В начале 20-х гг. среди архитекторов и художников возникло направление, которое получило название «конструктивизм». Его инициаторы считали, что в современных условиях художник должен вкладывать свой талант не в создание единичных предметов искусства (картин, скульптур), а в разработку художественных форм вещей, которыми пользуются миллионы людей (книги, мебель, одежда, посуда, автомобили, станки и т. п.); они считали, что задача художника не изображать предметный мир, а создавать, «конструировать» его - отсюда термин «конструктивизм».
Но конструктивизм получил развитие главным образом в архитектуре. "В архитектурном облике построенных в те годы жилых и общественных зданий ощутимы общие тенденции. Одна из них - решительный отказ от всего прошлого и поиск нового.
Широкое распространение в те годы получило направление, получившее наименование конструктивизма, девизом которого было "экономика, польза, красота". Конструктивизм опирался на лаконизм форм, использование огромных технических и эстетических возможностей железобетона.
Увлечение конструктивизмом в Баку привело к созданию его местной разновидности - "бакинского конструктивизма".
Возможности применения железобетона в массовом строительстве были крайне ограничены - металл и цемент в то время являлись остродефицитными материалами и поэтому строили не из железобетона, а "под железобетон". Почти все здания построенные в Баку в период коструктивизма в конце 20-х и начале 30-х годов выполнялись из местного камня "гюша" с последующим оштукатуриванием под фактуру бетона.
Среди наиболее характерных общественных зданий того времени следует отметить комплекс зданий электрической железной дороги, Дворцы культуры, Дворец печати, гостиницу "Интурист", здания физиотерапевтической больницы, спортивного общества "Динамо", Госбанка, фабрики-кухни и некоторые другие.
В Баку в конце 1920-х годов реализован уникальный конструктивистский градостроительный проект - спроектирован и построен жилой поселок Арменикенд (в последствии пос. им. Шаумяна - пос. им. Мамедъярова).
Создание же на месте былого Арменикенда крупного нового поселка, застроенного светлыми жилыми корпусами, преследовало цель большого градостроительного и архитектурного масштаба. Связанный трамвайными линиями с прибрежной частью Баку, Арменикенд быстро превратился в один из основных районов города.
То было началом освоения климатически наиболее благоприятной обширной территории Нагорного плато.
Планировка района рационально использовала идею создания магистральных бульваров, намеченных еще в дореволюционных проектах.
Архитектурная организация жилого массива учитывала специфику бакинского климата — летнюю жару и силу нордов, господствующих в «розе ветров» города.
Благоустройство не ограничивалось хорошим оборудованием квартир с обязательным сквозным проветриванием и правильной ориентацией жилых помещений.
Тщательно продумана организация и озеленение внутриквартальных пространств, где размещаются детские учреждения, площадки для отдыха и спортивных игр.
В архитектурном же строе самих зданий преобладают горизонтальные членения, характерные «градусники» остекления лестничных клеток, несложные рисунки оконных проемов, балконов и других элементов.
Приемы эти отразили, с одной стороны, стремление к ясности конструктивной схемы и максимальной экономии средств.
Одновременно в них ощутима дань увлечению формальными приемами конструктивизма, преобладавшими в архитектуре той поры.
Различие представлений о тенденциях архитектурного развития в 1920-х — середине 1930-х годов отчетливее всего сказалось во внешнем облике ряда крупных общественных и культурно-бытовых зданий.
В застройке города принимало участие немало виднейших зодчих и градостроителей страны — братья Л., В. и А. Веснины, А. Щусев, Л. Ильин, В. Семенов, Л. Руднев, А. Иваницкий, Г. Тер-Микелов и ряд других, менее известных.
Это были преимущественно представители того поколения русских зодчих, художественная индивидуальность которых сложилась еще до революции. Однако Октябрьскую революцию они не только приняли, но и отдали все свои знания, опыт, мастерство и талант победившему народу.
Здания, построенные этими мастерами в Баку, не просто заняли заметное место в пейзаже города, влияя на процесс архитектурного формирования различных его районов, но во многих случаях служили своего рода эталонами высокой архитектурно-строительной культуры.
Это было, кстати, особенно важно именно в те годы, когда в республике впервые приступили к подготовке квалифицированных архитектурных кадров.
Нет надобности, да и невозможно останавливаться на архитектуре множества построенных в эти годы зданий.
