Зейналова Фатьма ханум - директор музыкальной школы №1 г.Баку[править]

Zeinalova.jpg

Ада Цодикова Горфинкель

Когда в 1955 году меня, семилетнюю девочку с смешными косичками, прослушали и приняли в 1-ю музыкальную школу по классу скрипки, директором школы была Фатьма ханум Зейналова.

В моих детских воспоминаниях сохранился облик немолодой уже женщины, невысокого роста, скорее полной, чем стройной, с гладко зачёсаными тёмными волосами, разделёными на прямой пробор. Не припоминаю, чтобы она вела классы. Скорее, занималась чисто административной работой. Впрочем, могу и ошибаться. Мы её знали просто по имени: Фатьма ханум. Так и осталось в моей памяти. С тех пор прошло много лет. И мне захотелось побольше разузнать об этой тихой скромной женщине, при которой царил порядок и благоговейное отношение к музыке в нашей школе.

Располагалась она на первом этаже общеобразовательной 18-й школы в старом районе Баку на Шемахинке и занимала лишь небольшой угловой сегмент первого этажа. Наверно, это было не случайно, что школа была пронумерована цифрой один. Значит, она была самой первой открывшейся в Баку музыкальной школой. Так оно и было. 1 сентября 1940 года на основании приказа №223/147 комитета по делам культуры Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР в Баку была создана детская музыкальная школа №1 и Фатьма ханум Зейналова была назначена заведующей открывшейся школы и оставалась ею на протяжении многих послевоенных лет.

В поколении музыкантов, воспитанных Узеир беком, Фатьма ханум была одним из первых музыковедов в истории азербайджанской музыки. Горячо любя музыку и искусство, она посвятила свою жизнь развитию профессионального музыкального образования в Азербайджане. Занималась педагогической и методической работой, на основе которой вместе со своей коллегой Фатмой Самедовой создала учебник "Сольфеджио на основе азербайджанских ладов", предназначенный для воспитания детей на основе национальной музыки.

С большой любовью и уважением вспоминает о Фатьме ханум популярный азербайджанский композитор Октай Зульфугаров. «Директором музыкальной школы в то время была Фатьма Зейналова - ученица великого Узеира Гаджибейли, которая соединяла в себе высокие человеческие качества с вызывающим уважение профессионализмом.»
По воле судьбы, своё музыкальное образование будущий композитор начал довольно поздно, ему было уже 16 лет. Это была мечта его мамы видеть сына музыкантом. И сын, наконец, решил осуществить мечту любимой матери. Председатель комиссии Фатьма ханум была конечно удивлена необычно высоким возрастом парня, но почувствовав его искреннее желание стать музыкантом, допустила к приёмным экзаменам. Время было послевоенное. Бакинцы питались скромно. "Никогда не забуду, - продолжает свои воспоминания Октай Зульфугаров, - с каким удовольствием я ел обычную похлебку, уху и кусочек черного хлеба - комплексный обед, который выдавали в ресторане гостиницы "Интурист" по специальным талонам. Мне такой талон подарила (для того времени царский дар!) неравнодушная к проблемам своих учеников Фатьма ханум Зейналова - ее роль в моей жизни неоценима!" Маленький, но выразительный штрих к портрету музыкального деятеля и педагога Фатьмы ханум!

Перед тем, как Фатьма ханум стала директором музыкальной школы в Баку, она работала в школе в городе Шуша. Это была первая музыкальная школа в Азербайджане и открылась она задолго до первой школы в Баку, в 1933 году. Молодая талантливая ученица Узеира Гаджибекова вела в школе теоретические предметы. Вполне вероятно, что и родилась она в этом замечательном городе, который был родиной многих великих азербайджанцев, таких, к примеру, как выдающиеся певцы Хан Шушинский, Бюль-Бюль, Рашид Бейбутов, композитор Ашраф Аббасов и многие другие. Там же, вскоре после своего рождения, жил и основоположник современного профессионального музыкального искусства Узеир Гаджибеков. "Шуша играла для Закавказья роль консерватории", - писал знаток музыки народов Кавказа В.Д.Карганов.

Слова «ее роль в моей жизни неоценима!" могли бы с полным правом сказать о себе многие выдающиеся азербайджанские музыканты. И в их числе композитор, ученый-музыковед и педагог Ашраф Аббасов.

Среди событий, характеризующих искренний интерес ученицы Узеира Гаджибекова к судьбам своих подопечных, которым она оказывала любую посильную ей помощь, есть такой эпизод.

В 1923 году c целью сбора фольклора для своей будущей оперы «Шахсенем» в Баку приезжает профессор Московской консерватории Рейнгольд Морицевич Глиэр. С небольшим перерывом он живёт в Баку до 1934 года, и Фатьма ханум, преподававшая в 30-ые годы прошлого века в Шушинской музшколе, изыскивает возможность представить первые сочинения своего даровитого четырнадцатилетнего ученика Ашрафа Аббасова, которому преподавала теорию музыки, столь авторитетному композитору.

Р. Глиэр, с интересом прослушав созданные молодым шушинцем мелодии для тара, дал несколько советов и выразил уверенность в успешном будущем юноши. И тогда Фатьма ханум решила представить талантливого мальчика Узеиру Гаджибекову. По просьбе и рекомендации Фатьмы ханум, Узеир Гаджибеков, ознакомившись с ранее присланными ему фортепианными миниатюрами юного музыканта, пригласил Ашрафа переехать в Баку, чтобы получить музыкальное образование.

«Этот факт и определил дальнейшую судьбу в будущем народного артиста Азербайджана, профессора Ашрафа Аббасова". (О. Зульфугаров).

Автор многих оркестровых и инструментальных произведений, Ашраф Аббасов стал первым в Азербайджане кандидатом искусствоведения в области музыкознания. Его балет «Чернушка» стал любимым произведением для детей.

Свою деятельность в оказании помощи молодым талантам Фатьма ханум Зейналова продолжала всю жизнь. Уже будучи директором 1-й музыкальной школы в Баку, Фатьма ханум обратила внимание на талантливую девочку Альвину Вайман (впоследствии, в замужестве, Альвина Листенгартен). После окончания музыкальной школы, Альвина блестяще училась на дирижёрско-хоровом отделении Бакинского Музыкального училища имени Асафа Зейналлы. Но девушка не пропала из поля зрения директора музшколы Фатьмы ханум и была приглашена ею организовать и возглавить детский хор в школе. Так в 1957 – 1958 в 1-й музыкальной школе возник детский хор. Один из девяти, созданных Листенгартен в течение следующих сорока лет, вплоть до её отъезда из страны.

В свою очередь, Альвина Листенгартен, мастер хорового дирижирования,воспитала более двухсот студентов и высококвалифицированных специалистов, многие из которых работают в настоящее время на руководящих постах в музыкальных коллективах России, Азербайджана и за рубежом.

Прекрасные всходы дал учительский труд и поистине материнское отношение к своим ученикам замечательной Фатьмы ханум Зейналовой, директора школы №1 в Баку.

Обычно, заканчивая подобную статью о выдающихся личностях, пишут о семье и последних годах жизни этого человека. К великому сожалению, автор статьи не располагает подобными сведениями. И за давностью лет (прошло более ста лет!) вряд ли сможет найти современников Фатьмы ханум Зейналовой.

Фатьма ханум Зейналова прожила недолгую, но насыщенную жизнь, посвятив себя своим ученикам и развитию музыкального искусства в Азербайджане. Её заслуги вспоминаются с благодарностью многочисленными учениками.

comments powered by Disqus