1898–1964
Режиссер и актер. Родился 30 ноября 1899 года в г. Баку в семье рабочего. После окончания Уральского горнопромышленного училища в 1915 г. прибыл на строительство железнодорожной магистрали на станцию Бочкарево (ныне — г. Белогорск).
Неодолимая тяга к искусству привела его в частный Благовещенский театр, куда он был принят артистом в 1916году. С этого времени вся его трудовая деятельность была связана с театральным искусством.
Творец и созидатель большого художественного дарования, человек живой, общительный, необычайно энергичный, он внес большой вклад в развитие театрального дела на Дальнем Востоке.
С 1916 года работал в театрах Сибири и Дальне-Восточного края в городах Николаевск-на-Амуре, Хабаровск, Уссурийск.
В 1923—1926 годах — студент Дальневосточного университета, в 1929-1932 годах учился в ГИТИСе.
В 1937—1946 гг. — художественный руководитель Передвижного театра ДОРПРОФСОЖа (профсоюза железнодорожников) Амурской железной дороги (база - г. Свободный).
В 1946-1948 годах - художественный руководитель Южно-Сахалинского театра, известного ныне как «Чехов-Центр».
С 1948 по 1962 год - актер и главный режиссер и художественный руководитель Амурского областного театра драмы. В это время он уже зрелый мастер — актер и режиссер, педагог и организатор. Здесь в полной мере раскрылись замечательные актерские и режиссерские дарования Н. И. Уралова. Здесь он поставил более 60 спектаклей, сыграл более 50 ролей.
Весьма важное место в режиссерской школе Н. И. Уралова занимали элементы педагогики. Он успешно руководил способной молодежью, приходящей и приезжающей в театр из других регионов. Период службы Н. И. Уралова в Амурском областном театре драмы в театральных кругах того времени иногда вполне справедливо называют «ураловским».
В последние годы жизни, будучи персональным пенсионером, он с увлечением работал режиссером-консультантом по народным театрам в Амурском отделении Всероссийского театрального общества (ВТО, ныне — СТД).
«Николай Иванович принадлежал к категории тех людей, которые всего себя отдали любимой профессии. Он мог репетировать сутками. Он возбуждал интерес к работе у всех окружающих. Я не помню, чтобы актер ушел с репетиций пустой. Жаль только, что просто невозможно было воплотить в жизнь все то, что мы получили от Уралова», — писал в своей книге воспоминаний «Уралов и его ученики» коллега и товарищ по театру Е. А. Бровкин.
Другой современник Уралова — Д. В. Шубинский не без гордости говорил о совместных прогулках с Мастером по аллеям городского парка между репетициями, о беседах на разные темы, которые почему-то всегда, в конце концов, сходились к театральным проблемам. «На репетициях у Николая Ивановича царила необычайно творческая атмосфера, — вспоминал он. — Работу над каждой ролью Мастер обставлял столь трепетно, что казалось, многое мог простить за удачно созданный образ. Мог. И прощал. Но ни в коем случае не разгильдяйство. Более всего не терпел пропусков и опозданий на репетицию ...».
Заслуженный артист РСФСР (1950).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 марта 1956).
Ушел из жизни 12 октября 1964 года.