Шварц Александр Семёнович - виолончелист, педагог и дирижёр[править]

1892-1951

Perevert Conservatory 1960 Brenner Goldenveizer Shwarz chello 2.jpg


Ада Цодикова - Горфинкель

«Мы все умрем, людей бессмертных нет,
и это все известно и не ново,
но мы живем, чтобы оставить след:
дом иль тропинку, дерево иль слово»
Р. Гамзатов

6 ноября 1926 года из установленных на улицах Баку репродукторов впервые была услышана фраза «Говорит Баку!». Этот день навсегда вошёл в историю Азербайджана.

А уже в 1932 году по инициативе Узеира Гаджибекова был создан симфонический оркестр при Азербайджанском государственном радиокомитете. Почётная и ответственная миссия стать первым художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Азербайджанского радио принадлежит Александру Семеновичу Шварцу.

Сегодня, меньше, чем через сто лет, имя Шварца практически ничего не говорит даже профессиональным музыкантам города Баку. Его современников давно нет в живых. Осталось лишь несколько строчек о нём в воспоминаниях его учеников, ставших выдающимися музыкантами республики. Впрочем, на всех творческих вечерах и юбилеях симфонического оркестра радио и телевидения упоминается его имя и должность при оркестре. И это всё. Больше никакой информации. Неизвестно, где родился Александр Семёнович Шварц. Кто были его учителя. А ведь этот человек удостоился великой чести создания большого коллектива из музыкантов, играющих на различных инструментах. Чтобы сплотить их в единое целое и подчинить дирижёрской палочке, он вложил огромный труд в порученное ему дело, своё знание, понимание и любовь к музыке.

Разве справедливо, что от талантливого музыканта, дирижёра и виолончелиста, остались только имя, очество и фамилия? Обидно, когда чёрная дыра поглощает человека.

В надежде выйти за рамки скупой информации, я решила обратиться ко всем, кто прочитает эти строчки, в особенности к музыкантам и любителям музыки, с вопросом: может кто-то знает о дирижёре Александре Семёновиче Шварце?

Мои робкие ожидания оправдались. Появившиеся первые отклики порадовали и подарили надежду на то, что незаслуженно забытый музыкант выйдет из забвения. И постепенно, как в проявителе возникает лицо на фотографии, начнёт складываться портрет человека, давно ушедшего в мир иной...

Отправной точкой для каждой биографии считается дата рождения. Конечной – дата смерти. И тут на помощь пришли сразу два источника. Первый – Генеалогическая база знаний (Всероссийское Генеалогическое Древо), содержащая фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии и многое другое. Второй – многостраничный труд М.Д. Артамонова «Ваганьково. Московский Некрополь». Книга рассказывает о старом кладбище — месте погребения многих выдающихся людей. Издание снабжено схемой и указателем захоронений видных революционеров, деятелей культуры и науки. В обоих источниках краткая запись: «ШВАРЦ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ 1892-1951. Доцент, виолончелист. Похоронен на 9 участке Ваганьковского кладбища, Москва.»

Сомнений быть не могло. Это человек, который нас интересует. Совпадает имя, фамилия, отечество, профессия и дата смерти. О дате смерти подробнее будет рассказано ближе к концу повествования.

Две эти даты дают пищу для размышлений. Между ними отрезок времени чуть больше в полвека: 59 лет. Короткая жизнь человека, успевшего, тем не менее, очень много.

Остаётся неясным, кто были его родители и у кого он учился. Неизвестно, где родился музыкант. Он мог родиться в Баку, где провёл значительную часть своей жизни, почти вплоть до своей смерти. Мог родиться и в любой другой точке необъятной Российской Империи. Может быть в Москве? На это намекает место его погребения. Интересующие нас факты биографии могли знать родственники и друзья. Но и о них ничего не известно, кроме одного: Александр Шварц был в близких дружеских отношениях с выдающимся виолончелистом Леопольдом Ростроповичем, который недолгое время, с 1925-го по 1931 год, был профессором в Азербайджанской консерватории, где преподавал Александр Шварц.

Первое официальное упоминание имени Александра Семёновича Шварца в 1932 году связано с созданием симфонического оркестра Азербайджанского радиовещания. Ему сорок лет. За плечами, несомненно, большой жизненный опыт и музыкальная карьера. Но как бы нам не хотелось рассказать подробнее об этом этапе жизни, в доступной информации остаётся большой пробел. Для нас его жизнь и творчество начинается с этой официальной даты. Приходится с этим смириться и продолжать рассказ о том, что стало известно из коротких реплик-воспоминаний его учеников и коллег. Начнём наш рассказ с небольшой преамбулы.

