1916 - 2005
Адиля Гаджиага гызы Гусейнзаде родилась 28 апреля 1916 года в Баку.
Зумруд Дадашзаде
профессор, заслуженный деятель искусств Азербайджана
МИР ТРЕПЕТНЫХ ОЩУЩЕНИЙ АДИЛИ ГУСЕЙНЗАДЕ
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто слыша эту расхожую чеховскую фразу, я неизменно думаю об одном человеке – личности поистине легендарной, композиторе, педагоге Адиле ханум Гусейнзаде, являющий редкий пример органичного сочетания красоты внешней и внутренней.
У нее было прекрасное одухотворенное лицо с чуть широко поставленными большими бездонными, лучистыми глазами, c высокими бровями дугой. Неброская, строгая, но очень благородная красота. Одевалась она изысканно, со вкусом, отдавая предпочтение классическому стилю, умела внести в костюм определенную изюминку, ненавязчиво дополнив его каким-либо аксессуаром.
Напрочь лишенная прагматизма, тщеславия, эгоизма, она была бесконечно добра, скромна (по выражению Тофика Кулиева, «скромна до неприличия»), излучала позитивную энергию, свет, щедро одаривая всех любовью, теплом, сердечностью.
Ее суждения неизменно отличались стройностью, логичностью. Даже будучи в преклонном возрасте, она поражала меня меткостью оценок того или иного события, будь то из мира искусства или политической, общественной жизни.
Адиле Гусейнзаде суждено было стать первой женщиной-азербайджанкой, получившей профессиональное композиторское образование. На ее плечи выпала сложная миссия: в тяжелые годы становления азербайджанской композиторской школы она, умело преодолевая сложившиеся стереотипы, всевозможные подводные рифы, не спеша, но верно шла к поставленной цели, добиваясь убедительных творческих результатов, оставивших след в истории национальной музыки.
Жизненный путь Адили ханум отнюдь не был устлан розами. Родилась она в Баку, в старой части города, где прожила бòльшую часть своей жизни. Вековые крепостные стены, величественные памятники, непритязательные разновысотные домишки, бесконечный лабиринт из узеньких улочек - дух вечности, царивший в Ичери шехер, наложил отпечаток на характер А.Гусейнзаде - несуетный, цельный, сочетающей деликатность, чуткость и твердую волю, незыблемость жизненных принципов. Пиетет перед традицией, любовь к старине, восторженное отношение к истории, культуре своего народа Адиля ханум пронесла через всю свою жизнь.
Первый жестокий удар судьбы пришелся на 1937 год. Самые близкие, дорогие ей люди – отец, мать, две сестры, брат из-за наличия иранских паспортов в одночасье были высланы по ту сторону Аракса. А Адиля ханум - к тому времени мать двоих детей - осталась с мужем в Баку. И эта чудовищная, нелепая разлука продлилась не одно десятилетие. Лишь в начале 60-х годов минувшего века, в период хрущевской оттепели, состоялась долгожданная встреча с горячо любимой матерью Зейнаб, а еще три десятилетия спустя - с младшей сестрой Шафигой. Кстати, с сестрами Адили ханум мне довелось встречаться в Тегеране: обе они – Хадиджа ханум Бехбуди и Шафига ханум Сидги были авторитетными музыкантами, преподавали фортепиано…
Не сразу определилась А. Гусейнзаде с призванием. В извечной борьбе физики c лирикой - а Адиля ханум учась в музыкальной школе, проявляла интерес и к точным наукам - вначале победу одержала физика. В 1929 году она поступает в индустриальный техникум, продолжив далее образование в индустриальном институте (ныне Азербайджанская Нефтяная Академия), который успешно оканчивает с дипломом инженера-технолога. Но непреодолимая, год от года усиливающаяся тоска по музыке побудила Адилю ханум к решительным действиям.
Отбросив природную скромность, застенчивость, А. Гусейнзаде приходит в 1942 году в консерваторию к самому Узеиру Гаджибейли и раскрывает перед ним свое сокровенное желание: «Жить без музыки не могу. Хочу стать певицей».
Оперативно созванная комиссия из специалистов незамедлительно выносит свой позитивный вердикт. Больше всех же рад Узеирбек, ведь у молодой студентки редкой красоты меццо-сопрано. Обучение вокалу А.Гусейнзаде начала в классе легендарного Бюль-Бюля, который вскоре станет интерпретатором первых композиторских опусов своей ученицы.
