1902 - 1985
Михаил Цезаревич Рабинович - советский художник, преподаватель пластической анатомии, автор учебников-пособий для художественных вузов „Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц“ и „Пластическая анатомия и изображение человека на его основах“, член Союза художников СССР.
Михаил Цезаревич Рабинович родился 28 июня 1902 г. в Баку в семье врача.
Отец - Цезарь Юльевич Рабинович (1870 – не ранее 1927). Врач.
Мать - Екатерина Моисеевна Дашевская.
В семье было трое детей: Эммануил, Михаил и Виктор.
В 1926 году Михаил Цезаревич окончил медицинский факультет Азербайджанского университета. Работал врачом-окулистом сначала в селе Бакинского района, позже в Баку.
Одновременно Михаил, который увлекался живописью еще со школьных лет, занимался живописью, пробовал себя в газетной карикатуре и рисунке. В 1925 г. он закончил Азербайджанскую Государственную Высшую Художественную Школу.
В 1931 году Михаил переехал в Москву, здесь он становится ассистентом кафедры анатомии в 1-ом медицинском институте, надеялся соединить профессию врача и художника:
«Хорошо рисующие анатомы были в то время на вес золота», писал он в последствии в своих записках.
В 1934 – 1937 гг. Михаил Цезаревич учился на курсах повышения квалификации художников-живописцев Московского художественного института.
После окончания курсов Михаил пробовал себя в агитационно-массовом искусстве.
Он автор агитационного плаката «Борьба против религии – борьба за социализм!!!» (1930). Этот плакат позднее вошел во все издания посвященные советским антирелигиозным плакатам.
В Москве Михаил Цезаревич познакомился с своей будущей женой Лидией Ивановной Сперанской, художником театра и кино, с которой ему суждено было прожить почти 50 лет. Дочь Марина родилась в 1948 году.
Участник Великой Отечественной войны. В 1942 г. Михаил Рабинович был призван в армию в Костроме. Михаил Цезаревич служил в качестве военврачом и закончил войну в Восточной Пруссии в звании капитана медицинской службы. Был награждён Орденом Красной Звезды.
Он продолжал рисовать и на фронте. Многие рисунки и одна большая композиция маслом, изображавшая операцию в медсанбате, хранятся в Военно-Медицинском музее в Санкт-Петербурге.
Позже Рабинович преподавал пластическую анатомию в художественных вузах.
«Таким образом мне удалось соединить в себе художника и врача — я преподавал анатомию, соединяя ее с рисунком.»
Одновременно Михаил Цезаревич публикует карикатуры на международные темы в «Крокодиле», «Рабочей Москве» и других периодических изданиях.
После войны Михаил Цезаревич много преподавал, в том числе, в Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), в Текстильном институте и в Художественно-Промышленном Училище им. Калинина. В свои лекциях он впервые соединил изучение анатомии и анатомического рисунка с рисованием живой натуры и ввел обучение объемному построению фигуры на анатомической основе.
В середине 50-х годов художник обратился к графике, вследствие чего в различных издательствах вышел ряд книг с его иллюстрациями («Рассказы о Дарвине» Корсунской, «Затишье» Цвейга, «Судьба человека» Шолохова).
В 1960 - 1970х годах художник обращается к пейзажам. С конца 70-х годов он выставлялся на выставках МОСХа, выставках ветеранов войны и некоторых др.
В 1983 году прошла персональная выставка художника в Москве в Центральном доме работников искусств.
Художник много экспериментирует, так возникают пейзажи, написанные стальным пером, тростниковой палочкой, спичкой («Пейзажи Праги» 1964 г.).
В 1970–1980-х годax Михаил Цезаревич создал множество иллюстраций, выполненных преимущественно тушью и пером, к произведениям Пушкина «Руслан и Людмила» и «Пиковая дама», Достоевского «Братья Карамазовы» и «Униженные и оскорбленные», Чехова «Каштанка», Вальтера Скотта «Квентин Дорвард», Дюма «Три мушкетера», Шекспира «Гамлет».
Михаил Цезаревич все чаще обращается к акварельному пейзажу на тему моря.
Во время частых приездов в Баку художник создал целый ряд пейзажей. Одной из любимых тем его работ был бакинский порт.
Вместе с женой, художником Л. И. Сперанской Михаил Цезаревич пишет натюрморты. Иллюстрации к произведениям любимых писателей Достоевского, Дюма, Шекспира и Вальтера Скотта были выполнены преимущественно тушью и пером.
Преподавая в художественном институте пластическую анатомию, М. Ц. Рабинович в 1978 г. написал и проиллюстрировал учебник «Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц».
В 1985 г. им была создан учебник „Пластическая анатомия и изображение человека на ее основах“.
Результаты исследований Михаила Цезаревича Рабиновича по пластической анатомии ценны тем, что он обладал знаниями врача-анатома и художника. М.Ц. Рабинович, как и В.А. Ватагин, в начале своей преподавательской деятельности в полной мере ощущал разобщенность науки и искусства, пока постепенно не освоил пластическую анатомию как единую изобразительную дисциплину. В пособии М.Ц. Рабиновича широко представлены иллюстрации: анималистических анатомических сквозных зарисовок, сделанные «методом объёмного анатомического построения фигур»; сравнительные зарисовки особенностей грудной клетки человека, льва, лошади, обезьяны и др. Высокое профессиональное мастерство анатома и художника не ограничивается изображением только человека и зверей, он рассматривает скелет птиц и земноводных.
Таким образом, результаты исследований М.Ц. Рабиновича в области объёмного анатомического построения, безусловно, расширяют подходы к проблеме повышения качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства по портретному и анималистическому жанрам.[1]
Михаил Цезаревич Рабинович скончался в Москве 30 апреля 1985 года.
Примечания:
Источники:
воспоминания внучки художника М.Ц. Рабиновича Анны Биеветски
ст. в Википедии "Рабинович Михаил Цезаревич"
сайт "Трамвай искусств", раздел "Советский плакат"
сайт "Соцреализм"
Бессмертный полк Москва. Книга Памяти