1907—1973
Ада Цодикова - Горфинкель
Когда в 1955 году меня, семилетнюю девочку с смешными косичками, прослушали и приняли в 1-ю музыкальную школу по классу скрипки, директором школы была Фатьма ханум Зейналова. В моих детских воспоминаниях сохранился облик немолодой уже женщины, невысокого роста, скорее полной, чем стройной, с гладко зачёсанными тёмными волосами, разделёнными на прямой пробор. Не припоминаю, чтобы она вела классы. Скорее, занималась чисто административной работой. Впрочем, могу и ошибаться. Мы её знали просто по имени: Фатьма ханум. Так и осталось в моей памяти. С тех пор прошло много лет. И мне захотелось побольше разузнать об этой тихой скромной женщине, при которой царил порядок и благоговейное отношение к музыке в нашей школе. Располагалась она на первом этаже общеобразовательной 18 школы в старом районе Баку на Шемахинке и занимала лишь небольшой сегмент первого этажа.
Долгое время я была уверена, что номер школы указывает на то, что она была самой первой среди множества других музыкальных школах в Баку. Однако, это было заблуждением. Ещё в 1896 году стараниями выпускницы Московской консерватории Антонины Николаевны Ермолаевой в Баку была открыта частная музыкальная школа. После прихода советской власти в Азербайджан, выдающийся деятель музыкальной культуры Востока Узеир Гаджибеков представил доклад в Азербайджанский комиссариат народного просвещения о необходимости создания в республике высшего учебного заведения музыкальной направленности. 21 августа 1921 года была основана консерватория. В 1931 году в АГК организуется детская музыкальная группа из 60-ти учеников. В 1937-1938 учебном году при консерватории начинает функционировать музыкальная школа, и «Группа юных талантов», поступившая в только что созданную центральную музыкальную школу, составляет ее костяк. Койкяб ханум Сафаралиева назначается директором этой школы. В том же году открывается музыкальная школа при Бакинском Доме офицеров, которую возглавил профессор Г.Г.Шароев.
В 1961 году десятилетняя музыкальная школа получает новый статус и школа переименовывается в "Среднюю специальную музыкальную школу". В этот же год школе было присвоено имя корифея азербайджанского вокального искусства Бюль-бюля. Десятилетняя система образования заменяется 11-летним обучением. А в Баку, одна за другой, открываются музыкальные школы семилетки для огромного количества детей, желающих обучаться музыке.
Через два года после открытия специальной музыкальной школы, 1 сентября 1940 года на основании приказа №223/147 комитета по делам культуры Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР в Баку была создана детская музыкальная школа № 1. Фатьма ханум Зейналова была назначена заведующей открывшейся школы и оставалась ею на протяжении многих послевоенных лет.
Перед тем, как Фатьма ханум стала директором музыкальной школы в Баку, она работала в школе в городе Шуша. Это была первая музыкальная школа в Азербайджане и открылась она задолго до первой школы в Баку, в 1933 году. Молодая талантливая ученица Узеира Гаджибекова вела в школе теоретические предметы. Вполне вероятно, что и родилась она в этом замечательном городе, который был родиной многих великих азербайджанцев, таких, к примеру, как выдающиеся певцы Хан Шушинский, Бюль-Бюль, Рашид Бейбутов, композитор Ашраф Аббасов и многие другие. Там же, вскоре после своего рождения в 1885 году, жил и основоположник современного профессионального музыкального искусства Узеир Гаджибеков. Шуша играла для Закавказья роль консерватории – писал знаток музыки народов Кавказа В. Д. Карганов.
В поколении музыкантов, воспитанных Узеир беком, Фатьма ханум была одним из первых музыковедов в истории азербайджанской музыки. Горячо любя музыку и искусство, она посвятила свою жизнь развитию профессионального музыкального образования в Азербайджане. Занималась педагогической и методической работой, на основе которой вместе со своей коллегой Фатмой Самедовой создала учебник "Сольфеджио на основе азербайджанских ладов", предназначенный для воспитания детей на основе национальной музыки.
С большоей любовью и уважением вспоминает о Фатьме ханум популярный азербайджанский композитор Октай Зульфугаров. "Директором музыкальной школы в то время была Фатьма Зейналова - ученица великого Узеира Гаджибейли, которая соединяла в себе высокие человеческие качества с вызывающим уважение профессионализмом."
