1888 - 1982
Вера была единственным ребеноком в семье француза Артура Артуровича де Боссе и его первой жены, шведки Генриетты Федоровны (урожд. Мальмгрен).
Родилась она в Петербурге, на Аптекарском острове, 25 декабря (по ст. ст.) 1888г., в день рождения своей юной матери. Отец-либерал дал ей имя Вера в честь героини романа И.А.Гончарова «Обрыв».
Семья де Боссе жила первые годы под Петербургом, в 1898 г. переехала в Нижегородскую губернию, а в 1902-м — в поселок Кудиново Богородского уезда, где находилась фабрика электрического оборудования фабрика отца.
В тринадцать лет Вера поступила в московскую частную гимназию Пуссель, которую окончила в 1908 г. с золотой медалью и правом преподавать математику и французский язык.
В то же время она получила хорошее музыкальное образование, беря уроки у пианиста Давида Шора (1867–1942), участника знаменитого трио «Шор, Крейн и Эрлих».
Вере хотелось продолжить образование в Париже, но отец, видя на примере знакомых молодых дам, чему может научить этот город, рассудил, что образование, полученное в Германии, и серьезнее, и основательнее.
И его дочь поступила в Берлинский университет. На первом курсе Вера изучала философию и естественные науки: физику, химию, анатомию, на втором перешла на факультет искусства, где слушала лекции Генриха Вёльфлина по истории искусства, изучала архитектуру, но закончить образование ей не удалось.
Вероятно, в 1910 г. она вышла первый раз замуж за некоего А. Лурье, но вскоре их брак был разрушен ее родителями; второй раз, в 1912-м, — за студента, прибалтийского немца Роберта Шиллинга, с которым познакомилась в Берлине.
Поженились они в Москве, а об их совместной жизни известно только то, что он любил играть, из-за чего молодые были все время в долгах.Еще будучи воспитанницей московской гимназии, Вера проявила интерес к театру и способности к музыке.
С детства Веру больше всего интересовал театр. На нее произвели сильное впечатление чеховские спектакли Художественного театра и представления с участием знаменитых гастролерш: Сары Бернар, Элеоноры Дузе, Айседоры Дункан.
В Москве Вера решила учиться танцу и в 1913 г. поступила в балетную школу Лидии Нелидовой. Не собираясь стать профессиональной танцовщицей (она понимала, что начинает поздно и у нее слишком высокий рост), Вера хотела обрести способность красиво двигаться, владеть своим телом, считая это хорошей основой для актрисы, которой решила стать.
В школе она впервые увидела С.Дягилева и М.Фокина в один из их приездов в Москву в поиске новых танцовщиков.
Вскоре Вера начала сниматься в кино и за два года сыграла пять ролей в фильмах, поставленных режиссерами Я.Протазановым («Русская золотая серия») и А.Андреевым.
Ее карьера киноактрисы началась в 1915 г. ролью Элен Безуховой в фильме Я.Протозанова «Война и мир».
О своем поступлении в труппу Камерного театра она рассказывала, как А.Таиров, узнав о том, что она хочет играть и что ее отец богат, пришел к ней — его молодому театру нужны были средства: «У нас не было ни гроша, да вдруг “Шиллинг”».
Но на сцену Вера выходит с помощью Судейкина. В то время художник был на вершине славы, много работал для театра и выставлялся, его работы раскупались.
В жизни Судейкина получилось так, что всех своих жен он встретил благодаря театру: в петербургском Театре Комиссаржевской — Ольгу, в московском Камерном — Веру, в нью-йоркском Метрополитен-опера — Джин...
Приглашенный для оформления постановки «Женитьба Фигаро», в сентябре 1915 г. Судейкин знакомится с Верой, влюбляется и придумывает для нее специальный номер, испанский танец, и костюм, украшенный маленькими звездочками.
Их роману Михаил Кузмин посвятил свою «Чужую поэму», автограф которой сохранился в альбоме Веры.
В начале 1916 г. она уходит от Шиллинга и 16 марта приезжает в Петроград, где становится популярна. Ее приглашали в маскарады, в авангардные спектакли и новые балеты.
Многие вспоминают знаменитый тогда спектакль «Венецианские безумцы» Кузмина , где роскошь постановки была доведена до предела. Костюмы к спектаклю делал, конечно, Судейкин, а о самом спектакле рассказывали как о феерическом зрелище.
