Страница истории образования в Азербайджане
Часть 1-я: Ликбез
[править]

Октябрьский переворот в России и Апрельский переворот в Азербайджане - это политические революции, т.е. процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений.

Идеологические изменения — это, по сути, культурная революция. [1]

Первой задачей в осуществлении культурной революции в Баку и Азербайджане стала ликвидация неграмотности и малограмотности среди населения.

В апреле 1920 года свыше 90% населения Азербайджана было неграмотно. На селе неграмотных было 97%, среди женщин — 99%.

" В 20-х годах, в пору государственной программы «ликвидации безграмотности», в советских учреждениях особо не церемонились при написании документов. Грамотность, сидящих в ту пору в учреждениях, работников новой власти, оставляла желать лучшего – большинство из них в недавнем прошлом были пролетариями. Например, в Азербайджане, если фамилия начиналась с буквы "u", то её писали как русскую «К», хотя это могло в корне изменить значение фамилии." [2]

Для воспитания верных себе кадров и рационального использования богатств Азербайджана, советская власть нуждалась в образованных специалистах. Поэтому развитию образования уделялось особое внимание.
Первым шагом в этой области стала ликвидация безграмотности. С первых месяцев советизации в Азербайджане открылись курсы, занимающиеся этим.

С середины 20-х годов в Азербайджане создавались школы ликбеза (курсы по ликвидации неграмотности).
Программа обучения включала чтение, письмо, счёт.
Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых:

  • Абрамова Н. [и др.] «К новой жизни. Книга для чтения в школе малограмотных» [Текст] /
    /Н.Абрамова [и др.]. – Баку: Азгиз, 1928. – 175 с. : ил.
    Изд. 2-е, испр. и доп. – [1929].
  • Архарова В. [и др.]. «Учебная книга по русскому языку для тюркских школ I ступени» [Текст] /
    /В. Архарова [и др.]. – Баку: [Азгиз,1929]. – 127 с.: ил. – (Учебники и учебные пособия для трудовой школы).
  • «Букварь для взрослых» [Текст] : сост. по методу Флерова Азерб. Центр. ком. по ликвидации неграмотности при Главполитпросвете АССР. – Баку: Гостип. Наркомпроса, 1922. – 33 с.  НПБ УШ
  • Соловьев П. «К грамоте. Букварь для взрослых» [Текст] /
    /П. Соловьев, Г. Гаврилов, Ю. Коновалов. – Баку: Долой неграмотность, 1927. – 284, VIII c.: карт.  РНБ
  • Соловьев П. «По завету Ленина. Букварь для взрослых» [Текст] /
    /П. Соловьев, Г. Гаврилов, И. Мариампольский. – Баку: Азгиз, 1928. – 139, III с.: ил.
    Изд. 2-е, испр. и доп. с первой кн. для чтения после букваря. – 1929. – 197 с. НПБ УШ, РНБ

Школы   грамоты  с десятимесячным курсом обучения давали знания в объеме двух классов начальной школы. В школах для малограмотных обучение проводилось в объеме полного курса начальной школы.

Основной формой работы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения являлись школы ликбеза, но помимо этого создавались курсы, группы, широко использовались избы-читальни, библиотеки, рабочие клубы, вся сеть культпросветучреждений. Последние играли особенно важную роль в сельской местности, в уездах Азербайджана, где в основном проживали национальные меньшинства.

В решениях 1-го Азербайджанского съезда политпросветработников, состоявшегося в декабре 1921 г., впервые обращалось внимание на необходимость активного вовлечения всех ячеек култьмассовых учреждений, основная масса которых размешалась в сельских районах, на борьбу за ликвидацию неграмотности.
Съезд постановил что ликвидация неграмотности взрослого населения, и особенно сельского, должна стать неотложной задачей всех политпросветучреждений республики, с широким вовлечением в эту работу библиотек и всех изб-читален.

Центрами политико-просветительной деятельности в азербайджанской деревне являлись избы-читальни, которые стали создаваться в республике с 1923 г.
VI съезд АКП(б) в 1924 г., учитывая огромное значение изб-читален, как единственного в то время культурного очага на селе, предложил партийным и советским организациям Республики принять все меры к расширению сети этих учреждений, «сосредоточивая в них всю просветительную работу в деревне и оказывая финансовую поддержку за счет государства».

