Организационно мусульманская конституционная партия оформилась на II и III съездах "Иттифаги-Муслимин", состоявшихся соответственно в январе 1906 г. в Петербурге и в августе того же года в Нижнем Новгороде. На этих съездах были приняты программы и устав партии, написанные А.М.Топчибашевым.
В работе II съезда принимали участие от азербайджанского населения также врачи К. Карабеков и А. Ахундов. Разработанный съездом устав партии включал 23 пункта.
Согласно первому его пункту, в заселенных мусульманами губерниях России создавалось 16 районов, во главе которых стояли порайонные собрания.
На Кавказе центром такого района был Баку, в Крыму — Симферополь, в Нижнем Поволжье — Астрахань, Среднем Поволжье — Казань, в Туркестане — Ташкент. Порайонные собрания были обязаны подчиняться Всероссийскому съезду, а периоды между съездами — главному Совету.
С членов "Иттифаги-муслимин" по уставу предполагалось взимать взносы в размере от 50 коп. до 5 руб. Съезд должен был созываться ежегодно. На съезде была принята временная программа "Иттифаги-Муслимин", во многих пунктах совпадавшая с программой кадетов.
С ними же и было решено блокироваться на выборах в Государственную Думу. В резолюции по данному вопросу говорилось, что "в нынешней избирательной кампании ввиду краткости срока выборов в Г.Д. и ввиду заявлений делегатов-мусульман внутренних губерний, считаем более целесообразным действовать солидарно с конституционно-демократической партией."
Окончательный и дополненный вариант программы был принят на III съезде "Иттифаги-Муслимин", состоявшемся 16-21 августа 1906 г. В его работе участвовало 800 делегатов, принявших решение о создании Мусульманской конституционной партии и избравших ее Центральный Комитет."
В ЦК было избрано 15 человек, в основном это были выдающиеся представители казанской, крымско-татарской и азербайджанской либеральной интеллигенции, духовенства и городских властей. Среди них были И.Гаспринский, А.М.Топчибашев; редактор газет "Ульфет", "Тильмиз" — Рашит Ибрагимов; член ЦК кадетской партии, сотрудник газеты "Казан-Мухбири" и известный деятель тюркского возрождения Юсуф Акчурин; редактор-издатель "Казан-Мухбири" — Сеит Гирей Алкин и другие. Предполагалось образовать постоянное бюро партии из трех лиц, проживающих в Петербурге и получающих за свой труд вознаграждение.
На том же заседании съезд поручил ЦК рассмотреть программу партии, в основном одобренную II съездом. Комиссия ЦК рассмотрела программу и вынесла решение пока принять ее как руководящие правила (ввиду невозможности обсуждения 75 пунктов программы на многолюдном съезде - И.Б.) для учреждаемого в Петербурге ЦК с постоянным бюро.
Как отмечалось выше, программа партии в своей общеполитической части совпадала с кадетской. В вопросах государственного устройства, говорилось в программе, партия стоит за конституционную парламентскую монархию с однопалатной системой народного представительства, избираемую по 4-х членной формуле (в том числе наделение женщин избирательными правами). Министерство, назначенное монархом, должно быть ответственно перед народным представительством.
В области местного самоуправления, согласно статье 30 программы, все местные дела, включая полицию и внутреннюю безопасность, должны быть целиком переданы местным административным органам. Лучшим учреждением для осуществления этого признавались земства, чьи права должны были быть расширены.[40]
Экономическая часть программы также была выдержана в кадетском духе. §7 программы признавал "неприкосновенность собственности". В аграрном вопросе признавалось "необходимость увеличения площади землепользования путем принудительного отчуждения всякого рода земель вплоть до частновладельческих с вознаграждением, выдаваемым по справедливой, не рыночной цене".
Повторялись пункты кадетской программы и в рабочем вопросе. Говорилось о необходимости определить максимальный предел рабочего дня, хотя он в программе не уточнялся.
В то же время в программе получили отражение специфические требования мусульман России. Это касалось прежде всего осуществления действительного равноправия всех народов России, в том числе и мусульман, и фактического осуществления начал политической и гражданской свободы, возвещенных Манифестом 17 октября.
Статьи 46-53 программы выдвигали также требование о реорганизации системы школьного образования и необходимости обучения в начальных школах на родном языке, издание газет и журналов на национальном языке и т.д., т.е. осуществление начал национально-культурной автономии.