В середине 19 века столица Азербайджана Баку становится притягательным центром музыкальной культуры, куда съезжались выдающиеся музыканта из Европы и России. Широкий размах получают публичные концерты, на которых публика наслаждалась творчеством великих европейских музыкантов и композиторов. Существовали частные музыкальные общества и симфонические оркестры. На гастроли приезжают многие известные исполнители: польские пианисты - И. Гофман, И. Сливиньский, скрипач Н. К. Аверьино; Ф. И. Шаляпин (в 1900 г.), С. Рахманинов и многие другие корифеи русской музыки. В 1897 военный капельмейстер P. P. Паризек дал в Баку первый симфонический концерт. При бакинском клубе нефтепромышленников был создан струнный оркестр. И в скором времени, в 1901 году, образовалось Бакинское отделение РМО (Русское Музыкальное Общество). А в 1909 г. при Бакинском отделении РМО создаётся симфонический оркестр.

1889 год отмечен важным событием: в Баку открываются первые частные музыкальные школы, где ведётся обучение игре на фортепиано, скрипке, виолончели и вокальному искусству. Одной из первых частных музыкальных школ в Баку была школа, открытая А.Н. Ермолаевой в январе 1896 года. Вскоре, вокруг школы формируется кружок профессионалов и любителей музыки. (Источники: Газета "Каспий" за 1895-1896г.г). В 1916 году Бакинские Музыкальные классы преобразованы в Музыкальное училище Бакинского отделения ИРМО (Императорского Русского Отделения Музыки), в котором класс виолончели ведёт российский виолончелист и музыкальный педагог Василий Степанович Доброхотов. Среди его учеников были Семён Гинзбург и Исаак Турич, который в свою очередь потом преподавал в консерватории в Баку и вёл класс квартета.

Азербайджан прошлых столетий был богат музыкальными талантами, исполняющими народную музыку. Необходимо было научить нотной грамоте музыкантов-самоучек, чтобы приобщить их к европейской музыкальной культуре и к исполнению классической музыки. Талантливая музыкальная молодёжь должна была овладеть игрой на европейских инструментах, таких, как скрипка, виолончель и множестве других, на которых играют в симфоническом оркестре. Такую задачу поставил великий музыкант и просветитель Узеир Гаджибеков.

Вдумчиво и с большой ответственностью, Узеир Гаджибеков стал рассылать приглашения лучшим музыкантам со всей Российской Империи, куда в то время входил и Азербайджан.

Среди музыкантов, кто составил «золотой фонд» науки и культуры Азербайджане, особое место занимали скрипачи Ниссон Цимберов, Семён Бретаницкий, пианисты Матвей Леонтьевич Пресман, М.Бреннер, Г.Шароев, Б.ДавидовичД, Ситковецкий, виолончелисты А.Нейман, Александр Шварц, скрипач Е. Барштак и многие другие выдающиеся деятели.

«Гигантом от музыки» – так назвала его профессор И.Г. Плям.

«... когда я затем поступала в консерваторию, на вступительных экзаменах педагоги очень удивились моей технике. В те годы в консерватории преподавали такие гиганты от музыки, как С. Бретаницкий, Г. Шароев, А. Шварц, М. Колотова. Л. Рудольф.» – вспоминала профессор Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова Иветта Григорьевна Плям. Она поступала в консерваторию в 1931 году.

Александр Семёнович Шварц был неутомимым труженником, целиком и полностью посвятившим свою жизнь музыкальному искусству. Трудно сказать, чему больше он отдавал предпочтение: педагогической работе, выступлениям в ансамблях с коллегами, или дирижированию. Студенты консерватории и музыкального училища отзываются о нём с большим уважением, отмечая, что он был одним из самых лучших и известных преподавателей по классу виолончели. Среди них выдающиеся композиторы Азербайджана, бравшие уроки игры на виолончели у А. Шварца, преподававшего в Бакинском музыкальном техникуме имени Асафа Зейналлы.

Одним из учеников Александра Шварца был молодой и талантливый Гамбар Гусейнли, виртуозный исполнитель мугамов, будущий автор всемирно известной детской песенки «Джуджалярим» (“Цыплята”). В 1935 году Гамбар Гусейнли поступает в Бакинский музыкальный техникум, где начинает заниматься на новом для себя инструменте, совсем не похожим на его любимый тар, на виолончели. В течение двух лет он учился в классе известнейшего педагога того времени Александра Шварца, где знакомится с лучшими образцами западноевропейской и русской классической музыки и самостоятельно работает над изучением мирового музыкального наследия.

