Кривой переулок - Кривая улица - Коломийцева - площадь Фонтанов (Баку)[править]

Krivaya 2004 1.jpg
Krivaya 2004.jpg


Название свое - Кривая - улица получила, т.к. была кривой по отношению к прилегающей прямоугольной сетке улиц, хотя сама улица и была прямой, как стрела. Начиналась от пересечения с Милютинской (Мясникова - Т. Алиярбекова) и Врангельской (А. Караева - А. Джавада) и заканчивалась на пересечении с Полицейской (Мамедалиева) и Колюбакинской (Ефимова-Саратовца - Н. Рафибейли).
Поначалу эта короткая улица, всего в два квартала, была переулком - Кривым переулком. Но по мере застройки приобрела статус улицы и стала называться Кривой улицей. А название Кривой переулок досталось небольшому переулку, идущему от Кривой улицы до Парапета (иногда этот переулок называли Челяевской улицей, т.к. продолжением этого переулка после Парапета была Челяевская улица).

Улица Кривая 1898.jpg
Улица Кривая 1918.jpg

Дома и их владельцы[править]

Улица номер дома владелец год постройки что располагалось
Кривая Никитин ресторан"Масис",
Доль Л. - Чемоданная и галантерейная мастерская
Кривая Кадымов Белошвейная мастерская Никиты-бек Тумаева
Кривая Терентьев Н.А.[1] Терентьев Н.А., склад вина и спирта
Кривая дом №4 Киреев Бакалейный магазин Меликова С.И. (и ренский погреб),
"Франко-Русский базар" (галантерейный магазин),
Галензевская - модная мастерская,
Шульбевар - модная мастерская "Maison de modes" (шляпы),
Навромати - Пекарня,
Гондахсазов Т.- платье готовое,
"Польский магазин" - платье готовое,
Зелинский Ю.С.- Фотография, ,
Кривая дом №7 Алиев Вебер - сарпинка,
Бостоганов - Чемоданная, галантерейная и корзиночная мастерская
Кривая дом №9 Аванесов М.Ш.- Шапочная мастерская
Кривой переулок дом №3 д-р Атабекян Л.Н.

Примечание

  1. У Терентьева не было собственного дома на Кривой, он был владельцем склада вина и спирта, для которого арендовал помещение.

Фаик Закиев "Улица Кривая"[править]

заслуженный журналист Азербайджана


Так уж распорядилась природа, что все живое - рыбы, пернатые, некоторые виды млекопитающих и даже насекомых, преодолевая огромные расстояния по воздуху, по океанам, морям и рекам, устремляются из года в год туда, откуда некогда сами вылупились в видовых гнездовьях, где крошечными мальками резвились в неприметных истоках и протоках больших, могучих рек.

Люди, в отличие от последних обладающие даром речи и способностью мыслить и созидать, в этом отношении не исключение: в какие бы далекие страны их не забрасывала судьба, тоже стремятся хотя бы однажды, хотя бы последний раз в жизни непременно побывать в краях, подаривших им жизнь. На родину попасть, значит, свою... Как считают ученые, это в генах почти всех особей живого мира земли, в том числе и человека. Ну а если последним жить постоянно приходится там, где много лет назад родились? Уделом их в этом случае на всю оставшуюся жизнь становятся разве что грустными ноктюрнами запавшие глубоко в душу воспоминания, в которых прошлого, увы, больше, нежели грядущего. Ими порой только и живут.

Лично у меня они о многом и разном: о галопом убежавших детстве и юности, друзьях-ровесниках, которых судьба разбросала по всему свету, а иных, увы, уже нет среди нас, родителях моих, о высоких до неба, в снегах и ледниках горах, на которые мне больше не подняться, глубоких, в девственных лесах, ущельях с речными потоками, куда тоже, увы, теперь не спуститься, родной 160-й школе на улице Низами, напротив громадной, некогда крупнейшей на Кавказе мельницы братьев Скобелевых, из скромно-двухэтажной ставшей вдруг четырехэтажной. И не в последнюю очередь, конечно, о улице Кривой, с домом на ней, в котором, можно сказать, я вырос...

Даже в 40-50-х годах прошлого столетия на улицу эту в самом центре Баку (сегодня - Площадь Фонтанов), почти по плану ее нынешних, несуразно громоздких и огромных прямоугольных фонтанных ванн, из бывшей молоканской слободы, в 1869 году “уступившей” чуть больше одного гектара донельзя захламленной своей территории Мариинскому скверу (позднее сад имени 9 января), погромыхивая на рельсах между Цветочным и Книжным пассажами к скверу Парапет (за отсутствие на нем зеленых насаждений еще до революции прозванный бакинцами “Бесплодным садом” - “Гуру баг”, а позднее властями официально переименованный в Сад имени Карла Маркса), змеей выползал трамвай “третьего маршрута” из двух, а иногда и трех вагонов. Маршрута весьма шумного, зато безотказно-надежного и, как сегодня принято говорить, “экологически чистого”... Трамваи и появившиеся на улицах Баку в 1942 году троллейбусы были тогда основным нашим общественным городским транспортом.

