1885 - 1922
Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ.
Родился 9 ноября 1885 года в улусной ставке Малодербетовскго улуса, Черноярского уезда Астраханской губернии. Посещал гимназию сначала в Симбирске (1897-1898), затем в Казани (с 1898). В 1903 году по окончании гимназии поступил на физико-математическое отделение Казанского университета, в 1904 г. перевелся на естественное отделение. В 1908 году переехал в Петербург, поступил на 3-й курс естественного отделения физико-математического факультета. С осени 1909 г. перешел на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, вслед за этим перешел на 1-й курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета.
В 1908 году познакомился с кругом поэтов и теоретиков "Академии стиха" и даже становится одно время ее членом. К этому же времени относится его знакомство с В. Каменским и Бурлюками. В 1908 г. в журнале "Весна", где секретарем редакции был В. Каменский, был опубликован первый рассказ "Искушение грешника". Вскоре после знакомства с В. Каменским встретился с группой художников-новаторов: Бурлюками, Е. Гуро, М. Матюшиным. В 1910 г. был издан первый сборник кружка — "Садок Судей". В то же время начал заниматься вычислениями времени, бросил занятия в университете (исключается оттуда в 1911 г. за невзнос платы).
С 1910 по 1915 г. жил в Петербурге, Москве, Харькове, Астрахани, в Маячках (имение Бурлюков в Херсонской губ.), Алферове, Красной поляне (Харьковской губ.). В конце 1912 г. выходят: "Пощечина" и 2-й "Садок Судей", где напечатаны такие вещи, как "Гибель Атлантиды", "Шаман и Венера", "И и Э".
В 1916 г. В. В. живет в Москве и задумывает организацию "Государства Времени". Весною 1916 года Хлебников поехал в Астрахань, где был призван на военную службу и отправлен в Царицын в 93-й запасный полк. Через несколько месяцев освободился от военной службы, и возвратился в Астрахань, откуда незадолго до Февральской революции переехал в Харьков, где им в 1917 г. были изданы "Труба Марсиан" и "Временник 2-й" с манифестом-поэмой о "Государстве Времени".
После Февральской революции, в начале 1917 г., приехал в Петербург, а в дни Октябрьского переворота отправляется в Москву. В том же 1917 году направился на Украину, где провел 1918, 1919 и начало 1920 года, живя главным образом в Харькове и иногда в Ростове. В этот период в Харькове им созданы "Ночь в окопе", "Поэт", "Ладомир" и мн. др., написана большая статья "Наша основа", излагающая основы его поэтических и философских взглядов.
В октябре 1920 года перебрался в Баку, где попал в круг бакинских футуристов, часто встречался с Вячеславом Ивановым. В Баку поступил на службу в отделение РОСТА.
В июне 1921 года отправился с Красной армией в Персию в качестве прикомандированного к штабу. Проделал весь поход на Тегеран. Пробыв в Персии с июня по август возвратился в августе 1921 г. в Баку, откуда переехал в Пятигорск. За время пребывания в Персии много работал над "строением времени" (в результате статья "О строении времени"), писал стихи (первоначальные наброски к "Тирану без Тэ").
Осенью 1921 г., несмотря на голод, отправился в Москву, стремясь напечатать свои произведения. В Москве предпринял ряд попыток для издания своих произведений, но все они окончились неудачей. Разойдясь с прежними соратниками и последователями, поселился у художника П. В. Митурича, с которым сблизился в этот год своей жизни. Последние месяцы проходят в непрерывной работе над "Досками судьбы", стихами и прозой. С помощью П. В. Митурича приготовил к печати "Зангези", который вышел через несколько дней после его смерти. Весной 1922 года с П. В. Митуричем поехал в деревню Санталово Новгородской губернии.
Вскоре по приезде в Санталово В. В. тяжело заболел и, проболев месяц, умер 28 июня 1922 г.
