В мае 1922 года в Баку открылся Первый съезд трудящихся женщин Закавказья, куда собрались делегатки Грузии, Азербайджана, Армении, Дагестана. Горской республики, Кабарды. Из уездов Азербайджана и Баку было 133 делегатки, из них 71 азербайджанка.
Выступление заведующей женотдела Азербайджанской Коммунистической партии (большевиков) Цейтлин:
"...Советская власть разбила те вековые цепи, которыми была скована женщина Закавказья. Остается старое, но есть уже советские народные суды вместо судов Шариата. Остается калым, но есть законы, запрещающие куплю-продажу невест. В мае 20 г. при партийном комитете организовался женотдел в Баку — сердце Азербайджана. В феврале 21 — в Тифлисе. Месяцем позже, раньше — в зависимости от военных фронтов, женские отделы росли во всех республиках.
Трудна была обстановка работы, не хватало сил, почти не было работников, знающих местный язык. Приходилось на партийную работу брать беспартийных. Спешно организовывались курсы инструкторов, организаторов, посылались на учебу работники в партшколу.
Начинали с маленького, часто ощупью — работа новая, совсем на работу в русских условиях не похожая.
Работа наша дала результаты: в Закавказье нами организовано уже 40.000 женщин".
Список делегаток из Баку на Первом съезде
Первый беспартийный съезд женщин Закавказья
25 мая в Баку закавказским краевым комитетом РКП созывается 1-ый беспартийный съезд женщин Закавказья – Армении, Грузии и Азербайджана.
Такой съезд созывается впервые и коммунистическая партия придает этому съезду огромное агитационное значение в смысле пробуждения классового самосознания и при общения широких женских масс Закавказья к общественно-политической жизни.
Громадную, кропотливую работу пришлось проделать женотделам Закавказья, прежде чем создать этот съезд. Темную, забитую, невежественную, окутанную вековыми религиозно-бытовыми предрассудками женщину Закавказья нужно было пробудить от векового сна, указать ей самой на ее рабство и пробудить в ней стремление к раскрепощению.
Работа осложнялась еще тем, что женщины Закавказья разных национальностей говорили и понимали только свой язык, а работников, несущих им проповедь раскрепощения из их среды не было, а к русским работницам они относились недоверчиво, с боязнью. Вот тут то встал перед женотделами Закавказья вопрос, как найти работников из их среды, к которым они питали бы доверие и понимали бы язык. Пришлось путем отбора более сознательных женщин из разных национальностей наскоро готовить работников и уже через них нести проповедь освобождения женщин и привлекать их к Совет строительству, приобщая их постепенно к революционному пролетарскому движению рабочего класса.
Кроме того, особые экономические условия, ставящие женщину Закавказья в исключительное положение, требовали от женотделов специальный подход, особые методы и формы работы среди женских масс.
В то время, как женотделы РКП проводили свою работу уже среди организованных работников, занятых в производстве, женотделы Закавказья, должны были втянуть в производство женщин, занимающихся исключительно домашним хозяйством, рабынь своих властителей-мужей, женщин, находящихся под гнетом невежества и темноты, сидящих в 4 стенах, закутанных в чадрах.
Первые шаги в этом направлении были неуверенными, робкими, ибо работа среди женщин Закавказья была еще слишком нова и только на основании практических мероприятий можно было сделать соответствующие выводы и строить дальнейший план работы.
После целого года работы женотделов Закавказья и было создано первое краевое совещание завженотделами Кавказских республик, состоявшиеся 1 окт. 1921г. в Баку. Это совещание подытожило проделанный за год работу женотдела на Кавказе, сделало соответствующие выводы, установило формы и методы работы и уже более уверенными шагами женотделы принялись за работу.
Бак. раб. 17 мая 1922г.