Так вот, точь-в-точь повторяя в самом деле кривую траекторию нашей улицы[1], то по ходу выпрямляясь, то вновь местами изгибаясь, трамвай быстро сворачивал на улицу Джапаридзе (бывшую Ольгинскую, а сегодня имени М.Э. Расул-заде) - между большим по площади, хотя и двухэтажным зданием бывшего Гранд-отеля, в 1870 году перестроенного из Караван-сарая в элитную по тем временам городскую гостиницу с отдельными номерами (к 1921 году спешно превращенную в многоквартирную бакинскую коммуналку) и музеем Низами напротив, и, “съехав” у здания АСПС на смежную с Джапаридзе улицу Зевина (сейчас улица Азиза Алиева), продолжал свой маршрут мимо трехэтажного зимнего кинотеатра “Красный Восток” (сейчас кинотеатр “Азербайджан”), в фойе которого, помнится, каждый вечер перед сеансом в сопровождении небольшого эстрадного оркестра выступала популярная в те годы у нас певица Евгения Девис.

Во время одного из послевоенных ремонтов двухзального кинотеатра заметно поубавился размерами и сам квартал, в котором он находился - за счет сноса части здания спереди, повторявшего очертания нынешнего, несколько “треугольного” в плане скверика с памятником поэтесcе Натаван. Вплоть до 50-х годов в снесенной части здания находились большой комиссионный магазин, в одно время - наш ЖЭК и другие учреждения, а также помещение, в котором складировались радиоприемники, изымаемые до конца войны у бакинцев, чтобы оградить их от фашистской пропаганды.

Ну а наш трамвай, к этому времени проехав улицу Зевина, свернул вправо - на проспект Сталина (так некогда назывался проспект Нефтчиляр) и по нему, стуча колесами вагонов на стыках рельсов и звеня-сигналя на всю полукилометровую округу, прямиком несся к площади “Азнефть”. Мимо впечатляющей архитектуры из синтеза готики, ренессанса и модерна жилого дома Исабека Гаджинского, мимо порушенных позднее двух-трехэтажных застроек со старыми купеческими магазинами под ними, чтобы открыть взору подошву “Гыз галасы”, мимо и поныне сохранившегося здания бывшей морской таможни с фасадом из одинаково закругленных вверху, узких, высоких оконных проемов, и Губернаторского дома (позднее - Клуб медработников), за западной стеной которого с балконами и окнами из жилых покоев градоначальников начинался Губернаторский сад.

Левая по ходу трамвая сторона улицы Кривой вроде бы мало изменилась: те же кварталы с большими и не очень магазинами над узкими тротуарами, если не считать, что не стало единственного тогда на весь город магазина “Медтехники”, а дом между улицами Ворошилова (Ю. Мамедалиева) и Малыгина (Г.З. Тагиева) из двухэтажного в начале 60-х годов стал четырехэтажным.

На углу под ним, в знаменитой с дореволюционных времен аптеке, ныне “прописался” один из многочисленных филиалов “Azercell”, а напротив - угловой жилой дом с живописным фонтанчиком под сводом небольшого арочного портала на первом этаже. Фонтанчик этот в жаркие дни журчит и по сей день, а вот вместо большого “Водяного павильона”, как окрестили его бакинцы, в котором за длинным мраморным прилавком на разлив торговали азербайджанскими и грузинскими минеральными водами, соками разными и лимонадами, сейчас магазин модной мужской верхней одежды - АВС. Остальные растворы квартала - тоже в магазинах женской и детской одежды, косметики, оптики, а также “Пиццерия”...

А вот правую сторону Кривой вообще не узнать. Сегодня, к примеру, мало кто припомнит особняком стоящий у кромки Парапета, на стыке улиц Саратовца-Ефимова (ныне улица Нигяр Рафибейли) и Кривой, трехэтажный “Дом Касумова”, в котором жил “азербайджанский староста” - председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Мир-Башир Касумов - напротив нынешнего кафе “McDonald’s”, с магазинами канцелярских товаров и книжным на первом этаже. По соседству в растворе одноэтажного, выкрашенного в белый цвет здания еще трудился старый, с дореволюционным стажем, некогда очень модный бакинский фотограф Ф.А. Коковихин.

Никаких следов сегодня и от словно бы прилипшего к Парапету огромного стеклянного павильона, где посетителям предлагали первые послевоенные лимонады в бутылках, пивные дрожжи в стаканах, пиво в кружках, яблочные, вишневые воды на содовой газировке и меж круглых “вафелек” - мороженое на сахарине, а у выхода на Кривую - вкуснейшие пятикопеечные пирожки из требухи.