Хлебников в Баку
1920
22 август 1.Удостоверение выдано Хлебникову Харьковским политпросветом о командировке в Баку на службу. 2. Аналогичное удостоверение о командировке в Астрахань.
1 - 7, сентябрь В Баку – I съезд народов Востока. Хлебников присутствует. Ехал через Харьков – Ростов – Армавир – Дербент.
октябрь Приезд в Баку. Приглашен к сотрудничеству в «Кавказской коммуне». Поступил на службу в БакКав Роста. Одновременно в художественном отделе служили Крученых, Д’Актиль, Вечорка и др. Поселился в Морском общежитии на Баиловской ул. Знакомство с М. Доброковским, семьей Самородовых. Встречи с Вяч. Ивановым, преподававшим в университете.
26, октябрь Баку. Зачислен вольнонаемным лектором школьно-библиотечной части Политпросвета Волжско-Каспийской флотилии. Дата написания стихотворения «Алеше Крученых». Напечатано впервые в сборнике А. Крученых «Мятеж» кн. 1, Баку, 1920.
29, октябрь В газете «Коммунист», Баку опубликовано стихотворение «От зари и до ночи».
30, октябрь Баку. На коллегии агитаторов читает лекцию «История социалистического движения». 5 декабрь В журнале «Военмор» (Баку) опубликована статья «В мире цифр».
17, декабрь Баку. Доклад Хлебникова в матросском университете «Красная звезда» «Опыт построения чистых законов времени в природе и обществе" «Коран чисел» Найдены законы времени.
конец года В Баку вышла книга Крученых «Мятеж», сборник «Мир и остальное».
1921
В Баку вышел рукописный сборник «Стихи вокруг Крученых», издан сборник "Биель".
2 январь Письмо к В.В. Хлебниковой. Пишет о своем докладе в «ученом обществе при университете «Красная звезда».
21, январь Запись в дневнике Альтмана о встрече у Вяч. Иванова и разговоре с Хлебниковым.
25, январь Написано стихотворение «Самострел любви» с посвящением Н[едорезо]вой. Был у М. Альтмана.
27, январь Баку. Выступил на вечере в помещении худ. отдела Баккавроста.
31, январь "Лектор шк.-библ.-лекц. части Хлебников отчисляется и исключается из списков сотрудников. Основание: заявление Хлебникова".
18, февраль Письма (2) к Маяковскому из Баку. Упоминаются Солнышкин, Крученых, Самородов, Лоскутов. Письмо к Мейерхольду.
7, апрель Письмо Хлебникова из Баку к В.Д. Ермилову о возможности предвидения будущего. Зовет приехать.
9, апрель Письмо к Е.Н. Хлебниковой из Баку. Зовет приехать.
12, апрель Дарственная надпись на «Ладомире»: «Бореньке Самородову от Хлебникова на злую память. Баку. 12 апреля 1921 года».
август Хлебников уехал из Баку в Железноводск.
октябрь В Баку вышел № 2-3 журнала «Искусство» со стихами Хлебникова.
М.П.Митурич в восьмидесятые годы переслал мне текст письма, который сопроводил следующим комментарием:
Вот оно:
Уважаемый Май Петрович!
Орнитолог Астраханского заповедника Геннадий Андреевич Кривоносов
прислал мне письмо от 1 ноября 1963 года с просьбой сообщить имеющиеся у меня сведения о жизни и деятельности Владимира Алексеевича Хлебникова: дело в том, что руководство заповедника в 1963 г. подготовило к выпуску восьмой том сборника научных трудов заповедника и намеривалось посвятить этот сборник памяти Владимира Алексеевича.
20 ноября 1963 года я выслал Кривоносову имевшиеся у меня материалы о Владимире Алексеевиче, но использовать их не удалось из-за недостатка времени, так как сборник был выпущен из печати в том же 1963 году.
Из дальнейшей моей переписки с Кривоносовым для меня выяснилась необходимость накопления материала о Владимире Алексеевиче, т.к. не исключена возможность посвящения его памяти одного из последующих сборников научных трудов заповедника.