Помимо преподавания виолончели в музыкальном училище, Александр Семёнович Шварц руководит студенческим оркестром. В своих воспоминаниях известный азербайджанский композитор Муса Мирзоев, рассказывая о своих учителях, даёт портрет скромного, но в то же время, умеющего постоять за идеалы музыкального искусства, Александра Шварца. «Возвращаясь к музыкальному училищу, в то время (1947-1951) там функционировали два оркестра – народный и симфонический, которым руководил виолончелист Александр Шварц. Он был довольно мягким человеком, и студенты-солисты оркестра частенько здорово озорничали. Так один раз он сказал: «Вы можете оскорблять меня, но музыку Чайковского оскорблять я вам не позволю!» Это все – к вопросу о музыкальном воспитании.»

Паралельно с преподаванием в музыкальном техникуме, доцент Шварц занимался с студентами в консерватории и работал на кафедре камерного ансамбля.

Его труд был не забыт и отмечен в статье профессора Фариды Ахмедбековой и профессора Рауфа Нариманбейли, скрипача по образованию, который более тридцати лет был руководителем и ведущим педагогом на кафедре камерного ансамбля в консерватории. Они принадлежали к новому поколению музыкантов, которые пришли на смену своим замечательным учителям.

«Говоря о кафедре камерного ансамбля, следует обязательно упомянуть имена прекрасных музыкантов, которых уже нет, но они вложили свои знания и творческие силы в воспитание молодых музыкантов исполнителей. Это - А.С.Шварц, В.Ц.Аншелевич, И.М.Турич, С.Г.Алиев, А.Х.Нейман (виолончель), А.А.Садыхов, Р.З.Адигезалов , Абаскулиев К.Г (скрипка) и другие.»

В своей напряжённой жизни, между уроками в консерватории, музыкальном техникуме и дирижированием, Александр Сергеевич находил время для тонкого музицирования с коллегами на сцене прекрасной бакинской филармонии и в консерватории.

В целях пропаганды классической музыки в 1925-м году Ю.Эйдлином был создан струнный квартет в Азгосконсерватории. В составы фортепианного трио и струнного квартета входили талантливые профессиональные музыканты – Б.Морибель, А.Гроссман, И.Айзберг, Л.Ростропович, В.Доброхотов, М.Пальцев, и А.Шварц (ему 33 года в это время), которые сыграли важную роль в развитии камерно-ансамблевого исполнительства. Успешные концертные выступления с произведениями Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Брамса, Грига, Вагнера, Франка со стороны превосходных музыкантов приобщали азербайджанских слушателей к высшим образцам мировой музыкальной культуры.

В 1935 году Узеиром Гаджибековым в столицу Азербайджана был приглашён М.Бреннер, как педагог консерватории по классу специального фортепиано. Однако диапазон его деятельности оказался куда шире. Выступления М. Бреннера яркой краской вписались в чрезвычайно богатую панораму концертной жизни Баку того времени. Бреннер был отличным мастером фортепианного дуэта. Не менее активно участвовал Бреннер и в инструментальных трио. Составы здесь на протяжении долгих лет варьировались. Среди этих составов трио: Бреннер – Л.Бретаницкий (скрипка) – А.Шварц (виолончель). Основу их репертуара составляли произведения Бетховена, Чайковского и Рахманинова. Стоит отдельно отметить, что Бреннер и Л.Бретаницкий являются столпами музыкальной культуры Азербайджана того времени. А. Шварц не уступал им в своём искусстве. Голос его виолончели вливался в ансамбль на высоком профессиональном уровне.

Круг музыкальных интересов Александра Шварца был широк и разнообразен.

Прекрасно владея секретами гармонии и техническими возможностями любимого иструмента виолончели, Александр Семнович занимается переложением музыки азербайджанских комозиторов для виолончели и фортепиано. В 2014 году профессор Эльдар Искендеров опубликовал произведения азербайджанских композиторов для виолончели и фортепиано в двух томах. Среди них две пьесы в обработке Александра Шварца. Скорее всего, это не единственные сочинения А. Шварца.

Помимо преподавания в консерватории и музучилище, дирижирования и выступлений в ансамблях со своими коллегами, Шварц работал в оркестре Театра оперы и балета.