Деятельность изб-читален в азербайджанской деревне налаживалась и оживлялась. Их работа была тесно связана с вопросами сельскохозяйственного производства, с повседневными нуждами крестьян.
Вокруг изб-читален были сосредоточены курсы по ликвидации неграмотности и школы для малограмотных, а которых крестьяне получали и начальное политическое просвещение.
Через избы-читальни шло распространение газет и политико-просветительной литературы.
При избах-читальнях функционировали различные кружки—сельскохозяйственные, кооперативные, санитарные, селькоров, драматические и др.

Большую помощь в организации культурно-просветительных учреждений в азербайджанской деревне оказывали город Баку и его рабочий класс.
Только с июня 1923 г. по апрель 1924 г. при непосредственном участии шефских организаций Баку в селах республики было открыто 30 изб-читален, библиотек и клубов, а в 1925 г. — 78 изб-читален.
Шефская культработа трудящихся Баку в азербайджанской деревне, усилившаяся в дальнейшем, имела важное значение для укрепления союза рабочего класса и крестьянства Азербайджана, для политического и культурного роста крестьянских масс республики.

В сентябре 1923 г. при Совнарком республики был создан Специальный Комитет по борьбе с безграмотностью во главе с Г. Мусабековым.

В 1924/25 уч. г. число учащихся ликбезов в Азербайджане увеличилось в восемь раз по сравнению с 1922/23 уч.

За время с 1922 по 1926 г. через ликбезы в республике ликвидировали неграмотность около 42,7 тыс. человек.

Likbez6.jpg

Успехи в ликвидации неграмотности в Азербайджанской ССР к концу восстановительного периода (1921-1925 гг.) были значительны.

Тем не менее, новые задачи в области индустриализации и культурного строительства требовали резкого расширения этой работы.

Большую помощь в борьбе за ликвидацию неграмотности оказывало организованное в Москве
в 1923 г. добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН). [3]

В декабре 1925 г. отделение этого Общества возникло и в Азербайджане.
Оно создавало свои ячейки в населенных пунктах, открывало новые курсы ликбеза и школы для малограмотных.
В 1927 г. ОДН в республике насчитывало уже 15 тыс. членов.

В работе по ликвидации неграмотности активное участие принимали профсоюзы, комсомол, кооперативные организации.
В августе-ноябре 1928 г. комсомольцы Азербайджана участвовали в организованном по инициативе ВЛКСМ Всесоюзном культурном походе молодежи, прошедшем под лозунгами борьбы с неграмотностью, с бескультурьем в личном и общественном быту.

В годы первой пятилетки в Азербайджанской ССР должны были ликвидировать неграмотность 470 тыс. человек.

Однако в начале пятилетки несколько ослабло внимание к этой работе,

Одной из основных причин недостатков, имевших место при ликвидации неграмотности, являлось отсутствие достаточного количества учебников и учительских кадров, а также низкий профессиональный уровень тех, кому было поручено осуществление программы ликбеза.
Огромной проблемой при проведении работы по ликвидации неграмотности, было то, что 60-70% азербайджанского учительства все еще оставалось на уровне низшего образования. Большинство учителей в уездах Азербайджана, где в основном проживали национальные меньшинства, сами не владели "основами наук”, чтобы суметь полностью передать намеченную программу.
Плохо обстояло дело и с правописанием. Так, в результате одного экзамена по родному языку, из 67 учителей свои имена и фамилии правильно написали лишь 9 человек.

В Республике наблюдалось отставание планов ликвидации неграмотности и по темпам, и по срокам, и по охвату всего населения, прежде всего в сельских районах, где в основном компактно проживали этнические меньшинства.
ЦК АКП (б) признал необходимым для успешного завершения ликвидации азбучной неграмотности использовать, изыскивать и развертывать различные формы массового движения за грамотность.
ЦК АКП (б) отметил слабое участие комсомола, профсоюза и общества "Долой неграмотность”, руководство которых, в погоне за коммерческой деятельностью, совершенно перестало заниматься своей прямой задачей-мобилизацией общественности в дело ликвидации неграмотности в Азербайджане, в особенности среди национальных меньшинств.

