Название свое - Кривая - улица получила, т.к. была кривой по отношению к прилегающей прямоугольной сетке улиц, хотя сама улица и была прямой, как стрела. Начиналась от пересечения с Милютинской (Мясникова - Т. Алиярбекова) и Врангельской (А. Караева - А. Джавада) и заканчивалась на пересечении с Полицейской (Мамедалиева) и Колюбакинской (Ефимова-Саратовца - Н. Рафибейли).
Поначалу эта короткая улица, всего в два квартала, была переулком - Кривым переулком. Но по мере застройки приобрела статус улицы и стала называться Кривой улицей. А название Кривой переулок досталось небольшому переулку, идущему от Кривой улицы до Парапета (иногда этот переулок называли Челяевской улицей, т.к. продолжением этого переулка после Парапета была Челяевская улица).
Улица | номер дома | владелец | год постройки | что располагалось |
Кривая | Никитин | ресторан"Масис", Доль Л. - Чемоданная и галантерейная мастерская | ||
Кривая | Кадымов | Белошвейная мастерская Никиты-бек Тумаева | ||
Кривая | Терентьев Н.А.[1] | Терентьев Н.А., склад вина и спирта | ||
Кривая | дом №4 | Киреев | Бакалейный магазин Меликова С.И. (и ренский погреб), "Франко-Русский базар" (галантерейный магазин), Галензевская - модная мастерская, Шульбевар - модная мастерская "Maison de modes" (шляпы), Навромати - Пекарня, Гондахсазов Т.- платье готовое, "Польский магазин" - платье готовое, Зелинский Ю.С.- Фотография, , | |
Кривая | дом №7 | Алиев | Вебер - сарпинка, Бостоганов - Чемоданная, галантерейная и корзиночная мастерская | |
Кривая | дом №9 | Аванесов М.Ш.- Шапочная мастерская | ||
Кривой переулок | дом №3 | д-р Атабекян Л.Н. |
Примечание
заслуженный журналист Азербайджана
Так уж распорядилась природа, что все живое - рыбы, пернатые, некоторые виды млекопитающих и даже насекомых, преодолевая огромные расстояния по воздуху, по океанам, морям и рекам, устремляются из года в год туда, откуда некогда сами вылупились в видовых гнездовьях, где крошечными мальками резвились в неприметных истоках и протоках больших, могучих рек.
Люди, в отличие от последних обладающие даром речи и способностью мыслить и созидать, в этом отношении не исключение: в какие бы далекие страны их не забрасывала судьба, тоже стремятся хотя бы однажды, хотя бы последний раз в жизни непременно побывать в краях, подаривших им жизнь. На родину попасть, значит, свою... Как считают ученые, это в генах почти всех особей живого мира земли, в том числе и человека. Ну а если последним жить постоянно приходится там, где много лет назад родились? Уделом их в этом случае на всю оставшуюся жизнь становятся разве что грустными ноктюрнами запавшие глубоко в душу воспоминания, в которых прошлого, увы, больше, нежели грядущего. Ими порой только и живут.
Лично у меня они о многом и разном: о галопом убежавших детстве и юности, друзьях-ровесниках, которых судьба разбросала по всему свету, а иных, увы, уже нет среди нас, родителях моих, о высоких до неба, в снегах и ледниках горах, на которые мне больше не подняться, глубоких, в девственных лесах, ущельях с речными потоками, куда тоже, увы, теперь не спуститься, родной 160-й школе на улице Низами, напротив громадной, некогда крупнейшей на Кавказе мельницы братьев Скобелевых, из скромно-двухэтажной ставшей вдруг четырехэтажной. И не в последнюю очередь, конечно, о улице Кривой, с домом на ней, в котором, можно сказать, я вырос...
Даже в 40-50-х годах прошлого столетия на улицу эту в самом центре Баку (сегодня - Площадь Фонтанов), почти по плану ее нынешних, несуразно громоздких и огромных прямоугольных фонтанных ванн, из бывшей молоканской слободы, в 1869 году “уступившей” чуть больше одного гектара донельзя захламленной своей территории Мариинскому скверу (позднее сад имени 9 января), погромыхивая на рельсах между Цветочным и Книжным пассажами к скверу Парапет (за отсутствие на нем зеленых насаждений еще до революции прозванный бакинцами “Бесплодным садом” - “Гуру баг”, а позднее властями официально переименованный в Сад имени Карла Маркса), змеей выползал трамвай “третьего маршрута” из двух, а иногда и трех вагонов. Маршрута весьма шумного, зато безотказно-надежного и, как сегодня принято говорить, “экологически чистого”... Трамваи и появившиеся на улицах Баку в 1942 году троллейбусы были тогда основным нашим общественным городским транспортом.