Навсегда осталось в памяти моей коллеги по Аз.Гос.симфоническом оркестру Т.Портновой впечатление из детства, когда школьницей, в конце 40х годов, она часто видела Шварца в спектаклях Бакинского Театра оперы и балета. Недавно закончилась война. И её родственница, работавшая в театре в костюмерном отделе, приводила племянницу послушать оперу или посмотреть балет. Девочка училась играть на скрипке и ей было интересно смотреть не только на сцену, но и на игру музыкантов в глубокой оркестровой яме. Там она видела Шварца, концертмейстера виолончельной группы. «Помню, – рассказывала мне Т.П., – как сидя в ложе, я видела совсем близко концертмейстера виолончелей. Он был в очках. И всегда играл очень эмоционально. А когда звучало ариозо из «Евгения Онегина» – на словах «О, не гони, меня ты любишь!» – он, не переставая играть, поднимал от нот лицо и смотрел, улыбаясь, на сцену, явно получая удовольствие от музыки и объяснения в любви героя оперы.» Шварц казался ей добрым и сентиментальным. Может, вспоминал в этот момент, как сам объяснялся когда-то в любви?..

Тепло и с большим уважением вспоминала своего коллегу по консерватории Перевертайло Евгения Ивановна - пианистка, композитор и музыкальный теоретик. Она рассказывала своей дочери пианистке, что они с Александром Семёновичем часто играли в дуэте на совместных концертах. Евгения Ивановна вспоминала, какой хороший он был человек и талантливый музыкант. В её домашнем архиве, наряду с афишами к концертам, где она выступала в ансамблях с педагогами консерватории (В.Аншелевич, И.Плямм, Е.Франгулова), сохранились несколько афиш с участием Александра Шварца. Кроме афиш, сохранилась большая фотография, где запечатлены педагоги Азербайджанской Государственной консерватории (начала 50-х гг.), где третий справа, в третьем ряду, стоит виолончелист Шварц. Он среднего роста, стоит справа от профессора Данилова. Крупное круглое лицо, очки, застенчивая улыбка, глаза смотрят вниз, с шапкой тёмных курчавых волос на голове. Широкоплечий, одет в светлую тенниску с распахнутым воротом. Вот такой сохранился единственный его портрет. Похоже, что здесь ему за пятьдесят. Лицо зрелого, не старого ещё человека. Скромного и симпатичного. Здоровяк, пышущий здоровьем. Ничто не указывает на смертельный недуг. Фотографии не разговаривают, молчат...

Perevert Conservatory 1960 Brenner Goldenveizer.jpg

Жизнь текла своим чередом, и в своём напряжённом графике влюблённый в музыку виолончелист Шварц находил время для дирижирования оркестром. Незадолго до начала войны, молодой композитор Кара Караев (ему всего лишь двадцать лет) сочиняет своё первое крупное симфоническое произведение "Поэму радости" для фортепиано и симфонического оркестра, посвящённую ХХ годовщине В.О. социалистической революции. Первое исполнение «Поэмы» состоялось в Баку 16 декабря 1937 года. Это важное событие доверено объединённому симфоническому оркестру Азрадиокомитета и Азербайджанского государственного оперного театра. Дирижирует Александр Шварц. Солист Майор Бреннер.

В те же годы, Указом Наркомпроса в 1937-38 учебном году на базе Консерватории создаётся центральная музыкальная школа. Её основу составляет "Группа молодых талантов". В 1938 году на базе школы создаётся детский симфонический оркестр. Вначале оркестром руководит М. Аносов, а чуть позже, с 1940 года, палочка дирижёра переходит к А. Шварцу.

Несомненно, что при таком разнообразии дирижёрской деятельности, Шварц, в своё время, получил солидное дирижёрское образование. Но кто были его учителя, или учитель? В Баку было много выдающихся дирижёров в пору его ученичества: М. Черхняховский, Стефан Штрассер и другие. Было у кого поучиться. Но... И на этот вопрос нет ответа. Как нет ответа и на вопрос о его личной жизни.