Целесообразно выделить лишь те, которые по-прежнему занимают немаловажное место в облике современного Баку и которые наиболее показательны для характеристики творческих позиций и тенденций, проявившихся в тот период.
В Черном городе, Сураханах, на Баилове, в Завокзальном и других районах города, включая его центральную часть, и поныне видное место принадлежит таким зданиям, как Дворцы культуры (бр. Веснины), гостиница «Интурист» (А.Щусев при участии арх. Н. Яковлева и И. Француза[1]), Дворец печати (С. Пэн), Госбанк и Физиотерапевтический институт имени С. М. Кирова (Г. Тер-Микелов), родильный дом (С. Дадашев и М. Усейнов), Дворец спортивного общества «Динамо» (К. Сенчихин).
Здания эти нередко, и не без основания, именуют «конструктивистскими», подчеркивая, однако, не столько целостность концепций, положенных в основу их архитектурного замысла, сколько более или менее удачно примененные формальные приемы конструктивизма.
До известной степени их роднит логика пространственных решений, четкость функциональной организации внутреннего пространства, рациональность использования территории.
«Внешности» же сооружений присуща лаконичная, достигнутая скупыми средствами выразительность, тектоническая правдивость архитектурных форм, лишенных какого-либо наружного убранства, смелое введение сравнительно новых для Баку материалов и приемов строительства — железобетон, стекло, стандартные элементы и т. п.
Новое в художественной образности большинства из упомянутых зданий несло в себе стремление ответить функциональному назначению тех сооружений, которые были порождением советского времени, соответствовать коренным образом изменившимся условиям эксплуатации ранее сложившихся типов зданий.
Отсюда особая динамичность пространственных композиций — симметричных или асимметричных — в зависимости от особенностей участка.
Отсюда же — свобода внутренней планировки, обилие гладких бетонных и стеклянных плоскостей, прихотливая форма световых проемов, опорные столбы первого этажа.
Все это позволяет говорить и о стремлении по-своему откликнуться на общее увлечение современными веяниями.
Очень важно при этом, что архитектура подавляющего большинства зданий обладала своей индивидуальностью, определявшейся, в первую очередь, «почерком» зодчего.
В этом отношении особенно наглядно сопоставление Баиловского и Черногородского Дворцов культуры, построенных братьями Весниными.
Трудно переоценить общественно-политическое значение этих сооружений, подлинных очагов новой социалистической культуры, созданных непосредственно в нефтепромысловых районах, недавнее состояние которых читателю памятно.
Архитектурно-художественная концепция авторов, характерная, кстати, и для других их работ, ясна.
Она четко сформулирована в авторском творческом кредо, которое сложилось в советские годы и которого они неизменно придерживались, независимо от объема и характера проектируемых сооружений — «в архитектуре идти в ногу со строителями новой жизни, своим трудом содействовать, укреплять завоеванные позиции, разрешать новые проблемы, выдвигаемые жизнью».
И все же дворцы эти очень индивидуальны. Композиция архитектурных масс определялась логикой объемно-пространственного решения, более живописного на Баилове и более строгого в Черном городе.
В основу внутренней планировки обоих дворцов положено четкое разделение функционально связанных помещений — зрелищных, клубных и т. д.
Логика связи внутренних объемов нашла свое внешнее выражение в архитектурном строе фасадов.
Как и во многих подобных сооружениях, примерно одновременно строившихся в крупнейших промышленных городах страны, главным образом в рабочих районах, художественный облик их, как правило, был навеян формами фабрично-заводской архитектуры.
Формы эти были подчас не просто лаконичными, а подчеркнуто оголенными, лишенными каких-либо конструктивно неоправданных элементов.
Правда, суховатость внешнего облика бакинских Дворцов культуры несколько смягчают удачно размещенные открытые веранды. Они масштабны, композиционно интересны и не лишены привлекательности.
На эстетико-архитектурный характер дальнейшей застройки своего окружения дворцы существенно не влияли. Но последующие работы по реконструкции и благоустройству районов все же не могли не учитывать планировочно-организующего значения этих зданий.
В здании Госбанка небольшой входной портик обращенного к проспекту С. М. Кирова фасада вырисовывается на глади бетонной поверхности и характерных вертикальных полос остекления лестничной клетки, которую, по авторскому замыслу, должны были оттенить широкие полосы тематических барельефов.
Боковой фасад — по улице Низами — представляет характерное чередование остекленных лент горизонтальных окон с темно-серыми полосами оштукатуренного бетона. Строгого рисунка портик ведет в главный операционный зал. Его интерьер превосходно найденных пропорций также лишен каких-либо элементов декора.