Так вот, точь-в-точь повторяя в самом деле кривую траекторию нашей улицы[1], то по ходу выпрямляясь, то вновь местами изгибаясь, трамвай быстро сворачивал на улицу Джапаридзе (бывшую Ольгинскую, а сегодня имени М.Э. Расул-заде) - между большим по площади, хотя и двухэтажным зданием бывшего Гранд-отеля, в 1870 году перестроенного из Караван-сарая в элитную по тем временам городскую гостиницу с отдельными номерами (к 1921 году спешно превращенную в многоквартирную бакинскую коммуналку) и музеем Низами напротив, и, “съехав” у здания АСПС на смежную с Джапаридзе улицу Зевина (сейчас улица Азиза Алиева), продолжал свой маршрут мимо трехэтажного зимнего кинотеатра “Красный Восток” (сейчас кинотеатр “Азербайджан”), в фойе которого, помнится, каждый вечер перед сеансом в сопровождении небольшого эстрадного оркестра выступала популярная в те годы у нас певица Евгения Девис.
Во время одного из послевоенных ремонтов двухзального кинотеатра заметно поубавился размерами и сам квартал, в котором он находился - за счет сноса части здания спереди, повторявшего очертания нынешнего, несколько “треугольного” в плане скверика с памятником поэтесcе Натаван. Вплоть до 50-х годов в снесенной части здания находились большой комиссионный магазин, в одно время - наш ЖЭК и другие учреждения, а также помещение, в котором складировались радиоприемники, изымаемые до конца войны у бакинцев, чтобы оградить их от фашистской пропаганды.
Ну а наш трамвай, к этому времени проехав улицу Зевина, свернул вправо - на проспект Сталина (так некогда назывался проспект Нефтчиляр) и по нему, стуча колесами вагонов на стыках рельсов и звеня-сигналя на всю полукилометровую округу, прямиком несся к площади “Азнефть”. Мимо впечатляющей архитектуры из синтеза готики, ренессанса и модерна жилого дома Исабека Гаджинского, мимо порушенных позднее двух-трехэтажных застроек со старыми купеческими магазинами под ними, чтобы открыть взору подошву “Гыз галасы”, мимо и поныне сохранившегося здания бывшей морской таможни с фасадом из одинаково закругленных вверху, узких, высоких оконных проемов, и Губернаторского дома (позднее - Клуб медработников), за западной стеной которого с балконами и окнами из жилых покоев градоначальников начинался Губернаторский сад.
Левая по ходу трамвая сторона улицы Кривой вроде бы мало изменилась: те же кварталы с большими и не очень магазинами над узкими тротуарами, если не считать, что не стало единственного тогда на весь город магазина “Медтехники”, а дом между улицами Ворошилова (Ю. Мамедалиева) и Малыгина (Г.З. Тагиева) из двухэтажного в начале 60-х годов стал четырехэтажным.
На углу под ним, в знаменитой с дореволюционных времен аптеке, ныне “прописался” один из многочисленных филиалов “Azercell”, а напротив - угловой жилой дом с живописным фонтанчиком под сводом небольшого арочного портала на первом этаже. Фонтанчик этот в жаркие дни журчит и по сей день, а вот вместо большого “Водяного павильона”, как окрестили его бакинцы, в котором за длинным мраморным прилавком на разлив торговали азербайджанскими и грузинскими минеральными водами, соками разными и лимонадами, сейчас магазин модной мужской верхней одежды - АВС. Остальные растворы квартала - тоже в магазинах женской и детской одежды, косметики, оптики, а также “Пиццерия”...
А вот правую сторону Кривой вообще не узнать. Сегодня, к примеру, мало кто припомнит особняком стоящий у кромки Парапета, на стыке улиц Саратовца-Ефимова (ныне улица Нигяр Рафибейли) и Кривой, трехэтажный “Дом Касумова”, в котором жил “азербайджанский староста” - председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Мир-Башир Касумов - напротив нынешнего кафе “McDonald’s”, с магазинами канцелярских товаров и книжным на первом этаже. По соседству в растворе одноэтажного, выкрашенного в белый цвет здания еще трудился старый, с дореволюционным стажем, некогда очень модный бакинский фотограф Ф.А. Коковихин.
