Шашиг-оглу Нодар - народный артист Азербайджана и России[править]

Sport -006.jpg


МИХАЙЛО В ГОРОДЕ Севиндж Гейдарова

"На дальних берегах" - наш отечественный фильм, посвященный легендарному партизану Михайло - Национальному герою Азербайджана, Герою Советского Союза Мехти Гусейнзаде. Этот фильм, получивший международное признание, вошел в сокровищницу азербайджанского кино. Исполнитель роли Михайло - народный артист Азербайджана и России Нодар Шашиг-оглу в канун 60-летия победы над германским фашизмом дал интервью "Обозревателю".

Нодар Шашиг-оглу - выпускник Московского театрального училища им.Б.В.Щукина. Работал в московских театрах им. Е.Вахтангова, на Таганке, в ленинградском драматическом им .А.С.Пушкина, санкт-петербургском Александринском. Долгие годы снимался на киностудиях "Мосфильм", им. А.Довженко в Киеве, Одесской киностудии и на "Азербайджанфильме". Он создал образы Дон Гуана в "Маленьких трагедиях" А.Пушкина, Сирано в "Сирано де Бержераке" Э.Ростана, Креонта в "Антигоне" Софокла и многие другие.

В последние годы Нодар Шашиг-оглу вернулся в Баку, работает в Русском драматическом театре, занят в спектакле А.Шаровского по пьесе А.Чехова "Чайка", готовится к премьере спектакля в постановке того же А.Шаровского "Король Лир" по Шекспиру.

О ФИЛЬМЕ. Известно, что героические подвиги легендарного Михайло, будущего Героя Советского Союза Мехти Гусейнзаде, прославили его имя на всем Адриатическом побережье. Он служил в знаменитой партизанской роте "Руска чета", сформированной по инициативе военнопленных, бежавших в период Второй мировой войны из немецкого плена в леса и горы Словении. Возглавлял это движение Джавад Хакимли.

На счету "Руска чета" многочисленные боевые операции по уничтожению немецких групп, захвату эшелонов с продовольствием и боеприпасами.

Авторы сценария Имран Гасымов и Гасан Сеидбейли, оператор Алисаттар Атакишиев, художники Джабраил Азимов, Камиль Наджафзаде, композитор Кара Караев, звукооператор Агагусейн Керимов, второй режиссер Руфат Шабанов, второй оператор Расим Оджагов, художник-постановщик Мирза Рафиев. Роли исполнили Мехти - Нодар Шашиг-оглу, Веселин - Юрий Боголюбов, Анжелика - Агния Еликоева, Ферреро - Алескер Алекперов, Каррантий - Л.Бордюков, Мазелли - Александр Файт, Шульц - Григорий Шпигель, Тинти - Н.Боголюбов, Росселини - Адыль Искендеров, Пепитта - М.Фигнер, агент -Салман Дадашев, Гаджимурад Егизаров и т.д.

- В каком возрасте вас застала Великая Отечественная война?

- В 1941-м мне было лет 12. В 1944 году я закончил 10-летку экстерном и хотел поехать учиться в Москву, в театральное училище. Война…Тяжелые это были годы, все по карточкам. Но финансовое положение нашей семьи по тем временам было сносным: отец работал управляющим Главхимсбыта. Мама была домохозяйкой.

Мой отец, Иззет Раджабович, в прошлом бывший царский офицер. В 22 года был штабс-капитаном. Герой войны 1914 года, воевал против турков. Георгиевский кавалер всех степеней, и даже имел солдатский Георгиевский крест. Имел он и золотое оружие, которое в то время родители сдали. На его военной карьере Октябрьская революция поставила крупный крест. Но он не пошел ни к белым, ни к красным, а занялся коммерцией. Мама моя, дворянка по происхождению, Любовь Ниноа. Она у меня была грузинкой, из очень хорошей и состоятельной семьи. Ее отец в 1922 году был расстрелян большевиками.

- Когда вы ощутили тягу к искусству?

- Влечение к театру у меня обнаружилось с детства, и, скорее, не без влияния семьи. Во-первых, родной брат моего отца - Ульви Раджаб - был одним из основателей азербайджанского драматического театра. Во-вторых, моя тетя, родная сестра матери Сагурия Ниноа, была ведущей солисткой Тифлисского оперного театра. Она умерла очень рано, в 30 лет, от уремии. Так что, можно сказать, что я родился в театральной семье, хотя до их поколения в роду моих родителей артистов, насколько мне известно, не было. Но вот что меня подвело, так это затянувшийся траур по тете. Моя мать очень любила сестру, и когда та умерла, она долго запрещала мне заниматься музыкой, играть на фортепьяно, и я крайне отстал в музыкальном развитии. А к музыке меня очень тянуло. Но я любил и стихи декламировать.