Пространственная ее композиция определилась необходимостью акцентировать поворот основной прибрежной магистрали — проспекта Нефтяников.
Внутренняя структура здания нашла свое пластическое выражение в контрасте большого объема двусветного ресторанного зала с обращенной к морю просторной террасой и непосредственно гостиничной части здания.
Со времени строительства окружение гостиницы резко изменилось. Продолжена полоса находящегося напротив прибрежного бульвара. На его территории построены летний кинотеатр с тяжеловатым портиком, несколько претенциозно «современное» здание шахматного клуба и большой остекленный клуб выставочного павильона.
Рядом с ранее существовавшими крупным жилым домом в «ренессансных» формах (нач. ХХ в.) и «ориентальным» зданием электрической подстанции, на стыке проспекта Нефтяников с Чкаловским переулком и широкой лестницей, ведущей в Нагорный парк, возник теперь просторный сквер с большим бассейном.
Центр бассейна подчеркнут скульптурой Бахрам-Гура (скульпторы В. Мустафаев, Г. Суджединов, Д. Рустамов). Этот полулегендарный герой «Семи красавиц», одной из поэм «Пятерицы» Низами Гянджеви, изображен в единоборстве с драконом.
К скверу и прилегающему отрезку проспекта обращен эффектный жилой дом, привлекающий внимание излишней декоративной насыщенностью фасада и объемно закрепленным углом, а левее от него расположен небольшой павильон станции фуникулера.
Все же и сейчас здание гостиницы «Интурист» не утратило своего градостроительного значения, обусловленного превосходно избранным местом, характером подчеркнувшей его пространственной композиции и хорошо найденными членениями строгих архитектурных масс.
Отметим, что принципы проектирования «Интуриста» были повторены А. Щусевым при строительстве гостиницы в Батуми, так же как повторялись стандартные элементы Дворцов культуры бр. Весниных, своеобразно предваряя последующие тенденции по созданию типовых проектов и индустриализации методов строительства.
Как легко судить по упомянутым сооружениям, тщательно учитывая технологическую специфику и особенности локальных условий строительства, братья Веснины, А. Щусев, Г. Тер-Микелов и, как мы увидим в дальнейшем, ряд других приезжих и местных архитекторов в общем относились безразлично в эти годы к проблеме использования национального архитектурного наследия.
В подобных же принципах функциональной оправданности плановых решений и конструктивной логики подчеркнуто обнаженных архитектурных форм в эти годы были построены фабрика-кухня на Баилове (архитекторы С. Дадашев и М. Усейнов), впоследствии переоборудованная в лечебницу, здание спортивного общества «Динамо» (архитектор К. Сенчихин, впоследствии надстроено), Дворец культуры работников советской торговли около площади 26 бакинских комиссаров (архитектор И. Никитин), фабрика-кухня в Сабунчах и большое количество других довольно крупных сооружений различного назначения, и поныне занимающих приметное место в ряде районов города.
Среди них следует выделить здание Дворца печати (архитектор С. Пэн), в архитектуре которого конструктивистские приемы выявлены наиболее ярко. Здесь удачно использован перепад рельефа, хорошо организован и четко продуман план, в котором учтены все многообразные функции здания — от непосредственно производственных до общественных.
В архитектурном своеобразии Дворца печати немалую роль сыграла и тенденция к условной изобразительности."
Л.С.Бретаницкий "Баку: Архитектурно-художественные памятники."
Очень советуем посмотреть нашу статью об интереснейшем фотоальбоме с комментариями Эльчина Алиева "Архитектура Баку эпохи конструктивизма:1920-1930 годы ХХ века"
Баку. Черный город. Здание ДК Шаумяна.[1]
Баку. ДК на Баилов[2]
Баку. ДК в Сураханах [3]
Благодарим архитектора Эльчина Алиева за предоставление фото из его архива для публикации на нашем сайте.
Источники:
Л.С.Бретаницкий "Баку: Архитектурно-художественные памятники. Художник Я.М.Яшок, фотографии выполнены И.А.Рубенчиком. (Л.: Искусство, 1965)
Эльчин Алиев "Архитектура Баку эпохи конструктивизма:1920-1930-е годы XX века". Баку, 2013
© При использовании материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"(www.ourbaku.com) ОБЯЗАТЕЛЬНА!