Ради Судейкина Вера оставляет свою мечту быть актрисой, перестает сниматься в кино и становится «женой художника».
Сергей Судейкин. Портрет Веры Судейкиной. 1917, акварель, чернила, перо, линованая бумага
Среди сохранившихся бумаг короткого периода их петроградской жизни есть тетрадные листы с аккуратно выписанными «Обязанностями жены художника», которым Вера старалась следовать и в Крыму, когда условия жизни усложнились, и ей чаще приходилось быть не музой, а кухаркой, посудомойкой, добытчицей:
«1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, ее замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физически идеалом, а потому быть его вечной моделью».
В марте 1917 г. Судейкин был послан на фронт, а Вера, заболев, в апреле уезжает от революционных событий и одиночества к матери в Москву.
Покинув Петроград весной 1917-го «подругой жизни» художника Сергея Судейкина, она вернется через сорок пять лет, осенью 1962-го, в Ленинград — женой композитора Игоря Стравинского...
Вера почти ничего не знает о Судейкине до тех пор, пока он внезапно не появляется на пороге ее московского жилья. По словам Николая Евреинова, от гибели на фронте художника «спасла болезнь», но его душевное состояние было тяжелым. В июне они уехали в Крым, который многим тогда «казался раем, стоявшим вне бешеного урагана, несущегося по остальной части России». Проведя лето 1917-го в окрестностях Алушты, к осени они перебрались сначала в Ялту, а потом в Мисхор, где и прожили до апреля 1919-го, переехав затем в Тифлис.
Сергей Судейкин. Два профиля Веры Судейкиной. Ок. 1919, карандаш, бумага
В декабре 1919 г. Судейкины по неизвестной причине (возможно, вслед за Сергеем Городецким) покинули Тифлис и перебрались в Баку.
12 марта 1920-го они вернулись в Тифлис; затем был Батум, где, продав Верины драгоценности, с помощью Зиновия Пешкова 8 мая того же года вместе с их верным спутником Сориным они сели на пароход «Souirah», 18 мая достигли Марселя, а 20 мая наконец прибыли в Париж.
19 февраля 1921 г. Дягилев знакомит Веру с Игорем Стравинским, в ноябре она нарушает обещание и вновь выходит на сцену — в небольшой роли Королевы в балете «Спящая красавица» (антреприза С.Дягилева, художник Л.Бакст, партитура П.И.Чайковского, частично оркестрованная И.Стравинским) во время сезона русского балета в театре Альмагамбра в Лондоне, а в конце мая 1922 г. уходит от Судейкина.
Впоследствии Вера Артуровна работала по созданию костюмов и аксессуаров для дягилевских постановок.
В 1940 г. Вера Судейкина приехала в Америку к И.Стравинскому. И во Франции, и в Америке Вера Судейкина продолжала работать как художник и декоратор, но на этот раз вдохновителем ее творческой музы был уже не Судейкин, а И.Стравинский, за которого она выходит замуж.
По воспоминаниям современников, Вера Артуровна Судейкина была красавица, обаятельная и словоохотливая в беседе, весьма практичная в делах мужа. Испытывая к Сергею Судейкину глубокую любовь, она делала все, чтоб пропагандировать его художественный талант.
Томас Манн считал Веру русской красавицей: «Красавица во всем: это специфический русский тип красоты, в котором обаяние достигает вершины». (Ирина Дзуцова,кандидат искусствоведения, заведующая отделом Национального музея Грузии)
Source: ЗДЕСЬ
В 1995 г. в университетском городе Принстоне (США) было осуществлено факсимильное издание альбома Веры Судейкиной-Стравинской (оригинал хранится в частном собрании, Нью-Йорк). Автором идеи издания, обширного предисловия и научного комментария является известный исследователь русского литературно-художественного авангарда профессор Джон Боулт.
Альбом Веры Судейкиной – этот отголосок традиции прошлых веков – и сегодня представляется историко-культурным фактом, имеющим интерес для специалистов и широкого круга читателей.
Традиция домашних (салонных) альбомов пришла в Россию из Западной Европы в конце 1820 – начале 1830 годов. Альбом – это документ эпохи, «биография времени», мир былой жизни, теплоты человеческих отношений и духовных связей, живой атмосферы быта. В альбоме часто сохраняется то, что со временем становится раритетом (автографы известных людей, посвящения, уникальные изображения и т.д.) Импровизационность, камерность, единичность создают ощущение подлинности и эффект присутствия и соучастия.