Серьезным тормозом распространения грамотности в Азербайджане был старый арабский алфавит. Будучи труден для изучения, он не соответствовал фонетическим и грамматическим особенностям азербайджанского языка.

Назрела необходимость в радикальном изменении системы письменности.
Передовая общественность Азербайджана в печати и на собраниях высказывалась против старого алфавита.
При этом наметилось два течения. Сторонники одного из них предлагали ограничиться реформой старого алфавита, тогда как передовая часть интеллигенции решительно выступала за перевод азербайджанской письменности на латинизированный алфавит, убедительно доказывала его реимущества.

В марте 1922 г. под председательством Самеда Ага Агамали оглы была создана комиссия, которая вскоре представила проект нового алфавита, составленный на основе латинской графики.
Этот проект, несмотря на упорное сопротивление его противников, был принят Правительством pеспублики и издан.

Сбылась мечта передовых людей Азербайджана о переходе от старого, труднодоступного народным массам арабского алфавита к новому алфавиту. Идею перехода на новый алфавит горячо поддерживали трудящиеся массы республики.

Большие заслуги в деле развития азербайджанской письменности принадлежали созданному 21 июля 1922 г. Комитету нового алфавита, возглавлявшемуся С. Агамали оглы.
Этот Комитет провел большую работу по развитию азербайджанской письменности, созданию условий для перевода издания газет, журналов, книг на новый алфавит.

20 октября 1922 г. Азербайджанский ЦИК издал декрет об одновременном ведении делопроизводства предприятий и учреждений на новом и старом алфавитах.

В 1925 г. новый алфавит стал применяться в школах I ступени. Его введение намного облегчило процесс обучения детей и особенно ликвидацию неграмотности взрослого населения.
Если в 1922 г. при помощи нового алфавита грамоте обучились 0,8 тыс. человек, то в 1925 г. — 16,2 тыс. человек.

Вслед за Советским Азербайджаном движение за латинизированный алфавит развернулось в других национальных республиках.

Важное значение в борьбе за новый алфавит сыграл I Всесоюзный тюркологический съезд, происходивший с 26 февраля по 5 марта 1926 г. в Баку.

В работе съезда участвовал 131 делегат от республик, областей, краев Советского Союза и от ряда зарубежных стран, а также около 600 языковедов, литературоведов, востоковедов, историков и других представителей науки.
Подавляющее большинство участников съезда высказалось за латинизированный алфавит.
В решении съезда говорилось, что нации и народности, желающие составить и провести в жизнь новый алфавит, должны использовать опыт и методы работы Советского Азербайджана и других республик и областей Советского Союза.

Высоко оценивая проведенную в Азербайджане работу по переходу на новый алфавит, М. Горький отмечал, что «азербайджанский народ сделал решительные шаги перед всеми восточными народами и, проведя в жизнь алфавит, показал всем народам дорогу в будущее...».

Для руководства работой по введению нового алфавита в мае 1927 г. был создан Всесоюзный Центральный комитет нового тюркского алфавита под председательством С. Агамали оглы.
Этот комитет составил пятилетний план распространения нового алфавита в республиках и областях, где ранее употреблялся арабский алфавит.

22 июля 1928 г. Азербайджанский Центральный Исполнительный Комитет и правительство республики приняли постановление об обязательном введении нового алфавита, узаконившее в Азербайджане переход всего делопроизводства государственных учреждений и предприятий, печати, издательств и всех учебных заведений на новую письменность с 1 января 1929 г.

Перевод азербайджанской письменности с арабской графики на латинскую несколько упростило задачи обучения грамоте взрослого населения.
Ежегодно на пунктах ликбеза, в школах грамоты и для малограмотных обучалось от 300 до 500 тыс. человек.  
И это дало ощутимый результат - спустя 10 лет (1922-1932) массовая неграмотность в стране была ликвидирована: в 1932 г. грамотность всего населения достигла 82,8%.