- А как вы попали на большую сцену?

- Я поехал в Москву и поступил во МХАТ и ГИТИС. Но мои родственники требовали, чтобы я получил высшее образование. Я пытался им объяснить, что и МХАТ и ГИТИС - и есть вузы. И вот в 1945 году, после войны, я учился в Москве. Ну это, я вам скажу, был настоящий Вавилон! Многие возвращались с фронта с колоссальными деньгами, кругом бандиты. Я до сих пор удивляюсь, как я выжил в этой среде. Я поступил в ГИТИС, потом перешел в Вахтанговское училище, закончил его, работал один год в театре им. Вахтангова, играл Клаудиа в шекспировском "Много шума из ничего". Потом меня пригласили в Театр на Таганке, где вскоре я стал работать ведущим актером. У меня была масса ролей! Я играл Лопе де Вега, классику. Много ролей было…

Первый спектакль - "Темная синяя ночь", потом - "Под золотым орлом", "Звезда Севильи" Лопе де Вега. Ну, и в это время как раз приехали ребята из Баку пробовать меня на роль в фильме "На дальних берегах". Со мной сначала встретился второй режиссер фильма Рашид Атамалибеков. Насколько мне известно, он покинул страну, уехал в Америку, но я слышал, что он уже вообще покинул этот мир. Потом приехал сам Тофик Тагизаде, режиссер фильма, сделал пробы, и меня утвердили на главную роль - партизана Михайло. Я приехал в Баку и стал сниматься в фильме "На дальних берегах". А по окончании остался в родном городе на 10- 15 лет. Кстати, я был единственным штатным артистом Бакинской киностудии в тот период.

- Что вы можете сказать об актерской труппе фильма?

- Во-первых, режиссер-постановщик Тофик Тагизаде был выдающимся режиссером не только Азербайджана, но и всего СССР. Он создал такие великолепные фильмы как "На дальних берегах", "Семеро сыновей моих", "Деде Горгуд". Достаточно назвать эти его три фильма, чтобы понять величие и масштабность этого режиссера.

- Зачастую с великими трудно работается…

- Очень легко. Между нами царило полное взаимопонимание. В лице Мехти Гусейнзаде нужно было суметь объединить три образа - разведчика, партизана Михайло и обыкновенного парня Мехти. Не говоря уже об образе француза-художника, который, по сюжету фильма, тоже надо было создать. Режиссер обо всем этом меня заранее инструктировал. Я ведь был уже состоявшимся актером, и мне много раз повторять одно и тоже не было надобности. Не помню никаких скандалов на съемочной площадке во время съемок. Труппа состояла из великолепнейших актеров. В том числе Юра Боголюбов, сын выдающегося актера советского кино Николая Боголюбова. Он рано умер, к сожалению.

- Что бы вы хотели передать читателям?

- Во-первых, пожелать мира и счастья. Во-вторых, я всю нашу интеллигенцию - не только русскоязычную, как сейчас говорят, но и азербайджаноязычную через вашу газету хочу пригласить на наш новый спектакль "Король Лир". Азербайджан всегда очень любил Шекспира. А на нашей сцене давно не было Шекспира. Я прошу всех посетить Русский драматический театр. Премьера спектакля состоится 20 мая.

Послесловие. Когда в ноябре 1944 года М.Гусейнзаде был схвачен и убит немцами, бывший командир партизанского отряда Джавад Хакимли настоял на том, чтобы нашего славного соотечественника торжественно захоронили в словенском селе Чеповане по мусульманскому обычаю. После окончания войны Хакимли переехал в Баку, разыскал родных Мехти и передал им его личные вещи, которые удалось сохранить: это были кольцо, серебряный портсигар, маленький франко-русский словарь, фотографии и документы. А в 1963 году вышла в свет книга воспоминаний Дж. Хакимли под названием "Интигам", или "Месть", в которой он описывает события того времени, героические будни возглавляемого им партизанского отряда.

Художественный фильм "На дальних берегах" и исполнитель главной роли Нодар Шашиг-оглу имеют награды ряда международных кинофестивалей.

На одной из встреч посол Словении в Азербайджане отметил, что могила Мехти Гусейнзаде бережно сохраняется и что общественность Словении обычно отмечает дату трагической гибели выдающегося сына азербайджанского народа.

ЗДЕСЬ

comments powered by Disqus