С этой целью я и обратился к Вам 1 марта 1969 года за биографическими сведениями о Владимире Алексеевиче. От Вас я получил ценный материал, за который и приношу Вам глубокую благодарность. По Вашему совету я обратился также к директору краеведческого музея Калмыцкой АССР т. Болдыреву, от которого получил канцелярскую отписку на открытке в три строчки.
Так как с выпуском сборника в память В.А.Хлебникова дело затянулось, то Г.А.Кривоносов договорился с руководством Астраханской газеты «Волга» поместить в этой газете, пока, статью о Владимире Алексеевиче за его и моей подписью.
Такая статья была написана и опубликована в солидном сокращении указанной газетой 6 октября 1965 г. в № 236 (13840) под названием «Он был защитником природы».
Приходится, видимо, запастись терпением и поджидать более благоприятных условий для положительного разрешения этого вопроса: тов. Кривоносов не теряет надежды на благоприятное завершение этого дела. С уважением, А.Дюнин, 27 апреля 1966 г. Баку.
из кн. Э. Радзинского "О любви к математике"
В годы Гражданской войны он скитался по стране, счастливый безбытностью, ожидая всемирного крушения собственности. Он жил тогда, как Диоген, и все его имущество в эти годы — мешок со стихами. С этим мешком он колесил в страшных тифозных поездах. Сколько раз во время набега банд в горящем вагоне исчезал этот мешок с великими рифмами. Но он доставал новый мешок — и вновь наполнял стихами...
Другой мешок он носил вместо одежды... мешок с дырками — для рук и головы. В этом наряде он объявился в двадцатом году на улицах раскаленного Баку, потом ушел в Иран вместе с солдатами. Именно тогда его прозвали Урус Дервиш (Русский Пророк).
И тогда же, в Баку, в душе поэта произошло странное совокупление поэзии и математики. От этого противоестественного объятия были рождены Хлебниковым «Законы Времени». И сухая математика свершила то, чего не смогла сделать даже поэзия: он стал до конца безумным. Теперь им властвовал Дионис. Он поверил, что нашел узду для Времени. Он готовился проникнуть в Космос. Он бродил по южному городу весь во власти формул. Он чертил их всюду: на земле, на пыльных мостовых, на обрывках декретов. И тогда же внезапно он исчез из Баку. В декабре неожиданно он объявился в Москве...
Самородова Ольга: Поэт на Кавказе
Шел 20-й год. Баку только что советизировался. К нам хлынули художники и поэты. Центром большинству из них казалась КавРОСТА, художественным отделом которой заведовал С. Городецкий. В качестве кого-то подвизался и Алексей Крученых.
В октябре или ноябре, прямо с вокзала, туда попал и Хлебников. Там его впервые увидела. Хлебников был назначен составлять лозунги и четверостишья для плакатов, а сестра была копиисткой плакатов. Кто ему устроил это место, я не знаю, но думаю, что С.Городецкий. Это давало ему паек, некоторый намек на жалованье, и больше ничего. С непокрытой спутанной гривой волос, бородатый, в замызганной ватной солдатской кацавейке, в опорках, сквозь дыры которых сверкали голые красные пятки, на босу ногу, появился Хлебников в КавРОСТА.
В руках вертел он скверную самодельную тросточку, был рассеян, замкнут, совсем не нарочит. Но вокруг себе распространял атмосферу некоторой неестественности и напряжения. Все эти подпитавшиеся и приодевшиеся художники и поэты, и «просто граждане» чувствовали себя неуютно рядом с лохматым, бородатым поэтом. Необычным казалось и зрелище такой внешней запущенности. За нею чудилось нечто ненатуральное, почти юродивое. Тем более что сам Хлебников был прост и равнодушен к этой стороне своей особы.
(продолжение воспоминаний О.Самородовой читайте по ссылке-названию)