1869 (1870-?) - 1938
Оперный певец, бас.
Настоящее имя - Спивак Лейб Моисеевич.
Родился в 1869 (в нек-рых источ.в 1870) в местечке Полонное Волынской губернии, ныне Хмельницкой области.
Мальчика за его прекрасный голос приглашали петь на еврейских свадьбах и в хоре городской синагоги.
Из Полонного он вместе с семьей переезжает в Бердичев,а затем семья Спивак едет в Одессу.
Друзья и поклонники щедро одаренного природой юноши помогли ему получить в Одессе хорошее музыкальное образование. В это же время Лейб Спивак женился на дочери богатого театрального деятеля Одессы Сибирякова, оказавшего ему впоследствии весомую материальную поддержку.
Сибиряков завоевал публику благодаря голосу, который сравнивали с виолончелью и органом, голосу победительной красоты.
Специалисты по вокалу считали, что молодому человеку необходима стажировка в знаменитом миланском театре «Ла Скала», в котором многие соискатели из разных стран сдавали нелегкий экзамен, чтобы по праву называться артистом мирового класса.
Лейб Спивак уехал в Италию на два года, получил там желанное место и стипендию. По приглашению знаменитого дирижера Артуро Тосканини юный одессит после окончания двухгодичного курса выступал в этом театре под псевдонимом Леопольдо Спивакини (сезоны 1897—88 и 1899—1900 гг.).
Возвратившись на родину в конце 1890-х годов, он с успехом гастролировал по городам России в составе сначала оперной труппы из Петербурга, выступал в различных провинциальных русских оперных театрах, в том числе в Киеве, Харькове, Баку и Тифлисе, а затем в 1909 г. поступил в труппу Мариинского театра. Публика восторженно встречала его выступления, программу которых составляли арии классического оперного репертуара и популярные народные песни.
Молодой певец из Украины обладал сильным, ровным, полнозвучным басом мягкого тембра. Великая артистка Антонина Нежданова, побывав на его концерте, писала:
Известные театральные деятели того времени, признавая незаурядный талант оперного певца, высказывали пожелания, чтобы он пел на сцене Мариинского оперного театра в Петербурге.
В связи с тем, что евреям путь в Мариинский театр был закрыт, Лейб Моисеевич Спивак вынужден был согласиться на обряд крещения и принять новое имя и отчество - Лев Михайлович и фамилию его жены. Так он стал Сибиряковым. Только после этого Сибиряков стал солистом знаменитой Мариинки — Императорского оперного театра, на сцене которого он пел с 1909 по 1921 год.
Там, а также в Большом театре в Москве, Лев Михайлович исполнял партии Ивана Сусанина в опере Глинки, Собакина в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Марселя в «Гугенотах» Мейербера, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, Рамзеса в «Аиде» Верди.
Выступал также он в этот период и за границей. Например, Бостон услышал его в ноябре 1910 г. в “Мефистофеле” Бойто, а позднее — в “Фаусте” (Мефистофель) и “Севильском цирюльнике” (Дон Базилио).
В 1911г. он трижды выходил на сцену Ковент-Гардена в роли Марселя на трех представлениях “Гугенотов”, с Дестинн и Тетрадзини.
Репертуар его был огромен и включал популярные партии: Сусанина в “Жизни за Царя” Глинки, Собакина в “Царской невесте” Римского-Корсакова, Пимена в “Борисе Годунове”, Гремина в “Евгении Онегине” и ряд ролей в операх Вагнера.
В конце 1921 года, Лев Сибиряков уехал заграницу. Он с успехом выступал в странах Западной Европы. Как и Федор Шаляпин, пропагандировал русское оперное искусство.
В 1932 г. он один сезон проработал в Монте-Карло, где пел в “Фаворитке”, “Аиде” и “Тристане и Изольде”.
В последние годы жизни стал профессором Варшавской консерватории.
Умер Лев Михайлович Сибиряков в 1938г. в Варшаве.
Источник:
Здесь
Здесь
Энциклопедия "Оперные певцы"