В 1947 году у Александра Шварца появляется ещё один студент в музыкальном училище: Октай Зульфугаров. Родившись в Баку, он всю свою жизнь провёл в любимом городе. Ему исполнилось шестнадцать лет, когда по желанию матери, в 1945 году, он решил заниматься музыкой: «и я тут же отправился осуществлять ее мечту в 1-ую музыкальную школу, где директором была Фатьма Зейналова» – вспоминает прославленный композитор, автор многих произведений для детей, музыку которого любили соотечественники. «Увидев мою высокую долговязую фигуру, она сказала: «Ну-у-у, сынок, тебе уже поздновато поступать. Ну, ладно, приходи, что-нибудь придумаем». Единственным педагогом из многочисленной приемной комиссии, кто изъявил желание принять в свой класс такого переростка, оказался виолончелист Яков Давыдович Мюллер. А ещё через два с половиной года, Октай Зульфугаров поступил в музыкальное училище к Александру Семёновичу Шварцу.

Обучение талантливого молодого музыканта шло быстрыми темпами. Уже через полгода он выступил в концерте с довольно серьезной программой. «Мама сидела в зале… Какие чувства ее переполняли, нетрудно догадаться. После концерта со слезами на глазах она подошла ко мне и сказала: «Спасибо. Ты осуществил мою мечту».

Александр Семенович Шварц был прекрасным педагогом, беспредельно любящим свою профессию, – вспоминал О. Зульфугаров. «Но мною в то время постепенно овладевала «одна, но пламенная страсть» – композиция», – признавался в своих приоритетах будущий композитор. Никому ничего не говоря, он начал что-то сочинять. Опытный педагог, Яков Семёнович, не стал препятствовать новой грани таланта своего ученика – желанию стать композитором. Несомненно, даже поощрял. И когда в музтехникуме объявили конкурс на лучшую песню, посвященную вождю, все тайное стало явным. Октай представил свое сочинение и… получил премию.

Поступив в консерваторию в 1951 году, О.Зульфугаров продолжил занятия в классе любимого педагога А.С.Шварца, но через год Александр Семенович был вынужден выехать в Москву на серьёзнейшую операцию. Как оказалось, было уже поздно, помочь ему не смогли...

Александр Семёнович Шварц оставил глубокий след в душе своего ученика. Потрясённый его внезапной преждевременной смертью, Октай Зульфугаров сочинил «Элегию памяти А.С.Шварца» для виолончели». Октай не решился играть свое сочинение перед Туричем и попросил об этом студента-старшекурсника Фарханга Гулизаде, которому аккомпанировала педагог Рубинчик. Прослушав сочинение, Исаак Михайлович прослезился.

А.С. Шварц был похоронен в 1951 году на 9 участке Ваганьковского кладбища, в Москве.

Это захоронение в Москве наводит на мысль, что у Александра Шварца там были родные, или близкие друзья. Тем более, что на этом кладбище хоронили в основном выдающихся по своим заслугам людей. Неспроста, на памятнике надпись «Доцент, виолончелист». Возможно ли, что и родом он был если не из самой Москвы, то её окрестностей? Загадка остаётся без ответа.

Подытоживая всё, что удалось узнать о жизни и, главным образом, о творческой и трудовой деятельности музыканта Александра Семёновича Шварца, мы узнали главное. Талантливый виолончелист, дирижёр и учитель, внёс значительный вклад в музыкальную жизнь столицы Азербайджана и в подготовку национальных кадров, а многие из его учеников стали выдающимися исполнителями и композиторами, прославивших свою республику. Закончить свой рассказ хочу напутственными словами Иветты Плям: «Не очень стремиться за благами, какие дают деньги. Не в этом главное. Главное, чтобы душа "пела", как рояль Шароева.»

Источники:[править]

1. Асадова И. Эхо.- 2017.- 12 января.- С.8.
2. Всероссийское Генеалогическое Древо
3. М.Д. Артамонов «Ваганьково Московский Некрополь»
4. Газета "Каспий" за 1895-1896г.г
5. Дадашева Н. «Песня, обнявшая мир» Каспiй.-2016.- 12 апреля.
6. Мирзоев М. «Случайных людей в музыке быть не должно»
7. Нариманбейли Р. Ахмедбекова Ф. «Кафедра камерного ансамбля Бакинской Музыкальной Академии имени Узеира Гаджибекова»
8. Сеидов Тарлан Мир Ашраф оглу. «Азербайджанская фортепианная культура ХХ века»
9. Фотоальбом Перевертайло Е.И. «Наш Баку»
10. Карагичева Л. «Кара Караев»
11. Средняя Музыкальная школа имени Бюль-Бюля
12. Аббасова Р. «Солнечное творчество Октая Зульфугарова»
13. Кастрюлин С. «Плям Иветта» "Главное, чтобы душа "пела" как рояль Шароева"‎‏‎

comments powered by Disqus