К решению заняться композицией подтолкнул случай: как-то раз проходя мимо кабинета Узеирбека, Адиля ханум в приоткрытую дверь увидела симпатичную смуглую девушку, которая наигрывала мэтру неведомую музыку, а он внимательно слушал ее, делая какие-то замечания. Как выяснилось, это был урок по композиции с Агабаджи Рзаевой. Адиля ханум была поражена: «Как, а разве женщина может быть композитором?»
Это открытие, подобно грому среди ясного неба, потрясло ее. Придя домой, Адиля ханум перечитала огромное количество стихотворных текстов, остановившись на проникновенных строках Исмаила Солтана о любви, как бесценном даре, пронесенном сквозь бури и грозы военного лихолетья, согревающим душу, несущим надежду, веру…
Не сразу решилась Адиля ханум показать эту свою песню с красивым названием «Yadigar» («Твой дар») боготворимому ею Узеирбеку. Стояла за дверью, пока ее силком не втолкнула в кабинет Шовкет Мамедова - первая азербайджанская оперная певица, народная артистка СССР. Внимательно прослушав музыку, мэтр оценил естественность мелодического рисунка, изящество фортепианного аккомпанемента, неподдельную искренность чувств и … тут же зачислил ее в свой класс.
В разработанном им самим курсе Узеирбек особое значение придавал тщательному освоению закономерностей строения азербайджанских мугамов. На каждом уроке в мастерском исполнении тариста Мирзы Мансура эти мугамы прослушивались и такт за тактом фиксировались нотами. Затем глубоко усвоенный мугам становился основой того или иного сочинения студента. Не отсюда ли тонкое преломление особенностей азербайджанской музыки, ее структурных, ладоинтонационных свойств, образно-эмоционального строя в произведениях А.Гусейнзаде?
У.Гаджибейли стремился привить всем своим студентам интерес к творческим поискам, призывал их к активной позиции в музыкальном искусстве. По его настоянию, накануне празднования 800-летнего юбилея Низами на основе газелей гениального поэта многие молодые композиторы написали романсы, среди которых своей мелодической свежестью, эмоциональной глубиной, естественностью ладовых отклонений, чутким отношением к ритму стиха выделялся и романс А. Гусейнзаде «Vəslin həvəsi» («Жажда встречи»). Кстати, с ним связано трогательное семейное воспоминание: отец Адили ханум, жадно ловивший вести с Родины, услышав по радио этот романс в задушевном исполнении Бюль-Бюля, был растроган до слез, горд и безмерно счастлив. А спустя несколько дней его не стало…
Когда был объявлен конкурс на создание гимна республики, У.Гаджибейли, верный своим педагогическим принципам, и тут призвал своих студентов к творческой активности. «Всем было ясно, что автором гимна должен быть никто иной как Узеирбек, - вспоминала позже Адиля ханум. – Каков же был смысл привлечения нас в состязание, исход которого не вызывал никакого сомнения? Мне кажется, что мудрый наставник экзаменовал нас, заставляя испробовать силы в еще одном - новом жанре музыки. Кроме того, великий Узеирбек относился к своим студентам как к коллегам, не проводя различий между ними и собой».
Постепенно процесс сочинительства, воплощения в музыкальных звуках разнообразнейших жизненных, художественных впечатлений полностью захватывает Адилю ханум. После кончины Узеира Гаджибейли, она продолжает обучение в классе замечательного мастера профессора Б.И.Зейдмана, не переставая шлифовать свое мастерство. В 1953 году она оканчивает Азербайджанскую Консерваторию, став первой азербайджанкой, получившей диплом композиторского факультета. Но как минимум один факт ее краткой карьеры вокалистки навсегда останется в истории искусства Азербайджана. Речь идет о всемирно известной экранизации оперетты У.Гаджибейли «Аршин мал алан» 1945 года, в которой вокальную партию Аси исполнила Адиля ханум. «Никогда не забуду слов одобрения, прозвучавших из уст самого Узеирбека после общественного просмотра этого фильма, – вспоминала Адиля ханум. - Выждав паузу, мэтр в свойственной ему чуть шутливой манере сказал: «А больше всех мне понравилось пение Аси»,- тем самым разрядив напряженную атмосферу».
Творческое наследие А. Гусейнзаде разнообразно по представленным жанрам. Характерно ее обращение к крупным формам инструментальной музыки – симфонической поэме, струнному квартету, сонате, к красочным хоровым полотнам. Недавно удалось восстановить партитуру струнного квартета, который вдохновенно, с каким-то изяществом и артистизмом исполнил Государственный струнный квартет Азербайджана. Слушая это произведение, трудно было даже поверить, что написано оно в начале 50-х годов минувшего столетия, в самом начале творческого пути композитора. Умело выстроив беседу четырех инструментов, следуя жанровому амплуа каждой части, композитору удалось создать музыку, восхищающую своей изобретательностью, образными контрастами, самобытностью тематического материала
Однако, особое место в ее творчества занял романс, что далеко не случайно. Владея секретами вокального мастерства, тонко ощущая поэтическое слово, А. Гусейнзаде сыграла значительную роль в развитии вокальной музыки - романса, песни в фазе становления этих жанров в азербайджанском музыкальном искусстве. Творчески восприняв традиции У.Гаджибейли и А. Зейналлы - авторов первых романсов в азербайджанской музыке, А.Гусейнзаде вносит новую струю в вокальную лирику. Ее вдохновляла как изощреннейшая смысловая, ритмическая «вязь» газелей классиков Низами, Насими, Физули, так и графичность, отточенность поэтических строф современников - С.Вургуна, Р.Рзы, С.Рустама. А.Гусейнзаде не замыкается рамками интимной и пейзажной лирики, затрагивая темы философского, драматического звучания. В этом смысле показателен цикл «Duyğular» («Ощущения») на стихи Расула Рзы и Нигяр Рафибейли, в котором А.Гусейнзаде, умело подчиняя различные по содержанию романсы единой линии развития, изыскивая максимально точные интонации, позволяющие как можно лапидарнее подать слово, трактуя фортепианную партию как равноправного участника диалога, дополняющего, углубляющего смысл той или иной строфы, создала замечательный образец вокально-циклической формы, мало разработанной в азербайджанской музыке. Не случайно Р.Рза, прослушав «Ощущения», восторженно воскликнул: «Словно мои стихи вторично родились на свет!»
Творческое наследие А.Гусейнзаде, на первый взгляд, не столь обширно. Но нельзя забывать о той требовательности, которую А.Гусейнзаде предъявляла к каждой ноте, музыкальной фразе. «Остановившись на том или ином стихотворении, взволновавшим меня, я долго мучаюсь пока не найду адекватную форму музыкального воплощения, яркую, запоминающуюся интонацию»,- признавалась Адиля ханум. А слагала свои песни и романсы А.Гусейнзаде о самом главном: о привязанности к родному очагу, большой самоотверженной любви, нежных материнских чувствах, жизни, исполненной не только радости и наслаждений, но и боли и волнений, человеческом сердце, «способном выдержать многое, но сломаться – от слова» (Р.Рза).
Удивительно, но музыку А.Гусейнзаде, в целом полную света и гармонии, пронизывает нотка щемящей печали, вероятно связанная с ее глубокими личными переживаниями, разлукой с родней. При этом в жизни Адиля ханум была оптимисткой, не любила сетовать на невзгоды, недомогания, никогда не навязывала своих проблем окружающим, даже самым близким людям, встречая всех доброй, лучезарной улыбкой.
Долгие годы А.Гусейнзаде учила детей основам композиторского ремесла в средней специальной музыкальной школе им. Бюль- Бюля, приложив немало усилий, терпения для выявления и воспитания молодых дарований. Под руководством Адили ханум свои первые шаги в искусстве сделали такие яркие представительницы азербайджанского искусства, как Франгиз Али-заде, Севда Ибрагимова, Эльнара Дадашева. В этом я усматриваю глубокий символический смысл: Адиля ханум по сути передала эстафету высоких традиций азербайджанской музыки новому поколению талантливых азербайджанок. Отмечу, что сегодня все более и более расширяется движение «Women in music», вовлекая в свою орбиту многих талантливых женщин-музыкантов со всего света. И в этом многоголосном хоре все ярче и сильнее звучит голос наших соотечественниц, напоминая о непреходящих заслугах первых женщин-композиторов страны…
Перечитывая свои заметки о любимом Учителе, я вновь и вновь задаюсь вопросом: насколько убедительным, органичным оказался ее портрет? Очень хотелось, чтобы читатель поверил в объективность моего видения личности А.Гусейнзаде, обладающей высокими нравственными качествами, кажется, безвозвратно утраченными в наше прагматичное время.
«С любовью родилась» - так называется романс, завершающий цикл «Ощущения». Эти слова могли бы стать девизом всей жизни А.Гусейнзаде - прекрасного, тонкого композитора, чуткого наставника, «истинной азербайджанской ханум» (Ф.Али-заде), но в первую очередь Великого Человека, влюбленного в свою Родину, музыку, жизнь, людей и щедро дарившего эту любовь всем нам - слушателям, коллегам, ученикам…
В 2016 году в Азербайджане торжественно отметили 100-летний юбилей Адили Гусейнзаде. На вечере памяти в Азербайджанской Государственной Филармонии им. М.Магомаева прозвучали сочинения различных жанров, наглядно продемонстрировавшие все многоцветье образной палитры композитора.
Гостей юбилея ожидал приятный сюрприз: каждый участник этого незабываемого вечера получил в дар красиво, со вкусом оформленные издания нот произведений композитора, а также компакт-дисков с восстановленными аудиозаписями ее музыки. Событием стало первое издание диска с записью полной версии цикла «Ощущения» в интерпретации замечательных вокалисток – заслуженных артисток Азербайджана сопрано Фариды Мамедовой и меццо-сопрано Сабины Асадовой (партия фортепиано - народная артистка Ульвия Гаджибекова). В том же 2016 году в Баку был проведен республиканский конкурс среди учеников музыкальных школ по специальностям «фортепианный дуэт» и «аккомпанемент», посвященный памяти А.Гусейнзаде.
Значительным событием стал концерт из произведений А.Гусейнзаде, состоявшийся 16 мая 2018 года в одном из престижных залов Лондона – Kings Place, в котором романсы композитора исполнила народная артистка Азербайджана Фидан Гаджиева в сопровождении лауреата международных конкурсов Саиды Таги-заде. Наряду с романсами и песнями, прозвучала и Сонатина для виолончели и фортепиано в интерпретации дуэта А.Милтых – С. Таги-заде. В концерте, вызвавшим огромный интерес разноязыкой аудитории, о творчестве Адили ханум рассказали ее ученицы – Эльнара Дадашева и Зумруд Дадашзаде.
Там же была представлена новая книга о творчестве А.Гусейнзаде - «С любовью родилась» (Баку: изд. «Avropa», 2018), написанная музыковедом З.Дадашзаде. В фойе концертного зала была организована выставка из живописных работ правнучки композитора – Гюнель Алиевой, архитектора по специальности, выпускницы одного из лучших университетов Лондона.
Можно с уверенностью констатировать, что все эти события - концерты, издания послужат возрождению интереса к наследию композитора, которое, безусловно, является неотъемлемой – достойной, прекрасной и трепетной частью истории академической музыки Азербайджана.
Благодарим Зумруд ханум Дадашзаде за разрешение опубликовать ее статью на нашем сайте
Делегация азербайджанских композиторов на Первом Всесоюзном съезде советских композиторов. Сидят ( слева направо): Адиля Гусейнзаде, Джовдет Гаджиев, Шафига Ахундова, Кара Караев, Николай Чумаков, Агабаджи Рзаева; Стоят ( слева направо): Фикрет Амиров, Мидхад Ахмедов, Эмина Элдарова, Борис Зейдман, Даниил Данилов, Султан Гаджибеков. Москва, 1948
Этот дом, мне кажется, и принадлежал семье Адели ханум. Знаю, что ее брат жил в Иране и, когда появилась возможность посетить Иран, Аделя ханум поехала к брату. В этом доме жил и её племянник Шамиль Гусейнзаде. Он был сыном её брата. Жил он со своей мамой (тётей Шурой) на втором этаже, как раз под балконом. Подвальное помещение они сдавали. Дом был необычной архитектуры. У него было отдельно стоящее продолжение с другой стороны, где они все и находились. У этого балкона была только одна комната с роялем, где Аделя ханум музицировала и пела. У ней был по моим детским представлениям замечательный голос.
У Адели ханум было трое детей. Старшая дочь Камила окончила консерваторию, но очень давно уже её нет с нами. А первым ушёл из жизни сын Пярвиз, который жил впоследствии в этом доме. Аделя ханум впоследствии жила с младшей дочерью, моей подруге Джеммой (Джамиля, но всю жизнь я её знала только как Джемма) в Дрогальный переулок. Там я и виделась в последний раз с Джеммой и Сабиной в 2000 году.
Получилась у нас эта статья совершенно неожиданно. В разговоре с моей школьной подругой и давним другом нашего сайта Наташей Гаджиевой я услышала: "Я так хочу, чтобы ты сделала материал про мою соседку по дому в Крепости - Аделю ханум. Необыкновенная женщина была. Я с ее дочкой Джеммой училась вместе и дружила. Тетя Аделя шила потрясающе, всегда одета с большим вкусом и все своими руками. А как она пела! И была первой женщиной-композитором азербайджанкой. Поищи, может найдешь."
Поискала и не только нашла, а благодаря помощи из Баку, получила для публикации статью ученицы Адели ханум - Зумруд Дадашзаде.
© При использовании материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"(www.ourbaku.com) ОБЯЗАТЕЛЬНА!