими трудностями все же окончили обучение и стали высококлассными специалистами встали перед дилеммой - возвращаться или нет. Не принявшие большевистские порядки и не вернувшиеся стали по советским законам “врагами народа”, а подавляющее большинство вернувшихся позже либо были сосланы в Сибирь и на Колыму, либо были расстреляны, как молодой поэт Али Юсиф.

Зейнал Абдин на родину не вернулся.


Файл:З. Алиев с семьей.jpg
Семья Зейнал Абдина в 1915-16 годах. В центре - отец Кербалай Гаджи Ага бек Алиев, слева от него: стоял старший сын Зейнал Абдин (вырезано), первая жена Гаджи Ага бека Биби ханум Фахретдинова, справа от него: 2-ой сын - Джебраил бек, дочь - Сара ханум и 2-ая жена, мать Зейнал Абдина и других детей, Марьям Ниса ханум Искендербекова.


Имя скульптора Зейнал Абдина было неизвестно не только общественности республики, но даже его родные и близкие, не только ничего не знали о его судьбе, но из-за страшных репрессий 30-х годов боялись даже произносить его имя, как не принявшего советскую власть невозвращенца, двоюродные братья и ближайшие друзья которого были расстреляны, либо отправлены в ссылку. Даже в его семье и у родственников боялись держать его фотоизображения и аккуратно вырезали их из общего снимка, как на представленном фото его семьи.

Лишь только в конце 1960-ых г.г. появились первые публикации о Зейнал Абдине Алиеве на его Родине

О дальнейшей судьбе Зейнал Абдина Алиева известно очень мало.

Он поддерживал связь с видным лидером азербайджанской эмиграции Джейхун беком Гаджибейли - братом Узеир бека, жившим в Париже. В его архиве сохранились три письма, написанные Зейнал Абдином.

В письме 1922 г. Зейнал Абдин сообщал, что продолжает обучение в Перудже в Академии di Bella Arti и выражает глубокую признательность Джейхун беку за оказанную ему материальную помощь. Также он сообщал о своих выставках произведений скульптуры, открытых в Италии. В следующих письмах подтверждается факт успешного завершения обучения в Академии искусств в Италии в 1923 г.

В последнем письме, посланным по тому же адресу 27 августа 1927 г., Зейнал сообщает, что, окончив Академию, не может найти работу, крайне нуждается и поэтому хочет переехать в Бразилию.

Возможно в поисках работы Зейнал Абдин направился не в Бразилию, как он писал Джейхун беку Гаджибейли, а в родственную Турцию, где было немало азербайджанских эмигрантов, и там публиковал свои статьи, посвященные памятникам архитектуры и искусства - мировым шедеврам родного Азербайджана.

В вышедшей в 2-х номерах сборника “Азэрбайюан Йурд Билщиси” в Турции в 1934г., его статье “О прекрасных произведениях искусства Азербайджана” под псевдонимом “Скульптор Зейнал А.Сарай”, он не только с большой тонкостью описал образцы древнего и средневекового искусства родного края, но и представил фотографии храма огнепоклонников в Сураханах, Дворца Ширваншахов с судилищем и ханской мечетью с видом на баиловский мыс, Девичьей башни, Ворот судилища ханского дворца и Бибиэйбатской мечети с мавзолеем.

Многое о дальнейшей судьбе Зейнал Абдина - где он жил, творил, и где умер - к сожалению, неизвестно. По требующему уточнения одному из сообщений, он похоронен в Перудже, в Италии.


По материалам статей Заур АЛИЗАДЕ, профессора химии, члена дворянского меджлиса Азербайджана


Примечание:

  1. фотография из коллекции Р. Абуталыбова


Источник:
Здесь

comments powered by Disqus