Никаких следов сегодня и от словно бы прилипшего к Парапету огромного стеклянного павильона, где посетителям предлагали первые послевоенные лимонады в бутылках, пивные дрожжи в стаканах, пиво в кружках, яблочные, вишневые воды на содовой газировке и меж круглых “вафелек” - мороженое на сахарине, а у выхода на Кривую - вкуснейшие пятикопеечные пирожки из требухи.
Как, впрочем, и от залезшего с улицы на узкий тротуар у Парапета летнего кинотеатра “Красный Восток”, где днем с номерами-фокусами выступали цирковые иллюзионисты, а вечерами мы бегали в который уж раз смотреть “Чапаева”, “Человека-невидимку”, “Веселых ребят”. Даже возведенное в 70-х годах на Кривой по инициативе тогдашнего мэра г. Баку Алиша Лемберанского, современных, легких, изящных архитектурных форм, и как-то сразу полюбившееся молодежи летнее кафе “Наргиз” - сегодня разве что в воспоминаниях старожилов.
К слову, во время демонстрации знаменитого американского музыкального кинофильма “Большой вальс” мы, помнится, неожиданно стали свидетелями чего-то недоступного пониманию, ни тогда, ни позднее, даже взрослых. И не на киноэкране, а в душном, как всегда летом, вечернем бакинском небе - за два дня до окончания летних школьных каникул. А вот насчет года - запамятовал некстати: то ли это был сорок шестой, то ли следующий.
А произошло вот что: в те недолгие минуты, когда на экране раз за разом рождались пленяющие все и вся мелодии вальса “Сказки Венского леса”, повергнув зрителей в состояние, близкое к оцепенению, неожиданно где-то над Цветочным пассажем появилось плашмя “катящееся”, серебристой пыльцой будто присыпанное фиолетовое тело, чем-то напоминающее приспущенную автомобильную камеру. Поначалу подумалось, что это какой-то новой конструкции самолет или от скуки опять “забаловали” прожекторы, чьи прямые, как стрелы, сине-голубые полосы, даже спустя годы после войны, иногда всю ночь до утра продолжали прочесывать небо. И случалось, лучи от прожекторов, упрямо упершись в какой-нибудь предмет в небе над головой, а часто в “верхотуру” парашютной вышки, рождали слепящие глаза “эллипсы”, “круги”. Но в тот вечер небо было безоблачно чистым и без всяких перекрещивающихся полос.
А между тем, серебристо-фиолетовое “колесо” под величавую музыку Штрауса, не сбавляя скорость, неторопливо катилось уже над Парапетом - почти над нашей головой, чтобы затем в какие-то мгновения повиснуть прямо над крышей “Спартака”, как тогда назывался кинотеатр “Араз”. И по-прежнему, сильно светясь, “небесное тело”, вдруг круто спланировав книзу, съехало в сторону сквера перед музеем Низами, где в это время велись работы по сооружению памятника великому поэту и вообще по благоустройству территории, и... тотчас же выпало из поля нашего зрения...
Что это было? Одно из феерических проявлений нашей атмосферы, нечто похожее на полярное сияние? Или в тот далекий теперь августовский вечер мы стали свидетелями очередного “визита” на землю, как сейчас говорят, НЛО - неопознанных летающих объектов, о которых тогда никто из нас и не слышал...
В тот вечер, помнится, многие зрители, в их числе и мать моя, так и не досмотрев фильм, с головной болью стали расходиться по домам, да и киномеханик дядя Сема, вообще прервав показ фильма, тоже исчез куда-то, так сказать, на всякий случай: город в ту пору полон был слухов об английских бомбардировщиках, вторгавшихся из Ирана в бакинское небо... “Холодная война” уже набирала обороты...
Материал взят с сайта газеты "Наш век".
Примечания
В РАБОТЕ!
9-ый МЮД[1] Комсомольский карнавал на Кривой улице (Баку. 1924)
Мифом является утверждение, что Кривая ул. названа так, потому что она кривая в своем продолжении
Примечания: