Энтузиасты народного образования... [править]
Представители духовенства и ревностные блюстители патриархальных традиций Азербайджана всячески препятствовали введению светского образования и открытию женских школ.
“Один из инициаторов светского обучения, видный просветитель и выдающийся писатель Джалил Мамедкулизаде, работая в 1893 году директором школы в селе Неграм, с большим трудом смог привлечь к учебе восемь девочек.
В Нухе педагог Шейхзаде открыл в 1894 году при школе «Даруссуэда» отдельные женские классы, в которых вела занятия его дочь Шафига “, - рассказывает главный хранитель Музея народного образования Азербайджанской Республики Алия Аббасова.
В 1902 году Мамедкулибек Керим Султани при мужской школе в Иревани организовал классы, в которых обучались 18 азербайджанских девочек.
В начале века женские классы открылись при частных школах имелись также в Гяндже и Нахичевани.
Ученический состав мусульманских женских школ в Нухе, Елизаветполе, Нахичевани и Иревани был не многочислен, но сами выпускницы играли большую роль в распространении грамотности и культуры.
- В 1901 году в Баку была открыта первая мусульманская женская школа.
- В начале XX века в Баку приехал известный азербайджанский журналист, ближайший соратник Джалила Мамедкулизаде Омар Фаик Неманзаде.
Он был совершенно очарован воспитанницами первой мусульманской женской школы и назвал это учебное заведение непостижимым чудом. Омар Фаик Неманзаде написал о школе специальную статью, напечатанную в стамбульском журнале «Сервети Фуунун» («Кладезь знаний»). Эта статья вызвала в мире ислама большой резонанс.
- Впоследствии воспитанницы первой мусульманской женской школы : Сара Талышинская, Набат Нариманова, Кохар Казиева, Мина Мирзоева, Гариб Солтан Меликова, Нигяр Асланова, Гумру Нариманова и многие другие открывали новые женские школы, создавали театральные кружки, издавали журналы, пропагандировали просвещение.
- Набат Нариманова вспоминала:
- «Наша Бакинская женская школа была первой и единственной школой подобного рода для девочек-мусульманок во всей Российской империи. Да что там в России, на Ближнем и Среднем Востоке, во всем мусульманском мире не было такой второй школы. Подлинно европейского типа. Окончившие эту школу девушки составили основные кадры первых женщин-педагогов Азербайджана. Конечно, многие продолжили после окончания «Александровки» свое образование - стали врачами, экономистами, библиотекарями, научными работниками. Я знаю художниц, доцентов, даже профессоров, которые некогда были выпускницами Александрийской женской школы.
- Много учениц приехало из Шуши и Тифлиса. Из нашей семьи и из семьи Наримановых я, Ася, Гумру, Марьям, Ильтифат, Симузар учились бесплатно.
- Жили в пансионе. Некоторые дочери состоятельных бакинцев по вечерам уезжали на фаэтонах домой. Весь день они проводили с нами в школе, обедали здесь, а к ужину отправлялись к родным.
- Классные комнаты, лаборатории, библиотека, читальный зал, приемная находились на первом этаже. Наверху размещались столовая, кухня, спальные комнаты, учительская (все педагоги здесь были женщины), большой и малый залы для проведения вечеров, концертов, кабинет директрисы, комната врача, помещение для совершения намаза (мы называли эту комнату мечетью). Баня, небольшая больничка, прачечная, прочие хозяйственные службы находились во дворе. У нас был красивый сад, В первые годы мы одевались как девушки-дагестанки, потом этот наряд сменила форменная одежда русских гимназисток.
- Ходили мы по улицам без чадры. Правда, кое-кто из девочек, опасаясь гнева родственников, оставался в школе. Девочки старших классов ходили на концерты, вечеринки в русскую женскую гимназию, т.е., в свою очередь, давали ответные визиты. Когда в театре показывали постановки классических произведений - «Евгений Онегин», «Отелло», «Демон», «Разбойники» - старшеклассниц возили на фаэтонах в театр, а затем задавали им сочинения по этим произведениям.
- О школьной библиотеке следует сказать особо. И здесь Гаджи не пожалел средств. В библиотеке была собрана вся русская, зарубежная и восточная классика. Мы читали произведения Низами, Хафиза, Пушкина, Байрона, Тургенева, Толстого, Шекспира, Вольтера, Шиллера, Сеид Азима, Намика Камала и др. Получали множество периодических газет и журналов. В том числе, конечно, и журнал «Молла Насреддин».
- В школе действовали драматический, литературный, танцевальный кружки, женский хор. Помнится, по пятницам драматический кружок давал представления для родителей или устраивал концерты. Однажды мы поставили «Аршин мал алан» и пригласили на вечер самого автора. Роль Аскера исполняла Ругия Абдуллаева, роль Гюльчохры Рейхан Ахундова (она впоследствии стала живописцем), роль тетушки Аскера - Досту Джафарова. Узеир бек остался очень доволен нашим кружком. И спектакль ему понравился.
- На концерте декламировали стихи Сабира, читали отрывки из произведений Пушкина, Лермонтова, стихи Абдуллы Шаига, Аббаса Сиххата и других...
Не следует думать, что мы росли белоручками. В старших классах нас учили домоводству, рукоделию, шитью. Группа девушек, окончив школу, подарила Тагиеву большое панно, которое выткала своими руками.
- Гаджи Зейналабдин, как правило, приглашал выпускниц к себе во дворец, устраивал в их честь обед, а затем дарил каждой коробки шоколада, шелковую шаль, сувенирные издания Толстого, Пушкина, Лермонтова, Карамзина, произведения великих азербайджанских писателей, азербайджанский вариант Корана.
- Видели бы вы, как ликовал Гаджи, какой счастливой улыбкой озарялось лицо этого неграмотного миллионера, когда кто-нибудь из нас отвечал на «отлично». На экзаменах присутствовали инспектор просвещения.
- Рассказывали, что, бывая в Петербурге, Москве, Париже, Гаджи Зейналабдин непременно посещал детские дома, учебные заведения, а по возвращении делился своими впечатлениями с азербайджанскими педагогами, дабы те переняли из его рассказа всё поучительное. Во время этих поездок, он заказывал книги, письменные и школьные принадлежности.
- Частой гостьей «Александровки» была супруга Тагиева - Сона-ханум. Она привозила девочкам подарки, письменные принадлежности, угощала фруктами и сладостями. В праздники Новруз и Курбан-байрамы ученицы школы устраивали выставки, демонстрируя свое рукоделие. На выставки приглашали родных и знакомых, устраивали небольшой обед. Все это способствовало небывалому росту популярности женской мусульманской школы на всем Кавказе и за его пределами.
- В 1915- 1916 годах учениц старших классов водили на концерты и вечера даже в мужскую гимназию и реальное училище.
- Однажды нас посетил редактор журнала «Молла Насреддин», гремевшего тогда по всему Востоку, - Джалил Мамедкулизаде. Долго беседовал с нами. Мы прочли ему несколько стихотворений Сабира, а также стихотворение Абдуллы Шаига, написанное на смерть великого сатирика. Он остался очень доволен.
- Одной из начальниц-директрис школы была Салима-ханум Якубова. Она окончила в Петербурге два отделения университета: физико-математическое и педагогическое. Очень была одаренным педагогом. Но и требовательным до чрезвычайности. Она впоследствии возглавила двухгодичные курсы учителей при школе»[1].
Первая мусульманская женская школа имела предметные кабинеты, комнату врача, комнату для занятий музыкой и даже театрально-зрелищный салон.
- Учебно-педагогическую работу вели Ганифа Меликова, Шафига Эфендизаде, Хадиджа Абдуррахманова, Сакина Ахундзаде. С первых дней в «Александровке»» начала преподавать русский язык юная Рахиля Гаджибабабекова.
- В 1908 года она смогла организовать третью городскую русско-татарскую женскую школу. Труды Рахили-ханум и ее коллег: Мины Аслановой, Тамары Ахундовой, Захры Агаевой, Амины Агаевой, Мариям Терегуловой увенчались успехом - их учебное заведение получило статус высшей начальной женской школы.
- «В Тифлисе первую мусульманскую женскую школу Э. Д. Аписова открыла в 1906 году, азербайджанский здесь преподавала Кохар-ханум Гаибова. На это время приходится первый выпуск русско-мусульманской женской школы в Баку. Это было большим событием не только в культурной жизни, но и в развитии женской активности - рассказывает главный хранитель Музея народного образования Алия Аббасова. В 1906 году при начальной русско-мусульманской мужской школе в Елизаветполе (Гянджа) открылся женский класс, занятия в котором вела Асия-ханум Ахундзаде.
- В 1909 году в Баку открылась первая русско-татарская (азербайджанская) женская школа, которой руководила Ганифа-ханум Меликова, а первыми учительницами здесь стали Асма Эфендиева и Сакина Ахундзаде.
- Ганифа ханум и ее соратницы ходили по домам и рассказывали о школе, они вели разъяснительную работу с матерями и бабушками девочек.
- По предложению Ганифы ханум в 1908 году на квартире Рубабы Касумовой была создана бакинская городская женская секция просветительского общества «Ниджат». В этой секции просветительскую работу среди женщин вели Хадиджа Алибекова, Сурая Ахундова, Сара Везирова, Сабира-ханум Абдурахманова, Хуршид Везирова и многие другие женщины».
Для того, чтобы представить всю сложность той работы, которую самоотверженно проводили первые просветительницы, необходимо обратиться к документам. Через четверть века, после открытия первой женской школы, ситуация с грамотностью выглядела так: «По данным демографической переписи 1926 г. безграмотность населения Азербайджана выражается в 81,5%. Грамотность основной массы населения - тюрок - составляет всего лишь 8,6%, в отношении тюрчанок снижается до 2,4%. Еще ниже степень грамотности народностей, не имеющихся письменности. Так, из 77323 талышей грамотных всего 3%, а женщин 0,1%, или в абсолютных цифрах из 37673 женщины только 54 грамотных. Из 41193 курдов всего грамотных 4,3%, из 19104 аварцев - грамотных только 3,8% и из 8879 аварок грамотных только 33 (0,%)»[2].
- А вот строки, написанные инструктором по просвещению через три года: «Следует указать на весьма тяжелые условия привлечения в пункты (пункт ликвидации неграмотности - авт.) женщин-тюрчанок, в связи с положением в Азербайджане. Совместное обучение в одной группе мужчин и женщин не удавалось наладить, а там, где были организованы отдельные женские группы, последние по причине слабой посещаемости терпели большей частью неудачу. Здесь же следует указать на почти полное отсутствие в уездах тюрчанок - ликвидаторов неграмотности»[3].
- «В числе новых гибких форм обучения грамоте необходимо, отметить «семейные школы грамоты», введенные в Курдистане. Эта форма обучения грамоте является крайне целесообразной, жизненной, т.к. позволяет охватить учебой большее число тюрчанок и вообще женщин-восточниц, пока еще не охотно идущих в общий ликпункт ( пункт ликвидации неграмотности- авт.) с мужчинами»[4].
- Многие просветительницы открывали школы для женщин у себя в доме. Медина-ханум Векилова-Киясбейли родилась в интеллигентной азербайджанской семье в Тифлисе, там же окончила школу «Святой Нины».
- В 1906 году она открыла школу у себя в доме в селе Салахлы. Только репрессии 37 года прервали навсегда ее преподавательскую работу. С 1906 у себя дома открыла женскую школу и Кохар-ханум Джафарзаде-Шовгия, но царские чиновники побоялись распространения крамолы и школу закрыли. Кохар-ханум прибегала к помощи печати. На страницах журнала «Мектеб», «Ишыг» она печатала статьи о необходимости женского просвещения. В борьбе с невежеством и мракобесием энтузиасты народного образования - первые просветительницы Азербайджана открывали женщине путь к знаниям и полнокровной жизни.
- Эти цитаты из воспоминаний, документов, комментарии специалистов Музея народного образования, высвечивают подвиг первых просветительниц, вне зависимости от того, где они создавали школы - в городе, деревне, главное - они несли прометеев свет знаний.
Примечания:
- ↑ Воспоминания Н. Наримановой цитируются по книге М. Сулейманова «Дни минувшие....», Баку, Азернешр, 1967, с. 161.
- ↑ Отчет Народного Комиссариата Просвещения Азербайджанской ССР о ликвидации неграмотности в уездах республики. Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф. 1114, оп. 3, д. 323, л. 152.
- ↑ Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф. 57, оп. 1, д. 688, л. 21.
- ↑ Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф. 379, оп. 3, д. 6051, л. 21.
Оригинальный текст статьи:
ФОТОГАЛЕРЕЯ:
Все материалы сайта "НАШ БАКУ" охраняются авторским правом.
При использовании любых сведений, документов и фотоматериалов ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА !
--Sibor 20:07, 18 апреля 2011 (CEST)