По воле судьбы, своё музыкальное образование будущий композитор начал довольно поздно, ему было уже 16 лет. Это была мечта его мамы видеть сына музыкантом. И сын, наконец, решил осуществить мечту любимой матери. Председатель комиссии Фатьма ханум была конечно удивлена необычно высоким возрастом парня, но почувствовав его искреннее желание стать музыкантом, допустила к приёмным экзаменам. Время было послевоенное. Бакинцы питались скромно. "Никогда не забуду, - продолжает свои воспоминания Октай Зульфугаров, - с каким удовольствием я ел обычную похлебку, уху и кусочек черного хлеба - комплексный обед, который выдавали в ресторане гостиницы "Интурист" по специальным талонам. Мне такой талон подарила (для того времени царский дар!) неравнодушная к проблемам своих учеников Фатьма ханум Зейналова - ее роль в моей жизни неоценима!" Маленький, но выразительный штрих к портрету музыкального деятеля и педагога Фатьмы ханум!
Слова «ее роль в моей жизни неоценима!" могли бы многие выдающиеся азербайджанские музыканты с полным правом сказать о себе. И в их числе композитор, ученый-музыковед и педагог Ашраф Аббасов.
Среди событий, характеризующих искренний интерес ученицы Узеира Гаджибекова к судьбам своих подопечных, которым она могла оказать любую посильную ей помощь, есть такой эпизод.
В 1923 году c целью сбора фольклора для своей будущей оперы «Шахсенем» в Баку приезжает профессор Московской консерватории Рейнгольд Морицевич Глиэр. С небольшим перерывом он живёт в Баку до 1934 года и Фатьма ханум, преподававшая в 30-ые годы прошлого века в Шушинской музшколе, изыскивает возможность представить первые сочинения своего даровитого четырнадцатилетнего ученика Ашрафа Аббасова (которому преподавала теорию музыки), столь авторитетному композитору.
Р. Глиэр, с интересом прослушав созданные молодым шушинцем мелодии для тара, дал несколько советов и выразил уверенность в успешном будущем юноши. И тогда Фатьма ханум решила представить талантливого мальчика Узеиру Гаджибекову. По просьбе и рекомендации Фатьмы ханум Узеир Гаджибеков, ознакомившись с ранее присланными ему фортепианными миниатюрами юного шушинца, пригласил Ашрафа переехать в Баку, чтобы получить музыкальное образование. «Этот факт и определил дальнейшую судьбу в будущем народного артиста Азербайджана, профессора Ашрафа Аббасова". (О. Зульфугаров)
Автор многих оркестровых и инструментальных произведений, Ашраф Аббасов стал первым в Азербайджане кандидатом искусствоведения в области музыкознания. Его балет «Чернушка» был любимым произведением для детей.
Свою деятельность в оказании помощи молодым талантам Фатьма ханум Зейналова продолжала всю жизнь. Уже будучи директором 1-й музыкальной школы в Баку, Фатьма ханум обратила внимание на талантливую девочку Альвину Вайман (впоследствии, в замужестве, Альвина Листенгартен). После окончания музыкальной школы, Альвина блестяще училась на дирижёрско-хоровом отделении Бакинского Музыкального училища имени Асафа Зейналлы. Но девушка не пропала из поля зрения директора музшколы Фатьмы ханум и была приглашена ею организовать и возглавить детский хор в школе. Так в 1957 – 1958 в 1-й музыкальной школе возник детский хор. Один из девяти, созданных Листенгартен в течение следующих сорока лет, вплоть до её отъезда из страны.
Альвина Листенгартен, мастер хорового дирижирования, воспитала более двухсот студентов и высококвалифицированных специалистов, многие из которых работают в настоящее время на руководящих постах в музыкальных коллективах России, Азербайджана и за рубежом.
Прекрасные всходы дал учительский труд и поистине материнское отношение к своим ученикам замечательной Фатьмы ханум Зейналовой, директора школы №1 в Баку.
Обычно, заканчивая подобную статью о выдающихся личностях, пишут о семье и последних годах жизни этого человека. К великому сожалению, автор статьи не располагает подобными сведениями. И за давностью лет (прошло более ста лет!) вряд ли сможет найти современников Фатьмы ханум Зейналовой.
Фатьма ханум Зейналова прожила недолгую, но насыщенную жизнь, посвятив себя своим ученикам и развитию музыкального искусства в Азербайджане. Её заслуги отмечены в электронной энциклопедии Узеира Гаджибекова и вспоминаются с благодарностью многочисленными учениками.