Церковь во имя Преображения Господня (Спасо-Преображенская Белогородская), на Шибаевском заводе, Баку[править]

1892 г. марта 28 - ???

В связи с бурным развитием в конце XIX века нефтяной промышленности и увеличением числа рабочих на нефтяных промыслах и в Черном городе, где находились нефтеперерабатывающие заводы, ощущалась острая необходимость в постройке церкви в промысловом районе. Устройство храма Божьего в самом центре промышленности, где жила такая масса рабочих, бесспорно, повлияло бы на улучшение местных нравов и ограничило бы размеры пьянства, так как кабаков расплодилось видимо-невидимо, а церквей не было ни одной.

И потому в Белом городке, по инициативе администрации завода Шибаева, было решено устроить при школе домовую православную церковь, отсутствие которой так настойчиво давало знать о себе.

15 декабря 1891 г., в воскресенье, совершено было освящение фундамента для церкви на заводе Шибаева. Закладка храма собрала массу богомольцев. После водоосвящения и многолетия, настоятель бакинского собора о. Юницкий сказал приличное случаю слово. Инициатива построения на заводе храма принадлежала директору-распорядителю Товарищества Н. Н. Соколову, инженеру-технологу А. Р. Кулишевскому, г. Новицкому и др.

Весть о сооружении церкви была принята с неописуемым восторгом, посыпалась масса приношений и пожертвований, в том числе были пожертвованы и колокола.

С разрешения высокопреосвященного экзарха Грузии архиепископа Палладия, в субботу, 28 марта 1892 года, состоялось освящение церкви, устроенной на заводе Шибаева, в Белом городе. Это, собственно, была даже не церковь, а существовавшая ранее школа, к которой на отпущенные правлением средства был пристроен алтарь, отделявшийся от школы большими дверями. Все помещение вмещало в себя до 200 молящихся. Освящение совершал настоятель бакинского православного собора Юницкий с двумя священниками, дьяконом и при хоре певчих, под управлением г. Гордовского.

26 марта 1893 г. в Белом городе с подобающей торжественностью, в присутствии духовенства и массы народа, на временную колокольню Спасо-Преображенской церкви был поднят новый колокол, весом в 60 пудов и стоимостью в 1060 рублей; колокол этот приобретен частью фирмой «Шибаев и Ко» и частью на пожертвования служащих на заводе, которые собрали по подписке 400 рублей.

В августе 1893 года Товарищество «С. М. Шибаев и Ко» испросило разрешение экзарха Грузии на расширение церкви. Смета и план были составлены архитектором г. Эделем.

И 4 декабря 1894 года, в воскресенье, после литургии, при Спасо-Преображенской церкви, что при заводе Т-ва С. М. Шибаева и Ко, в Белом городке, – священником о. Александром Орловым при массе молящихся было совершено освящение вновь построенной колокольни, и торжество поднятия крестов на вновь построенную звонницу (колокольню). Колокольня, или, вернее сказать, вся церковь, так как купол колокольни венчал все здание церкви, выглядела очень изящно и, выделяясь из всех других заводских построек, как бы господствовала над всем Белым городком, благодаря чему весь район Белого городка не казался более таким пустынным, как прежде.

Звонница (колокольня) строилась по плану и под наблюдением архитектора И. В. Эделя; средства на постройку были отпущены администрацией завода.

Spas-Preobrazenskaya-Zerkov.jpg

«...Освещается церковь 7-мью окнами, из которых два в алтаре, каждое ширины 5 четвертей и высоты 12 четвертей, крыша плоская и залита киром.
К внешним украшениям храма, отличающим его от соседних жилых помещений, относится колокольня, помещающаяся на самом здании, и две луковицы, стоящие по обеим сторонам ее. Колокольня построена в русско-византийском стиле, с куполом и небольшой главкой, с восьмиконечным медно-позолоченным крестом. Купол и главка колокольни покрыты железом и выкрашены зеленой краской. Луковицы имеют форму круглых каменных башенок; с маленькими главками, покрытыми железом, увенчиваются так же медно-позолоченными восьмиконечными крестами. На колокольне висят 6 колоколов.
1. Большой колокол весом 60 пудов, отлит в Москве, на заводе Самгина; приобретен на церковные суммы в 1894 году.
2. Колокол в 10 пудов 28 фунтов, отлит на заводе купца Бакулева, в г. Слободском, Вятской губернии, приобретен на заводские средства в 1892 году. В этом же году на заводские средства приобретены:
3. Колокол, без обозначения веса на нем, отлит на заводе Оловянишникова сыновей, в г. Ярославле.
4. Колокол весом 1 пуд 16 фунтов, отлит в г. Слободске, Вятской губернии.
5. Колокол без обозначения веса, отлит на заводе Оловянишникова сыновей, в г. Ярославле.
6. Колокол без обозначения веса, отлит на заводе Бакулева, в г. Слободском, Вятской губернии, колокольный звон вообще удовлетворителен. Вход на колокольню из церковной ограды. Церковная ограда имеется только с лицевой стороны церкви; ограда каменная, обсажена деревьями.
Внутри здание церкви каменной стеной разделяется на две разные половины: одну занимает церковь, другую школа. Алтарем церковь стоит на восток. Среди алтаря стоит четырехугольный деревянный престол во имя Преображения Господня; ширина его 1 аршин 5 вершков, а высота 1 аршин 6 вершков. В северо-восточном углу алтаря находится жертвенник. В алтаре обращает на себя внимание запрестольная икона своей ценностью и оригинальностью. Воскресший Христос на ней изображен масляными красками на зеркальном богемском стекле размером 42х22,5 вершков. Освещается с задней ее стороны – днем имеющимся за иконой окном, а вечером – электрическими лампочками.
Ризница церковная помещается в самой церкви, в северо-западном углу ее.
Алтарь от средней части храма отделяется деревянным иконостасом с позолотою, оканчивающимся вверху 13-ю деревянными вызолоченными крестами: высота его 4 аршина 1 вершок, ширина 9 аршин 10 вершков. Иконостас сделан на заводские средства ко дню освящения храма. Стены средней части храма украшены иконами, числом 36, с имеющимися пред ними лампадами и подсвечниками. 23 иконы пожертвованы: одна икона, св. апостола Тимофея, в богатом резном киоте из дубового дерева, приобретена на добровольные пожертвования прихожан, в память избавления от пожара, бывшего в 1901 году; остальные иконы приобретены на церковные суммы в разное время от 1892 г. по 1902 год. При церкви имеется каменная сторожка, состоящая из двух комнат. Церковных пахотных земель нет, не существует в приходе и других церквей, или часовен.