В целях перестройки деятельности ликбезов на основе единого плана, превращения борьбы за грамотность в подлинно всенародное движение, ЦК ВКП(б) 17 мая 1929 г. принял постановление «О работе по ликвидации неграмотности».
В нем отмечалось, что задачи социалистической перестройки народного хозяйства и огромная тяга трудящихся масс к повышению своего культурного уровня настойчиво требуют решительного перелома в работе по ликвидации неграмотности.
Большое внимание в постановлении уделялось ликвидации неграмотности в национальных республиках и районах.

Начало новому подъему культурного строительства в стране положили решения XVI съезда ВКП(б), способствовавшие дальнейшему усилению борьбы за ликвидацию неграмотности и малограмотности взрослого населения.

В Азербайджане развернули невиданную в истории по своим масштабам деятельность по ликвидации неграмотности взрослого населения в возрасте от 16 до 50 лет.
Бюджетом республики ежегодно на эти цели предусматривались крупные суммы. Была создана специальная инспектура. Проводилась большая разъяснительная работа с целью вовлечения взрослого населения в школы ликвидации неграмотности и малограмотности.

Несмотря на определенные трудности, 30-е годы можно считать годами напряженной работы по ликвидации фактического неравенства в социально-экономическом и культурном уровне различных наций и народностей, проживающих в Азербайджане.
Массовая ликвидация неграмотности среди национальных меньшинств в республике шла по нарастающей, вовлекая в этот процесс все большее число людей, охватывая женщин- мусульманок, проникая в отдаленные села, и даже кочевые станы.

В Азербайджане, как и в других союзных республиках, с 1930 г. в сети ликбеза вводился непрерывный учебный год, что давало возможность охватить большее число неграмотных обучением и повысить его качество.

Likbez3a - Copy.jpg

В 1929 г. по инициативе ОДН в Баку и районах Республики был объявлен культпоход.
В работу по ликвидации неграмотности были вовлечены тысячи учителей, студентов, учащихся старших классов средних учебных заведений.
Они на добровольных началах и бесплатно занимались ликвидацией неграмотности среди взрослого населения. По всей республике - и в городах, и особенно в селах - ширилась сеть курсов для образования взрослых.

Быстро росла сеть школ для неграмотных и малограмотных, увеличивалось числе их слушателей. Количество таких школ в 1929/30 уч.г. возросло до 4190 с контингентом учащихся в 151,9 тыс. человек против 1125 школ и 31,8 тыс, учащихся в 1927/28 уч. г.

К весне 1930 г. культпоход охватил в республике до 160 тыс. человек.
В 1930—1931 гг. в Азербайджане, как и в других республиках, получили распространение новые формы культпохода — «культэстафета», «культштурм».
Численность участников культпохода —культармейцев в республике к 1932 г. составляла около 9 тыс. человек.

Если раньше задачи культпохода сводились, главным образом, к борьбе за ликвидацию неграмотности и малограмотности, то в 1930—1931 гг. его содержание значительно расширилось, включая введение всеобщего начального обучения, развертывание культурно-просветительной работы.
В связи с этим особенно быстро росло число школ повышенного типа для взрослых. В 1931 г. в республике насчитывалось 359 таких школ с 11,4 тыс. учащихся.

Кипучая работа по ликвидации неграмотности в Азербайджане приносила свои плоды. Ежегодно десятки и сотни тысяч людей ликвидировали свою неграмотность и малограмотность. Особенно большие успехи были достигнуты в 1932 г., когда неграмотность ликвидировали 275,1 тыс. человек, в том числе 214,5 тыс. человек на селе.
В этом же году покончили со своей малограмотностью 110,4 тыс. человек, в том числе 68,2 тыс на селе.

В результате упорной борьбы за ликвидацию неграмотности и осуществление всеобуча грамотность населения республики, достигавшая в 1926 г. 25,2%, составила в 1931 г.— 31,4%, а в конце 1933 г. — 50,9%.
К началу сороковых годов в основном была завершена ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

Среди овладевших грамотой было много женщин, порвавших со старым бытом и вступивших на широкую дорогу общественной жизни

В Азербайджане впервые были организованы школы грамоты на дому, созданные с учетом особенностей быта азербайджанок. Этот почин стал быстро распространяться в тюркских республиках РСФСР и явился одной из действенных форм борьбы за ликвидацию безграмотности женщин-мусульманок.