Как, впрочем, и от залезшего с улицы на узкий тротуар у Парапета летнего кинотеатра “Красный Восток”, где днем с номерами-фокусами выступали цирковые иллюзионисты, а вечерами мы бегали в который уж раз смотреть “Чапаева”, “Человека-невидимку”, “Веселых ребят”. Даже возведенное в 70-х годах на Кривой по инициативе тогдашнего мэра г. Баку Алиша Лемберанского, современных, легких, изящных архитектурных форм, и как-то сразу полюбившееся молодежи летнее кафе “Наргиз” - сегодня разве что в воспоминаниях старожилов.

К слову, во время демонстрации знаменитого американского музыкального кинофильма “Большой вальс” мы, помнится, неожиданно стали свидетелями чего-то недоступного пониманию, ни тогда, ни позднее, даже взрослых. И не на киноэкране, а в душном, как всегда летом, вечернем бакинском небе - за два дня до окончания летних школьных каникул. А вот насчет года - запамятовал некстати: то ли это был сорок шестой, то ли следующий.

А произошло вот что: в те недолгие минуты, когда на экране раз за разом рождались пленяющие все и вся мелодии вальса “Сказки Венского леса”, повергнув зрителей в состояние, близкое к оцепенению, неожиданно где-то над Цветочным пассажем появилось плашмя “катящееся”, серебристой пыльцой будто присыпанное фиолетовое тело, чем-то напоминающее приспущенную автомобильную камеру. Поначалу подумалось, что это какой-то новой конструкции самолет или от скуки опять “забаловали” прожекторы, чьи прямые, как стрелы, сине-голубые полосы, даже спустя годы после войны, иногда всю ночь до утра продолжали прочесывать небо. И случалось, лучи от прожекторов, упрямо упершись в какой-нибудь предмет в небе над головой, а часто в “верхотуру” парашютной вышки, рождали слепящие глаза “эллипсы”, “круги”. Но в тот вечер небо было безоблачно чистым и без всяких перекрещивающихся полос.

А между тем, серебристо-фиолетовое “колесо” под величавую музыку Штрауса, не сбавляя скорость, неторопливо катилось уже над Парапетом - почти над нашей головой, чтобы затем в какие-то мгновения повиснуть прямо над крышей “Спартака”, как тогда назывался кинотеатр “Араз”. И по-прежнему, сильно светясь, “небесное тело”, вдруг круто спланировав книзу, съехало в сторону сквера перед музеем Низами, где в это время велись работы по сооружению памятника великому поэту и вообще по благоустройству территории, и... тотчас же выпало из поля нашего зрения...

Что это было? Одно из феерических проявлений нашей атмосферы, нечто похожее на полярное сияние? Или в тот далекий теперь августовский вечер мы стали свидетелями очередного “визита” на землю, как сейчас говорят, НЛО - неопознанных летающих объектов, о которых тогда никто из нас и не слышал...

В тот вечер, помнится, многие зрители, в их числе и мать моя, так и не досмотрев фильм, с головной болью стали расходиться по домам, да и киномеханик дядя Сема, вообще прервав показ фильма, тоже исчез куда-то, так сказать, на всякий случай: город в ту пору полон был слухов об английских бомбардировщиках, вторгавшихся из Ирана в бакинское небо... “Холодная война” уже набирала обороты...

Материал взят с сайта газеты "Наш век".


Примечания

  1. К сожалению, здесь автором Фаиком Закиевым допущена ошибка: улица Кривая на самом деле была прямая, как стрела. А кривая траектория движения трамвая проходила по трем разным улицам: между цветочным и книжным пассажами, до первого поворота, была ул. Саратовца Ефимова (ныне Н. Рафибейли). Далее после поворота начиналась Кривая улица (в советское время Коломийцева), а после следующего поворота, у бывшего Гранд-отеля, была уже улица А. Караева (ныне А. Джавада), вдоль которой собственно и была расположена одна из сторон здания Гранд-отеля. Следующий поворот трамвая был на ул. Джапаридзе (ныне М. Расул-заде)


Фотоальбом[править]

В РАБОТЕ!

Фотографии из серии "Бакинские мифы"[править]

Мифом является утверждение, что Кривая ул. названа так, потому что она кривая в своем продолжении


Примечания:

  1. МЮД - междунар. праздник прогрессивной молодежи, проводившийся в 1915-45г.г. Был установлен решением Бернской международной социалистической конференции молодежи 1915 с целью мобилизации прогрессивной молодежи на борьбу за мир, против империалистич. войны. Впервые был проведен 3 окт. 1915 в Швейцарии, Нидерландах, США, Италии, Румынии и др. В 1916-31г.г. МЮД проводился в 1-е воскресенье сентября, а с 1932 по предложению нек-рых секций Коммунистического интернационала молодежи стал проводиться 1 сент. В России МЮД был впервые проведен в сент. 1917. МЮД отмечался массовыми демонстрациями и митингами молодежи. В 1945 в Лондоне была осн. Всемирная федерация демократической молодежи, день создания к-рой - 10 нояб. - стал с 1945 ежегодно отмечаться как Всемирный день молодежи.
comments powered by Disqus