Spaso-Preobrazhenskaya-Shibaev.jpg

Спасо-Преображенская церковь-школа, предназначенная для служащих завода Шибаева, служит теперь (в 1905 г. – прим. KSP) всем заводам, находящимся в Белом городке и части Черного города. Прихожан в собственном смысле постоянных нет; все прихожане временно проживающие и число их не постоянное: то увеличивается, то уменьшается. За последние два года русское население Белого городка заметно сократилось. Рабочий люд, стекшийся сюда из разных концов Российской Империи, в настоящее время, за наступившей безработицей, возвращается обратно на родину.

Два раза в год совершаются крестные ходы по Шибаевскому заводу. Первый на Пасху, второй в день Преображения Господня, как престольный заводской праздник. Другие же заводы один раз в год, в день памяти святого, икона которого имеется в мастерских заводов, служат общественные молебствия.
Церковно-приходская школа появилась в приходе с основанием церкви, когда бывшая уже ранее начальная школа, помещавшаяся в этом же здании, перешла в ведение церкви и стала одноклассной церковно-приходской школой. Школа занимает вторую половину здания церкви и отделяется капитальной стеной с имеющимися в ней дверями (в 4 аршина ширины), которые во время богослужения отворяются, отчего церковь наполовину увеличивается и, таким образом, дает возможность большему числу желающих присутствовать на богослужении. Школа содержится на средства завода. Начальная школа, из которой была преобразована церковно-приходская, была открыта на 30 человек; с переходом же школы в ведение церкви число учащихся постепенно возрастало. В 1905 году в школе обучалось 70 детей, но желающих обучаться в ней вдвое больше; последним, за неимением места, приходится отказывать. Заведующим школой состоит священник церкви; он же преподает в школе закон Божий. По другим предметам школьного курса занимается особо приглашенный учитель за плату от завода по 720 рублей в год. Обучение ведется по программе, изданной Святейшим Синодом.
Причт Спасо-Преображенской церкви состоит из одного священника, на содержание которого выдается от завода 500 рублей в год. Поддержка со стороны прихожан, вследствие непостоянного их числа, неравномерна. Вообще содержание священника, при дороговизне на жизненные припасы, посредственно.

Первым священником во вновь утвержденной церкви-школе был Александр Орлов, сын причетчика Костромской епархии. Умер в 1896 году и похоронен на Бакинском городском кладбище.

Vypiska.jpg

С 1896 года священствовал Александр Грифцов, сын священника Рязанской епархии (в 1905 г. состоит на службе при Бакинской железнодорожной церкви). Отцу Грифцову прежде всего Шибаевская церковная школа обязана своей прекрасной постановкой в учебном отношении. Много он положил труда и на устройство церковного хора. Помощником ему в этом деле был церковный староста Е. Г. Фомичев.
С 1-го ноября 1902 года назначен священником о. Федор Гольцман, из мещан Саратовской губернии.
Дела архива хранятся с 1892 года при церкви, летописи не велось.
1905 г.»

Находилась Спасо-Преображенская Белогородская церковь на Белогородском шоссе (Рабочий проспект – проспект Нобеля). Завод Шибаева в советское время был преобразован в завод им. Сталина (затем им. ХХII съезда КПСС). В церкви, после закрытия, располагался техникум (по адресу Рабочий проспект, 111). Потом техникум снесли и оставили только место под 25 магазин.




Использованы материалы:
1. А. И. Юницкий. История церквей и приходов Бакинской губернии. (1815-1905 гг.)
2. Газета "Каспий", 1892 г. №70
3. Газета "Каспий", 1894 г. №№ 260, 261


_________________

  • Сведения, выделенные в статье курсивом, могут быть не совсем достоверными.


Еще см. Православные храмы Баку

При полном или частичном использовании статьи ссылка на наш сайт обязательна.

Свидетельство о публикации №21108191490


--Ksp 08:15, 3 апреля 2010 (UTC)

comments powered by Disqus