В Азербайджане, как и в других восточных советских республиках, создавались специальные женские клубы.

Особенно выделялся своей активной работой Центральный женский клуб им. Али Байрамова, организованный в Баку 20 мая 1920 г.
В создании и работе этого клуба активное участие принимали видные общественные деятельницы Азербайджана Дж. Байрамова, М. Джафарова, Кёйли кызы Гюляра, Айна Султанова, X. Шабанова-Караева и др.

За короткий срок Центральный женский клуб им. Али Байрамова развернул интенсивную и разностороннюю деятельность.

При клубе были созданы кружки (курсы) ликвидации неграмотности.
К 1923 г. клуб имел 17 своих отделений в уездах.
К этому времени при клубе были организованы общеобразовательные и профессиональные курсы, школы, ремесленные, швейные, текстильные и иные мастерские, музыкальные, драматические и другие кружки, в которых учились и приобретали знания тысячи азербайджанок

В период 1924—1930 гг. на курсах и в школах, организованных при клубе им. Али Байрамова, ликвидировали свою неграмотность 8280 азербайджанок.


К концу восстановительного периода численность женщин, охваченных массовой и культурно-просветительной работой в клубе им. Али Байрамова, превышала 47 тыс. человек.
В 1926—1932 гг. клуб им Али Байрамова охватывал своей культурно-просветительной работой до 150 тыс. азербайджанок.
К 1933 г. при клубе действовали фельдшерский и педагогический рабфаки и учебный комбинат с дошкольными, швейными, статистическими и шоферскими курсами.

В связи с широким вовлечением азербайджанок в производственную и общественную жизнь в республике создавались новые женские клубы. Их число в 1932 г. возросло до 40.

С началом коллективизации сельского хозяйства необходимо было еще шире развернуть политико-просветительную и культурно-массовую работу в азербайджанской деревне. Возросли культурные запросы и самих крестьян.
С 1930 г. правительством республики был принят ряд мер по расширению сети культурно-просветительных учреждений в сельских районах, особенно изб-читален. Их число в Азербайджане к 1932 r. возросло до 621 против 121 в 1926 г.

"Бакинский рабочий", 21 мая 1933 года:
"344 097 человек обучено грамоте в Баку за годы советизации.
В настоящее время ликбезами охвачено 43 000 человек.
Идут усиленными темпами выпуск и переводы из азбучных в малограмотные группы.
В 1933 году по Баку будет завершена ликвидация неграмотности."

Работа по ликвидации неграмотности и малограмотности в Республике продолжалась до конца 40-х годов. Большая роль в этом отводилась профсоюзам.


Источники:
[править]

  • [4]
  • [5]
  • [6]
  • В данной публикации использованы фотографии, найденные на просторах Internet:
Всем авторам фотографий: СПАСИБО !


Примечания:

  1. «Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на широкие массы. Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике, как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя — «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны — в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — Реальное училище — Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Таким образом, такие школьные предметы, как: логика, богословие, латинский и греческий языки, и другие гуманитарные предметы — из системы народного образования были удалены.” [1]
  2. [2]
  3. "ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ" (ОДН), всероссийское добровольное общество.
    Основано в 1923, ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР.
    Об-во создавало школы, группы, члены его вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также широкую политико-просветительную работу.
    В 1930 об-во насчитывало ок. 3 млн. членов с 200 тыс. ячеек; особенно большую работу оно проделало в деревне.
    За время своего существования (1923-36) члены об-ва обучили ок. 5 млн. неграмотных и малограмотных.
    Об-во издавало журн.: "Культпоход" (1930-32), "Повысим грамотность" (1933-36) и "Бюллетень центрального Совета общества "Долой неграмотность"" (1930-35). [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]



Пользуетесь сведениями данной публикации ? Дайте обязательно ссылку на сайт "Наш Баку" !




--Sibor 17:43, 29 ноября 2012 (CET)

comments powered by Disqus