Особое внимание было уделено в программе вопросам религии и выдвинуты требования предоставления всем мусульманам России права свободного отправления религии ислама, строительство мечетей и медресе и пр. Выражался протест против проводимой правительством политики русификации мусульман.
На III съезде была принята резолюция о межнациональных столкновениях в Закавказье, которая призывала всех духовных и светских лидеров края во имя человеколюбия и общности интересов всех народов России в освободительном движении прекратить взаимную распрю и содействовать установлению разумной жизни на началах гражданской и политической свободы.
Таковы были основные программные требования Мусульманской конституционной партии, которая после роспуска I Государственной Думы заявила о своем отделении от кадетской партии. Это заявление было сделано в Москве 23 ноября 1906 г. на заседании ЦК партии. На этом заседании в устав были внесены некоторые изменения, сближавшие его с программой возникшей тогда более правой Партией мирного обновления. Целью партии провозглашалось "проведение в жизнь начал конституционного строя".
Некоторое поправение партии проявилось и в том, что в окончательном варианте программы "Иттифаги-Муслимин" не оговаривался, как у кадетов, вопрос об областной автономии. Требования самоуправления ограничивались лишь введением земства.
На III съезде Мусульманской конституционной партии, был создан Комитет из представителей ЦК, который должен был заниматься вопросами легализации партии и предвыборной агитацией. Однако, несмотря на весьма умеренный характер требований программы партии, правительствующий сенат дважды отклонял ходатайство о ее легализации. Предлогом для отказа, по словам газеты "Бакинский день", послужил пункт устава партии о проведении в жизнь начал конституционного строя, который был полностью заимствован из устава легализованной партии мирного обновления.
Мусульманская партия фактически существовала полулегально. Несмотря на неоднократные попытки ее представителей открыть отделения партии в Баку, оно так и не было учреждено. Причиной этого явилась индифферентность так называемых "почетных" граждан города, представлявших верхние слои общества и не явившихся на созванное по этому поводу собрание, хотя программа Союза была одобрена и утверждена ими еще до II съезда.
В связи с этим, газета "Прогресс" издаваемая Ахмедбеком Агаевым, писала в своей передовице: " Все это результат игры в политику, в "народничество", которая доминирует среди бакинских мусульман, представленных всегда кучкой "почетных", кучкой демагогов, являющихся господами времени и положения... Отсутствие представителя г.Баку во II Государственной Думе..., нежелание г.Баку участвовать во Всероссийском союзе мусульман — все это сплошной позор для кавказских мусульман и для бакинских в частности."
Фактически не имея оформленных местных отделений, Мусульманская Конституционная партия просуществовала недолго. После 1908 г. сведений о ее деятельности, как партии, не имеется.
Основная работа партии сводилась к руководству и направлению деятельности Мусульманской фракции Государственной Думы. Многие из членов и лидеров партии были депутатами Думы и принимали активное участие в ее деятельности, руководствуясь программой Союза и решениями его съездов.
21 августа 1909 г. в Нижнем Новгороде было проведено собрание мусульман, где был заслушан отчет о деятельности мусульманской фракции Государственной Думы. На собрании присутствовали, кроме А.М.Топчибашева, и делегаты от Шемахи и Сальян И.Вейсов, Х.Салагов, А.Ахундов, Ю.Везиров. Было принято решение создать при мусульманской фракции Бюро во главе с Топчибашевым и К.М.Тевкелевым и обеспечить его материально.
С целью разъяснительной работы среди населения, а также сбора материалов для докладов и законопроектов К.М.Тевкелев и А.М.Топчибашев направились по заданию Бюро в города с мусульманским населением — Оренбург, Уфу, Тюмень, Екатеринбург, Пермь и пр.
Четвертый съезд мусульман России состоялся в июне 1914 г. в Петербурге. Он был созван по предложению мусульманской фракции Думы, разославшей приглашения видным представителям российского мусульманства. Председателем съезда был избран К.М.Тевкелев, товарищами его — А.М.Топчибашев и И.Ахтямов.
Основным вопросом повестки дня съезда была реорганизация духовных учреждений мусульман. От имени азербайджанских мусульман выступил М.Ю.Джафаров, отметивший вредность государственного вмешательства в религиозные дела и указавший на необходимость учреждения единого для всех мусульман России духовного правления.
Аналогичное решение было принято и съездом. Это был последний дореволюционный мусульманский съезд. Следующий состоялся лишь в апреле 1917 г. в совершенно новых исторических условиях.
Источник:
ЗДЕСЬ