Все это можно отнести и к альбому Веры Судейкиной, сохранившему стихи, рисунки, нотные записи, автографы и фотографии известных деятелей культуры ХХ в. и являющему круг творческих и личностных интересов самой владелицы альбома, ее мужа, художника Сергея Судейкина и их современников.
Хронологически альбом охватывает период с 1916 по 1923 гг., с обширной географией – Петербург, Москва, Крым, Тифлис, Баку, Батуми, Париж. Это вынужденный маршрут перемещения четы Судейкиных и их друзей – авторов альбома, бежавших все дальше от революционной смуты и гражданской войны в России. Альбом дает представление и о его хозяйке, как об оригинальном художнике и стихотворце.
В альбоме представлено художественное творчество Б.Григорьева, И.Билибина, И.Терентьева, К.Зданевича, самих Судейкиных и других художников того времени. А его литературную часть составили стихи К.Бальмонта, М.Волошина, О.Мандельштама, М.Кузмина, Р.Ивнева, Г.Робакидзе, Т.Табидзе, М.Струве, И.Зданевича и многих других – всего 82 стихотворения 39-ти авторов. Это своеобразная антология поэзии 1916 – 1923-х годов. Она предназначалась одному человеку, сегодня – принадлежит новым поколениям читателей.
Некоторые стихотворные материалы, попавшие в Альбом Веры Судейкиной, до сих пор не издавалась, если не считать факсимильного воспроизведения их рукописного изображения. К ним можно отнести, например, значительную часть текстов С.Городецкого, в том числе и представленных здесь, или, например, арабеску Василия Каменского:
ЗЕЛЬЕ «ВЕРА»
Верочке Су-
дейкиной несу
Ангельский со-
К – Кюрассо =
Расплавленную изумрудь:
означает –
НЕ забудь.
Вася
Примерно 1919
Страница из альбома с рисунками Сергея Городецкого “День приезда” и “День отъезда”, (оба 1920, Баку, акварель, карандаш, бумага) и с его же автографами
Cергей Городецкий
ДЕНЬ ПРИЕЗДА
Как приехали супруги
Из Тифлиса да в Баку.
От хором своих в испуге,
Вздели
брови к потолку.
С подобающим почетом
Их встречает Шушаник.
Весь облит холодным потом
Зудейкин в тоске поник.
Сделал, крякнув, стул треногий
В честь туристов реверанс.
Вера думает в тревоге:
Где ж раскладывать пасьянс?
Баку. 1920. 12 – III
Сергей Городецкий
НОЧЬ ОТЪЕЗДА
Пачки связаны. Осталось
Их еще пересчитать.
Сколько будет – ах, усталость! –
Двадцать пять да двадцать пять.
Боны липнут, словно медом
Их намазал Нассим-бек.
Не один, а всем народом
Не сочтешь их в целый век.
Только сложишь – снова спутал!
И считай сначала их!
Ох, пришлись Сереже круто
Двести тысяч трудовых!
/Баку. 1920/
А. Файнберг
СУДЕЙКИНУ
Мгновенье душу раскололо,
Когда искал я жадных пут…
Провалы мысли стерегут
Безумца льдяного раскола.
В бреду веков за миром грани,
Поставив жертвенник Христа,
Рыдал безумец у креста,
Все бередя земные раны.
Настал конец пути земному…
Кровавых лун зарделся мак.
Ужалит всех змея клоак.
Конец вселенскому Содому.
С[урен] Зазарьян
Дорогим соседям В. А. и С. Ю. Судейкиным. Баку, 7 – III – 20 г.
Смущенною душой взираю на полотна
И звуки мощные вздымаются волной
И чую: притаясь за темною листвой
Дух Шумана присутствует бесплотно.
А там – гляди! – широко и вольготно
Москва на Масляной разгул справляет свой
Разбрызгал воздух иглы острых хвой
И мне от них морозно и щекотно.
Живых полотен пышный карнавал,
Живая радость стилей и столетий
Взрывают будни праздником соцветий.
Несется красок солнечный обвал
И мечутся, кружась в безумной пляске,
Как взрыв ракет волнующие краски!..